Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Севостьянова, А. В. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / А. В. Севостьянова, О. Н. Струкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69805/ (дата обращения: 29.05.2020).



В статье раскрываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, которые оказывают влияние на развитие творческих способностей.

Ключевые слова: творческие способности, дошкольный возраст.

В нашей жизни есть стандартные условия, в которых людям необходимо ориентироваться, например, правила дорожного движения. Но современный мир такой быстро меняющийся, что необходимо быть готовым к непостоянствам, уметь создавать свою модель поведения в меняющихся условиях, делать выбор и стремиться к результату. Современное общество заинтересованно в развитии таких способностей как креативность, творчество, нестандартность мышления. Но что заключается в этих понятиях, какой возраст наиболее благоприятен для развития данных умений?

Обычно у людей, творчество ассоциируется с художественной деятельностью (живопись, музыка и литература), но данное термин имеет более обширное применение. Творчество можно встретить в деятельности биологов, математиков, педагогов и т. д. Из большого количества определений, касающихся понятия творческих способностей, можно выделить понимание данного явления Л. С. Выготским. Он отмечает, что это процесс создания человеком чего-то нового, причем не имеет значения, будет ли это новой вещью внешнего мира или субъективным построением ума, чувства, обнаруживающихся в самом человеке [1]. Таким образом, творческие способности — это умение создавать что-то новое на уровне целого мира или только своего опыта.

Ещё одно интересное определение дал известный психолог Эрих Фромм. Он рассматривает творческую способность в качестве способности человека к познанию мира, умению удивляться увиденному и услышанному и находить выход из нестандартной ситуации [3]. Это определение дает представление о любознательной, инициативной и интеллектуальной личности.

К вопросу развития творческих способностей обращались многие исследователи разных направлений: психологи, педагоги, философы, биологи и т. д. В психологии в зависимости от концепции по-разному рассматривается причина побуждения к творческой деятельности. В аналитической психологии творчество относят к такой форме как сублимация — бессознательной деятельности, которая неподвластна воле человека. С позиции когнитивной психологии жизнь творчество — это исследовательский процесс, который выступает альтернативой всему банальному. В экзистенциализме это выход за пределы индивидуального, природного и социального. Гуманистическая психология творчество относит к более глубокому осознанию человека себя, возможностью самоактуализации и самовыражению [3].

Наряду с понятие творческие способности часто используется понятие креативность. Т. Любарт определяет креативность как способность создавать оригинальный и интересный продукт, который соответствует контексту, в котором он находится [6]. Проанализировав психологическую литературу, можно заметить, что в зарубежных источниках часто употребляется термин креативность, обозначающий то же, что и творческие способности в отечественных источниках. Таким образом, в современной психолого-педагогической литературе эти два понятия используются как синонимы.

Для измерения творческих способностей использую стандартные критерии, которые выдвинули Дж. Гилфорд и Э. Торранс. К ним относятся, беглость (скорость творческого мышления), гибкость (способность выдвигать разнообразные идеи), оригинальность (способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных); точность (показатель стройности, логичности творческого мышления); склонность к риску (способность применения необычных материалов, цветов, образов, путей решения проблемы, возможно несвойственных данной проблеме) [2].

Ряд отечественных и зарубежных психологов считают, что творческие способности присущи каждому индивиду, они возникают и развиваются в процессе повседневной деятельности в течение всей жизни. А. Маслоу является одним из сторонников данного мнения, но уточняет, что с возрастом у человека угасает эта способность под воздействием среды [3].

В рамках данной темы, большое внимание уделяется дошкольному возрасту, т. к. он является сенситивным периодом для развития творческих способностей. Дети отличаются любознательностью, подвижным и развитым воображением, огромным желанием познать окружающий мир. В развитие ребенка дошкольного возраста можно заметить важные новообразования: память, внимание, восприятие и воображение становятся произвольными и опосредованными.

Воображение является одним главных новообразований в дошкольном возрасте. Воображение является главным составляющим творческих способностей. Благодаря этому процессу рождаются идеи, создается нечто новое. Процесс развития воображения связан с памятью, так как ребёнок воображает на основе уже имеющегося представлений или образов. Образы возникают не на интеллектуальной, а на эмоциональной основе. Практически на протяжении всего дошкольного возраста ребёнок действует без замысла, а замысел может родиться уже после действия. Дети до 5 лет ещё только учится управлять деятельностью своего воображения, а в возрасте 5–7 лет начинает произвольно планировать свой замысел [8]. Воображение активно развивается в игровой деятельности. Л. С. Выготский отмечал что, «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [1].

Е. Е. Кравцова выделяет три составных уровня воображения детей [5]:

  1. Предметная среда, в которой ребенок ищет сходства в предметных очертаниях.
  2. Прошлый опыт, благодаря которому восстанавливается целое из фрагментов.
  3. Особая внутренняя позиция ребенка, в которой картинки и предметы «оживают» и рождаются истории.

Первый и второй уровень считаются низшими, в то время как третий это главная составляющая воображения. Особая внутренняя позиция ребенка позволяет не только сочинять, придумывать, фантазировать, но и руководить всеми этими процессами.

В ходе творческого воображения ребенок способен самостоятельно создавать новые образы и идеи в виде оригинальных продуктов деятельности, которые могут представлять ценность для других людей или общества в целом.

Но если эти способности не развивать, не поддерживать созданием условий и возможностей, то возможет регресс творческих способностей человека. Б. П. Никитин ввел обозначение «НУВЭРС», которое обозначает «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей» [4]. В течение 20 лет проводились международные исследования уровня развития творческого мышления, где было выявлено снижение показателя у детей в возрасте от 5 до 10 лет [7].

Проанализировав особенности формирования творческих способностей детей, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является благоприятным для развития творческих способностей. А результаты международных исследований, которые свидетельствуют о снижении уровня творческих способностей у детей в мире, говорят о важности проявления внимания к данной проблеме.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 368 с.
  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин // Питер: Мастера психологии. 2012.- 448 с.
  4. Катханова Ю. Ф. Творческие способности и их развитие в графической деятельности: монография / Ю. Ф. Катханова. — Чебоксары: ИД «Среда», 2018. — 140 с.
  5. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е. Е. Кравцова. –– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. — 160 с.
  6. Любарт Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Миширу, С. Торджман, Ф. Зенасни — М.: Когито-Центр, 2009. -215 с.
  7. Чурбанова С. М. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований / С. М. Чурбанова, А. А. Леонтьева // Современное дошкольное образование. — 2019. — № 6(96). — С. 70–78.
  8. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева — Москва: Академия, 2012. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): способность, дошкольный возраст, творческое мышление, ребенок, особая внутренняя позиция, воображение, образ, развитие, творчество.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение

воображение, развитие воображения, клякса, ребенок, тип мышления, середина листа, воображение человек, творческое воображение...

Психолого-педагогические условия развития творческого...

Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной...

Особенности развития творческого воображения старших...

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома...

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Библиографическое описание: Милоградова, Е. Г. Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового...

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических...

Формирование креативности личности школьника. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических... Ключевые слова: дошкольное детство, креативность, способность, креативный процесс, воображение, творческое мышление, развитие креативности...

Методы и приемы развития творческого воображения...

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются: - практические методы (упражнения и...

Педагогические условия развития творческого воображения...

В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе. Ключевые слова: условия, педагогические условия, творческое воображение, дошкольник.

Творческая деятельность как основа формирования...

Проблема формирования способностей у детей дошкольного возраста актуальна для педагогов и

Творческое мышление ребёнка начинается с проблемной ситуации, попадая в которую, он

Воображение — создание новых образов на материале прошлых восприятий.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности.

Развитие творческого мышления у дошкольника как фактор его...

Исследования оценки творческих способностей детей и подростков в возрасте от 7 до 20 лет

Причем мешают не только внешние обстоятельства, но и внутренние барьеры.

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение

воображение, развитие воображения, клякса, ребенок, тип мышления, середина листа, воображение человек, творческое воображение...

Психолого-педагогические условия развития творческого...

Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной...

Особенности развития творческого воображения старших...

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома...

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Библиографическое описание: Милоградова, Е. Г. Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового...

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических...

Формирование креативности личности школьника. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических... Ключевые слова: дошкольное детство, креативность, способность, креативный процесс, воображение, творческое мышление, развитие креативности...

Методы и приемы развития творческого воображения...

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются: - практические методы (упражнения и...

Педагогические условия развития творческого воображения...

В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе. Ключевые слова: условия, педагогические условия, творческое воображение, дошкольник.

Творческая деятельность как основа формирования...

Проблема формирования способностей у детей дошкольного возраста актуальна для педагогов и

Творческое мышление ребёнка начинается с проблемной ситуации, попадая в которую, он

Воображение — создание новых образов на материале прошлых восприятий.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности.

Развитие творческого мышления у дошкольника как фактор его...

Исследования оценки творческих способностей детей и подростков в возрасте от 7 до 20 лет

Причем мешают не только внешние обстоятельства, но и внутренние барьеры.

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых.

Задать вопрос