Воспитательный потенциал замещающей семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 22.06.2018

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Егоров В. С. Воспитательный потенциал замещающей семьи // Молодой ученый. — 2018. — №25. — С. 258-261. — URL https://moluch.ru/archive/211/51630/ (дата обращения: 17.06.2019).



В статье рассматривается воспитательный потенциал как важнейший компонент жизнедеятельности семьи. Проведен анализ особенностей функционирования замещающей семьи, детско-родительских отношений в различных типах замещающих семей. На основе проведенного исследования представлен проект «В кругу семьи» с целью создания пространства взаимоподдержки родителей и детей, формирования ответственного родительства и профилактики отказов от приемных детей, подготовки волонтеров для работы с замещающей семьей.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, замещающая семья, детско-родительские отношения, ответственное родительство, волонтер, наставник.

Для гармоничного и целостного личностного развития ребенку необходимо быть в окружении любящих и заботящихся родителей, которые будут поддерживать его и давать чувство надежности и защищенности [4]. В случаях, когда невозможно сохранить родную семью, система замещающих семей становиться необходимым условием культурного и нравственного воспитания ребенка, чтобы в дальнейшем он мог построить свою собственную семью на примере замещающей [2]. Чем дольше ребенок прожил в семье, даже в десоциализированной, но с родной матерью, тем более сохранной остается его эмоциональная сфера. То же и в замещающей семье: чем раньше ребенок попадает в замещающую семью, тем более эмоционально адекватным он растет, обладает более широким кругозором, целенаправленностью, работоспособностью; хорошо ориентируется в социальной сфере, проявляет собственную инициативу в планировании свободного времени и т. д.

С точки зрения психологии, главной характеристикой замещающих семей является вневременное, неформальное, ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе, другим. Важно, что жизнь в семье дает возможность успешной социализации, наблюдения за образцами детско-родительских отношений, супружеских отношений и, конечно, чувство «тыла» в будущей самостоятельной жизни [5].

Воспитательное влияние семьи на индивида сильнее всех других воспитательных воздействий: по мере взросления человека оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Посредством семейного воспитания осуществляется первичная социализация подрастающего поколения [2].

Воспитательный потенциал — важнейший компонент жизнедеятельности семьи, от состояния и качества реализации которого зависит направленность развития личности и эффективность ее адаптации в обществе, направленность развития общества в целом [6]. Воспитательный потенциал семьи является значимой детерминантой стартового потенциала детства, представляющего собой совокупность внутренних (физико-генетических: биологическое, интеллектуальное развитие и экзистенциальных: уникальность развития) и внешних (потенциал семьи и ресурсы общества) характеристик [3].

Сравнивая особенности психических расстройств у детей-сирот в интернатном учреждении и в замещающей семье, Н. М. Иовчук отмечает, что перемещение детей по интернатным учреждениям пагубно сказывается, прежде всего, на их эмоциональном развитии. Результатом расстройства эмоциональной сферы у выпускников интернатов становятся чрезмерная доверчивость, недифференцированная склонность принимать любое внимание за дружбу, излишняя откровенность, назойливость или страх перед социальными контактами, эгоцентризм, настороженность, отсутствие синтонности (созвучности), сопереживания, что крайне затрудняет общение с окружающими [5].

Дети в замещающей семье, кроме более адекватной эмоциональности, обладают также более широким кругозором, целенаправленностью, работоспособностью; хорошо ориентированы в социальной сфере и в быту, проявляют собственную инициативу в планировании свободного времени [3].

Таким образом, в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.

Следуя из того, что нормальные детско-родительские отношения необходимы для адаптации ребенка в семье и в дальнейшем позитивном развитии его личности и индивидуальности, было проведено исследование на базе государственного учреждении Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» г. Щекино. Диагностическая программа включала следующие методики: тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин, тест тревожности А. И. Захарова, методика «Родительское сочинение» О.А Карабанова, анкетирование родителей, проективный рисунок «Моя семья» и др. В исследовании приняли участие 7 замещающих семей.

На основе систематизации полученных данных выявлены три основных типа семейных систем применительно к замещающим семьям. Систематизация проходила по следующим критериям: уровень образования родителей, уровень общей культуры родителей, финансовое положение семьи, социальный статус, опыт родительства, в том числе замещающего, наличие обучения в школе приемного родителя, количество совместно проводимого времени c ребенком, постепенное вхождение ребенка в семью, наличие опыта проживания приемного ребенка в кровной или приемной семье, эмоциональная близость, проблемы адаптация первого года жизни приемного ребенка, потребность в психологической помощи, наличие и результат в психологической помощи, уровень здоровья ребенка, стиль семейного воспитания.

Все семьи прошли курсы приемных родителей, было организованно знакомство с ребенком на базе социально-реабилитационного центра. На всех встречах с потенциальными родителями присутствовали специалисты, которые работали с ребенком: педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели. Для налаживания контакта ребенка было организованно пребывание ребенка в данной семье в выходные дни и каникулярное время (с учетом желания самого ребенка). После помещения ребенка в семью специалистами центра отслеживались взаимоотношения несовершеннолетнего с членами семьи: организация патроната семьи, круглого стола по итогам пребывания ребенка в семье в течение первого месяца, приглашение всей семьи на досуговые мероприятия, праздники, экскурсии

Анализ анкетирования замещающих семей показал, что у всех семей имеет место отсутствие негативных эмоциональных состояний. При этом небольшую эмоциональную напряженность наблюдает у 20 % всех семей. 30 % преобладает позитивное взаимоотношение с ребенком. Одна из семей имеет беспокойство об уровне развития ребенка.

По анализу результатов методики «Родительское сочинение» О. А. Карабановой можно сделать вывод, что все семьи имеют активную родительскую позицию. При анализе результатов исследования по тесту «Тест детско-родительских отношений» выявилось, что у всех трех семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т. е. они могут быть и негативными, и позитивными в зависимости от ситуации. Результаты по методике «Тест тревожности А. И. Захарова» показали, что ни у одной из семей дети не имеют невроза, а все имеющиеся отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенности ребенка. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что все три семьи имеют нормальные детско-родительские отношения. Но в одной семье наблюдались проблемы во время адаптации ребенка в семье. Так же можно выделить высокую степень ответственности замещающих семей, с которой они подошли к проблеме воспитания ребенка. Стоит отметить активную родительскую позицию и хорошо налаженный контакт с детьми во всех семьях.

Полученные в ходе диагностики данные позволяют сделать вывод о том, что родители в данных замещающих семьях имеют активную родительскую позицию, хорошо осведомлены о жизни ребенка и проявляют заботу, о местах, где они могут получить консультации, различные виды психолого-педагогической помощи. Данные выводы могут свидетельствовать о высокой компетентности замещающих родителей в вопросах семейного воспитания приемных детей.

На основе результатов исследования был разработан и апробирован проект «В кругу семьи». Цель проекта: создание пространства взаимоподдержки приемных родителей и опекунов, помощь специалистов в сохранении благоприятного психоэмоционального климата в опекунских и приемных семьях, оказание своевременной правовой, социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки замещающим семьям, а также поддержка родителей, способствующая успешной адаптации приемного ребенка в семье, профилактике вторичного отказа от ребенка.

Основные задачи проекта:

  1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей.
  2. Формирование доверительных отношений между родителями и детьми.
  3. Расширение сферы общения детей и взрослых через организацию досуга.
  4. Обмен опытом между замещающими семьями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей.

Мероприятия проекта направлены на успешную гармонизацию детско-родительских отношений в замещающих семьях, помощь в адаптации детей в замещающих семьях, повышение психологической и педагогической компетентности родителей, формирование у них активной родительской позиции, повышение воспитательного потенциала замещающих семей, развитие творческих способностей детей. Проект предусматривает семинар для замещающих семей, разработку психолого-педагогического направления клуба для замещающих семей, в рамках которого будут проведены мастер-классы для детей и родителей, развивающие мероприятий для совместной деятельности замещающих родителей и детей в форме групповых занятий и т. д.

Реализация проекта предполагает вводный, основной и заключительный этапы.

Вводный этап предполагает подготовку волонтёров, организацию школы волонтера. Теоретические занятия предполагают ознакомление с законодательной основой функционирования замещающих семей, спецификой формирования детско-родительских отношений, особенностями воспитания приемных детей разных возрастных категорий и т. д.; практические — обучение волонтёров взаимодействию с замещающими семьями.

На основном этапе проекта — проведение семинара для замещающих родителей с обсуждением причин возникновения трудного поведения, выявлением родительских стратегий реагирования и др., апробацией психолого-педагогического направления клуба для замещающих семей (мероприятия: «Давайте знакомиться» — организационная встреча; круглый стол «Роль семейных традиций в воспитании приемного ребенка»; семинар-практикум для замещающих родителей «Профилактика девиантного поведения у детей»; тренинговое занятие для замещающих родителей «В гармонии с собой», «Позиция в общении с ребенком»; творческая мастерская «Подарки близким — с теплотой и любовью»; конкурс замещающих семей «Мы — классная семья!» и др.). Заключительный этап предполагает подведение итогов проекта, повторную диагностику, определение перспектив развития проекта.

Мероприятия проекта обсуждаются и реализуются совместно волонтерским отрядом проекта, преподавателями вуза, специалистами центра.

Планируемые результаты реализации проекта:

  1. Повышение воспитательного потенциала и улучшение психологического ресурса замещающей семьи на разных этапах развития.
  2. Повышение уровня педагогической состоятельности опекунов и приемных родителей.
  3. Минимизация случаев отказа замещающих семей от ребенка.
  4. Предотвращение кризисных ситуаций в семье опекунов (попечителей) за счет своевременного оказания профессиональной психолого-педагогической помощи.
  5. Распространение позитивного опыта в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.

Всероссийский форум «Наставник» показал актуальность обращения к развитию наставничества в работе с разными категориями детей и семей. Наставничество можно рассматривать как форму психологического и социально-педагогического сопровождения: наставничество для детей и их семей, выявления и развития талантов детей. Наставник, прежде всего, профессионал, который стремится сделать жизнь семьи насыщенной, интересной, со своими традициями и ситуациями успеха, сам является готовым личностно воспринять проблемы другого, научить новому. Мероприятия проекта будут способствовать подготовке наставников для работы с замещающей семьей.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы. — М.: ВЛАДОС, 2014. — 368 с.
  2. Бобылева П. А. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: метод. Рекомендации. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. — 96 с.
  3. Жуйкова, Е. Б. Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье. — 2014. — № 4. — С. 46–53.
  4. Климантовой Г. И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — М.: Изд-во РГСУ, 2011. — 222 с.
  5. Николаева Е. И. Приемная семья — ваш путь к счастью. — М: ЭЛПИС, 2013. — 286 с
  6. Энциклопедический словарь по социологии. Под ред. Е. М. Бабосов. — М.: Либроком, 2009. — 470 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, замещающая семья, ребенок, воспитательный потенциал, активная родительская позиция, отношение, родитель, мероприятие проекта, заключительный этап, психолого-педагогическая помощь.


Похожие статьи

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

– активизация родителей на активное участие в различных мероприятиях; – уточнение адекватного понимания родителями возможностей каждого ребенка. Мы понимаем, что формирование межличностных доверительных отношений «родительребенок» в семьях...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Анализ результативности программы психолого-педагогического...

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи является приоритетной задачей в устройстве детей, так как адекватно решает проблему снижения количества детей-сирот.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

Это вполне возможно при правильной позиции замещающих родителей в отношении принятия ребенка в семью, которое формируется на основе их психологической и педагогической готовности и медико-социально-правовой информированности.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.

Семья для ребенка — среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель. Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Похожие статьи

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

– активизация родителей на активное участие в различных мероприятиях; – уточнение адекватного понимания родителями возможностей каждого ребенка. Мы понимаем, что формирование межличностных доверительных отношений «родительребенок» в семьях...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Анализ результативности программы психолого-педагогического...

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи является приоритетной задачей в устройстве детей, так как адекватно решает проблему снижения количества детей-сирот.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

Это вполне возможно при правильной позиции замещающих родителей в отношении принятия ребенка в семью, которое формируется на основе их психологической и педагогической готовности и медико-социально-правовой информированности.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.

Семья для ребенка — среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель. Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Задать вопрос