Некоторые проблемы организации органами прокуратуры координационной деятельности государственных органов в сфере борьбы с преступностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 21.06.2023

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Фирсова, А. В. Некоторые проблемы организации органами прокуратуры координационной деятельности государственных органов в сфере борьбы с преступностью / А. В. Фирсова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104149/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье анализируются отдельные виды проблемные аспекты координирующей функции прокуратуры по борьбе с преступностью, а также рассматриваются вопросы взаимодействия в рамках осуществления данной деятельности с правоохранительными органами. Также анализируются правовые основы рассматриваемого вида деятельности и отдельные вопросы организационно-правового обеспечения.

Ключевые слова: прокуратура, координационная деятельность, правоохранительные органы, борьба с преступностью.

Актуальность темы исследования координационной деятельности органов прокуратуры состоит в том, что она является ключевым аспектом обеспечения законности, правопорядка, борьбы с преступностью и иных правонарушений. Прокуратура — это государственный орган, который обладает значительными полномочиями в сфере обеспечения законности и защиты прав и свобод граждан. Однако, чтобы эти полномочия были реализованы максимально эффективно, необходимо обеспечить координацию иных государственных органов.

Координация деятельности прокуратуры имеет важное значение в свете изменений, происходящих в современных условиях. Необходимость адаптации и совершенствования работы прокуратуры в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды требует также изменения системы координации деятельности. Общество ожидает от прокуратуры защиты своих прав и свобод, поэтому изучение исследования вопросов координационной деятельности прокуратуры является актуальным и имеет большое значение для решения проблем правоприменения.

Правовой основой взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью на сегодняшний день выступают Конституция Российской Федерации, ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов. К числу последних относится утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», определяющий механизм организации взаимодействия правоохранительных органов по разработке и осуществлению на практике совместных мероприятий по борьбе с преступностью [2].

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17 января 1992 года

№ 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» координация деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия преступности функционально возложена на прокуратуру [1]. Необходимо отметить, что указанная деятельность является одним из приоритетных направлений органов прокуратуры, в том числе и на уровне субъекта РФ. Для более детального урегулирования организации координационной деятельности был принят Приказ Генпрокуратуры России от 16 января 2012 года № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» [3], развивающем положения федерального законодательства и актов Президента Российской Федерации в указанной сфере.

Анализируя вышеуказанные нормативные акты, необходимо отметить, что из них следует, что в вопросах борьбы с преступностью прокуратура координирует деятельность только правоохранительных органов, в свою очередь по вопросам обеспечения законности органы прокуратуры активно взаимодействуют со всеми государственными органами. Подобная возможность обусловлена правовым статусом, позволяющий относиться рассматриваемый орган к универсальным, в связи с чем обладает полномочиями во многих сферах деятельности, что говорит о возможности координации им не только правоохранительные органы, но и любые иные в той части, которая связан с вопросами обеспечения законности, правопорядка, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.

Он также взаимодействует со всеми органами государственной власти и в этом смысле является универсальным органом, который в силу своего устава обладает всеми необходимыми возможностями для организации процесса координации своей деятельности в борьбе с преступностью.

Между тем, ввиду загруженности органов прокуратуры отдельные авторы полагают, что координационную деятельность можно было бы переложить на иные органы, к примеру, на Контрольное управление Президента Российской Федерации, либо на какой-то иной специально созданный для этого орган [5, с. 121]. В данном контексте хотелось бы отметить, что в практическом аспекте данное предложение не совсем выполнимо по следующим причинам.

Во-первых, создание новых органов и встраивание их в уже действующий механизм противодействия преступности не будет способствовать повышению эффективности деятельности по борьбе с преступностью, поскольку ныне существующим правоохранительным органам придется заново выстраивать свою работу по взаимодействию в обозначенной сфере, кроме того, появление нового органа повлечет полного пересмотра правовой базы, регламентирующей координацию.

Во-вторых, для контроля на региональном уровне потребуется создание территориальных структур, что будет связано с необходимостью их материально-технического обеспечения, укомплектования кадрами и т. д. В связи с чем возникает вопрос о необходимости и рациональности введение чего-то нового или перекладывания полномочий прокуратуры другим органам в такой узконаправленной деятельности, с которой органы прокуратуры в настоящее время справляются надлежащим образом. Тем более что отечественная государственно-правовая практика показала нецелесообразность создания подобных узкофункциональных структур: вспомним налоговую полицию, ФСКН, ФМС России.

Как представляется, логичнее, наоборот, расширить механизм координации деятельности прокуратуры, передав соответствующие полномочия ее органам и увеличив штат ее сотрудников, подчеркнув роль прокуратуры как органа координатором деятельности всех сил правопорядка и утверждая, что при организации взаимодействия по борьбе с преступностью, государственной власти других органов координационная функция прокуратуры являлась также основной, необходимо отметить, что «законодательно закрепленный механизм организации такого взаимодействия не является совершенным даже на уровне правоохранительной системы, поскольку в Российской Федерации отсутствует законодательное закрепление понятия правоохранительной системы, ее структуры и содержания деятельности» [4, с. 74; 6, с. 300].

Оценивая организационно-правовое обеспечение координационной деятельности, можно выявить следующие недостатки:

  1. Отсутствие единой методологии и стандартов координации деятельности между организациями.
  2. Недостаточная четкость и конкретность нормативных актов, регулирующих процессы координации.
  3. Неэффективные методы контроля за соответствием организаций установленным требованиям в области координации.
  4. Недостаточная развитость системы мониторинга и оценки результатов координационной деятельности.
  5. Взаимодействие между организациями в процессе координации организуется на низком уровне.
  6. Ограничены возможности управления конфликтами, возникающими в процессе координации деятельности.
  7. Недостаточное понимание значимости координации среди руководствующих кадров и работников организаций.
  8. В условиях развития модернизации и информатизации в сфере координационной деятельности в недостаточном объеме используются возможности современного программного обеспечения и систем обработки данных.

Таким образом, учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что координационная деятельность органов прокуратуры является достаточно положительными и перспективным направлением государственной политики, в связи с чем можно говорить о том, что возможно уже в ближайшее время она станет одним из основных инструментов обеспечения законности и правопорядка, а также будет выступать катализатором повышения уровня эффективности деятельности по борьбе с преступностью. Подобные выводы также обусловлены возможностью органов прокуратуры организовывать процесс согласованного взаимодействия всех субъектов государственной области.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472; 2023. — № 1 (часть I). — Ст. 28.
  2. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 (ред. от 31.12.2019) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // Собрание законодательства РФ. –1996. — № 17. — Ст. 1958.
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 16 января 2012 г. № 7 (ред. от 25.11.2022) «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. № 3. 2012.
  4. Жданов С. П. Понятия «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы» // Экономика. Право. Общество. 2017. № 2 (10). С. 71–75.
  5. Зинуров Р. Н. Концептуальные основы и научно-практические проблемы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (Тенденции и закономерности): дисс.... д-ра. юрид. наук. Уфа, 2003. 351 c.
  6. Тарасов А. М. К вопросу о понятии правоохранительной деятельности и о правоохранительных органах // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 4 (44). С. 299–305.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, координационная деятельность, орган, борьба, преступность, государственная власть, координационная деятельность органов прокуратуры, координация деятельности, организационно-правовое обеспечение, правоохранительная система.


Похожие статьи

Правовые аспекты координационной деятельности органов...

Как лидерство в координации, не имеющее официального влияния на других членов координационной деятельности, прокуратура в этой области превращается в бесполезную формальность, дублирующую деятельность исполнительной власти.

Задачи, основные направления и формы деятельности...

Согласно Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 [5], координационная деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах

Роль прокуратуры в координации деятельности...

Подводя итог, можно сказать, что функция координации расширяет возможности органов прокуратуры, позволяет выявить как положительный опыт, так и недостатки при осуществлении работы по основным направлениям деятельности правоохранительных органов.

К вопросу об определении понятия правоохранительных...

координация деятельности, преступность, исполнительная власть, борьба, орган, прокуратура, Российская Федерация, правоохранительная деятельность, надзорная функция, координация борьбы.

Координация органами прокуратуры деятельности по борьбе...

Объектом исследования дайной научной статьи является роль прокуратуры РФ в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы внутренних дел: коррупция и борьба с ней

Организационно-методические. А именно: определение приоритетных направлений деятельности и координация территориальных органов внутренних дел МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России в сфере противодействия коррупции.

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Координация деятельности, орган, борьба, координационная деятельность, преступность, Казахстан, Указ Президента, терроризм, Генеральный Прокурор. Прокурорский надзор в сфере противодействия...

Понятие координации деятельности правоохранительных...

Координация деятельности органов прокуратуры и другими органами по обеспечению правопорядка. Положение о прокурорском надзоре от 1922 г. содержит прямое указание, что органы прокуратуры сформированы для противодействия преступности.

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган...

Поскольку частью 1 статьи 129 Конституции РФ происходит отсылка к Федеральному закону «О прокуратуре РФ» можно сделать вывод о том, что именно в указанном нормативно-правовом акте содержится основные моменты, касающиеся деятельности органов прокуратуры РФ.

Похожие статьи

Правовые аспекты координационной деятельности органов...

Как лидерство в координации, не имеющее официального влияния на других членов координационной деятельности, прокуратура в этой области превращается в бесполезную формальность, дублирующую деятельность исполнительной власти.

Задачи, основные направления и формы деятельности...

Согласно Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 [5], координационная деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах

Роль прокуратуры в координации деятельности...

Подводя итог, можно сказать, что функция координации расширяет возможности органов прокуратуры, позволяет выявить как положительный опыт, так и недостатки при осуществлении работы по основным направлениям деятельности правоохранительных органов.

К вопросу об определении понятия правоохранительных...

координация деятельности, преступность, исполнительная власть, борьба, орган, прокуратура, Российская Федерация, правоохранительная деятельность, надзорная функция, координация борьбы.

Координация органами прокуратуры деятельности по борьбе...

Объектом исследования дайной научной статьи является роль прокуратуры РФ в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы внутренних дел: коррупция и борьба с ней

Организационно-методические. А именно: определение приоритетных направлений деятельности и координация территориальных органов внутренних дел МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России в сфере противодействия коррупции.

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Координация деятельности, орган, борьба, координационная деятельность, преступность, Казахстан, Указ Президента, терроризм, Генеральный Прокурор. Прокурорский надзор в сфере противодействия...

Понятие координации деятельности правоохранительных...

Координация деятельности органов прокуратуры и другими органами по обеспечению правопорядка. Положение о прокурорском надзоре от 1922 г. содержит прямое указание, что органы прокуратуры сформированы для противодействия преступности.

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган...

Поскольку частью 1 статьи 129 Конституции РФ происходит отсылка к Федеральному закону «О прокуратуре РФ» можно сделать вывод о том, что именно в указанном нормативно-правовом акте содержится основные моменты, касающиеся деятельности органов прокуратуры РФ.

Задать вопрос