Культурная антропология как система понятий и факторов становления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 1381 раз

Библиографическое описание:

Астанина Н. В. Культурная антропология как система понятий и факторов становления // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 822-824. — URL https://moluch.ru/archive/52/6961/ (дата обращения: 16.07.2018).

Ключевые слова:антропология; культура; культурная антропология; культурные феномены; символические объекты; факторы; символ.

Антропология как область научного исследования сложилась в европейской культуре в XIX веке. Окончательно она оформилась в течение последней четверти XIX века и связывалась с задачами всестороннего понимания человека. Здесь объединялись: собственно антропология, или естественная история человека, включая его эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию; палеоэтнология — ранние стадии распространения человека на Земле, его поведения и обычаев; социология — отношения людей между собой; лингвистика — образование и существование языков, фольклор; мифология — возникновение, история и взаимодействие религий; социальная география — воздействие на человека климата и природных ландшафтов; демография — статистические данные о составе и распределении человеческой популяции.

В истории становления антропологии как области научного познания обычно выделяются следующие периоды: этнографический (1800–1860), эволюционистский (I860–1895), исторический (1895–1925). В течении этих периодов происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете и границах этой познавательной области. С конца XIX века из общей области антропологии выделялась самостоятельная научная дисциплина, которая в США получала название культурной антропологии, в Великобритании — социальной антропологии, а во Франции — этнологии [1 с.3].

Понятие «культура» является одним из главных в социальной и культурной антропологии. Соответствующее слово появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234–149 до н. э.) написал трактат о земледелии, перевод названия которого по латыни звучит примерно так: агрокультура. Отсюда первоначально слово «культура» применялось как агротехнический термин — «обработказемли, возделываниепочвы» [2 с.38]. В современном значении понятие «культура» начало применяться в Европе в XVIII веке благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико — крупнейший итальянский философ эпохи Просвещения, творец современной философии истории и предтеча, заложивший основы культурной антропологии и этнологии, И. Г. Гердер — немецкий историк культуры, Ш. Монтескье — французский философ и литератор эпохи Просвещения. В этот период волна географических открытий, как неоднократно бывало и прежде в истории, обострила интерес исследователей к сравнению ценностей, стереотипов, традиций с ней культуры с теми, что свойственны другим народам инициировала о правомерности культурного многообразия.

Со второй половины XIX века понятие «культура» постепенно приобретает статус научной категории. Практически утрачивается прогрессивистский оценочный оттенок, индуцированный идеями Просвещения и подчеркивающий «высокий» уровень развития общества. Оно стало пересекаться с категориями цивилизации, общественно-экономической формации, глобальной регионализации. Его стали определять как «биологически ненаследуемую память человечества», посредством систем локальных стереотипов поведения и представлений, набор в антропологических и «эволюционных» универсалий и т. п.

В XX веке из научных представлений о культуре практически исчезает налет романтизма, придававший им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, высокой духовности, освобождения от бремени повседневности и т. д. Как отмечал Ж.-П. Сартр — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она — дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо [3 с. 25].

Исходные общие представления, существующие в антропологии, не дают ответа на вопрос, «что в реальности есть культура». Они налагают ограничения на процессы и явления, включаемые в сферу изучения; служат основанием для поиска и объяснением свзей между «материальными» и «идеальными» толкованиями человеческой активности на уровне микро- и макровременных процессов социокультурной жизни. С этой точки зрения понятие «культура» нужно использовать не как теорию или модель, позволяющую поступательно двигаться к «правильному» объяснению человеческих феноменов, но такое теоретическое поле для их толкования, которое предупреждает неблагоприятный редукционизм либо только к «материальным», либо только к «идеальным» феноменам.

Под культурой понимается содержание социальной жизни людей. На это указывал еще Ч. Моррис, американский философ, один из основателей семиотики. В его работах постоянно присутствуют свидетельства того, что одни и те же «естественные» процессы (например, отношения полов, поглощение пищи) в разных обществах имеют разные внешние социально санкционированные формы, а члены одного и того же общества, существующие в рамках одних и тех же социальных структур, могут ориентироваться на различные эталоны поведения, действий, взаимодействий, оценок. Многие теоретики отмечали, что культура материализуется в многочисленных объективированных формах прошлого и настоящего, но её реальное существование проявляется только во взаимодействии, информационном содержательном обмене между людьми. Это означает также, что каковым бы ни было происхождение культурных объектов, говоря о них подразумевается, что речь идет о социальном, а не об индивидуально-специфическом явлении.

Искусственность культурных феноменов. Культурные явления искусственны и созданы людьми. Их противопоставление природным, естественным можно считать классическим. Некоторые учёные, такие как А. Гелен, Дж. Вико, Ш. Монтескье в своих работах рассматривали культуру как природу, преобразованную в процессе человеческой деятельности. Б. Малиновский, выдающейся британский антрополог, создатель современного функционализма, связывал представление о культуре с искусственными средствами удовлетворения и регулирования природных человеческих потребностей. Наряду с широким толкованием искусственности существует более узкое (гуманитарное), в котором она ограничивается знаковым, символическим уровнем.

Вещи. Культура включает в себя вещи. Предметный мир культуры всегда был основным материалом для её изучения. В археологии даже сложился специальный термин «материальная культура», обозначающий разного рода строения, средства передвижения, орудия труда, предметы быта.

Образцы человеческих отношений. Культура включает в себя образцы человеческих отношений. В свое время Дж. Хонигман при определении культуры выделял два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складываются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы («паттерны»), которые определяются как относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведения. Они могут быть универсальными для данной культуры (например, государственные торжества), а могут быть специфичными для региона (например, способ обработки земли) или группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить характер реальных действий и отношений или же воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы, то есть желаемые, но недостижимые положения дел. Как отмечал Л. Уайт, «культуру следует объяснить в специфичной для этого терминологии. И сколь бы парадоксальным это ни казалось, непосредственным объектом изучения человечества оказывается вовсе не человек, а культура. Наиболее реалистичной и научно-адекватной интерпретации культуры можно достичь, лишь отвлекаясь от существования человека» и обращаясь к продуктам его деятельности [4 с.141].

Технологии. Значимость выделения технологий, или специально организованного взаимодействия, ориентированного на достижение определенных результатов, в особую предметную область культуры сегодня не вызывает сомнения. Принято даже разделять технологии в зависимости от типов объектов, на создание которых они ориентированы: создание физических объектов; организация социального взаимодействия; порождение и трансляция символов [5 с. 95].

Символические объекты. Культура включает в себя символические объекты, в том числе ценности и нормы. В свое время, определяя понятие «культура», А. Кребер и К. Клакхон писали: «Культура состоит из эксплицитных и имплицитных, то есть выраженных и не выраженных норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности групп людей, включая её воплощение в средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся и акцентированные) идеи, особенно те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой — как её регуляторы». Л. Уайт, выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог, определял культуру следующим образом: «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме». А. У. Гудинаф полагал, что «культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и исполнять любые значимые для них роли» [6 с. 36].

Факторы, обусловливающие развитие культурной антропологии

Мировоззренческие факторы. Врамках культурной антропологии стали исследоваться проблемы идентичности, типов и форм реакции на процессы унификации в культуре; изучение закономерностей существования массовой культуры и её связей с более широким культурным контекстом.

Научные факторы. Вэтот период происходят серьезные изменения в сфере философского и научного познания, которые распространились на культурную антропологию не в меньшей степени, чем на другие науки. Коротко говоря, примерно с середины 60-х годов XX в. стало понятно, что начался процесс, обозначенный Т. Куном как смена научных парадигм, а М. Фуко как изменение эпистемы. Рефлексия к основаниям теорий и методологий, относящихся к изучению человека, общества и культуры, привела к обнаружению сомнительности, несоответствия, архаичности некоторых из них по отношению к необходимости решать накопившиеся в культурной антропологии проблемы.

Политические факторы. Между развитыми и развивающимися странами начали формироваться новые отношения и в то же время возникли специфичные напряжения. Развивающиеся страны оказались перед выбором путей движения, партнеров и т. п. Соответственно возникла необходимость осмыслить изменившийся контекст международных связей, наметить стратегии поведения в его рамках. Это расширило сферу познания, связанного с культурным многообразием и динамизмом стран, регионов, этнических групп. Во-вторых, активизировались националистические движения, обострились межрегиональные, межэтнические, межконфессиональные конфликты, участились локальные войны, интенсифицировались международные терроризм и преступность. Это стимулировало антропологические исследования политических отношений, войн, агрессивного и отклоняющегося поведения.

Социально-экономические факторы. После Второй мировой войны начался переход от индустриализма к постиндустриализму в развитых странах и интенсифицировались процессы модернизации в развивающихся. Это вызвало ряд глобальных социальных и культурных последствий. Во-первых, ускорились процессы формирования транснациональных корпораций, международных политических и экономических сообществ и т. п. В теории культуры реакцией на это стало выделение политической, организационной и правовой антропологии. Во-вторых, возросла динамичность урбанизационных процессов, в частности, за счет миграции значительных групп населения, в основном бедных и малообразванных. Благодаря этому сформировалась урбанистическая антропология, включающая в себя, в частности, исследования культур бедности, субкультур групп риска, а также рассмотрение культурных проблем городских сообществ, социального участия. Изменения в мировой экономике породили ряд новых культурных проблем, связанных с ростом безработицы, увеличением общего объема свободного времени, переменами в структуре профессиональной подготовки и переподготовки. Соответственно в области наук о человеке усилился интерес к теме образа, стиля, качества жизни; проблемам молодежи и «третьего возраста»; развитию индустрии досуга [7 с. 18].

Еще одним немаловажным понятием культурной антропологии является символ. Символ — одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова — удостоверение личности, которым служил simbolon — половинка черепка, бывшая гостевой табличкой.

Символ в культуре — универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится ''прозрачным'', смысл как бы просвечивает сквозь него. Можно рассмотреть культуру через её символическую природу (Э. Кассирер). Символ — всеобъемлющая категория культуры. Он относится к философии культуры изначально. Кассирер подчеркивал, что культура символична по своей природе. Свой символизм она получила от культовой символики. В культуре, по мысли Н. А. Бердяева, духовная жизнь выражается не реалистически, а символически. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Современные исследователи подчеркивают, что в конкретной ипостаси символ развивался в легендах — иногда очень близких к мифам, иногда перерастающих в миф (Г. С. Померанц); что если древние мифологии виделись людям живой реальностью, сравнимой с реальностью исторических событий, то реальность современных мифов — всего лишь конденсированная реальность символа (Э. Калер); что символ не позволяет редуцировать трансцендентное к уровню обыденного восприятия (Ф. И. Гиренок); что символ ярко обнаруживается в мифо-поэтической структуре (Д. П. Козолупенко).

Литература:

1. Этнология США: условия и тенденции развития // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 3

2. Полищук В. И. Культурология [Текст]/ В. И. Полищук. — М.: Гардарика, 1998. — 446с.

3. См.: Емельянов Ю. Н. Введение в культурантропологию. СПб., 1992. С. 25.

4. White L. The Science of Culture. N.Y., 1949. P. 141.

5. См.: Витаньи. Общество, культура, социология. М., 1984. С. 95.

6. Godenough W. Cultural anthropology and linguistics // Language in Culture and Socicly: A Reader in Linguistics and Anthropology. N. Y., 1964. P. 36.

7. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект, 2004.- С. 18.

Основные термины (генерируются автоматически): культура, культурная антропология, символ, культурное многообразие, научное познание, отношение, представление, процесс, французский философ.


Ключевые слова

антропология; культура; культурная антропология; культурные феномены; символические объекты; факторы; символ.

Похожие статьи

Научный статус социальной и культурной антропологии...

Содержательным элементом процесса возникновения культурной антропологии, в частности, выработка собственного методологического аппарата

Британская и французская школа, наоборот, исходят из того, что культура является производной от конкретного социума.

Подходы к определению понятия «культура» | Статья в журнале...

Многообразие трактовок понятия «культура» отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

С понятием «культура» связаны такие понятия как «культурные ценности», «культурное наследие», «культурные блага», «культурная деятельность».

Антропологическое измерение научной картины мира

В огромном многообразии практической деятельности индивидов можно выделить общие, наиболее существенные для

Понятие «научная картина мира» является продуктом ХХ века, одним из многочисленных результатом бурного процесса сциентизации человеческой жизни.

Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника

В этом контексте особое место занимает культурно-историческая концепция М. С. Кагана, которая представляется современной и в 21 веке. Ключевые слова: концепция, культура, мировоззрение, философия культуры, система культуры.

Мораль как конструктная единица создания художественного образа

Многообразие дефиниций морали и культуры, особенности понимания функций морали в системе культуры, различия в отношениях

Процесс культурно-творческого преобразования действительности, как уже было сказано ранее, представляет собой акт создания...

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития...

Среди многообразия целей туризма, культурно-познавательные становятся основополагающими для принятия решения о

К предметным относятся многочисленные разновидности памятников истории и культуры, музеи, музеи-заповедники, музеи-усадьбы.

Связь культуры и художественных текстов | Статья в журнале...

По определению французских, культура означает физический и духовный рост» [9, с. 114].

Сценарий мероприятия на семинаре «Воспитание гуманного отношения к историческому и культурному наследию через проектную деятельность «Связь времен».

К проблеме типологизации культурных парадигм...

К проблеме типологизации культурных парадигм: антропологический аспект в различных типах культур.

Регуляция социальных процессов в такой культуре переходит от священных инстанций к Национальному государству, а проблематику познания, бытия и смысла берет на...

Роль семиотической системы в процесе институциализации...

Однако в отечественной научной мысли исследованию и теоретико-методологическому обоснованию роли символов в процессе

Отмеченный подход предлагает рассматривать актора как участника социальных отношений, что определяют имеющиеся культурные...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Научный статус социальной и культурной антропологии...

Содержательным элементом процесса возникновения культурной антропологии, в частности, выработка собственного методологического аппарата

Британская и французская школа, наоборот, исходят из того, что культура является производной от конкретного социума.

Подходы к определению понятия «культура» | Статья в журнале...

Многообразие трактовок понятия «культура» отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

С понятием «культура» связаны такие понятия как «культурные ценности», «культурное наследие», «культурные блага», «культурная деятельность».

Антропологическое измерение научной картины мира

В огромном многообразии практической деятельности индивидов можно выделить общие, наиболее существенные для

Понятие «научная картина мира» является продуктом ХХ века, одним из многочисленных результатом бурного процесса сциентизации человеческой жизни.

Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника

В этом контексте особое место занимает культурно-историческая концепция М. С. Кагана, которая представляется современной и в 21 веке. Ключевые слова: концепция, культура, мировоззрение, философия культуры, система культуры.

Мораль как конструктная единица создания художественного образа

Многообразие дефиниций морали и культуры, особенности понимания функций морали в системе культуры, различия в отношениях

Процесс культурно-творческого преобразования действительности, как уже было сказано ранее, представляет собой акт создания...

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития...

Среди многообразия целей туризма, культурно-познавательные становятся основополагающими для принятия решения о

К предметным относятся многочисленные разновидности памятников истории и культуры, музеи, музеи-заповедники, музеи-усадьбы.

Связь культуры и художественных текстов | Статья в журнале...

По определению французских, культура означает физический и духовный рост» [9, с. 114].

Сценарий мероприятия на семинаре «Воспитание гуманного отношения к историческому и культурному наследию через проектную деятельность «Связь времен».

К проблеме типологизации культурных парадигм...

К проблеме типологизации культурных парадигм: антропологический аспект в различных типах культур.

Регуляция социальных процессов в такой культуре переходит от священных инстанций к Национальному государству, а проблематику познания, бытия и смысла берет на...

Роль семиотической системы в процесе институциализации...

Однако в отечественной научной мысли исследованию и теоретико-методологическому обоснованию роли символов в процессе

Отмеченный подход предлагает рассматривать актора как участника социальных отношений, что определяют имеющиеся культурные...

Задать вопрос