В статье анализируются особенности правого статуса дилера как профессионального участника рынка ценных бумаг, выделяются основные требования как основы правового статуса дилеров, а также поднимаются проблемы лицензионных требований, предъявляемых к дилерам как профессиональным участникам рынка ценных бумаг по законодательству Российской Федерации.
Ключевые слова : правовой статус, рынок ценных бумаг, дилер, дилерская деятельность, профессиональные участники рынка ценных бумаг, лицензия, лицензионные требования.
Осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг сопровождается необходимостью соответствия лиц, ее осуществляющих ряду требований, ключевыми из которых выступают лицензионные требования.
Так, ст. 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) предусматривается, что виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в статьях 3–5, 7 и 8 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения — лицензии, выдаваемой Банком России. Исключение составляют государственные корпорации и центральные депозитарии при соблюдении ряда условий [1].
Одним из таких видов деятельности на рынке ценных бумаг выступает дилерская деятельность (ст. 4 Закона о рынке ценных бумаг), право на осуществление которой также возникает на основании лицензии, выданной Банком России на основании Положения Банка России от 29 июня 2022 г. № 798-П «О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3–5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (дилерская лицензия) [4].
Данное положение закрепляет, что соискатель лицензии и юридическое лицо, имеющее лицензию (лицензии) на осуществление видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (лицензиат), должны соответствовать лицензионным требованиям и условиям. При этом, лицензионные требования к дилерам как профессиональным участникам рынка ценных бумаг прямо на законодательном уровне не закрепляются, что предопределяет недостатки правого регулирования статуса дилерских компаний.
В частности, приходится констатировать, что на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг не распространяется действие Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) [2], что прямо следует из п. 2 ст. 1, где подчеркивается, что положения Закона о лицензировании не распространяются на отношения, связанные с лицензированием таких видов деятельности, как деятельность профессиональных участников на рынке ценных бумаг.
Отсутствуют лицензионные требования и в Законе о рынке ценных бумаг, где лишь обозначено, что выдача лицензии сопровождается проверкой соответствия лицензионным требованиям. Таким образом, в законе не содержится как таковой теоретической базы, а именно дефиниций по вопросам лицензирования, принципов лицензирования, целей и задач лицензирования, положений о правах и обязанностях, ответственности лицензирующих органов и другое.
Вместе с тем, лицензионные требования получили отражение в Положении Банка России от 27 июля 2015 г. № 481-П «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг» [3].
Однако, и в указанном подзаконном акте можно выделить ряд недостатков в регулировании лицензионных отношений. Во-первых, Положением закреплены «лицензионные требования и условия», однако, не конкретизируется, что относится к лицензионным требованиям, а что к лицензионным условиям, что нивелирует целесообразность использования данных терминов и создает неопределенность их содержания.
Во-вторых, отсутствует какая-либо системность в перечислении требований (перечислены буквально в хаотичном порядке), в частности, сначала идут системные требования (например, наличие системы внутреннего контроля), затем требования к учредителям (участникам), а также лица, планирующим осуществлять функции органов управления, затем опять системные требования (например, наличие соответствующего программного обеспечения) и т. п.
В качестве примера введенных лицензионных требований можно назвать: наличие у соискателя лицензии и лицензиата программно-технических средств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации; разработку соискателем лицензии, разработка и реализация лицензиатом мер, направленных на исключение конфликта интересов, мер по выявлению и контролю конфликта интересов, а также предотвращению его последствий и другие.
В-третьих, не все из перечисленных лицензионных требований и условий, закрепленных в Положении, распространяются на кредитную организацию. Некоторые документы, предусмотренные для получения лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, ей представлять не требуется. Таким образом, кредитная организация осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии профессионального участника. Лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, недостаточно. Однако, если для отдельных субъектов исключения указаны в последних абзацах п. 2.1.11 Положения, то для кредитных организаций они следует из всего п. 2.1.11 Положения, чем также создается неопределенность правового регулирования.
В-четвертых, в Положении закрепляется и ряд дополнительных требований, в том числе, к дилерам. При чем, сначала перечислены дополнительные требования к дилерам и брокерам, потом отдельно к дилерам.
Например, для организаций, осуществляющих брокерскую деятельность и (или) дилерскую деятельность, установлены дополнительные лицензионные требования и условия, в частности, наличие как минимум одного структурного подразделения, к исключительным функциям работников которого относится осуществление указанного вида (видов) деятельности; наличие руководителя такого структурного подразделения, для которого работа в данной должности является основным местом работы.
Таким образом, рассмотрев лицензионные требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, можно заключить, что законодательство в данной сфере отношений все же далеко от совершенства, что определяется отсутствием должной теоретической базы, посвященной вопросам понятия и принципам лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также сложностью подзаконного регулирования, допускающего бессистемность и неточность в закреплении лицензионных требований. Дальнейшее совершенствование видится в закреплении теоретических основ лицензирования в Законе о рынке ценных бумаг, а также в закреплении лицензионных требований отдельно для каждого вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Литература:
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп. от 20 октября 2022 г. № 409-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
- Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. 27 декабря 2019 г. № 432-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
- Положение Банка России от 27 июля 2015 г. № 481-П «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
- Положение Банка России от 29 июня 2022 г. № 798-П «О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3–5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.