Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы
Автор: Артюгина Оксана Николаевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 4656 раз
Библиографическое описание:
Артюгина, О. Н. Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы / О. Н. Артюгина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/804/ (дата обращения: 17.12.2024).
Детская музыкальная школа сегодня – своеобразная внешкольная организация, выполняющая сложные функции профессионального и общего музыкального образования. Этот сложный синтез ставит перед ней ряд специфических проблем, требующих изучения и сохранения сложившихся профессиональных традиций и освоения нового прогрессивного опыта музыкального воспитания, обновления форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих как подготовку профессиональных музыкантов, так выявление и развитие музыкальных способностей детей – будущих подготовленных любителей музыки.
Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нём определены человеческие эмоции. А. В. Луначарский писал: «Динамика звуков, их сила, рост, скорость и т. д. и есть именно то, что в звуках соответствует интонациям человеческого голоса и самой физиологической картине различных душевных аффектов »[1, с.12]. Музыка эмоциональна по своей сущности, она волнует, вызывает у учащихся определённые настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием учителя, который передаёт свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность.
Современная музыкальная педагогика – область сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности в учреждениях музыкального образования детей была связана не только прагматичным предметно – ремесленным обучением, овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребёнка, с процессом становления и совершенствования ребёнка как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и прочее). Основной принцип, на котором сможет строиться программа сохранения и развития ДМШ – это создание условий, способствующих творческому росту учащихся.
Педагогический процесс в детской музыкальной школе, отличаясь тонкостями, нюансами, тем не менее должен представлять определённую систему, направленную на формирование личности учащихся.
Задаваясь вопросом : как учить тех детей, у которых отсутствует яркие музыкальные способности, лишить их музыки, воспитывать традиционным методом дрессировки, натаскивания, мы пришли к выводу, что главной задачей музыкального обучения и воспитания в детской музыкальной школе должно стать такое направление работы, которое поможет любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, дать представление о богатстве музыкального мира, разбудить интерес и познавательную активность.
Выдающийся музыкант – педагог Г.Г. Нейгауз отмечал: «Хрестоматийная методика, дающая преимущественно рецептуру, так называемые твёрдые правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда только примитивной, первоначальной, упрощённой методикой, нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в развитии, додумывании, уточнении, оживлении – одним словом, в диалектическом преобразовании»[2, c.75].
Рассматривая детскую музыкальную школу как основную учебно-воспитательную ступень в музыкальном образовании, уместно выделить наиболее значительные характерные признаки современной музыкальной педагогики, помогающие решению именно задач общего музыкального образования:
- глубокое уважение к ребёнку;
- стремление соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями;
- подчёркивание широких воспитательных аспектов преподавания игры на инструменте в духе современного гуманизма;
- стремление связать школу с жизнью;
- создание глубокой общности между педагогами одной специальности или по меньшей мере между теми из них, кто стремится усовершенствовать свой труд – другими словами, сознание того, что педагог работает неизолированно, что обмен мнениями и опытом необходим для того, чтобы будущее поколение могло наиболее полно раскрывать и использовать свои лучшие способности и возможности на благо всего человечества.
Литература:
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов на Дону, 2002. С – 288.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. -Москва, 1982.С-299.
Ражников В.Диалоги о музыкальной педагогике.– Москва, 2004. С – 144.