Автор: Хижняков Дмитрий Петрович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 3097 раз

Библиографическое описание:

Хижняков Д. П. Информационно-аналитические службы и их деятельность по обеспечению процесса принятия решений в региональных органах власти // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 1. — С. 263-266.

Сбор и анализ информации является важнейшим условием и исходным этапом разработки эффективного управленческого решения. На современном этапе развития общества и управления организация и технологии анализа управленческой информации приобретают исключительно высокое значение. Особую важность это имеет применительно к практике государственного управления.

Об эффективности государственного управления можно говорить, если государственные органы “вовремя обнаруживают проблемы и находят рациональные пути их решения, но еще лучше, когда эти проблемы выявляются в момент их зарождения, либо когда принимаются меры для их предупреждения” [10, C. 55].

Как правило, к управленцу поступает первичная информация, которую он обрабатывает сам и на основе этого принимает решения. “Первичная информация непригодна для обеспечения поддержки процессов принятия решения, поэтому представляется нецелесообразным, чтобы лицо, принимающее решения, осуществляло поиск информации и ее анализ” [3, C. 68]. Эти функции в государственном управлении – прерогатива специальных отделов (информационно-аналитических служб), основное назначение которых состоит в обеспечении аналитически обработанной информацией соответствующие органы государственной власти.

Существование информационно-аналитических отделов актуально в связи с тем, что есть необходимость в постоянном “получении актуальной информации, отслеживании и анализе качества получаемой информации”,  выполнения таких процессов как “селекция и интерпретация информации, предоставляемой лицам, принимающим решения” [6, C. 36].

Информационно-аналитические службы являются центрами сбора и обработки первичной информации, они осуществляют “мониторинг ситуации, ее диагностику, проводят анализ и моделируют возможное развитие событий ” [10, C. 138].

Основные требования к информационно-аналитическим службам, как правило, состоят в следующем [9, C. 160]:

-        предоставить информацию;

-        предоставить информацию в необходимом объеме;

-        предоставить информацию в необходимое время.

Эти требования вполне справедливы, поскольку “никому не будут нужны аналитические материалы после… принятия решения” [8, C. 10]. Но одновременно эти требования к информационно-аналитическим подразделениям суть основные задачи ее существования. В соответствии с ними следует обдумывать и выстраивать систему информационно-аналитического обеспечения.

Очевидно, что каждое из вышеперечисленных требований выполнимо до определенной степени. Так, например, требование предоставления информации ограничено объемом имеющейся в распоряжении информации, объемом баз данных, доступом к необходимой информации, уровнем технического обеспечения, характеристиками средств связи и т.д. Требование полноты информации может быть ограничено перечисленными выше условиями, а также квалификацией персонала и уровнем кадрового обеспечения. Требование своевременного предоставления информации ограничено объемом обрабатываемой информации, уровнем технического обеспечения, уровнем кадрового обеспечения и пр. [9, C. 160]

Информационно-аналитические службы постоянно находятся в тисках противоречия между количеством и качеством информации. С одной стороны налицо постоянный избыток информации, которую невозможно ни просмотреть, ни усвоить, ни проанализировать. С другой стороны, информации, необходимой и достаточной для грамотного прогноза или генерации вариантов управляющего решения всегда не хватает [6, C. 40].

Некоторые полагают, что информационно-аналитической службе достаточно собрать и обобщить информацию, предоставить ее руководству и после этого ее работа заканчивается. В действительности, информация должна быть в состоянии постоянного изучения и аналитического контроля для того, чтобы в любой момент можно было предоставить руководителю готовые материалы необходимого уровня обобщения по интересующему его вопросу [9, C. 163].

Информационно-аналитический отдел играет существенную роль в повышении результативности использования информации, ее систематизации, обработке, аккумулировании и экспертизе [5, C. 42].

Специфика информационно-аналитической деятельности в органах власти и управления состоит в том, что она является элементом системы и процесса управления. Поэтому данная деятельность имеет преимущественно прикладной, а не теоретический характер, в ней преобладают внутренние ограничения системы по времени подготовки материалов, их полноте, достоверности, обоснованности, ответственности исполнителей.  Соответственно, основное внимание уделяется не столько глубине и оригинальности проработки проблем, сколько их оперативности и эффективности. По сути это работа распределенных, постоянно возникающих и распадающихся, в зависимости от текущей задачи, экспертных коллективов [6, C. 30].

В целом информационно-аналитическая сеть должна представлять собой информационный образ региона, адекватно отражающий реальную и ретроспективную ситуацию, особенности и тенденции развития региона и отдельных сфер его жизнедеятельности [6, C. 27].

Процесс управления регионом необходимо рассматривать на следующих трех уровнях принятия решений:

-        Стратегический уровень (предполагает выявление проблемных областей в различных сферах жизнедеятельности региона, анализ и прогноз долгосрочных тенденций его социально-экономического развития; анализ и прогноз общественно-политических тенденций);

-        Тактический уровень (производится мониторинг и анализ текущего состояния элементов социально-экономической и общественно-политической сфер региона, формируются планы реализации концепций, моделей и сценариев развития региона);

-        Оперативный уровень (оперативный контроль и корректировка выполнения планов и проектов, непрерывный мониторинг характеристик и показателей социально-политических факторов региона).

Все эти уровни взаимосвязаны, “и очевидно, что система информационно-аналитического обеспечения представляет собой связную структуру информационных, аналитических, прогнозных, экспертных подразделений различного типа, занятых сбором информации и информационным обеспечением, аналитической работой, средне- и долгосрочными прогнозами, научной работой в определенной сфере, обеспечением информационной безопасности, поддержанием деятельности информационных ресурсов (технические подразделения) и т.д.” [9, C. 159].

Содержание работ информационно-аналитических служб составляют следующие этапы процесса анализа информации: сбор информации; создание базы данных; хранение информации; обобщение информации; обработка информации; подготовка аналитического документа; подготовка экспертных оценок; подготовка альтернативных вариантов развития ситуации; определение проектов решения; представление итогового документа руководителю.

Важно, что информационно-аналитические подразделения не могут и не должны брать на себя право применения корректирующего воздействия, но могут и должны предоставить информацию необходимого уровня обобщения для обеспечения принятия управленческого решения [9, C. 164].

При анализе работ многих исследователей данной проблематики (Голобурда Е.А., Андреева С.А., Бочарова Т.А. Иванов П.Ф., Климантова Г.И., Корнеев В.В.) выявлено, что проблемы информационно-аналитического обеспечения деятельности государственных органов по принятию решений в течение семи лет остаются следующими:

-        отсутствие целостной информационной инфраструктуры и информационной поддержки различных организаций и общества;

-        недостаточное развитие информационного обеспечения, заключающееся в недостатке технических средств и программного обеспечения;

-        роль информационных служб сводится лишь к информационной работе (заключается только в сборе информации, а процесс анализа отсутствует);

-        игнорируются прогнозно-диагностические, аналитические и коммуникационные составляющие в деятельности этих служб;

-        отсутствует система подготовки и повышения квалификации сотрудников в области анализа информации.

Данные проблемы возникают под воздействием двух факторов. Во-первых, несмотря на существование, реально работающих информационных систем органов управления всех уровней в регионах, пока нет примеров исчерпывающего решения задачи интеграции всех информационных ресурсов территории, то есть создания поля данных, на котором можно было бы ставить и решать любую информационно-аналитическую задачу. Во-вторых, отсутствуют подтвержденные практикой адекватные модели систем управления регионом и их воздействия на процессы в экономике и обществе.

Корнеев В.В. отмечает, что проблемы информационно-аналитических служб “носят объективный характер и не могут быть устранены в административном порядке, и их влияние будет снижаться в процессе развития и усиления значимости информационно-аналитической деятельности в общих задачах регионального управления” [9, C. 164].

В заключении отметим:

1.      Любому управленцу в силу субъективного фактора, невозможно переработать тот объем информации, который находится в его информационном поле, для принятия корректного и своевременного решения;

2.      В связи с тем, что субъект управления постоянно нуждается в своевременной, и качественной информации, актуальна деятельность информационно-аналитических служб;

3.      Аналитическая система должна соответствовать информационному образу региона и задачам, которые он выполняет на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях;

4.      Развитие и эффективное функционирование информационно-аналитических служб требует совершенствования структур, технологий, методологий и методик организации процесса анализа информации, а также повышения квалификации управленцев различных уровней власти и обучения специалистов в данной области.

Литература

  1. Андреева С.А. Проблемы оптимизации деятельности информационно-аналитических служб в области принятия и реализации решений органами муниципального управления: диссертация к.с.н.: 22.00.08. – Уфа: 2004.
  2. Бочарова Т.А. Технологии информационно-аналитической работы в органах исполнительной власти региона: диссертация к.с.н.: 22.00.08. - Белгород: 2009.
  3. Герасименко, Н.А. Антикризисное управление: информационно-аналитические системы поддержки принятия решений / Н.А. Герасименко // Проблемы теории и практики управления. – М. – 2007. - №3. - С. 68-78
  4. Голобурда Е.А. Информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности органов исполнительной власти: на примере работы органов исполнительной власти Москвы по связям с общественностью: дис. к.с.н.: 22.00.08 / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М.: 2005.
  5. Закупень, Т.  Качественные аспекты информации в органах государственного управления / Т. Закупень // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - № 6. - С. 38-42
  6. Иванов, П.Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления / П.Ф. Иванов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 2 (157) . – С. 23-43
  7. Иванов, П. Актуальные проблемы и перспективы информационно-аналитического обеспечения деятельности региональных органов власти / П. Иванов, С. Малышев // Управленческое консультирование. - №3. - 2002. - Электрон. текст. дан.- Режим доступа: http://www.dialogvn.ru/uk/2002/n02/s02-2-04.htm, свободный.
  8. Климантова, Г.И. Аналитическое обеспечение законодательной деятельности / Г.И. Климантова, А.А. Щегорцов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 2. - С. 9 - 22
  9. Корнеев, В.В. Организация информационного обеспечения органов исполнительной государственной власти / В.В. Корнеев // Северный регион. - № 2(8). - 2003. - С. 159 - 164
  10. Пушкарева, Г.В. Информационные технологии в принятии государственных решений: современные тенденции / Г.В. Пушкарева // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2009. - №2. – С. 128-139
  11. Тухватуллина, М. Информационные потоки как фактор эффективности муниципального управления / М. Тухватуллина // Власть. – 2008. - №10. – С. 55-60
Основные термины (генерируются автоматически): информационно-аналитических служб, принятия решений, информационно-аналитического обеспечения, государственной власти, региональных органов власти, Информационно-аналитические службы, анализа информации, государственного управления, органов исполнительной власти, процесса анализа информации, информационно-аналитического обеспечения деятельности, уровнем технического обеспечения, органах власти, уровнем кадрового обеспечения, принятия решения, необходимого уровня обобщения, Федерации ФС РФ, Аналитический вестник Совета, Совета Федерации ФС, вестник Совета Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос