Задачи, основные направления и формы деятельности Прокуратуры Российской Федерации по осуществлению надзора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 18.03.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Иову, Д. А. Задачи, основные направления и формы деятельности Прокуратуры Российской Федерации по осуществлению надзора / Д. А. Иову. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79299/ (дата обращения: 21.04.2021).



Закрепление за органами прокуратуры реализации задач, основных направлений и форм деятельности связаны с законодательными установлениями тех целей, задач и функций, которые возложены на прокуратуру в нормах Конституции РФ и Законе «О Прокуратуре РФ» [1] (далее — Закон). Исходя из положений статьи 1 указанного Закона основными целями деятельности прокуратуры являются «обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» [1].

Исходя из данной формулировки задачи органов прокуратуры в отличии от целей федеральным законодательством не определяются. Такой подход, по моему мнению связан с тем, что задачи выражают более общие основы, не имея четкой конкретики, кроме того, задачи могут меняться в зависимости от времени, происходящих событий в стране, иных политических и социальных вопросов.

Важно учесть, что поставленная задача перед органами прокуратуры, например главой государства, происходит из тех целей, которые должна решать прокуратура, поэтому нельзя поставить задачу, которая противоречила действующему законодательству или выходила за пределы требований законодательства о прокуратуре.

Рассмотреть задачи органов прокуратуры, так же возможно через призму основных направлений и форм деятельности, которые связаны с надзорным предназначением прокуратуры, поэтому вполне правомерно, на наш взгляд, определить следующие задачи, стоящие перед прокуратурой:

1) выявление, пресечение и предупреждение нарушений законов;

2) установление обстоятельств нарушений законов и лиц, виновных в их совершении, и принятие мер по привлечению их к ответственности;

3) восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Стоит более подробно рассмотреть соотношение понятий: функция и направление деятельности прокуратуры, которые зачастую отождествляются друг с другом. Несомненно, они являются близкими по содержанию понятиями, однако никоим образом не могут взаимозаменяться за счет друг друга. Так, если функции прокуратуры обозначают конкретные виды деятельности, совокупность которых определяет содержание деятельности прокуратуры в целом, то направление деятельности представляет собой выбор приоритетов, согласно которым она и будет осуществляться [2, C.74]. Другими словами, направления деятельности реализуются органами прокуратуры с помощью всего комплекса функций, осуществляемых ими.

Можно выделить две основные группы функций Прокуратуры РФ:

  1. Надзорные функции;
  2. Ненадзорные функции, в число которых включаются:

1) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

2) Уголовное преследование;

3) Правотворческая деятельность;

4) Международное сотрудничество;

5) а также участие в судебном разбирательстве [3, C.89].

Общий надзор является основной функцией Прокуратуры РФ, так как именно для этого она изначально и учреждалась. Также, стоит отметить, что в легальном определении прокуратуры прямо закреплена именно эта функция.

Сущность прокурорского надзора можно определить по решениям судебных органов, основным из которых является Постановление КС РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П, где определено, что он является одной из форм контрольной функции государства [4].

Весь функционал, имеющийся у органов прокуратуры, закрепляется в статье 1 Закона, которые следует сгруппировать по ряду критериев:

  1. Надзорная функция, включающая в себя:

– надзор за строгим исполнением законов со стороны всех федеральных органов исполнительной власти; органов власти субъектов РФ, органы государственной власти и местного самоуправления надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеперечисленных субъектов, т. е. органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц;

– - надзор за исполнением нормативно правовых актов;

  1. Функция уголовного преследования.

Данная функция не относится к надзорной, т. к. ее реализация происходит в рамках полномочий и компетенции закреплено за органами прокуратуры в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства РФ, а также не связана с надзором за кем-либо, а подразумевает непосредственное участие прокуратуры в работе по привлечению лиц, совершивших преступления к уголовной ответственности.

Данную функцию следует рассматривать отдельно от иных функций, закрепленных за органами прокуратуры.

  1. Функция возбуждения дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с нормами КОАПа России и иных правовых актов.

Данная функция подразумевает также осуществление деятельности прокуратуры как органа по обеспечению полного, всестороннего, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств административного дела, а также процессуальное подкрепление его с помощью доказательств.

  1. Рассмотрение жалоб и заявлений.

Данная функция выделяется нами в качестве реализации деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законности. Данная функция прямо не закрепляется в статье 1 закона «О Прокуратуре РФ», однако исходя из полномочий и задач, стоящих перед органами прокуратуры, а также из норм российского законодательства, прокуратура принимает и рассматривает заявления, жалобы и иные обращения, в которых содержатся сведения о нарушении законов, прав и свобод человека и гражданина, совершении преступлений. Вместе с тем принятое прокурором решение, не запрещает лицу, обратившемуся в органы прокуратуры, но несогласного с вынесенным решением, обратиться непосредственно в суд за защитой своих прав. Свое же решение обращению в органы прокуратуры может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

  1. Участие в рассмотрении дел судами.

Данная функция прокуратурой осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством, определяющим участие прокурора в рассмотрении дел судами. Такое участие прокурором может заключаться как в качестве обвинителя по уголовным или административным делам, так и в качестве защиты нарушенных прав граждан, в том числе и в вопросах социальной защиты несовершеннолетних и недееспособных.

  1. Функция участника правотворческой деятельности.

Такое право за органами прокуратуры было закреплено в части 4 статьи 1 закона «О Прокуратуре РФ», хоть многими исследователями конституционно-правового статуса отмечается, что данная функция не свойственна органам прокуратуры и не является непосредственной. Однако, мы считаем, что органы прокуратуры имеют право законодательной инициативы. Такое право предусматривается региональным законодательством. Также Генеральный прокурор наделен правом выступать с предложениями перед парламентом и главой государства с предложениями об изменениях, дополнениях, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

  1. Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Эта функция напрямую закрепляется в статье 1 закона «О Прокуратуре РФ» Осуществляемая координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью должна осуществляться, основываясь на: 1. строгом и неукоснительном соблюдении конституционной законности всеми участниками такой деятельности; 2. равенстве во взаимоотношениях субъектов координационной деятельности в рассмотрении вопросов, посвященных внесению предложений, разработке рекомендаций и проведению иных мероприятий; 3. самостоятельности каждого участника координационной деятельности (правоохранительного органа) в пределах наделенных законодательством РФ полномочий при выполнении согласованных действий и решений, рекомендаций при проведении мероприятий по борьбе с преступностью

К организационным формам координационной деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью со стороны прокуратуры РФ могут осуществляться в виде:

– обобщение практики выполнения международных договоров РФ и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;

– изучение координационной деятельности правоохранительных органов и распространение их положительного опыта. Согласно Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 [5], координационная деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:

– проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

– создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

– проведение совместных координационных процедур для выявления и пресечения преступлений, а также устранения оснований, условий и причин, способствующих их совершению;

– взаимное использование совместных возможностей правоохранительных органов в целях повышения квалификации и профессионального опыта работников, проведение совместной работы;

– оказание взаимопомощи в обеспечении безопасности, в том числе собственной в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

– издание совместных правовых актов (приказов, распоряжений, подготовка информационных писем) и иных организационно-распорядительных документов;

Важным моментом при осуществлении конституционной законности и борьбе с преступностью являются задачи координационной работы, которые стоят перед правоохранительными органами, борющимися с преступностью в стране. К таким задачам относятся:

– всемерное объединение усилий по скорейшему выявлению, пресечению, предупреждению, а также раскрытию и расследованию преступлений;

– устранение дублирующих функций в работе правоохранительных органов;

– выработка единообразных подходов к применению нормативно-правовых актов, и судебной практике в тех или иных сферу борьбы с преступностью;

– формирование стабильной правоприменительной практики.

Подводя итог, отмечу, цель координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью связана в первую очередь с повышением эффективности борьбы с преступностью на основе самостоятельности в его деятельности, каждого из правоохранительных органов в пределах полномочий. Проявление цели координации связано с закреплением выполнения ряда задач, в результате чего происходит реализация государственной политики по противодействию преступности. Важно отметить, то обстоятельство, что на законодательном уровне не содержится четкого определения «правоохранительного органа по борьбе с преступностью».

Таким образом, Прокуратура РФ на данный момент является одним из основных органов государственной власти в силу своего предназначения, а именно надзора за соблюдением всеми субъектами права закона на всей территории государства. Для наиболее эффективной деятельности прокуратуры, устанавливаются определённые принципы ее организации и деятельности. С нашей точки зрения, они не нуждаются в каких-либо изменениях, однако их реализация на практики требует некоторых усовершенствований, о которых говорилось ранее. Кроме того, цели, задачи, функции и полномочия прокуратуры позволяют ей быть эффективным конституционным органом, при этом главной функцией обеспечения конституционной законности является координационная функция органов прокуратуры, а в ходе ее реализации в данном направлении прямо обеспечивается защита прав граждан от тех или иных преступных посягательств и совершении преступлений.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 20.12.2017 вряд ли это последняя редакция) «О прокуратуре Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru / Дата обращения 10.03.2021.
  2. Шобухин В. Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса российской прокуратуры // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 4 (88).
  3. Воронин С. А. Общая характеристика надзорных функций прокуратуры // Научное образование. Серия 1: экономика и право. 2019. № 2 (апрель).
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С. А. Ганнушкиной» // «Собрание законодательства РФ». 02.03.2015. № 9. ст. 1389
  5. Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 г. № 567 « О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru / Дата обращения 10.03.2021.
Основные термины (генерируются автоматически): орган прокуратуры, орган, функция, преступность, борьба, государственная власть, конституционная законность, координационная деятельность, координация деятельности, свобода человека.


Задать вопрос