Формирование среды для развития креативности у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 28.06.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Носкова, Ю. А. Формирование среды для развития креативности у дошкольников / Ю. А. Носкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104523/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье приводится пять ключевых психических механизмов креативности — готовность и способности к восприятию, к воображению, к комбинированию, к интуитивному постижению и к рефлексии, которые базируются на биологически заложенной поисковой и сексуальной активности, а также культурно-средовой предпосылке — русском языке. Представлены рекомендации по формированию среды с учетом данных механизмов в рамках образовательной рефлексивно-гуманистической концепции творчества и сотворчества.

Ключевые слова: образовательная среда, креативность, творчество, сотворчество, механизмы креативности, формирование среды.

Несмотря на многочисленные исследования влияния генетики и среды на человеческие черты, вопрос о том, что больше влияет на процесс их формирования остается спорным.

Так современная поведенческая генетика в рамках вопроса «Природа против воспитания» («Nature versus nurture») утверждает, что процентовка, заложенная генетически, и тем, что закладывается в процессе взаимодействия ребенка со средой, находится примерно в соотношении 50/50. При этом зависимость не является линейной. Последовательность представляет собой следующее:

Генетика  Среда  Генетика  Среда  и т. д.

То есть в ребенке изначально раскрывается какая-то часть генов, далее под воздействием среды раскрывается следующая часть генов и т. д. [1].

Соответственно, грамотное формирование среды, в том числе образовательной, является, бесспорно, важным элементом в образовательном процессе.

В настоящее время в трактовке термина «образовательная среда» исследователи не имеют единую позицию в понимании ее структуры, функций, методов экспертизы и проектирования [2].

Нельзя не согласиться, что представление об образовательной среде только как о классно-урочной системе, пространстве зданий и двора, дидактико-методического содержания предметов и программ, а также деятельно-ролевыми позициями учителя и ученика уже не представляется возможным. Как справедливо пишет С. Ю. Степанов: «Такой взгляд был уместен еще лет 20–30 назад, так как тогда не было такого колоссального средообразующего фактора, принизывающего и преобразующего современное образование, как медийная и интернетсоставляющие жизнедеятельности человека, в том числе (а вернее, в первую очередь) человека подрастающего. По объему практически безграничного и доступного контента, по мощности влияния на умы подрастающего поколения, на формирование его личностных и мировоззренческих установок социальные сети и информационно-цифровые средовые факторы трудно переоценить, а еще хуже, недооценить» [3].

Дж. Гибсон вводит понятие «возможность», как «психологическую единицу отношений ребёнка со средой». Качественная личностно ориентированная образовательная среда обеспечивает всех участников образовательного процесса возможностями удовлетворить физиологические потребности и потребности в безопасности; усвоить групповые нормы и идеалы; удовлетворить социальные потребности в любви, уважении, признании, общественном одобрении; возможность заниматься значимой деятельностью, развивать познавательную потребность в области интересов; сохранять и повышать самооценку; эстетическом удовлетворении; возможность самостоятельно упорядочивать индивидуальную картину мира; овладевать мастерством в выбранном деле; самоактуализировать личность [4].

Креативность

Понятие креативности также не имеет единого определения среди исследователей, но общее в них, что креативное мышление — это способность разработать самые разные идеи, комбинировать и собирать их необычными способами и строить неочевидные связи, чтобы придумать новые возможности, которые потенциально помогут достичь поставленной цели.

Часть исследователей разделяют креативное мышление на дивергентное и конвергентное мышление. Эдвард де Боно выделяет отдельно латеральное мышление.

Степанов С. Ю. в рамках его рефлексивно-гуманистической концепции творчества и сотворчества утверждает, что в базе способностей к познанию и созиданию у человека лежат его биологически заложенные поисковая (по П. Я. Гальперину, ориентировочная) и сексуальная (по З. Фрейду) активности, а как культурно-средовая предпосылка — удивительный по своим лексико-синтаксическим и семантико-семиотическим возможностям русский язык [3].

На этой базе надстраиваются пять ключевых «психических механизмов» открытия и порождения нового: готовность и способности к восприятию, к воображению, к комбинированию, к интуитивному постижению и к рефлексии (рис. 1).

Истоки и механизмы творчества и сотворчества

Рис. 1. Истоки и механизмы творчества и сотворчества

Исследования ряда российских психологов (Е. Л. Григоренко, В. Н. Дружинина, Б. Кочубея, А. М. Матюшкина, Д. В. Ушакова и др.) показали, что уровень креативности в большей степени зависит от влияния среды [5].

М. Чиксентмихайи утверждает, что добиться большей мощи креативности проще, если изменить окружающую среду, вместо того чтобы побуждать людей мыслить более творчески [6].

Восприятие

Человек воспринимает мир вокруг него, существует в нем, взаимодействует, адаптируется под него и адаптирует его под себя. Картина мира складывается из образов, звуков, вкусов, касаний, запахов, ощущений тела, равновесия, силы тяжести, движения. Соответственно, сенсорные системы: зрительная, слуховая, вкусовая, тактильная, обонятельная, вестибулярная и проприоцептивная. Существуют и другие классификации видов восприятия. Активный процесс формирования нервных ощущений происходит от рождения до 7 лет.

Самые обычные задачи, на которые направлены действия восприятия — это установление свойств предметов, явлений и дальнейшее их узнавание.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. В том числе, указанные на рисунке: воображение, комбинаторика, интуиция, рефлексия — являются продуктами переработки сенсорных впечатлений.

У каждого человека индивидуальный сенсорный порог, тот уровень возбуждения, при котором нервная система отвечает за стимуляцию. Это во многом объясняется их генетическими особенностями. Развитие ощущений достигается путем тренировок.

Сенсорный портрет ребенка определяет причины сенсорных перегрузок, помогает понимать и принимать ребенка, соотносить требования и ожидания, организовывать сенсорное пространство, режим дня, процесс обучения, досуг, сенсорную разгрузку [7].

В связи с этим составление индивидуального сенсорного портрета на каждого ребенка, формирование сенсорного пространства в соответствии с результатами для развития ощущений является обязательным в дошкольных образовательных учреждениях.

Воображение

В настоящее время не существует единого определения воображения. В общем виде воображение — это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими [8].

Основными формами воображения являются: мечта, фантазия, галлюцинация, грезы, сновидения [9].

Способность оперировать образами приводит к проявлению творческой активности в различных сферах. При дальнейшем формировании произвольности воображения создаются первые завершенные продукты творчества [10].

Качествами воображения выступают: а) оригинальность — необычная структурная комбинация образа; б) уникальность — создаваемый образ и его структура, характеризуется критерием новизны.

Развитие игровой деятельности, ее переход в дошкольном возрасте до сюжетно-ролевой игры — важнейшее условие развития воображения. Соответственно в образовательной среде дошкольного учреждения обязательно должна быть оборудована зона сюжетно-ролевых игр. При этом стоит отметить, что сильнее воображение развивается при оперировании с «открытым» инвентарем (разноцветные платки, картон, скотч и т. п. для формирования образов) по сравнению с «закрытым» (костюмы конкретных персонажей из мультфильмов и т. п.).

Кроме этого существуют и другие формы развития воображение. Как то: предложить придумать продолжение сказки; играть в аналогии (Что на что похоже?); играть в ассоциации (Кто это? Что мне представляется, когда слушаю эту мелодию?); придумывать рифмы и др.

Комбинаторика

В определении феномена комбинаторики нет единого подхода. В целом можно назвать это процессом построения и преобразования комбинаций элементов опыта человека в различных сочетаниях, в том числе для получения нового продукта. Комбинирование — это своего рода совокупность сенсорных, мыслительных и имажитивных процессов. Оно может быть включено в различные виды деятельности и может выступать в качестве самостоятельной деятельности [11].

Ядром комбинаторных способностей является процесс мышления. Основная линия развития мышления в дошкольном периоде, состоит в переходе от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, и затем — к словесно-логическому мышлению.

Дошкольники имеют выраженную тенденцию осуществлять комбинированные манипуляции с объектом. Данные способности детей проявляются примерно в 1,5 года и являются условием успешного решения задач на простейшее комбинирование и конструирование в 3–5 лет. Однако комбинированные манипуляции с объектом не дают ребенку новой существенной информации, он упражняется в комбинаторных действиях, которые ему понадобятся в дальнейшем, в решении задач на комбинирование [11].

Таким образом, в среде должно быть разнообразие материалов для комбинирования и конструирования, решения комбинаторных математических задач для старших дошкольников.

Интуиция

Формирование интуиции происходит самопроизвольно на базе рассмотренных выше компонентов. Также ее можно культивировать специально. По мнению Я. А. Пономарева интуиция ответственна за возникновение состояния вдохновения и озарения (инсайта) [3]. В момент инсайта задача решается спонтанно и оригинальным способом без использования логических рассуждений [12]. Вместе с тем интуицию не следует сводить к механизмам возникновения инсайта. Она может отражать иные аспекты процессуальной подготовки продуктивных решений, в том числе множественные процессы [13].

Григорьев П.Е отмечает, что «инсайт возникает внезапно, а интуиция же требует подготовленности сознания» [14].

Интуиция развивается на протяжении всей жизни. При этом согласно исследованиям у большего количества детей с рождения до 6–7 лет отмечается наибольшая нагрузка приходит на левое полушарие. Таким образом, отмечают авторы [15], на ранних этапах онтогенеза развитие высших психических функций идет с большей опорой на правое полушарие, которое отвечает за проявления интуиции.

Рефлексия

Согласно Степанову С. Ю.: «Рефлексия — это способность, венчающая все предыдущие (восприятие, воображение, комбинаторику, интуицию)» [3].

Направленный внутрь процесс рефлексии помогает понять свою деятельность, оценить, изменить и улучшить ее стратегии, сформулировать новые задачи. Также рефлексия позволяет оценить сам процесс достижения результатов — это особенно актуально, поскольку в настоящее время оценивание развития ребенка осуществляется в большинстве случаев только по результатам его деятельности.

Человек не рождается с рефлексией. Исследования данного процесса дошкольников находятся в стадии становления. Так Г. А. Цукерман утверждает, что шестилетние дети при целенаправленном обучении могут демонстрировать зачатки рефлексии. В целом для дошкольного возраста рефлексия в полном ее понимании не рассматривается [16].

Для развития зачатков рефлексии в дошкольных образовательных учреждениях необходимо организовывать специальную работу. Так некоторые детские сады в конце дня проводят ритуал «Свечка», на котором дети по очереди делятся о том, что было важным сегодня, о чем хочется сказать и т. д. В детских Реджио-садах (основатель Лорис Малагуцци) принято организовывать «говорящие стены», на которых вывешивают распечатанные фото деятельностей детей, их рисунки, схемы, чтобы дети могли возвращаться — обдумывать, обсуждать, предлагать, планировать и т. д. В садах Enji Play с этой же целью просматривают видео- и фотосъёмку, сделанную педагогами, когда дети занимались свободной деятельностью. Рефлексия при этом внешняя, она идет при организации педагога. Тем не менее при этом формируются зачатки рефлексии.

Литература:

  1. Polderman, T., Benyamin, B., de Leeuw, C. et al. Meta-analysis of the heritability of human traits based on fifty years of twin studies. Nat Genet 47, 702–709, 2015.
  2. Савенков А. И. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008. № 19. С. 4–5.
  3. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы:эффекты кольцевой детерминации: монография / авт. колл.: С. Ю. Степанов, И. В. Рябова, Т. А. Соболевская и др.; под ред. С. Ю. Степанова. — М.: МГПУ, 2017. — 292 c. (стр. 196)
  4. Ясвин, В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум. — 142, [2] с.: ил. (стр 10–13)
  5. Савенков А. И. Психодидактика. — М.: Национальный книжный центр, 2012. — 360 с. (стр.72)
  6. Креативность. Поток психологических открытий и изобретений / М. Чиксентмихайи [Пер. с англ. И.Ющенко]. — М.: Карьера Пресс, 2015. — 528 с. (стр 1)
  7. Старикова А. В. Курс «Сенсорный портрет ребенка» / http://sadvgorode.ru/online_kurs (дата обращения: 10.05.2023).
  8. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов, B. Н. Мясищев, В. С. Мерлин. — М.: Педагогика, 2005. — 432 с. (стр. 123).
  9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2014. — 305 с. (стр 89)
  10. Боровик, О. В. Учись, играя. Развитие воображения: методические рекомендации / О. В. Боровик. — М.: ЦГЛ Рон, 2010. — 112 с. (стр. 39)
  11. Каткова Е. Н. Развитие комбинаторных способностей детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени Кандидата психологических наук. Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет. Хабаровск, 2005.
  12. И. В. Васильева, П. Е. Григорьев. Влияние обратной связи на интуиционную деятельность. Инновации в образовательных учреждениях № 5, 2014 стр 52–60.
  13. Корнилова Т. В., Корнилов С. А. Интуиция, интеллект и личностные свойства (результаты апробации шкал опросника С.Эпстайна) // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 28. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.06.2023).
  14. Григорьев П. Е. Информационная технология мониторинга состояния человека для определения его зависимости от космофизических факторов. Дисс. … д-ра биол.наук. Киев, 2010. 364 с. Стр 9.
  15. Григорьев, П. Е., Васильева, И. В. Особенности интуиции детей 6–7-летнего возраста / П. Е. Григорьев, И. В. Васильева // Пространство и Время. — 2016. — № 3–4(25–26). — С. 275–283. Стационарный сетевой адрес: 2226–7271provr_st3_4–25_26.2016.103.
  16. И. А. Нальгиева, Ш. И. Булуева, Н. А. Абдуллаева. Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста как теоретическая проблема. Мир науки, культуры, образования. № 1 (86) 2021. Стр. 190–191.
Основные термины (генерируются автоматически): воображение, образовательная среда, рефлексия, ребенок, число, возможность, формирование среды, том, среда, способность, сенсорное пространство, русский язык, развитие ощущений, образовательный процесс, образ, креативное мышление, комбинирование, интуиция, интуитивное постижение, зачаток рефлексии.


Ключевые слова

креативность, образовательная среда, творчество, сотворчество, механизмы креативности, формирование среды

Похожие статьи

Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков...

В младшем школьном возрасте рефлексивная способность ребенка обогащается новыми качествами. Главным фактором ее развития становится сама учебная деятельность, успешное овладение которой способствует развитию интеллектуальной рефлексии.

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста как...

В статье анализируется научная и педагогическая литература, рассматривающей вопросы становления данного термина, показана значимость рефлексии для педагогов; формирование и развитие рефлексии у дошкольников.

Развитие творческого мышления и творческой деятельности...

Развивать творческое мышление ребенка необходимо начинать как можно раньше. Уже с самого раннего детства следует, используя естественную потребность ребенка, привлекать его внимание к предметам и процессам окружающей среды.

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Гипотеза исследования: глубина переживания смысла произведений изобразительного искусства — необходимое условие развития творческого воображения и образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Педагогические условия развития творческого воображения...

Развитие творческого воображения во многом зависит условий жизни ребенка, воспитания, опыта [3,5]. Благодаря творческому воображению создаются новые образы, которые отличаются от образов, имеющихся в памяти.

Развитие воображения дошкольника — залог будущей успешной...

Р. С. Немов даёт такую характеристику процесса воображения «воображение-особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточно положение между восприятием, мышлением и памятью.

Психолого-педагогические условия развития творческого...

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного развития.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Развивая воображение в процессе рисования у детей дошкольного возраста возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов; образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены.

Особенности развития творческих способностей детей старшего...

Воображение является главным составляющим творческих способностей. Благодаря этому процессу рождаются идеи, создается нечто новое. Процесс развития воображения связан с памятью, так как ребёнок воображает на основе уже имеющегося представлений или образов.

Понятие и структура развивающей среды в работах педагогов...

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС ДО) дошкольное образовательное учреждение — это первая образовательная ступень, которая выполняет очень важную функцию по подготовке детей к школе [11, п. 1, п. 4, ст. 10].

Похожие статьи

Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков...

В младшем школьном возрасте рефлексивная способность ребенка обогащается новыми качествами. Главным фактором ее развития становится сама учебная деятельность, успешное овладение которой способствует развитию интеллектуальной рефлексии.

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста как...

В статье анализируется научная и педагогическая литература, рассматривающей вопросы становления данного термина, показана значимость рефлексии для педагогов; формирование и развитие рефлексии у дошкольников.

Развитие творческого мышления и творческой деятельности...

Развивать творческое мышление ребенка необходимо начинать как можно раньше. Уже с самого раннего детства следует, используя естественную потребность ребенка, привлекать его внимание к предметам и процессам окружающей среды.

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Гипотеза исследования: глубина переживания смысла произведений изобразительного искусства — необходимое условие развития творческого воображения и образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Педагогические условия развития творческого воображения...

Развитие творческого воображения во многом зависит условий жизни ребенка, воспитания, опыта [3,5]. Благодаря творческому воображению создаются новые образы, которые отличаются от образов, имеющихся в памяти.

Развитие воображения дошкольника — залог будущей успешной...

Р. С. Немов даёт такую характеристику процесса воображения «воображение-особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточно положение между восприятием, мышлением и памятью.

Психолого-педагогические условия развития творческого...

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного развития.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Развивая воображение в процессе рисования у детей дошкольного возраста возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов; образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены.

Особенности развития творческих способностей детей старшего...

Воображение является главным составляющим творческих способностей. Благодаря этому процессу рождаются идеи, создается нечто новое. Процесс развития воображения связан с памятью, так как ребёнок воображает на основе уже имеющегося представлений или образов.

Понятие и структура развивающей среды в работах педагогов...

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС ДО) дошкольное образовательное учреждение — это первая образовательная ступень, которая выполняет очень важную функцию по подготовке детей к школе [11, п. 1, п. 4, ст. 10].

Задать вопрос