Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные примеры методов, используемых для формирования познавательных универсальных действий. Результаты исследования могут быть использованы в педагогическом процессе для повышения эффективности обучения и развития у детей универсальных учебных умений и навыков. Особое внимание уделено формированию универсальных учебных действий, таких как анализ, сравнение, классификация, умение аргументировать свое мнение и принимать решения.
Ключевые слова: метод обучения, классификации, упражнения, специальные методы, произвольные методы, комментированные методы, лабораторный метод, практический метод, генерация, инсценизация, познавательное обучение.
This work is devoted to the study of methods of formation of cognitive universal educational actions in primary school students in the learning process. The paper presents an overview of scientific and practical research in this field, provides specific examples of methods used to form cognitive universal actions. The results of the study can be used in the pedagogical process to improve the effectiveness of teaching and the development of universal learning skills in children. Special attention is paid to the formation of universal educational actions, such as analysis, comparison, classification, the ability to argue one's opinion and make decisions.
Keywords: teaching method, classifications, exercises, special methods, arbitrary methods, commented methods, laboratory method, practical method, generation, staging, cognitive training.
Чтобы развить у ученика навыки универсальных познавательных учебных действий, безусловно, требуется система методов, форм и средств обучения.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, для достижения поставленных целей в образовательном процессе. Все методы делятся на три категории: словесные наглядные, практические.
— Словесные методы осуществляются в виде слова, например: рассказ, беседа, диспут, инструктаж и др.
— Наглядные методы реализуются с помощью органов зрения, например: иллюстрация, показ, презентация и др.
— Практические методы, это методы, которые используются на практике, например: упражнение, проектная деятельность, повторение движения, самоуправление, работа с текстом и др.
Все эти методы должны неразрывно связываться между совой, в противном случае, от них не будет никакой отдачи.
Методы обучения также имеют и другую классификацию:
— по способам организации учебно-познавательной деятельности.
— по источнику приобретения знаний, умений, навыков
— по характеру логико-мыслительной деятельности
— по целостному подходу к деятельности
Изучив методы, используемые в процессе обучения, можно с уверенностью сказать, что они все могут использоваться для формирования универсальных учебных действий. Особую роль в образовательном процессе будут играть практические методы, такие как: практические работы, лабораторные работы, упражнения, игры, исследовательская деятельность и проблемное обучение. Из всех методов, эти более нацелены на развитие универсальных учебных действий. С помощью практических методов ребенок сможет получить необходимые знания, умения и навыки.
Упражнения — это метод практического обучения, который подразумевает под собой повторное, организованное действие, направленное на получение определенных знаний, умений и навыков.
Существует три вида упражнения:
Специальные — это упражнения, действие которых направлено на формирование трудовых и учебных умений.
Производные — это добавление в специальные предыдущих упражнений, тем самым повторяя и закрепляя уже изученные знания, умения и навыки.
Комментированные — это упражнения, помогающие в активации процесса обучения и осознанного выполнения заданий. Иначе говоря, педагог и воспитанники комментируют свои же действия. Так, сами действия лучше запоминаются и осознаются.
Также упражнения бывают устные и письменные:
Устные, чаще всего встречаются в учебном процессе, используются для заданий требующих осознанного повторения содержимого, например: стихотворение, техника чтения, изложение и т. д.
Письменные, также присутствуют в образовательном процессе. Они тоже очень важны и представляют собой различные диктанты, сочинения, изложения, различные описания и т. д.
Эффективность упражнения следует определять следующими требованиями:
- Обязательное выполнение всех действий;
- Осознанность выполнения упражнения;
- Учет достигнутых результатов;
- Распределение упражнений по времени;
Этот метод больше нацелен на развитие коммуникативных универсальных учебных действий, но он также способен сформировать регулятивные и познавательные УУД.
Лабораторный метод — суть его работы в том, что дети должны самостоятельно провести исследования и эксперименты. Этот метод может проводиться как индивидуально, так в группах. Метод помогает производить логические действия для сравнения, анализа, обобщения, нахождения причинных связей
Практический метод — это метод, который учит применять уже имеющиеся знания, умения и навыки на практике. Стоит отметить, что практический метод очень похож на лабораторный метод, отличие лишь в том, что практический метод реализуется на практике.
Суть метода в том, чтобы научить использовать теоретические знания при выполнении работы. Практический метод способствует лучшему усвоению знаний и умений, улучшает качество выполнения задач корректировки и контроля. Помогает при реализации познавательных УУД, а также коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Практический метод характеризуется следующими этапами:
- Ознакомление учащихся с теорией.
- Проведение инструктажа, пробного урока.
- Непосредственное выполнение работы.
- Контроль.
Ещё одним действенным методом при развитии УУД является игра.
О. Газман говорил: «Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей, а способности в целом» [3]
Несомненно, Игра всегда вызывала интерес учащихся к изучаемому предмету, она способна повысить учебную мотивацию. Игра развивает творческие творческое мышление, она требует поиска новых решений, творческого осмысления ситуации.
Метод хорош тем, что с помощью него можно развивать все виды универсальных учебных действий.
Более эффективные игры для развития УУД:
- Имитационные игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Познавательные игры
- Дидактические игры
- Иллюстративные
Познавательным УУД помогают познавательные игры — это создание ситуации, которая должна полностью моделировать реальность. Цель игры — найти выход из этой ситуации. Такие игры способствуют стимулированию познавательного процесса. Эти игры очень похожи с симуляционными играми, когда ученики воспроизвести определенные качества. Чаще всего используются такие виды: генерация и инсценизация.
Генерация — это процесс «мозговой атаки», когда ученики делятся своими идеями для решения определённой проблемы.
Инсценизация — имеет различные формы. Он может выступать как в виде диалога, так и в виде театральной постановки.
Познавательные игры, не имеют широкой направленности, но всё больше проникают в учебный процесс.
Проблемное обучение — метод предполагает «исследовательскую» деятельность ученика, ученик сам проходит весь путь от начала и до получения результата, поэтому каждое открытие для ученика становится очень важным. Другими словами, Ученик приобретает не только определенные знания, умения и навыки, но и развивает свою творческую личность.
Метод формирует регулятивные универсальные учебные действия, а также познавательные и коммуникативные.
Л. А. Щеблякова утверждала: «Главное в проблемном обучении — это создание проблемной ситуации, в процессе которой ученик испытывает затруднения, и не может простым путем преодолеть его. Для преодоления ученик должен приобрести новые знания и целесообразно их применить. Ценность такой дидактической ситуации в том, что у школьника возникает удивление, непрерывное желание найти ответ» [6].
Мельникова Е. Л. использовала методику проблемного обучения, она была описана в её работах и сейчас используется в системе «Школа 2100». «Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам». [5].
А. Г. Асмолов утверждает: «формирование УУД происходит в ходе усвоения учениками различных дисциплин. При этом, в каждом изучаемом предмете, в каждой конкретной теме заложены свои особенности формирования УУД, в зависимости от содержания форм и организации учебной деятельности» [2].
«Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД» [1].
Существует несколько этапов формирования познавательных УУД.
На первом этапе происходит создание мотивационной основы, начинает закладываться отношение обучаемого к поставленным целям и задачам, к самому содержанию материала. Важно знать, что это отношение в любой момент может измениться, но всё же, роль первой мотивации довольно велика.
На втором этапе начинается постановка ориентировочной основы действия. Иначе говоря, системе ориентиров, необходимых для выполнения определенного действия. Эта схема каждый раз должна проверятся и уточнятся.
На третьем этапе идет развитие действия в материальной форме, ориентировка и исполнение действия начинает осуществляться с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.
Четвертый этап можно назвать — внешнеречевым. На данном этапе идет преобразование действия — вместо опоры на средства ученик переходит к описанию этих средств и действий во внешней речи.
На пятом этапе происходит следующее преобразование действия –содержание действия начинает переносится во внутренний, умственный план.
На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственного умственного действия.
«Формирование универсальных учебных действий создает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самовоспитания и самообразования» [4].
Таблица 1
Методы формирования УУД
Универсальные учебные действия |
Используемые методы |
Методические приемы, используемые для развития познавательных УУД |
Работа с информацией. |
Исследовательская деятельность, проектная деятельность, работа с текстом, проблемное обучение; |
«Незаконченные предложения» Учащимся дается список предложений, которые они должны дополнить. «Работа с текстом». Ученикам предъявляется текст с вопросами и заданиями, на которые они должны дать ответ. «Проектная деятельность» Каждому из класса дается тема для его будущего проекта, по которому, он самостоятельно находит информацию. Спустя некоторое время ученики должны защитить свои работы. |
Работа с учебными моделями. |
Исследовательская деятельность, проектная деятельность. |
«Составление графических схем» Графическая схема — это моделирование определенной, систематической, логической структуры текста, в виде графического изображения логических связей между субъектами текста. Существует два вида графических схем: линейные — в виде абстрактных геометрических фигур. И развернутую — в виде символических изображений, рисунков и линий. |
Выдвижение гипотез и их обоснование. |
Исследовательская деятельность, Проектная деятельность, проблемный метод. |
Создание возможной проблемной ситуации при которой ученики сами будут искать ответ с использованием своей точки зрения, позиции, примера и обоснования. |
Выполнение логических операций: сравнения, анализа, классификации. |
Исследовательская деятельность, проектная деятельность, проблемный метод, игра. |
«Сравнение». Каждому ученику дают задания примерно такого плана: Сравните данные высказывания. Согласны ли вы с мнением авторов? Приведите аргументы за, и против. |
Положительное отношение к близкому окружению, друзьям, одноклассникам. |
Групповая и парная работа, дискуссия, «Круглый стол». |
«Составь задание партнеру». Ученик должен составить задание своему товарищу (касательно темы урока), которое он должен выполнить. |
Планирование учебных действий. |
Проектная деятельность, исследовательская деятельность, постановка проблемы. |
Прием «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос |
Использование речевых навыков на уроках. |
Диспут, дискуссия, групповая работа, работа в парах, проектная деятельность. |
«Защита проекта». Ученик должен подготовить проект по выбранной теме и сделать публичный рассказ результатов своего исследования. |
Литература:
- Актаева Т. В. Формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. — Режим доступа festival.1september.ru/articles/635018/ (Дата обращения 02.02.2023) — Текст: электронный.
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: особие для учителя // [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под редакцией А. Г. Асмолова. — Москва: Просвещение, 2008–151 с. — ISBN 978–5–09–019148–7. Текст: электронный.
- Газман, О. Каникулы: игра, воспитание: о педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: книга для учителя / [О. С. Газман и др.]; под редакцией О. С. Газмана. — Москва: Просвещение, 1988. — 157 с. — ISBN 5–09–000790-x. Текст: электронный.
- Жуковина, Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю. В. Жуковина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — 78–80 с. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27729/ (дата обращения: 10.02.2023). Текст: электронный
- Мельникова, Е. Л. Технология проблемно-диалогического обучения. Методы постановки учебной проблемы // Эксперимент и инновации в школе. 2008. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-problemno-dialogicheskogo-obucheniya-metody-postanovki-uchebnoy-problemy (дата обращения: 10.02.2023). Текст: электронный
- Щеблякова Л. А. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser %3A %2F %2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruE-aMVFbd5fJIXJaXKxCpVRT0tnwryIksvSE3i8geAUqx1jmkY5BJingq81ZpQ8ByQD_n9ZdYVRpy1OlnOR_gy2iuWEQjB3vlqWtAbFPfI2wsDMfhN533S7VHsgwHwR28Q %3D %3D %3Fsign %3DyZiiDllez2kROLUZyfil8LNlwaTmh1MrOp7_Rpc4S9U %3D&name=formirovanie_udd_na_urokakh_istorii.doc&nosw=1 (Дата обращения 02.02.2023) Текст: электронный.