Подходы к исследованию высших психических функций: возможности применения в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 04.07.2023

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Иоголевич, Т. Ю. Подходы к исследованию высших психических функций: возможности применения в современных условиях / Т. Ю. Иоголевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104714/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор анализирует основные подходы в исследовании высших психических функций, показывает, что цифровизация и компьютеризация, создание новых-современных информационно-коммуникационных технологий обуславливает смену парадигмы культурного знака. Это ставит вопрос об учете трансформации социокультурной ситуации при исследовании проблемы высших психических функций, их формирования и развития. Делается вывод о жизненности и актуальности культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и применения ее в качестве методологической основы для исследования ВПФ «цифрового» поколения.

Ключевые слова: высшие психические функции, культурно-историческая теория Л. С. Выготского, трансформация социокультурных условий.

Изучение высших психических функций было и остается одним из важнейших направлений исследований психологии как науки. Цель исследования: раскрыть сущность базовых идей основных теоретических подходов в исследовании ВПФ и их преемственность на сегодняшнем этапе развития психологии. Теоретическая гипотеза: поскольку современные дети формируются в новых социокультурных условиях,обуславливающих смену культурных знаков, то при построении исследований ВПФ «цифрового» и последующих поколений актуальны идеи культурно-исторической теории развития психики Л. С. Выготского, которые могут выступать в качестве методологической основы исследований развития ВПФ «цифрового» поколения, социализирующегося в «цифровой» реальности.

Понятие «ВПФ». В отечественной психологии понятие «Высшие психологические функции» было введено выдающимся советским психологом Л. С. Выготским и в дальнейшем развито А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и другими отечественными учеными. Стоит отметить, что в работах Л. С. Выготского говорится о «высших психологических функциях». Ученый настаивал именно на этой формулировке, считая, что она подчеркивает их сложную организацию и опосредованность культурными знаками. Однако в отечественной и зарубежной психологии сегодня используется понятие «высшие психические функции». Так, в терминологическом «Словаре Л. С. Выготского», указан термин «высшие психические функции» [8, с. 33]. В нашей работе мы будем придерживаться общепринятой на сегодня в отечественной психологии формулировки — «высшие психические функции». В своих научных работах Выготский дает следующее определение ВПФ: «это сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления» [4, с. 9]. А. Р. Лурия дополнил понятие ВПФ. Он рассматривал их «как сложные формы психической деятельности, включающие в свой состав движущие мотивы, цели и программу исполнительные звенья и контролирующие механизмы» [1, с. 84].

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского . Методологический кризис, который испытывала психология в начале 20 века, способствовал поиску психологов того времени искать возможные пути создания новой современной психологии, нового предмета, новых методов, т. е. по-новому определить понимание сущности психологической науки, которой они занимались. Размышления Л. С. Выготского над этой проблемой привели его к революционной идее изучать психику человека не с биологической, физиологической, а культурологической позиции: через символ, через культурный знак. Это было иное решение, которое затем легло в основание его культурно-исторической концепции. Введение культуры в объяснительные принципы, позволило говорить о том, что психика опосредована культурой, формируется культурой. Культура как система знаков врастает в психику, а высшие психические функции являются социокультурно детерминированными (обусловленными). Применительно к психическому развитию человека, теория Л. С. Выготского сформулирована в законах детского развития, где ВПФ являются одним из ключевых понятий. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т. е. уровнем развития обобщения или значения слов. Поведение современного человека — это не только результат развития его с детства, а также продукт исторического развития. Если раньше слову «культурная» в названии концепции Л. С. Выготского не придавалось большого значения, интереса к особенностям той или иной культуры не было, она понималась как культура вообще, то на сегодня этот термин, включенный в название его теории, приобретает особый смысл. Он заключается в том, что в названии «культурно-историческая» «заложено представление о том, что с течением истории, с культурными трансформациями многое меняется: содержание возрастов, само наличие или отсутствие какого-то возраста, какой-либо деятельности и т. д». [10, с. 30].

Таким образом, ВПФ — основное понятие в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. ВПФ образуют структуру сознания. «Вход» в сознание возможен только через культурный знак. То есть понимать сознание, развивать сознание мы можем только с помощью культурного знака.

Теория системной динамической локализации высших психических функций Л. С. Выготский-А. Р. Лурия. Как следует из названия теории, она опирается на 2 основных фундаментальных принципа: системности (психические функции представляют собой системные образования, которые формируются на протяжении жизни, являются произвольными и опосредованными речью) и динамичности (опирается на данные современных исследований: 1) одна и та же зона мозга может включаться в самые разные ансамбли мозговых областей, т. е. динамично менять свое положение и роль; 2) изменчивость под влиянием различных воздействий, включая влияние индивидуальной среды воспитания и коррекционных программ). Благодаря качеству полифункциональности, под влиянием новых воздействий мозговые структуры могут перестраивать свои функции.

При формировании ВПФ на разных возрастных этапах локализация происходит не одновременно, а в определенный период времени каждая функция находит «свое место» в головном мозге. В процессе формирования функции ее структура, взаимоотношения с другими психическими процессами может претерпевать изменения, и, как следствие, меняется и ее локализация. Поэтому у взрослого и ребенка локализация одной и той же функции может резко отличаться. При поражении мозга, если это спровоцировало нарушение целостности функциональной системы, локализация функции также может измениться. Такое представление о системной и динамической локализации ВПФ определяет подход к анализу их нарушений, а также возможности и пути восстановления [6]. Итак, теория системной динамической локализации ВПФ Л. С. Выготского и А. Р. Лурия, объединяет, с одной стороны, понимание ВПФ как сложных психологических систем (Л. С. Выготский), и с другой — представление о них как о совокупности различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов, которая обеспечивает их осуществление (А. Р. Лурия).

Следовательно, ВПФ, или сложные формы сознательной психической деятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную морфофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем. Такой подход к рассмотрению ВПФ стал теоретической основой при создании науки о психике человека с позиции работы мозга — нейропсихологии.

Теория когнитивного развития Ж. Пиаже. Среди наиболее признанных зарубежных теорий когнитивного и личностного развития является теория Ж. Пиаже. Под психическими функциями Ж. Пиаже понимал биологические присущие организму способы взаимодействия с окружающим миром. Согласно ученому, центральным стержнем развития психики является интеллект. Активно взаимодействуя со средой, ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации, которая позволяет ему адаптироваться к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется ограничениями мышления.

Если в теории когнитивного развития Ж. Пиаже акцент сделан на биологическом развитии, то Л. С. Выготский большее значение в психическом развитии ребенка придает культурно-историческом аспекту. Главный оппозиционный тезис этих двух мыслителей — это тезис о соотношении биологического развития и обучения. Если Л. С. Выготский говорит о том, что обучение идет впереди развития, а «не плетется в хвосте у него», то Ж. Пиаже считает, что обучение должно подстраиваться под логику развития ребенка. Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, однако наибольшей критике, как при его жизни, так и позднее подвергалась недооценка им роли среды и влияния взрослого в психическом развитии детей. Стоит отметить, что изучение и выявление биологических закономерностей развития, как отмечает Л. А. Ясюкова, «выходит за рамки сугубо психологического рассмотрения» [12, с. 2].

Трансформация социокультурных условий. Внастоящее время в связи с трансформацией социокультурной ситуации, обусловленной созданием новых средств коммуникации (информационно-коммуникационных технологий), проблема формирования и развития высших психических функций (ВПФ) приобрела особую значимость. Исследования последних двух десятилетий указывают на то, что такие психические процессы, как мышление, память, восприятие, внимание, способность к речевому общению, эмоциональные и волевые процессы под влиянием цифровых технологий претерпевают у детей качественные и количественные изменения по сравнению с предыдущими поколениями (А. Ш. Тхостов, К. Г. Сурнов, 2006, 2020; Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик, 2017; О. В. Рубцова, 2019; Л. А. Белозерова, С. Д. Поляков, 2021; С. Н. Костромина, 2021; Е. Е. Сапогова, 2021, 2022 и др.). Стремительная трансформация социокультурных условий, происходящая в наши дни, темпы изменений, требуют учета постоянно меняющихся характеристик, параметров, векторов развития реальных людей в реальном мире, понимания к каким психологическим изменениям, в том числе и ВПФ, ведет цифровизация и погружение человека в виртуальную реальность. Сегодня ситуация изменилась и знаковой реальностью начинает выступать Интернет. Дети с ранних лет начинают пользоваться гаджетами, это занимает существенную часть их времени, что не может не сказаться на их ВПФ. Проведенные исследования дают понимание о том какие качественные и количественные изменения в сравнении с предыдущими поколениями происходят в психическом развитии детей [2, 3, 5, 7, 9, 11].

Новая «цифровая» реальность сегодня начинает доминировать в социализации ребенка, и в настоящее время происходит смена парадигмы культурного знака. Все это ставит новые вопросы к исследованию ВПФ, механизмов их развития. Возможно, новая знаковая система будет менять локализацию ВПФ, оказывать влияние и на системную организацию ВПФ, на развитие ВПФ.

Выводы

Понятие «высшие психологические функции», введенное выдающимся психологом Л. С. Выготским, сегодня считается общепризнанным. В настоящее время под ВПФ понимают «сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления» [4, с. 84].

Идеи культурно-исторической теории развития психики Л. С. Выготского остаются актуальными и в настоящее время. Введение культуры в объяснительные принципы, позволило говорить о том, что психика опосредована культурой, формируется культурой. Культура как система знаков врастает в психику, а высшие психические функции являются социокультурно детерминированными (обусловленными).

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского может и должна быть положена в качестве методологической основы для исследования ВПФ новых поколений — детей, живущих и социализирующихся в «цифровой» реальности, реальности, характеризующейся сменой культурного знака.

Литература:

  1. Баулина М. Е. Нейропсихология: учебник для вузов / М. Е. Баулина. — М.: Владос, 2018. — 391 с.
  2. Белозерова, Л.А., Поляков, С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 23–32. — URL: https://doi.org/10.18500/2304–9790–2021–10–1–23–32
  3. Богачева Н. В. Мифы о «поколении Z» / Н. В. Богачева, Е. В. Сивак// Современная аналитика образования. — 2019. — № 1(22). — С. 1–64. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41521175&ysclid=ljco8zruhg735367668
  4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расширенное. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с.
  5. Веракса Н. Е. Проблемы психического развития ребенка и цифровизация / Н. Е. Веракса // Воспитание и обучение детей младшего возраста. –2022. — № 10. — С. 37–46. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39323145&ysclid=ljcrdacctc223831839
  6. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. — 384 с.
  7. Горобец Е. А. Особенности когнитивного развития у детей раннего и дошкольного возраста, использующих гаджеты /Е. А. Горобец, Р. Г. Гамирова, А. В. Схиртладзе, В. Ф. Прусаков, С. Я. Волгина // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2021. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kognitivnogo-razvitiya-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta-ispolzuyuschih-gadzhety
  8. Словарь Л. С. Выготского / под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2007. — 119 с.
  9. Солдатова, Г. У. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики /Г. У. Солдатова, А.Е, Войскунский // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2021. Т.18. № 3. С. 431–450. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kognitivnaya-kontseptsiya-tsifrovoy-sotsializatsii-novaya-ekosistema-i-sotsialnaya-evolyutsiya-psihiki
  10. Толстых Н. Н. Социальная психология развития: интеграция идей Л. С. Выготского и А. В. Петровского/Н. Н. Толстых // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. — № 1. — С. 25–34.
  11. Трофимова Е. И. Развитие речи у детей дошкольного возраста в век цифровизации. / Е. И. Трофимова // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 431–433. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86199/
  12. Ясюкова Л. А. Закономерности возрастного развития: критический анализ концепций / Л. А. Ясюкова //Народное образование. –2016. — № 6 (1457). — С. 41–52.
Основные термины (генерируются автоматически): культурный знак, функция, культурно-историческая концепция, культура, методологическая основа, процесс, психологическое строение, теория, биологическое развитие, когнитивное развитие.


Ключевые слова

высшие психические функции, культурно-историческая теория Л. С. Выготского, трансформация социокультурных условий

Похожие статьи

Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника

В этом контексте особое место занимает культурно-историческая концепция М. С. Кагана, которая представляется

Каждая цель требует, как учили еще Бэкон и Декарт, соответствующих методологических средств.

СПб., 2005. Иконникова С. Н. История культурологических теорий.

Культура — исторически определенный уровень развития общества и человека.

Социально-психологические идеи Л. С. Выготского

Одним из его психологических достижений стало открытие зоны ближайшего развития.

С помощью знаков происходит овладение поведением, его социальная детерминация.

По мнению Л. С. Выготского, общение это процесс, который основан на интеллектуальном понимании и

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры.

Роль культурных медиаторов в жизни человека

Основы культурно-исторической концепции были заложены Л.С. Выготским.

Знаки существуют в физической форме слов, изображений, звуков, действий или объектов.

Ребенок-примитив — это ребенок, не проделавший культурного развития или стоящий на

Таким образом, культурные медиаторы играют немаловажную роль в жизни человека.

Культурная антропология как система понятий и факторов...

Ключевые слова:антропология; культура; культурная антропология; культурные феномены

Антропология как область научного исследования сложилась в европейской культуре в XIX веке.

С этой точки зрения понятие «культура» нужно использовать не как теорию или модель

Еще одним немаловажным понятием культурной антропологии является символ.

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной...

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии.

В итоге в структурном строении социального окружения выделяются четыре уровня

Культурно-историческая концепция Льва Семеновича Выготского (1896–1934) доказывает, что

Культурное и социальное развитие выступает как основное условие развития личности.

Очерк философии науки. Глава 3. Философские концепции...

Глава 3. Философские концепции развития и системно-эволюционный подход в науке / С. Н

С этой точки зрения устанавливается диалектическая взаимосвязь структуры и функции

Последний внес существенный вклад в развитие теории самоорганизации с точки зрения

Анохин Л. М., Анохина Н. В. Системно-эволюционный подход как методологическая основа...

Сущность и специфика социально-культурного развития личности

 Одним из важных процессов социально-культурного развития личности является объединение образования и культуры, которая предполагает ориентацию на воспитание «человека культуры», способного к творческой самореализации в социокультурной ситуации.

Методологические и теоретические основы изучения...

Библиографическое описание: Карабанова, О. Р. Методологические и теоретические основы изучения общепсихологической теории деятельности

Рис.2. Основные направления развития деятельностной методологии в психологии.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т./С. Л. Рубинштейн.

Развитие в процессе деятельности является основным способом...

Аспекты организации инклюзивного образования | Молодой ученый

Особую значимость для определения методологических основ инклюзии имеют идеи

С позиции культурно-исторического подхода Л. С. Выготского развитие высших психических

В культурно-исторической концепции Л. С. Выготского озвучена важная для инклюзивного

У. Йонсон выделяет три типа культуры, приобщение к которым является важным для ребенка...

Похожие статьи

Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника

В этом контексте особое место занимает культурно-историческая концепция М. С. Кагана, которая представляется

Каждая цель требует, как учили еще Бэкон и Декарт, соответствующих методологических средств.

СПб., 2005. Иконникова С. Н. История культурологических теорий.

Культура — исторически определенный уровень развития общества и человека.

Социально-психологические идеи Л. С. Выготского

Одним из его психологических достижений стало открытие зоны ближайшего развития.

С помощью знаков происходит овладение поведением, его социальная детерминация.

По мнению Л. С. Выготского, общение это процесс, который основан на интеллектуальном понимании и

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры.

Роль культурных медиаторов в жизни человека

Основы культурно-исторической концепции были заложены Л.С. Выготским.

Знаки существуют в физической форме слов, изображений, звуков, действий или объектов.

Ребенок-примитив — это ребенок, не проделавший культурного развития или стоящий на

Таким образом, культурные медиаторы играют немаловажную роль в жизни человека.

Культурная антропология как система понятий и факторов...

Ключевые слова:антропология; культура; культурная антропология; культурные феномены

Антропология как область научного исследования сложилась в европейской культуре в XIX веке.

С этой точки зрения понятие «культура» нужно использовать не как теорию или модель

Еще одним немаловажным понятием культурной антропологии является символ.

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной...

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии.

В итоге в структурном строении социального окружения выделяются четыре уровня

Культурно-историческая концепция Льва Семеновича Выготского (1896–1934) доказывает, что

Культурное и социальное развитие выступает как основное условие развития личности.

Очерк философии науки. Глава 3. Философские концепции...

Глава 3. Философские концепции развития и системно-эволюционный подход в науке / С. Н

С этой точки зрения устанавливается диалектическая взаимосвязь структуры и функции

Последний внес существенный вклад в развитие теории самоорганизации с точки зрения

Анохин Л. М., Анохина Н. В. Системно-эволюционный подход как методологическая основа...

Сущность и специфика социально-культурного развития личности

 Одним из важных процессов социально-культурного развития личности является объединение образования и культуры, которая предполагает ориентацию на воспитание «человека культуры», способного к творческой самореализации в социокультурной ситуации.

Методологические и теоретические основы изучения...

Библиографическое описание: Карабанова, О. Р. Методологические и теоретические основы изучения общепсихологической теории деятельности

Рис.2. Основные направления развития деятельностной методологии в психологии.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т./С. Л. Рубинштейн.

Развитие в процессе деятельности является основным способом...

Аспекты организации инклюзивного образования | Молодой ученый

Особую значимость для определения методологических основ инклюзии имеют идеи

С позиции культурно-исторического подхода Л. С. Выготского развитие высших психических

В культурно-исторической концепции Л. С. Выготского озвучена важная для инклюзивного

У. Йонсон выделяет три типа культуры, приобщение к которым является важным для ребенка...

Задать вопрос