Потенциал современного баянно-аккордеонного искусства в России и за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 23.06.2023

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Шарипов, И. И. Потенциал современного баянно-аккордеонного искусства в России и за рубежом / И. И. Шарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104444/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует особенности развития баянно-аккордеонного исполнительства в России и за рубежом (Финляндия и Канада). Данная может быть полезна в рамках развития баянно-аккордеонного исполнительства и музыкального образования в целом.

Ключевые слова: музыка, образование, народная культур.

Музыка помогает развивающейся личности, укрепляет способность суждения и даже выполняет важную социальную функцию: она объединяет людей даже там, где общение посредством языка едва ли возможно.

Баянно-аккордеонная исполнительская культура в современной действительности является уникальной системой художественно-эстетических ценностей. Мировым сообществом музыкантов отмечено, что сейчас значительно больше преподавателей баяна и аккордеона с высшим образованием, чем 30 лет назад, тем не менее количество людей, страстно увлекающихся профессиональной инструментальной музыкой, почти такое же и наблюдается спад интересов.

Рассмотрим подробно каждого представителя музыкального образования в России и за рубежом, в области баянно-аккордеонного образования, которые внесли вклад в развитие данного направления и описывают текущие проблемы и предлагают пути решений.

Пристальное внимание начальному этапу обучения на аккордеоне уделяет Джозеф Мацеролло, О. К. Университет Торонто — музыкальный факультет (Канада). Специалист считает, что самое важное музыкальное обучение должно происходить критически на начальных этапах [3]. Детям должны быть предоставлены надлежащие музыкальные инструменты профессионалами, которые понимают общую среду, в которой ребенок может получить доступ к знаниям для изучения музыки. Годы обучения продвинутых студентов продемонстрировали, что многие ошибки или неправильное применение педагогических идей происходило в самые ранние годы. Эти наблюдения относительно плохих навыков в применении систематизированы специалистом:

  1. Руководства для левой и правой руки воспроизводятся одновременно. Если это так, то это неправильно, так как реакция язычка левой руки всегда позже, чем у правой руки; ребенка следует учить играть ноты левой руки чуть раньше нот правой;
  2. Вышеупомянутое происходит от вертикального чтения нот, так что все выстраивается в соответствии с тактом или отдельным ритмом. Это обеспечивает точную игру, но музыкальный жест обычно жесткий или скучный. Ученики должны играть горизонтально, чтобы звук проецировался через промежутки между нотами, а целью было направление линии. Очень важна группировка ритмических ударений.
  3. Следуя пункту (2), следует избегать использования ригидности правой руки, которая натягивает мышцы шеи и создает тональную мягкость;
  4. При создании тональных переменных важно понимать правильное дыхание с помощью мехов. Только толкать и тянуть, следуя указаниям нотации, — это только один из способов исполнения. Чтобы поглощать время и тон в теле, левая рука должна двигаться как змея, извиваясь и поворачиваясь, а не просто играя прямо. Чтобы сыграть ноту или фразу, игрок определяет степень интенсивности или тонального перегиба, а затем сигнал отправляется в руку, чтобы найти его.
  5. Наконец, наиболее важным элементом является нахождение ритмической точки любой ноты. ДНК ноты, длинной или короткой, является ее ритмической точкой. Эти ритмические точки исходят из многих источников и должны совпадать: (i) от артикуляции пальцев (ii) от реакции язычка (iii) от точек меха. Взаимодействие и координация множественные конвергенции — это проблема, но она необходима для понимания связи физиологического движения с производством времени и тона.

Далее следует рассмотреть представителя из Финляндии — Хелька Кюмяляйнен из Sibelius Academy — Университет Искусств (Хельсинки). В Академии Сибелиуса педагогическое образование идет рука об руку с изучением перформанса и камерной музыки [3]. На ранних этапах профессионального обучения большинство студентов-музыкантов уже приобретают сильное чувство идентичности как музыкантов. Отличительной особенностью аккордеонного образования в Финляндии является акцент на обучение импровизации. Игра на слух и аккомпанемент являются частью всего обучения игре на инструменте. Игра на слух и аккомпанемент теперь являются частью всего обучения игре на инструменте.

Обратим внимание на представителя российского музыкального образования — Иосифа Пурица. Особое внимание исполнитель уделяет вопросу репертуара. К сожалению, в условиях аккордеонного образования оценка избранного репертуара нередко бывает низкой, подход к подбору произведений стихийный и бессистемный. Педагогический профессионализм заключается не в том, чтобы дать ученикам то, что они хотят в данный момент, а в том, чтобы увлечь их репертуаром, который послужит стратегическим целям их музыкального образования и личностного развития. Репертуарная концепция, которую мы рассмотрели выше, следует постулату, утверждающему необходимость начинать обучение игре на баяне с системы свободного баса. Существует ряд фактов, доказывающих неоспоримую пользу такого отношения.

  1. Небольшие размеры инструмента и его относительно небольшой вес способствуют свободе движений ребенка и экономии сил.
  2. Развитие клавиатурного мышления проще и логичнее при одинаковом устройстве клавиатур для правой и левой руки.
  3. Технические возможности правой и левой руки растут пропорционально.
  4. Развитие слуха значительно улучшается при использовании аккордеона со свободным басом, а не со стандартным басом.
  5. Свободно-басовая система помогает формировать полифонический слух юных музыкантов.

Мы видим, что комплекс качеств, формированию которых способствует система «фрибаса», гораздо шире и богаче.

Таким образом, краткий обзор баянно-аккордеонных школ показал, что в современных условиях необходимо: активно использовать методы и приемы, направленные на мотивирование музыканта к концертной и педагогической деятельности (освоение обширного репертуара, повышение интереса к музыке), мотивированию детей и подростков для занятий на инструменте (обучение импровизации, усовершенствование техники, получение удовольствия от обучения, правильный подбор репертуара), использованию грамотного подхода по обучению на инструментах баян, аккордеон, (т. е. системы свободного баса и т. д.).

Литература:

  1. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 2018.
  2. Липс Ф. Р. Кажется, этот было вчера…М., 2008.
  3. Claudio Jacomucci An international overview of accordion pedagogy. — Youcanprint, 2017. — 106 с.
Основные термины (генерируются автоматически): левая рука, музыкальное образование, правая рука, Финляндия, игра, Канада, нота, реакция язычка, Россия, свободный бас.


Ключевые слова

образование, музыка, народная культур

Похожие статьи

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Вокальная музыка барокко в контексте современного белорусского исполнительского искусства

В статье рассматриваются вопросы современной концертно-исполнительской практики вокальной музыки эпохи барокко в Республике Беларусь в контексте деятельности ведущих государственных учреждений культуры и образования, а также в формате международного ...

Характерные черты использования средств искусства, в том числе хореографического, в процессе реабилитации инвалидов

В статье авторы пытаются определить влияние хореографического искусства в процессе реабилитации на лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также рассматривают процесс качественного изменения социокультурной реабилитации с течением времени.

Филармония в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре

В статье рассматривается проблема привлечения школьников к музыкальной культуре средствами школьной филармонии. Подчеркивается важность классических произведений и эмоциональная восприимчивость на музыку. Рассматривается специфика формирования интере...

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Роль мультимедийных образовательных технологий в воспитании музыкальной культуры учащихся (на примере предметов музыкально-исторического цикла в ДШИ)

Воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения является приоритетной задачей музыкального образования. В статье автор раскрывает роль, возможности мультимедийных образовательных технологий на предметах музыкально-исторического цикла в ДШИ.

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

К вопросу о необходимости использования медиаобразовательных технологий при формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования

В статье рассмотрена необходимость использования медиаобразовательных технологий в формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования в школе на современном этапе. Рассматриваются некоторые аспекты использования ...

Выявление проблем в эстетическом воспитании молодежи

В статье рассмотрены понятия «эстетика», «культура» и «эстетическое воспитание». Представлены некоторые данные эмпирического исследования проблем эстетического воспитания молодежи. Проведен анализ проблем в эстетическом воспитании молодежи в городе Б...

Похожие статьи

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Вокальная музыка барокко в контексте современного белорусского исполнительского искусства

В статье рассматриваются вопросы современной концертно-исполнительской практики вокальной музыки эпохи барокко в Республике Беларусь в контексте деятельности ведущих государственных учреждений культуры и образования, а также в формате международного ...

Характерные черты использования средств искусства, в том числе хореографического, в процессе реабилитации инвалидов

В статье авторы пытаются определить влияние хореографического искусства в процессе реабилитации на лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также рассматривают процесс качественного изменения социокультурной реабилитации с течением времени.

Филармония в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре

В статье рассматривается проблема привлечения школьников к музыкальной культуре средствами школьной филармонии. Подчеркивается важность классических произведений и эмоциональная восприимчивость на музыку. Рассматривается специфика формирования интере...

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Роль мультимедийных образовательных технологий в воспитании музыкальной культуры учащихся (на примере предметов музыкально-исторического цикла в ДШИ)

Воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения является приоритетной задачей музыкального образования. В статье автор раскрывает роль, возможности мультимедийных образовательных технологий на предметах музыкально-исторического цикла в ДШИ.

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

К вопросу о необходимости использования медиаобразовательных технологий при формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования

В статье рассмотрена необходимость использования медиаобразовательных технологий в формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования в школе на современном этапе. Рассматриваются некоторые аспекты использования ...

Выявление проблем в эстетическом воспитании молодежи

В статье рассмотрены понятия «эстетика», «культура» и «эстетическое воспитание». Представлены некоторые данные эмпирического исследования проблем эстетического воспитания молодежи. Проведен анализ проблем в эстетическом воспитании молодежи в городе Б...

Задать вопрос