Автор: Пикина Елена Валерьевна

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Пикина Е. В. Развитие творческого мышления и творческой деятельности в дошкольном возрасте [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 54-57.



В каждом человеке — солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Включение человека в различные виды деятельности и их осуществление является одним из важнейших условий раскрытия личностного потенциала.

Пространство, в котором растет и развивается ребенок, должны составлять различные виды человеческой деятельности, включаясь в которые ребенок получает шанс проявить, усилить и воплотить свою одаренность. С этой точки зрения, задачей педагогов и родителей становится насыщение пространства жизни ребенка разными видами деятельности, разными формами и способами приобщения его к деятельности (возможность попробовать, поучаствовать и проявит себя в деятельности).

Глубина раскрытия потенциала связана с характером и ориентацией деятельности, в которую вовлекается ребенок. Можно говорить о продуктивном и репродуктивном характере этой деятельности и о двух типах ее ориентации: на освоение — когда для человека ясны цель и способы ее достижения, либо на создание (творчество) — когда определена только цель, но способы ее достижения неизвестны. Деятельность — освоение направлена на «занятие» человеком одного из уже имеющихся (известных в культуре) мест, а деятельность — создание — на «построение» нового места. Эти виды деятельности являются двумя взаимосвязанными сторонами процесса раскрытия потенциала человеческой одаренности.

Если мы хотим развивать у ребенка психические предпосылки для творческого мышления и деятельности, мы должны соответственно организовать пространство деятельности. Это самый оптимальный путь для развития личности, и в первую очередь творческой. Развивать творческое мышление ребенка необходимо начинать как можно раньше.

Уже с самого раннего детства следует, используя естественную потребность ребенка, привлекать его внимание к предметам и процессам окружающей среды. Необходимо побуждать в детях радость открытия. Им надо предоставлять достаточное количество материала, которым можно манипулировать. Следует принимать во внимание, что из любопытства дети могут разбирать игрушки на части. Маленькие дети должны иметь возможность общаться и играть друг с другом. Их надо побуждать также к созданию различных предметов с помощью соответствующего игрового материала. Следует признавать все их «творения» как в игре, так и в речи, даже когда их надо поправлять в связи с отклонениями от реальности и принятого словоупотребления. Практически-манипуляционную и умственную активность, а также фантазию детей следует поощрять с помощью самых различных видов деятельности, социального общения как между детьми, так и между детьми и взрослыми.

В дошкольном возрасте игра является решающим для развития творческого мышления видом деятельности. У детей и дома, и в детском саду должно быть достаточно возможностей для свободной, полной фантазии и конструктивности игры. Оригинальные идеи в игре должны признаваться и развиваться. Нужно способствовать многовариационному обращению детей к различным материалам, поиску различных технических решений. Фантазирование во время исполнения роли в процессе игры, быстрое реагирование на действия ее участников, варьирование и комбинирование разных элементов игры, интерпретация ее правил — все это является в этом возрасте возможностями для организации и развития творческой деятельности. При этом развиваются элементарные когнитивные способности для творческого решения задач, способности, на которые в дальнейшем можно будет опираться. Дети должны постепенно привыкать к тому, чтобы предварительно обдумывать свою деятельность, стараться доводить начатое дело до конца, самостоятельно искать пути решения в трудных ситуациях, а когда необходимо, уметь спорить со сверстниками. Интерес к задаче, терпение, умение планомерно работать, доведение дела до конца развиваются именно в этом возрасте.

При организации деятельности на различных этапах необходимо иметь в виду уровень развития детей. Не следует исходить из какого-либо возрастного стандарта, напротив, следует проанализировать, насколько самостоятельно и творчески работают дети. Надо учитывать, что взаимодействие «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому) дает возможность для развивающей деятельности. «Зона актуального развития» включает действия, которые ребенок уже освоил и может использовать без посторонней помощи. Она содержит и возможности для следующих достижений, входящих в «зону ближайшего развития». С грамотной педагогической помощью эти возможности могут стать предпосылками для дальнейшего развития, которые представляют теперь «зону актуального развития» на новом уровне.

Работа с детьми требует и от взрослых творческого подхода, поскольку в отношениях «взрослый-ребенок» изначально существует неравенство, с одной стороны, возрастное, с другой — взрослый автономен, а ребенок нет. Кроме того, миры взрослого и ребенка сильно отличаются. В этом плане работа взрослого направлена на создание перехода между этими мирами и преодоления неравенства.

Одним из способов создания такого перехода для установления контакта между миром взрослого и миром ребенка является построение нового пространства, которое уравнивает взрослого и ребенка. Это может быть сказочное пространство, в котором ребенок и взрослый являются героями; это может быть пространство образов, в котором идет работа с метафорами; это может быть пространство движений, в котором идет работа с телом; графическое пространство, в котором осуществляется работа с рисунками; ролевое пространство, где происходит исследование и освоении новых ролей; это может быть пространство совместной деятельности, где позиции ребенка и взрослого сохраняются, но при этом они являются участниками общего дела.

В целом это пространство можно охарактеризовать как пространство творчества. В нем ребенок накапливает опыт разного общения, опыт разнообразных эмоциональных отношений со взрослым, а взрослый с ребенком. Каждый участник приобретает опыт создания, порождения и конструирования отношений, форм и способов поведения и переживания.

Основной задачей этого пространства является усиление потенциала и увеличение ресурса человека (как ребенка, так и взрослого).

Поэтому важно, чтобы это пространство было связано с реальной жизнью человека, могло ее насыщать и обогащать.

«Творчество… настолько важно, и не по тому, что оно приводит к созданию нового, но и потому, что это — космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий. В нем радость и наслаждение рождения нового» (Мэтью Фокс, цитата по Н. Роджерс, 1995).

Литература:

  1. Резерв успеха-творчество. — Под ред. Г. Нойера и др.: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1989.
  2. Гештальт и психодрама в работе с детьми. Под ред. Н. Б. Долгополова и др. — М.: ГиП, 1997.
  3. Творчество как усиление себя. — Н. Роджерс, Статья из журнала «Вопросы психологии», 1990.
  4. Культурно-исторические основания зоны ближайшего развития /Е. Е. Кравцова. — Москва, 2008//Концепция зоны ближайшего развития: хрестоматия/ сост. И. А. Корепанова. — Москва: АНО ПЭБ, 2008. — С. 104–106.
Основные термины (генерируются автоматически): творческого мышления, актуального развития», творческой деятельности, зоны ближайшего развития, виды деятельности, пространство деятельности, пространство совместной деятельности, раскрытия потенциала, ближайшего развития», различные виды деятельности, дошкольном возрасте, развития творческой деятельности, разными видами деятельности, виды человеческой деятельности, мышления видом деятельности, различных видов деятельности, творческое мышление ребенка, ребенка психические предпосылки, естественную потребность ребенка, Развитие творческого мышления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос