О системных законах и их роли в аналитической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 23.06.2023

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Чунтыжев, Т. Ю. О системных законах и их роли в аналитической деятельности / Т. Ю. Чунтыжев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/472/103641/ (дата обращения: 10.05.2024).



В связи с огромным влиянием законодательных актов в аналитической деятельности, данный вопрос достаточно актуален для исследования. В рамках настоящей статьи следует изучить: нормативное правовое регулирование аналитической деятельности в процессе познания и изучения законодательных актов в РФ, определение круга задач, необходимых для исследования, а также изучение организационной структуры аналитической деятельности. В ходе исследования изучена дефиниция определения понятия аналитической деятельности, под которой следует понимать особую форму управленческих действий, направленную на изучение объекта познания, его окружения в целях осуществления прогноза условий и последствий управления объектом и процессов, которые в нем протекают. Вопрос правовой регламентации основывается на законодательстве РФ, в которое входят нормы международного частного права, нормативно-правовые акты РФ, а также индивидуальные правовые акты ведомственного уровня.

Ключевые слова: система закона, формирование закона, основополагающие отношения, аналитические составляющие.

Due to the huge influence of legislative acts in analytical activity, this issue is quite relevant for research. Within the framework of this article, it is necessary to study: the normative legal regulation of analytical activity in the process of cognition and study of legislative acts in the Russian Federation, the definition of the range of tasks necessary for research, as well as the study of the organizational structure of analytical activity. In the course of the study, the definition of the definition of analytical activity is studied, which should be understood as a special form of managerial actions aimed at studying the object of cognition, its environment in order to forecast the conditions and consequences of managing the object and the processes that take place in it. The issue of legal regulation is based on the legislation of the Russian Federation, which includes the norms of private international law, regulatory legal acts of the Russian Federation, as well as individual legal acts of the departmental level.

Keywords: system of laws, formation of laws, legal relations, analytical setting.

Вопросы аналитической деятельности приобрели столь большое значение в теоретической и практической деятельности человека, что фактически стали центром, на основе которого структурируются все основные научно-технические, организационно-управленческие и прикладные сферы знания.

На современном этапе развития правовой системы Российской Федерации является затруднительным найти отрасль научного сектора, в которой отсутствует необходимость применения научных аналитических способов изучения. Данная деятельность осуществляется посредством совокупности средств и приемов, составляющих методологическую основу, в число которых следует отнести общественную международную методологию, а также методику исследования [6].

Основополагающими факторами, на основе которых базируется совокупность международной методологии, а также средств и приемов аналитических исследований являются [4]:

  1. основополагающие позиции доктрины философии, в связи с которыми разработана доказательная связь от достоверности к реальности;
  2. совокупность взаимосвязанных последствий в соотношении с имеющимися на различных этапах исследованиях;
  3. системы применяемых научных средств и приемов исследования материалов;
  4. научной точности и закономерности полученных заключений.

Совокупность средств и приемов изучения аналитической деятельности применяется ко всем отраслям права без исключения.

Методологические основы аналитической деятельности являются общими для всех отраслей анализа. При проведении аналитических исследований, вне зависимости от области исследуемых знаний, основными методологическими направлениями являются:

  1. проведение морфологического анализа;
  2. анализ топологии отношений и связей;
  3. исследование среды и характера возмущающих воздействий;
  4. текущее состояние и тенденции изменения обстановки;
  5. становление проблемы и предпосылок ее возникновения;
  6. анализ статистических и динамических характеристик системы;
  7. исследование пространства альтернатив;
  8. выбор критериев удовлетворительного решения.

В качестве примера алгоритмизации процессов решения аналитических задач можно привести одну из эффективных методик проведения системного анализа. Постановка проблемы: выявление проблемы, изучение специфики объекта и условий решений проблемы, формирование цели и критериев ее достижения, окончательное формулирование проблемы.

Помимо указанных выше критериев, к совокупности аналитической деятельности следует также отнести информационно-техническое обеспечение, которое является самостоятельным элементом. Эта подсистема содержит свои элементы во всех органах и позволяет обеспечивать все виды информационной деятельности, в том числе и аналитическую.

Систематизация данных правовых источников позволяет сделать вывод о том, что их регулирование охватывает рассматриваемую деятельность в большей степени применительно к информационному обеспечению [3]. При исследовании нормативно-правового материала следует сделать вывод о том, что с научно-методологической точки зрения это обстоятельство является важным для определения правовой ошибки в части юридического обоснования процессуальных аспектов самой аналитической деятельности.

В соответствии с изученными положениями науки теории государства и права традиционным является представление нормативно-правового материала следующим образом:

  1. Международные правовые акты.
  2. Федеральное законодательство России.
  3. Ведомственные нормативные правовые акты [5].

В связи с данной градацией группы правовых инструментов, регулирующих аналитическую работу, следует классифицировать на внешнее и внутреннее управление. Данная классификация позволяет исследовать специфику правового регулирования информационного обеспечения управления, а также обнаружить области, которым необходимо дополнительное нормативно-правовое закрепление.

Отражение норм международного права отражается в законодательстве РФ. Так, Конституция Российской Федерации провозгласила право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29).

Помимо этого, ряд положений устанавливает запрет осуществления некоторых действий с информацией (ст. 23 и 24). Конституция РФ не содержит норм, напрямую определяющих правила обращения с информацией в правоохранительных органах, однако, устанавливая федеративное устройство, дает представление о структуре государственного управления, что, учитывая информационную сущность управления в целом, позволяет определить основные информационные потоки [1].

В связи с отсутствием необходимой информации для исследования, учреждения и организации не смогут осуществлять возложенные на них полномочия. В связи с изложенным, выступает четкое понимание о наличии необходимости внесения изменений в законодательство РФ, в том числе в закон о регулировании обработки хранимых персональных данных, а также биометрических данных.

С каждым годом возрастает роль не только развития информационных технологий в РФ, но и развитием правового регулирования, связанного с внедрением инновационных технических средств обработки персональных данных в практическую деятельность [2].

К числу элементов системы правового регулирования информационно-технического обеспечения также следует отнести указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и распоряжения органов исполнительной власти, а также межведомственные приказы и соглашения [7].

Правовые акты, закрепляющие отдельные аспекты информационного обеспечения аналитической работы, в совокупности образуют единую систему, которая состоит из отдельных групп правовых актов, регулирующих схожие направления информационного обеспечения управления, а именно:

— регламентирующие организацию делопроизводства,

— организацию процессов сбора, обработки и передачи статистической информации,

— проведение единой технической политики;

— устанавливающие категории сведений о деятельности, являющиеся секретной информацией или информацией ограниченного распространения;

— регламентирующие организацию эффективного межведомственного информационного взаимодействия, организацию информирования о деятельности, развитие и функционирование системы, обеспечение информационной безопасности, создание автоматизированных информационных систем, подготовку пользователей данных систем.

В научном сообществе существует мнение законодателя о целесообразности создания единого общего нормативно-правового акта, регламентирующего все аспекты и элементы организации информационно-аналитической работы. В нем следовало бы отразить отправные материально-процедурные начала реализации аналитической функции, раскрывающие сущность организационной и информационно-аналитической работы, организацию взаимодействия организационной службы территориального органа с другими структурными подразделениями территориального органа и организационными службами, требования, предъявляемые к организационным службам и их сотрудникам, а также процедурные рекомендации организации аналитической работы.

Центральное звено в системе, регламентирующей аналитическое познание занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.

Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

Во-вторых, обладают высшей юридической силой.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляются общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права свободы граждан и т. д.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке. Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие).

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
  2. Гордиенко П.Ю. Сущность и юридическая природа систематизации права // Трибуна молодого ученого. 2019. № 6. С. 3.
  3. Другов Я.А. Систематизация законодательства: тенденции на современном этапе // Baikal Research Journal. 2019. № 5. С. 5.
  4. Едронова В.Н. Методы, методология и логика научных исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2020. № 7. С. 23.
  5. Карнаухова Е.В. Понятие и значение систематизации локальных нормативных правовых актов // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020. № 6. С. 3.
  6. Лейбин В.М. Системный анализ или системный синтез: Учеб. М., 1987. С. 45.
  7. Тихомиров Ю. А. Юридическая экспертиза как условие обеспечения качества нормативного правового акта / Ю. А. Тихомиров // Право и современные государства. 2020. № 1. С. 53-59.
Основные термины (генерируются автоматически): аналитическая деятельность, аналитическая работа, законодательство РФ, правовое регулирование, информационно-аналитическая работа, информационно-техническое обеспечение, информационное обеспечение, нормативно-правовой материал, Российская Федерация, территориальный орган.


Ключевые слова

система закона, формирование закона, основополагающие отношения, аналитические составляющие

Похожие статьи

О сущности и содержании информационно-аналитического...

Сущность информационно-аналитической деятельности в органах внутренних дел определяется двумя аспектами. Во-первых, информационным, который предшествует аналитике и состоит в сборе (накоплении, хранении, упорядочении, обобщении) сведений.

Информационно-аналитические службы и их деятельность по...

В целом информационно-аналитическая сеть должна представлять собой информационный образ региона, адекватно отражающий реальную и ретроспективную ситуацию, особенности и тенденции развития региона и отдельных сфер его жизнедеятельности [6, C. 27].

Аналитическая работа органов прокуратуры: основные цели...

Роль аналитической функции прокуратуры (как и правоохранительных органов вообще) в этом

Бударин И. С. Состояние законности и работа органов прокуратуры Калужской области в сфере

Прокурорами выявлено 1 447 615 (+21 %) нарушений в сфере уголовно- правовой

Для того чтобы достичь указанную цель, аналитическая работа в прокуратуре должна быть...

Система информационного обеспечения территориальных...

Ключевые слова: административно-правовое регулирование информационно-аналитической деятельности, информационные технологии в системе МВД, территориальные органы Министерства внутренних дел, учеты, информационный центр, Удмуртская республика.

Совершенствование информационного обеспечения...

Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности должно

Особая роль в совершенствовании информационного обеспечения в органах внутренних дел

Нечаев, А. А. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности начальника

В развитии правового регулирования информационного обеспечения органов МВД России...

Анализ информации в государственном управлении

роль информационных служб сводится лишь к информационной работе (заключается только в сборе информации, а процесс анализа отсутствует); игнорируются прогнозно-диагностические, аналитические и коммуникационные составляющие в деятельности этих служб

Факторная роль информационно-аналитического обеспечения...

В статье рассматриваются теоретические аспекты информационно-аналитического

Рис. 1. Информационно-аналитическое обеспечение таможенных органов. Иными словами, информационно-аналитическое обеспечение в системе таможенных органов Республики

Информационно-аналитическая работа, прежде всего, предполагает наличие широко.

Роль штабного подразделения (штаба) в системе органов...

Начальник Штаба: 1) координирует работу инспекторов информационного обеспечения

Иными словами информационно-аналитическая деятельность в органах внутренних дел.

Важно, что информационно-аналитические подразделения не могут и не должны брать на...

Информационно-аналитические службы и их деятельность по обеспечению процесса.

Аналитический обзор нормативно-правовых актов...

 В статье автор делает акцент на аналитический обзор нормативно-правовой базы

Нормативно-правовая база государственной службы занимает особое место в

В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной службе включает в

 Изучая нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственной...

Похожие статьи

О сущности и содержании информационно-аналитического...

Сущность информационно-аналитической деятельности в органах внутренних дел определяется двумя аспектами. Во-первых, информационным, который предшествует аналитике и состоит в сборе (накоплении, хранении, упорядочении, обобщении) сведений.

Информационно-аналитические службы и их деятельность по...

В целом информационно-аналитическая сеть должна представлять собой информационный образ региона, адекватно отражающий реальную и ретроспективную ситуацию, особенности и тенденции развития региона и отдельных сфер его жизнедеятельности [6, C. 27].

Аналитическая работа органов прокуратуры: основные цели...

Роль аналитической функции прокуратуры (как и правоохранительных органов вообще) в этом

Бударин И. С. Состояние законности и работа органов прокуратуры Калужской области в сфере

Прокурорами выявлено 1 447 615 (+21 %) нарушений в сфере уголовно- правовой

Для того чтобы достичь указанную цель, аналитическая работа в прокуратуре должна быть...

Система информационного обеспечения территориальных...

Ключевые слова: административно-правовое регулирование информационно-аналитической деятельности, информационные технологии в системе МВД, территориальные органы Министерства внутренних дел, учеты, информационный центр, Удмуртская республика.

Совершенствование информационного обеспечения...

Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности должно

Особая роль в совершенствовании информационного обеспечения в органах внутренних дел

Нечаев, А. А. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности начальника

В развитии правового регулирования информационного обеспечения органов МВД России...

Анализ информации в государственном управлении

роль информационных служб сводится лишь к информационной работе (заключается только в сборе информации, а процесс анализа отсутствует); игнорируются прогнозно-диагностические, аналитические и коммуникационные составляющие в деятельности этих служб

Факторная роль информационно-аналитического обеспечения...

В статье рассматриваются теоретические аспекты информационно-аналитического

Рис. 1. Информационно-аналитическое обеспечение таможенных органов. Иными словами, информационно-аналитическое обеспечение в системе таможенных органов Республики

Информационно-аналитическая работа, прежде всего, предполагает наличие широко.

Роль штабного подразделения (штаба) в системе органов...

Начальник Штаба: 1) координирует работу инспекторов информационного обеспечения

Иными словами информационно-аналитическая деятельность в органах внутренних дел.

Важно, что информационно-аналитические подразделения не могут и не должны брать на...

Информационно-аналитические службы и их деятельность по обеспечению процесса.

Аналитический обзор нормативно-правовых актов...

 В статье автор делает акцент на аналитический обзор нормативно-правовой базы

Нормативно-правовая база государственной службы занимает особое место в

В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной службе включает в

 Изучая нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственной...

Задать вопрос