Социально-экономическая адаптация как важный фактор дальнейшего определения жизненного пути детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 15.03.2019

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Галеева, Л. Х. Социально-экономическая адаптация как важный фактор дальнейшего определения жизненного пути детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. Х. Галеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57220/ (дата обращения: 18.01.2022).



В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с социальной политикой. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса социально — экономической адаптации как важного фактора дальнейшего определения жизненного пути детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ключевые слова: экономика, социальные проблемы, сироты, дети, попечение родителей.

Развитие детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей, зависит от используемого подхода в воспитании детей и решении вопроса об их социальной адаптации. Специализированные учреждения, которые занимаются воспитание детей, не имеют полноценных условий для применения комплексной модели по социально-экономической адаптации своих воспитанников.

В качестве инновационного подхода для осуществления социально-экономической адаптации предлагается обратиться к методике, позволяющей решать эту задачу комплексно. Для выработки модели взаимодействия с воспитанниками специальных учреждения необходимо учитывать индивидуальные особенности личности, а также уделять внимание особенностям поведения воспитанников. В социально-экономической адаптации детей сирот и тех, кто остался без попечения, должны принимать участие разные специалисты. Здесь речь идет не только о педагогах, но и работниках всей системы, взаимодействующей с данной категорией детей.

Как отмечают специалисты, многие дети, которые достигают совершеннолетия и покидают стены специальных учреждений, где они воспитывались, имеют проблемы с социальной адаптацией. По сути, их неподготовленность к взаимодействию с социумом приводит к тому, что дети замыкаются в себе, не обращаются к вопросу о выборе своего жизненного пути.

По статистике, среди таких детей довольно частым явлением выступает алкоголизм, наркомания и совершение уголовных преступлений. Необходимо понимать, что социально-экономическая адаптация — это комплексная работа, которая проводится целой группой специалистов. Так, от качества поддержки психологов зависит уровень готовности воспитанников к ведению самостоятельной взрослой жизни.

А от качества работы педагогов будет зависеть то, насколько качественно и полноценно воспитанники специальных учреждений будут использовать в своей практической жизни полученные навыки и умения.

Работа по социально-экономической адаптации проходит в несколько шагов, каждый из них важен с позиции дальнейшей судьбы воспитанника. На первом этапе социально-экономической адаптации воспитанник попадает в специальное учреждение, он оказывается в новой социальной среде, к которой ему нужно адаптироваться. Здесь в работу включаются психологи, воспитатели и педагоги.

В таких условиях ребенок может находиться годами, поэтому для повышения качества воспитательной работы предлагается учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для проявления ребенком своих интересов. Задача данного этапа сводится к тому, что провести полноценную диагностику социальных и психологических черт воспитанника. [1]

Здесь могут использоваться разные методы взаимодействия — беседы, наблюдения, тесты и т. д. Этот шаг позволяет выявить личностные особенности, получить подробную информацию о круге общения ребенка и имеющихся у него проблемах.

Как правило, уже на этом этапе можно прогнозировать то, насколько успешной будет работа по социальному развитию конкретного индивида.

На основе результатов диагностики специалистами учреждения осуществляется профилактическая работа. К примеру, если у ребенка имеется психологическая травма, необходимо проработать негативный опыт при поддержке психолога.

Как правило, детям предлагается выразить свои переживания посредством проявления себя в творческой работе. На втором шаге непосредственно осуществляется включение ребенка в окружающую его социальную группу. На этом шаге воспитанник должен познакомиться с персоналом и другими детьми.

Здесь могут использовать разные технические средства для того, чтобы ребенок мог побороть свои стеснения. Чтобы создать оптимальные условия для социально-экономической адаптации, воспитанникам необходимо создать подходящий психологический климат.

Одной из ключевых проблем социально-экономической адаптации детей-сирот является то, что после выпуска из специальных учреждений они оказываются неготовыми к участию в трудовой деятельности. Для решения этой проблемы предлагается обратиться к разработке программ по участию воспитанников в трудовой деятельности. Более того, рекомендуется обратиться к проработке комплексной программы по обеспечению общественной занятости.

Другими словами, необходимо предусмотреть для воспитанников специального учреждения гармоничное распределения функциональных обязанностей. [2]

Это позволит адаптироваться к работе в коллективе и осознать значимость осуществляемых функций для достижения общей цели. В этой работе должен принимать участие специалист по социальной работе.

Другой важной проблемой, которая отмечается у выпускников специальных учреждений, является то, что дети не могут контролировать свое поведение. Не имея возможности контролировать свои действия, воспитанники зачастую встают на криминальный путь, входя в подчинение к криминальным элементам.

Многие дети-сирота после достижения совершеннолетия не могут создать семьи и выстроить гармоничные отношения со своими сверстниками. Это связано с тем, что личные проблемы и переживания полностью разрушают представления ребенка о том, как может быть устроена семья, какую роль она играет в социуме.

Для решения данной проблемы предлагается активно вовлекать взрослых в жизнь коллектива учащихся. На третьем шаге проводится самая важная работа — социально-экономическая адаптация, ориентированная на подготовку учащихся к жизни в социуме. Здесь для детей предлагается организовывать социальную деятельность, чтобы они могли приобрести социальный опыт и специальные знания

При этом базовые знания должны не просто даваться в форме теории на беседах и уроках, а применяться воспитанниками на практике еще на базе специализированного учреждения.

Чтобы ребенок получил реальные возможности для полноценной адаптации после достижения совершеннолетия, работа над социально-экономической адаптацией учащихся должна носить комплексный характер. Удобнее всего, когда эта работа будет осуществляться в рамках программы.

Социально-экономическая адаптация должна быть направлена на формирование представлений о социуме, получение практических навыков осуществления трудовой деятельности в социуме. [3]

В процессе работы над социально-экономической адаптацией воспитанников необходимо уделять внимание индивидуально-личностным качествам воспитанников, так как от их сформированности зависит будущее положение ребенка в большом социуме. Социально-экономическая адаптация преследует еще одну важную цель — привитие навыков по осуществлению ключевых функций в социально-бытовой среде.

Другими словами, воспитанники должны получить реальное представление о том, что семья является ячейкой общества в целом, каждый член семьи берет на себя определенные функции и обязанности в быту. Работу над социально-экономической адаптацией детей-сирот лучше осуществлять в рамках комплексного подхода, которым будут учитываться индивидуальные особенности конкретной личности.

Литература:

  1. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ в ред. от 25.11.2013 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Соловьева Т. В. Система социальной защиты детства в Российской Федерации: учеб.-метод. пособие / Т. В. Соловьева. — Электрон. текстовые дан.
  4. Саранск: Издатель Афанасьев В. С., 2016. — ISBN 978–5905093–93-— Режим доступа: http://13rusprint.ru/books/2016/ChildWelfare/. — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономическая адаптация, ребенок, воспитанник, попечение родителей, проблема, работа, трудовая деятельность, социальная адаптация, социально-экономическая адаптация детей-сирот, специальное учреждение.


Похожие статьи

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

В данной статье рассматриваются адаптационные процессы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в интернатном учреждении, а также выделяются основные формы и методы социальной работы с воспитанниками...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся...

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят социальный

Воспитанники интернатных учреждений в самостоятельной жизни не научены решать

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты и...

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

В данной статье рассмотрены основные проблемы социальной адаптации к окружающей среде выпускников детских домов.

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность...

Проблемы адаптации социальных сирот | Статья в журнале...

В статье освещены вопросы социального сиротства, адаптации социальных сирот в обществе

Впоследствии экономических кризисов, которым подвержена Россия, появляются уязвимые

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

Адаптация детей-сирот в вузе — это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на этапе самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование...

Формирование жизненной компетентности у детей...

Логично выделить следующие проблемы: социально-бытовая; социально-трудовая

социально-трудовых, обуславливающих сформированность трудовых навыков для

Таким образом, основная задача педагога в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Проблема социальной адаптации детей в качестве одной из важнейших не рассматривалась. При этом жизнь воспитанников детских домов становилась все более

Усилия по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в...

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Социальное сопровождение выпускников интернатных...

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство. Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

Похожие статьи

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

В данной статье рассматриваются адаптационные процессы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в интернатном учреждении, а также выделяются основные формы и методы социальной работы с воспитанниками...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся...

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят социальный

Воспитанники интернатных учреждений в самостоятельной жизни не научены решать

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты и...

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

В данной статье рассмотрены основные проблемы социальной адаптации к окружающей среде выпускников детских домов.

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность...

Проблемы адаптации социальных сирот | Статья в журнале...

В статье освещены вопросы социального сиротства, адаптации социальных сирот в обществе

Впоследствии экономических кризисов, которым подвержена Россия, появляются уязвимые

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

Адаптация детей-сирот в вузе — это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на этапе самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование...

Формирование жизненной компетентности у детей...

Логично выделить следующие проблемы: социально-бытовая; социально-трудовая

социально-трудовых, обуславливающих сформированность трудовых навыков для

Таким образом, основная задача педагога в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Проблема социальной адаптации детей в качестве одной из важнейших не рассматривалась. При этом жизнь воспитанников детских домов становилась все более

Усилия по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в...

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Социальное сопровождение выпускников интернатных...

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство. Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

Задать вопрос