Финансовая грамотность и социокультурная адаптация как факторы успешной интеграции в общество воспитанников детских домов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 17.06.2023

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Молчанова, Т. В. Финансовая грамотность и социокультурная адаптация как факторы успешной интеграции в общество воспитанников детских домов / Т. В. Молчанова, М. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104200/ (дата обращения: 03.05.2024).



Финансовая грамотность и социокультурная адаптация являются важными факторами успешной интеграции в общество воспитанников детских домов. Отсутствие этих навыков может привести к сложностям при получении образования, поиске работы и управлении своими финансами. В данной статье рассматриваются методы и подходы к повышению финансовой грамотности и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также описываются практические программы и меры поддержки, которые могут помочь им успешно адаптироваться в обществе и стать финансово независимыми и уверенными в своих способностях.

Ключевые слова: финансовая грамотность, социокультурная адаптация, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники, социализация, социальная адаптация.

Financial literacy and socio-cultural adaptation are important factors for the successful integration of children from orphanages into society. The lack of these skills can lead to difficulties in getting an education, finding a job and managing your finances. This article discusses methods and approaches to improving financial literacy and social adaptation of orphans and children left without parental care, as well as describes practical programs and support measures that can help them successfully adapt to society and become financially independent and confident in their abilities.

Keywords: financial literacy, socio-cultural adaptation, orphans, children left without parental care, pupils, socialization, social adaptation.

Интеграция в общество является важной задачей для воспитанников детских домов. Зачастую дети, проживающие длительное время в учреждениях социальной защиты, имеют сложности с социокультурной адаптацией, приобретением необходимых навыков для жизни в обществе, включая финансовую грамотность.

Финансовая грамотность — это способность человека разбираться в сфере денежных отношений, проявлять ответственность при управлении денежными средствами, планировать свой бюджет и эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы. При этом она играет важную роль в успешной интеграции в общество. Обучение финансовой грамотности поможет воспитанникам детских домов научиться правильно рассчитывать свои расходы и доходы, создать планирование своего бюджета и научиться тратить свои средства на вещи, необходимые для жизни.

Социокультурная адаптация также является важным фактором успешной интеграции в общество. Она включает знакомство с культурой и общественными нормами, правилами поведения. Воспитанники детских домов, часто не имеющие возможности участвовать в общественной жизни и получить нужный опыт для социальной адаптации, они должны быть подготовлены к новой жизни и к новым социальным реалиям.

Социокультурная адаптация — это сложный процесс, требующий комбинации различных методов работы с детьми. В современном мире их множество, в основном это методы, включающие культурно-досуговую деятельность, объединяющие творческие, психологические, социальные и культурологические аспекты. Предназначение данных технологий — воспитанникам детских домов освоить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении.

В научной среде большое внимание уделяется вопросам физической подготовки и творческому потенциалу, как одним из методов социокультурной адаптации. Это могут быть и занятия спортом, танцами, музыкой и так далее.

Мы полагаем, что занятия спортом могут стать одним из важнейших методов социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как дети часто испытывают трудности в социальной адаптации, они могут чувствовать себя одинокими, изолированными от общества. Социальная адаптация — это процесс, который позволяет человеку приспособиться к социальной среде, получить навыки и знания, необходимые для взаимодействия с другими людьми.

Спортивные занятия могут помочь воспитанникам детских домов преодолеть эти трудности. Спорт — это не только здоровый образ жизни, но и возможность научиться работать в команде, принимать решения, улучшать свои навыки и умения. Спорт может помочь детям почувствовать себя частью сообщества, частью команды.

Кроме того, спортивные занятия могут помочь детям справиться с трудностями в жизни. Им может быть трудно приспособиться к новой среде, к новым людям. Спортивная команда может стать для них своеобразной семьей, где они смогут найти своих друзей и поддержку. Занятия спортом могут также помочь детям улучшить свое самочувствие и уверенность.

Так же одним из методов социокультурной адаптации воспитанников детских домов является театрализованная деятельность.

Театральные занятия могут помочь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преодолеть возникающие трудности. Искусство, которым является театр, позволяет детям раскрыть свою индивидуальность, выражать свои мысли и чувства, научиться выстраивать отношения со сверстниками, побуждает детей позитивно взаимодействовать с окружающей средой, развивает эмпатию и уважение к другим людям.

Коммуникативные навыки, которые развиваются при участии в театральной деятельности, включают умение слушать других, высказывать свои мысли и чувства, понимать суть коммуникации. Кроме того, дети учатся контролировать свою реакцию во время общения. Театральная деятельность также помогает детям улучшить свою самооценку. Участие в спектаклях и выступлениях позволит детям ощутить себя ценными участниками коллектива, приобрести уверенность в себе и своих силах. Эти навыки являются необходимыми для интеграции в общество.

Кроме того, одним из ключевых технологий социокультурной адаптации и финансовой грамотности является метод проектной деятельности. Он включает в себя планирование и реализацию проектов с учетом социокультурных реалий. Этот метод позволяет детям погрузиться в социум, научившись решать социальные задачи, взаимодействующие с людьми. Такие проекты могут быть практическими, теоретическими или сочетать в себе элементы двух направлений.

Метод проектной деятельности сочетает в себе элементы активного и проектного обучения и может быть использован для развития финансовой грамотности воспитанников детских домов. Например, дети могут разрабатывать проекты по управлению своими финансами и изучению наиболее эффективных способов увеличения своих доходов. Использование этого метода может помочь воспитанникам детских домов развить навыки финансового планирования и целевой ориентации.

Также важным методом социокультурной адаптации и повышения финансовой грамотности является когнитивный метод. Он предполагает использование различных обучающих программ и технологий для развития критического и логического мышления, которые будут полезны для адаптации в новой социокультурной среде. Этот метод может быть эффективно включен в различные образовательные программы, в том числе для детей, которые занимаются дистанционным образованием.

Когнитивный метод может быть использован для развития финансовой грамотности путем обучения воспитанников лучшему пониманию своих финансовых потребностей и правильному планированию расходов и доходов. К сожалению, для детей, живущих в детских домах, уровень финансовой грамотности может быть существенно ниже, чем у их сверстников, живущих в семьях. Поэтому важно создать условия для развития финансовой грамотности воспитанников детских домов на основе современных методов педагогики.

Проективный метод является еще одним важным элементом программы адаптации и финансовой грамотности. Он направлен на развитие личности ребенка через повышение уверенности в себе и умения рассматривать вещи со стороны. Дети учатся думать креативно, проявлять свои таланты и общаться с окружающим миром в конструктивном ключе.

Проективный метод нацелен на выявление неосознаваемых желаний и мыслей. Его использование может дать возможность воспитанникам детских домов изучить свои скрытые финансовые стремления и понять, как они могут помочь им достичь своих целей. Например, в сочетании с когнитивным методом, проективный метод может быть использован для обучения воспитанников финансовому планированию и сохранению денежных средств на те жизненные нужды, которые для них наиболее важны.

Наконец, методы социокультурной адаптации и финансовой грамотности включают и использование информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Изучение социальных сетей и других средств социальных коммуникаций позволяет детям быстрее привыкнуть к новой среде и изучить особенности местной культуры. Использование информационных технологий также способствует улучшению образовательного процесса и улучшению качества жизни детей.

Важно отметить, что в настоящее время ИКТ стали неотъемлемой частью нашей жизни и оказывают значительное влияние на практически все сферы деятельности, включая финансовую грамотность. Для воспитанников детских домов, которые часто имеют ограниченный доступ к ресурсам и информации, ИКТ могут стать ценным инструментом для приобретения базовых знаний о финансах и развития финансовой грамотности.

Использование ИКТ может помочь воспитанникам детских домов узнать основы финансового планирования, управления бюджетом и инвестирования. Существует множество бесплатных онлайн-ресурсов, таких как видеоуроки, курсы обучения и калькуляторы, которые помогают освоить основные понятия финансов и научиться управлять личными денежными средствами.

Однако, не следует забывать о том, что использование ИКТ может быть недоступным для некоторых воспитанников детских домов из-за отсутствия доступа к компьютерам и интернету. В таких случаях, организации могут обеспечить доступ к ИКТ через установку компьютеров в детских домах и обучение персонала, который может помочь воспитанникам освоить основы использования ИКТ.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий является эффективным методом повышения финансовой грамотности воспитанников детских домов. Организации и государственные органы должны обеспечить доступ к ИКТ и обучение персонала, чтобы помочь воспитанникам освоить основы управления личными финансами и стать более независимыми и уверенными в своих финансовых решениях в будущем.

Кроме того, введение образовательной программы, которая включает в себя вопросы финансовой грамотности и социокультурной адаптации, может помочь воспитанникам детских домов успешно интегрироваться в общество. Эти программы помогут детям оценить свои расходы, развивая навыки перспективного планирования, а также повысят их культурный и социальный уровень, укрепляя уверенность в себе и способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В заключение можно сказать, что технологии повышения финансовой грамотности и социокультурной адаптации — это важные и необходимые средства для работы с детьми, находящихся в сложных социальных условиях. Эти технологии позволяют детям легко адаптироваться к новой среде, обретать новые знания и навыки, а также уверенность в себе и своих силах, что помогает им быстрее интегрироваться в общество.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, воспитанник детских домов, социокультурная адаптация, ребенок, попечение родителей, социальная адаптация, когнитивный метод, проективный метод, успешная интеграция, финансовое планирование.


Похожие статьи

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

...детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников

Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная

Р. В. Овчарова обозначает, что социальная адаптация детей в условиях детского дома предполагает [2, c.147]

В содержание социально-трудовой адаптации детей, оставшихся без попечения...

Социально-экономическая адаптация как важный фактор...

Здесь могут использоваться разные методы взаимодействия — беседы, наблюдения, тесты и т. д. Этот шаг позволяет выявить личностные

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят социальный.

При этом жизнь воспитанников детских домов становилась все более.

Подготовка выпускников сиротских учреждений к самостоятельной...

Рассматриваются факторы, способные облегчить процесс интеграции детей, оставшихся без

Воспитанникам детского дома свойственно однообразие и унификация стилей поведения.

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят социальный.

На сегодняшний день адаптация к социальной среде выпускников детских домов является.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

 В статье рассматривается категория детей — сирот и детей, оставшихся без попечения

Первое место в мире по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты и

Унарова, Л. Д. К проблеме социальной уязвимости детейвоспитанников детских домов...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Усилия по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к

Какие же методы воспитания гуманистической педагогики применяются в этом случае?

Следующий психолого-педагогический компонент адаптации социальных сирот отмечает О.А.Сергеева.

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка...

Воспитательный потенциал замещающей семьи

...сочинение» О.А Карабанова, анкетирование родителей, проективный рисунок «Моя семья» и др.

Все семьи прошли курсы приемных родителей, было организованно знакомство с ребенком

Но в одной семье наблюдались проблемы во время адаптации ребенка в семье.

воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной...

Проблема социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни является

Программа «Россия — без сирот», предполагающая передачу детей из детских домов в

Успешное сопровождение данного процесса позволяет ребенку благополучно устроится в

сверстников, имеющих родителей, а также среду нормально развивающихся детей» [2, с. 175].

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения...

Библиографическое описание: Михайлов, Е. А. Особенности обучения детей, оставшихся без попечения

В-четвёртых, отсутствие у детей в детском доме свободного доступа к интернет ресурсам делает

Это ограничивает применение проектного метода обучения, использование технологий

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок...

Организация социально-педагогической деятельности по...

Горюнова, С. И. Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область) / С. И. Горюнова.

Похожие статьи

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

...детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников

Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная

Р. В. Овчарова обозначает, что социальная адаптация детей в условиях детского дома предполагает [2, c.147]

В содержание социально-трудовой адаптации детей, оставшихся без попечения...

Социально-экономическая адаптация как важный фактор...

Здесь могут использоваться разные методы взаимодействия — беседы, наблюдения, тесты и т. д. Этот шаг позволяет выявить личностные

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят социальный.

При этом жизнь воспитанников детских домов становилась все более.

Подготовка выпускников сиротских учреждений к самостоятельной...

Рассматриваются факторы, способные облегчить процесс интеграции детей, оставшихся без

Воспитанникам детского дома свойственно однообразие и унификация стилей поведения.

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят социальный.

На сегодняшний день адаптация к социальной среде выпускников детских домов является.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

 В статье рассматривается категория детей — сирот и детей, оставшихся без попечения

Первое место в мире по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты и

Унарова, Л. Д. К проблеме социальной уязвимости детейвоспитанников детских домов...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Усилия по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к

Какие же методы воспитания гуманистической педагогики применяются в этом случае?

Следующий психолого-педагогический компонент адаптации социальных сирот отмечает О.А.Сергеева.

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка...

Воспитательный потенциал замещающей семьи

...сочинение» О.А Карабанова, анкетирование родителей, проективный рисунок «Моя семья» и др.

Все семьи прошли курсы приемных родителей, было организованно знакомство с ребенком

Но в одной семье наблюдались проблемы во время адаптации ребенка в семье.

воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной...

Проблема социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни является

Программа «Россия — без сирот», предполагающая передачу детей из детских домов в

Успешное сопровождение данного процесса позволяет ребенку благополучно устроится в

сверстников, имеющих родителей, а также среду нормально развивающихся детей» [2, с. 175].

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения...

Библиографическое описание: Михайлов, Е. А. Особенности обучения детей, оставшихся без попечения

В-четвёртых, отсутствие у детей в детском доме свободного доступа к интернет ресурсам делает

Это ограничивает применение проектного метода обучения, использование технологий

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок...

Организация социально-педагогической деятельности по...

Горюнова, С. И. Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область) / С. И. Горюнова.

Задать вопрос