Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (170) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.09.2017

Статья просмотрена: 2629 раз

Библиографическое описание:

Кривякин, Д. И. Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг / Д. И. Кривякин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45557/ (дата обращения: 03.12.2024).



Коммерческие банки являются ключевыми игроками на фондовом рынке большинства развитых стран, влияя на его нормальное функционирование. Роль банков на рынке ценных бумаг многогранна: они могут выступать как крупные портфельные инвесторы, как профессиональные участники — брокеры, дилеры, управляющие компании, депозитарии, андеррайтеры, а также как эмитенты собственных ценных бумаг.

Ввиду огромной значимости банковской системы для экономики в целом, а также высокого риска при работе на фондовом рынке, деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг подлежит строгому регулированию со стороны государств.

Исторически в мире сложилось 2 основных подхода к регулированию банковской деятельности на фондовом рынке: американский и европейский.

Американская модель подразумевает законодательное разделение коммерческих и инвестиционных банков. С этой целью, в частности, в США в 1933 году был принят закон Гласса-Стигалла, запрещавший банкам совмещать традиционные операции с деятельностью на фондовом рынке. Преимуществом данной модели регулирования является разграничение рисков банка по операциям с ценными бумагами с рисками по кредитно-депозитной и расчетной деятельности, в результате чего привлеченные средства клиентов банка не могут быть задействованы в высокорисковых фондовых операциях, а устойчивость самого банка в меньшей степени подвержена резким колебаниям котировок ценных бумаг.

Европейский подход к регулированию фондового рынка предполагает полноценное участие универсальных банков на рынке ценных бумаг, уравнивая их в правах с другими участниками рынка. В данной модели значительная роль отводится саморегулируемым организациям, в которых, в свою очередь доминирующее положение занимают коммерческие банки.

В России в начале 90-х гг. была принята европейская модель регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг. По действовавшему с 1990г. банковскому законодательству банки в России являются универсальными банками. Российские коммерческие банки осуществляют непрофессиональные операции с ценными бумагами по общим правилам, действующим для инвесторов и эмитентов, а также в рамках нормативов и дополнительных правил, установленных Банком России. Профессиональная деятельность банков на рынке ценных бумаг осуществляется по общим банковским лицензиям, выдаваемым Банком России [1].

Система государственных органов регулирования российского рынка ценных бумаг включает в себя [2]:

1) Высшие органы государственной власти: Государственная Дума, издающая законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент, издающий указы; Правительство, выпускающее постановления, как правило, конкретизирующие законы и указы президента;

2) Государственные органы регулирования банковской деятельности и рынка ценных бумаг: Банк России, выпускающий нормативно-правовые акты, регулирующие банковскую систему РФ, а также имеющий полномочия по лицензированию и выработке стандартов деятельности коммерческих банков; Федеральная антимонопольная служба, регулирующая деятельность на фондовом рынке в разрезе антимонопольного законодательства.

Основными законодательными актами, регулирующими российский рынок ценных бумаг, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс (глава 7), ФЗ № 39 «О рынке ценных бумаг», ФЗ № 208 «Об акционерных обществах», ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и другие.

Помимо государственных органов, регулирование осуществляется также со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, объединяющихся в саморегулируемые организации (СРО). Данные организации осуществляют регистрацию новых членов, выработку стандартов и этических кодексов поведения для своих членов, а также выполняют роль третейских судов при возникновении споров. Крупнейшими СРО в России являются Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

Главным инструментом государственного регулирования коммерческих банков как профессиональных участников является их лицензирование. Общие положения лицензирования приведены в ст.39 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Получение лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг дает банку право на ведение брокерской, дилерской, клиринговой деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и организации торговли.

Стоит отметить, что деятельность по ведению реестра лицензируется отдельно, причем участник фондового рынка не может иметь одновременно лицензию профессионального участника и лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра. Кроме того, во избежание конфликта интересов, на профессиональных участников накладываются дополнительные ограничения на виды деятельности:

1) Профессиональный участник рынка ценных бумаг, который совмещает на основании соответствующей лицензии депозитарную или клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг с брокерской или дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг, или с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами не может выполнять операции расчётного депозитария, то есть организовывать централизованное депозитарное обслуживание сделок с ценными бумагами, заключаемых между профессиональными участниками рынка ценных бумаг на фондовых биржах или у других организаторов торговли на рынке ценных бумаг, осуществлять переводы ценных бумаг по депозитарным счетам профессиональных участников рынка ценных бумаг по итогам таких сделок; клирингового центра, то есть организовывать централизованный клиринг обязательств между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, вытекающих из указанных выше сделок; расчётного центра,то есть организовывать централизованные денежные расчёты между профессиональными участниками рынка ценных бумаг по итогам указанных выше сделок.

2) Профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему право на осуществление дилерской, брокерской деятельности и деятельности по доверительному управлению на рынке ценных бумаг, запрещается осуществлять указанные виды деятельности в отношении ценных бумаг зависимых от него организаций, а также от их дочерних организаций. Данный запрет не распространяется на размещение таких ценных бумаг на первичном рынке и на их обслуживание (выплату доходов, погашение, передачу информации и т. п.), а также на дилерскую деятельность на вторичном рынке в отношении долговых ценных бумаг указанных организаций.

3) Кредитной организации, управляющей созданными ею общими фондами банковского управления, запрещается инвестировать средства этих фондов в ценные бумаги зависимых от неё организаций, а также их дочерних организаций.

Таким образом, допускается совмещение следующих видов деятельности:

‒ брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами;

‒ клиринговая и депозитарная деятельность;

‒ деятельность по организации торговли и клиринговая деятельность.

Деятельность коммерческих банков как инвесторов на фондовом рынке с точки зрения государственного регулирования практически не отличается от работы других частных и институциональных инвесторов. В то же время, на банки накладываются специфические ограничения, которые распространяются в том числе и на их деятельность на рынке ценных бумаг.

К таким ограничениям относятся:

1) Норматив Н12, запрещающий банкам вкладывать в акции (доли) других юридических лиц более 25 % собственного капитала;

2) Норматив Н1 достаточности капитала, при расчете которого вложения в корпоративные акции и облигации, а также в депозитные сертификаты в случае, если они предназначены для перепродажи, учитываются в составе рисковых активов с коэффициентом риска 70 %, во всех остальных случаях — с коэффициентом 100 %;

3) Норматив Н6, ограничивающий вложения коммерческого банка в долговые обязательства одного эмитента;

4) Норматив Н9, ограничивающий вложения банка в ценные бумаги эмитента, владеющего долей свыше 5 % в данном банке [3].

Основным нормативным документом, регулирующим эмиссионную деятельность коммерческих банков, выступает инструкция Банка России «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» № 128-И.

Коммерческие банки могут выпускать следующие виды ценных бумаг: акции, опционы, собственные долговые обязательства: облигации, сертификаты, векселя.

Каждый выпуск ценных бумаг банка подлежит обязательной государственной регистрации. Выпуски акций банков с уставным капиталом 700 млн рублей и более или с долей иностранного участия свыше 50 % регистрируются в департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России. Остальные выпуски регистрируются в территориальных учреждениях Банка России.

Банк может выпускать обыкновенные и привилегированные акции, причем обыкновенные акции независимо от порядкового номера и времени выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость и предоставлять их владельцам одинаковый объем прав, а номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 % от зарегистрированного уставного капитала кредитной организации.

Процесс эмиссии ценных бумаг банка включает в себя решение о выпуске ценных бумаг, подготовку проспекта эмиссии, регистрацию выпуска и проспекта эмиссии, публикацию информации, содержащейся в проспекте эмиссии, размещение ценных бумаг, регистрацию отчета об итогах выпуска, его публикацию, а также внесение соответствующих изменений в устав банка.

Для получения права выпускать собственные ценные бумаги, банк должен удовлетворять следующим требованиям [4]:

1) Быть безубыточным с момента образования или в течение последних трех лет;

2) Не подвергаться санкциям со стороны государственных органов за нарушение действующего законодательства в течение трех лет или с момента образования;

3) Не иметь просроченной задолженности кредиторами и по платежам в бюджет;

4) Не иметь дебетового сальдо по корреспондентским счетам в ЦБ РФ, включая субсчета своих филиалов;

5) Раскрыть полную и достоверную информацию о себе и о выпуске ценных бумаг.

Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование деятельности коммерческих банков на российском рынке ценных бумаг мало отличается от регулирования других участников этого рынка. В то же время, на них накладываются дополнительные ограничения по риску операций, что связано с высокой значимостью банка как общественного и экономического института.

Литература:

  1. Галанов В. А., Басов А. И. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 448 с.
  2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016)
  3. Инструкция Банка России от 3.12.2012 № 139-И (ред. от 13.02.2017) «Об обязательных нормативах банков»
  4. Инструкция Банка России от 10.03.2016 № 128-И (ред. от 19.02.2013) «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации»
Основные термины (генерируются автоматически): бумага, фондовый рынок, банк, рынок, деятельность, Профессиональный участник рынка, российский рынок, Россия, банковская деятельность, государственное регулирование.


Похожие статьи

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Конституционно-правовые аспекты публичного характера адвокатской деятельности

Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Правовые и политико-экономические инструменты управления государственными корпорациями

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере дистанционной торговли

Правовой режим контроля и надзора за предпринимательской деятельностью

Актуальные проблемы финансово-правового статуса Федерального казначейства

Нормативно-правовая база управления муниципальной собственностью в РФ

Материально-правовое регулирование и формы правовой унификации в сфере трансграничных банкротств

Похожие статьи

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Конституционно-правовые аспекты публичного характера адвокатской деятельности

Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Правовые и политико-экономические инструменты управления государственными корпорациями

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере дистанционной торговли

Правовой режим контроля и надзора за предпринимательской деятельностью

Актуальные проблемы финансово-правового статуса Федерального казначейства

Нормативно-правовая база управления муниципальной собственностью в РФ

Материально-правовое регулирование и формы правовой унификации в сфере трансграничных банкротств

Задать вопрос