Понятие координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Уголовное право и криминология

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (37) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 23.09.2022

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Трунцевский, Ю. В. Понятие координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью / Ю. В. Трунцевский, А. С. Селецкая. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 4 (37). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/232/7574/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье авторы пытаются определить проблемы деятельности прокуратуры и взаимодействия органов прокуратуры с иными правоохранительными органами.

Ключевые слова: преступность, правоохранительная деятельность, прокуратура, координация.

Изучая литературу, мы можем часто встретить такие термины, как «координация» и «взаимодействие». А. А. Максуров считает, что координационная деятельность — это форма деятельности, целью которой является достижение и закрепление должного равновесия между разными видами властной деятельности того или иного органа, направленное на более эффективную и результативную работу. Автор подчеркивает, что такую деятельность необходимо рассматривать в качестве деятельности, целью которой является обеспечение нужд и интересов общества, категории общества, гражданина в частности [4].

А. В. Кудашкин рассматривает понятие «координация» в тесной взаимосвязи с понятием «взаимодействие». В литературе, «координация» зачастую трактуется как четко согласованная деятельность разных государственных органов, направленная на один, общий результат. Координация деятельности правоохранительных органов в части противодействия преступности является ключевой задачей прокуратуры, выполняющей ее одновременно с множеством других задач, направленных на соблюдение законности и обеспечение верховенства права [3].

Термин «взаимодействие» часто применяется в работах и исследованиях, а также встречается в практической деятельности. М. Ф. Кобзарев подчеркивает, что этот термин обладает множеством значений и пониманий, поэтому его необходимо трактовать исходя за того, с точки зрения какой науки его рассматривают. Так, в качестве философской категории, взаимодействие рассматривается как эффективная деятельность субъекта в сочетании с иными, неподвластными ему субъектами [2].

Хочется подчеркнуть, что термин «взаимодействие» с точки зрения философии требуется изучать в качестве основополагающей категории. Так, философия говорит нам, что бытие может иметь разные формы, например, бытие природы, человека, бытие идеального и прочее. Таким образом, в «бытие» входят как формы, так и составляющие, органически взаимодействующие между собой. Любой объект в действительности так или иначе связан либо взаимодействует с другими, которые находятся рядом или вокруг него. По мнению К. Маркса, основные характеристики вещей выявляются исключительно под призмой их соотношения с другими, окружающими вещами.

Ряд исследователей говорит о том, что стоит увеличить значимость прокурорской работы. Прокуратура выступает в качестве такой структуры, у которой под координацией находится работа структуры правовой охраны как направленная на борьбу с преступными деяниями, так и на борьбу правовыми нарушениями [2].

Создатель концепции улучшения прокуратуры считает, что работник прокуратуры обязан координировать работу правовых структур, направленную на борьбу с преступными деяниями, а также борьбу с иными правовыми нарушениями, которые оказывают влияния на гражданские правомочия и государственную заинтересованность [5].

Следующая группа исследователей считает, что при координации прокурорской деятельности в отношении исполнения обязательств и исполнения законодательства структурами надзора, тогда данное приведет к тому, что прокуратура начнет разрешать функции власти исполнения [6]. Эти исследователи считают, что работу по борьбе с другими правовыми нарушениями, которые не включаются в число преступных деяний, прокурор не исполняет. Другой подход к данному вопросу значит увеличенную расшифровку сути предмета координации, а в большей степени числа лиц, которые принимают в ней участие [7].

Обратим внимание на то, что подавляющее количество исследователей определяют взаимоотношения, которые складываются между прокурорской структурой и иными властными структурами государства, в роли партнерства. Отличием данных партнерских отношений выступает то, что нет ответственности у лиц, которые принимают участие. Кроме того, выделяется объект, у которого есть права по надзору и управлению за выполнением.

В. Г. Бессарабов более 20 лет назад провел анализ того, как отнеслось более 700 прокуроров к мнению исследователей, которое выражается в том, что прокурорские структуры имеют возможность и обязаны координировать работу системы структур надзора со стороны государства в процессе исполнения от имени России контроля за выполнением законодательства, которое функционирует в стране. В процессе ответа на вопрос, который был задан, почти 80 % сотрудников в полной мере или отчасти поддержали данное высказывание [8].

Вопрос выявления характеристик объекта посредством взаимодействия поднимался еще древними греками. К примеру, Гераклит был уверен, что природа вещей и явлений, их основные характеристики можно в полной мере установить посредством взаимодействия вещей и явлений. В 17 веке Ф. Бэкон высказывал мнение, что предметы, которые не имеют природного происхождения не существуют. Г. В. Ф. Гегель уже в 19 веке подчеркивал, что понятие всеобщего диалектического взаимодействия намного глубже представлений о линейных взаимодействиях. Иными словами, для познания какого-либо объекта необходимо выявить его признаки, исследовать их в динамике, то есть во взаимодействии с другими объектами. Можно утверждать, что мысль, характерная для XIX в., актуальна в современном мире.

Наука философия трактует взаимодействие в качестве категории, охватывающей влияние одних объектов на другие. Зачастую, взаимодействие может использоваться относительно любого объекта. Сложное взаимодействие составляет сущность материального мира.

Изучая юридическую сторону координации органов прокуратуры с другими органами по обеспечению правопорядка, необходимо остановится на таких аспектах.

Первое. Надзорная деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в работе следственных и судебных органов. Эта функция реализуется прокуратурой уже 100 лет, начиная с закрепления ее в Положении о прокурорском надзоре от 1922 года.

Второе. Координация деятельности органов прокуратуры и другими органами по обеспечению правопорядка. Положение о прокурорском надзоре от 1922 г. содержит прямое указание, что органы прокуратуры сформированы для противодействия преступности.

Однако сама координация их деятельности очень редко выступала предметом исследования в литературе. К примеру, некоторые аспекты координационной деятельности можно найти в архивах Генеральной прокуратуры СССР. Так, п. 4 приказа Генерального прокурора СССР № 53 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью и нарушениями законности» говорит о том, что прокурор должен принимать меры по недопущению и ликвидации непонимания и отсутствия координации в работе всех правоохранительных органов в части противодействия преступности. На прокурора в том числе возлагается обязанность регулярно анализировать и обсуждать текущий уровень преступности, устанавливать конкретные меры, направленные на координацию следственных мероприятий.

Литература:

  1. Кобзарев Ф. М. Теоретические и прикладные проблемы координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью в современных условиях. Проблемы координации прокурором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: сб. материалов круглого стола (29 апреля 2015 г., г. Москва) / Под общ. ред. Ф. М. Кобзарева. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. С. 4.
  2. Кобзарев, Ф. М. Прокуратура и суд в уголовном процессе: условия и формы взаимодействия / Ф. М. Кобзарев. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2017. — С. 104
  3. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: монография / под общ. ред. Ф. М. Кобза-рева. — М.: Проспект, 2016. — С. 254
  4. Максуров, А. А. Координационная деятельность в правовой системе общества: дис.... канд. юрид. наук / Максуров Алексей Анатольевич. -Ярославль: Изд-во Ярослав. гос. ун-та, 2009. — С. 193
  5. Мыцыков А. Смысл реформ-повышение эффективности надзора // Законность. 2017. № 1. С. 4.
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 12-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 2018. С. 683.
  7. Паламарчук А. В. О задачах прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей-Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей: научно-методическое пособие / Под общ. ред. начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственного советника юстиции 2 класса, кандидата юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации А. В. Паламарчука. М., 2018. С. 11.
  8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П // СПС Консультант Плюс
Задать вопрос