Финансовая грамотность и социокультурная адаптация как факторы успешной интеграции в общество воспитанников детских домов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 17.06.2023

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Молчанова, Т. В. Финансовая грамотность и социокультурная адаптация как факторы успешной интеграции в общество воспитанников детских домов / Т. В. Молчанова, М. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104200/ (дата обращения: 16.12.2024).



Финансовая грамотность и социокультурная адаптация являются важными факторами успешной интеграции в общество воспитанников детских домов. Отсутствие этих навыков может привести к сложностям при получении образования, поиске работы и управлении своими финансами. В данной статье рассматриваются методы и подходы к повышению финансовой грамотности и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также описываются практические программы и меры поддержки, которые могут помочь им успешно адаптироваться в обществе и стать финансово независимыми и уверенными в своих способностях.

Ключевые слова: финансовая грамотность, социокультурная адаптация, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники, социализация, социальная адаптация.

Financial literacy and socio-cultural adaptation are important factors for the successful integration of children from orphanages into society. The lack of these skills can lead to difficulties in getting an education, finding a job and managing your finances. This article discusses methods and approaches to improving financial literacy and social adaptation of orphans and children left without parental care, as well as describes practical programs and support measures that can help them successfully adapt to society and become financially independent and confident in their abilities.

Keywords: financial literacy, socio-cultural adaptation, orphans, children left without parental care, pupils, socialization, social adaptation.

Интеграция в общество является важной задачей для воспитанников детских домов. Зачастую дети, проживающие длительное время в учреждениях социальной защиты, имеют сложности с социокультурной адаптацией, приобретением необходимых навыков для жизни в обществе, включая финансовую грамотность.

Финансовая грамотность — это способность человека разбираться в сфере денежных отношений, проявлять ответственность при управлении денежными средствами, планировать свой бюджет и эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы. При этом она играет важную роль в успешной интеграции в общество. Обучение финансовой грамотности поможет воспитанникам детских домов научиться правильно рассчитывать свои расходы и доходы, создать планирование своего бюджета и научиться тратить свои средства на вещи, необходимые для жизни.

Социокультурная адаптация также является важным фактором успешной интеграции в общество. Она включает знакомство с культурой и общественными нормами, правилами поведения. Воспитанники детских домов, часто не имеющие возможности участвовать в общественной жизни и получить нужный опыт для социальной адаптации, они должны быть подготовлены к новой жизни и к новым социальным реалиям.

Социокультурная адаптация — это сложный процесс, требующий комбинации различных методов работы с детьми. В современном мире их множество, в основном это методы, включающие культурно-досуговую деятельность, объединяющие творческие, психологические, социальные и культурологические аспекты. Предназначение данных технологий — воспитанникам детских домов освоить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении.

В научной среде большое внимание уделяется вопросам физической подготовки и творческому потенциалу, как одним из методов социокультурной адаптации. Это могут быть и занятия спортом, танцами, музыкой и так далее.

Мы полагаем, что занятия спортом могут стать одним из важнейших методов социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как дети часто испытывают трудности в социальной адаптации, они могут чувствовать себя одинокими, изолированными от общества. Социальная адаптация — это процесс, который позволяет человеку приспособиться к социальной среде, получить навыки и знания, необходимые для взаимодействия с другими людьми.

Спортивные занятия могут помочь воспитанникам детских домов преодолеть эти трудности. Спорт — это не только здоровый образ жизни, но и возможность научиться работать в команде, принимать решения, улучшать свои навыки и умения. Спорт может помочь детям почувствовать себя частью сообщества, частью команды.

Кроме того, спортивные занятия могут помочь детям справиться с трудностями в жизни. Им может быть трудно приспособиться к новой среде, к новым людям. Спортивная команда может стать для них своеобразной семьей, где они смогут найти своих друзей и поддержку. Занятия спортом могут также помочь детям улучшить свое самочувствие и уверенность.

Так же одним из методов социокультурной адаптации воспитанников детских домов является театрализованная деятельность.

Театральные занятия могут помочь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преодолеть возникающие трудности. Искусство, которым является театр, позволяет детям раскрыть свою индивидуальность, выражать свои мысли и чувства, научиться выстраивать отношения со сверстниками, побуждает детей позитивно взаимодействовать с окружающей средой, развивает эмпатию и уважение к другим людям.

Коммуникативные навыки, которые развиваются при участии в театральной деятельности, включают умение слушать других, высказывать свои мысли и чувства, понимать суть коммуникации. Кроме того, дети учатся контролировать свою реакцию во время общения. Театральная деятельность также помогает детям улучшить свою самооценку. Участие в спектаклях и выступлениях позволит детям ощутить себя ценными участниками коллектива, приобрести уверенность в себе и своих силах. Эти навыки являются необходимыми для интеграции в общество.

Кроме того, одним из ключевых технологий социокультурной адаптации и финансовой грамотности является метод проектной деятельности. Он включает в себя планирование и реализацию проектов с учетом социокультурных реалий. Этот метод позволяет детям погрузиться в социум, научившись решать социальные задачи, взаимодействующие с людьми. Такие проекты могут быть практическими, теоретическими или сочетать в себе элементы двух направлений.

Метод проектной деятельности сочетает в себе элементы активного и проектного обучения и может быть использован для развития финансовой грамотности воспитанников детских домов. Например, дети могут разрабатывать проекты по управлению своими финансами и изучению наиболее эффективных способов увеличения своих доходов. Использование этого метода может помочь воспитанникам детских домов развить навыки финансового планирования и целевой ориентации.

Также важным методом социокультурной адаптации и повышения финансовой грамотности является когнитивный метод. Он предполагает использование различных обучающих программ и технологий для развития критического и логического мышления, которые будут полезны для адаптации в новой социокультурной среде. Этот метод может быть эффективно включен в различные образовательные программы, в том числе для детей, которые занимаются дистанционным образованием.

Когнитивный метод может быть использован для развития финансовой грамотности путем обучения воспитанников лучшему пониманию своих финансовых потребностей и правильному планированию расходов и доходов. К сожалению, для детей, живущих в детских домах, уровень финансовой грамотности может быть существенно ниже, чем у их сверстников, живущих в семьях. Поэтому важно создать условия для развития финансовой грамотности воспитанников детских домов на основе современных методов педагогики.

Проективный метод является еще одним важным элементом программы адаптации и финансовой грамотности. Он направлен на развитие личности ребенка через повышение уверенности в себе и умения рассматривать вещи со стороны. Дети учатся думать креативно, проявлять свои таланты и общаться с окружающим миром в конструктивном ключе.

Проективный метод нацелен на выявление неосознаваемых желаний и мыслей. Его использование может дать возможность воспитанникам детских домов изучить свои скрытые финансовые стремления и понять, как они могут помочь им достичь своих целей. Например, в сочетании с когнитивным методом, проективный метод может быть использован для обучения воспитанников финансовому планированию и сохранению денежных средств на те жизненные нужды, которые для них наиболее важны.

Наконец, методы социокультурной адаптации и финансовой грамотности включают и использование информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Изучение социальных сетей и других средств социальных коммуникаций позволяет детям быстрее привыкнуть к новой среде и изучить особенности местной культуры. Использование информационных технологий также способствует улучшению образовательного процесса и улучшению качества жизни детей.

Важно отметить, что в настоящее время ИКТ стали неотъемлемой частью нашей жизни и оказывают значительное влияние на практически все сферы деятельности, включая финансовую грамотность. Для воспитанников детских домов, которые часто имеют ограниченный доступ к ресурсам и информации, ИКТ могут стать ценным инструментом для приобретения базовых знаний о финансах и развития финансовой грамотности.

Использование ИКТ может помочь воспитанникам детских домов узнать основы финансового планирования, управления бюджетом и инвестирования. Существует множество бесплатных онлайн-ресурсов, таких как видеоуроки, курсы обучения и калькуляторы, которые помогают освоить основные понятия финансов и научиться управлять личными денежными средствами.

Однако, не следует забывать о том, что использование ИКТ может быть недоступным для некоторых воспитанников детских домов из-за отсутствия доступа к компьютерам и интернету. В таких случаях, организации могут обеспечить доступ к ИКТ через установку компьютеров в детских домах и обучение персонала, который может помочь воспитанникам освоить основы использования ИКТ.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий является эффективным методом повышения финансовой грамотности воспитанников детских домов. Организации и государственные органы должны обеспечить доступ к ИКТ и обучение персонала, чтобы помочь воспитанникам освоить основы управления личными финансами и стать более независимыми и уверенными в своих финансовых решениях в будущем.

Кроме того, введение образовательной программы, которая включает в себя вопросы финансовой грамотности и социокультурной адаптации, может помочь воспитанникам детских домов успешно интегрироваться в общество. Эти программы помогут детям оценить свои расходы, развивая навыки перспективного планирования, а также повысят их культурный и социальный уровень, укрепляя уверенность в себе и способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В заключение можно сказать, что технологии повышения финансовой грамотности и социокультурной адаптации — это важные и необходимые средства для работы с детьми, находящихся в сложных социальных условиях. Эти технологии позволяют детям легко адаптироваться к новой среде, обретать новые знания и навыки, а также уверенность в себе и своих силах, что помогает им быстрее интегрироваться в общество.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, воспитанник детских домов, социокультурная адаптация, ребенок, попечение родителей, социальная адаптация, когнитивный метод, проективный метод, успешная интеграция, финансовое планирование.


Похожие статьи

Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования

Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...

Преодоление барьеров и стереотипов, связанных с молодежью, имеющей ограниченные возможности здоровья

Данная работа направлена на анализ препятствий, с которыми сталкиваются молодые люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при интеграции в общество. Рассматриваются физические, социальные и психологические барьеры, ограничивающие их участие в...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Аспекты и тенденции формирования правовой культуры в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье показана актуальность воспитания правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющейся фактором их дальнейшей социализации. Раскрыто содержание понятия «правовая культура», определены его составляющие, выявл...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации

Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, к...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Похожие статьи

Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования

Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...

Преодоление барьеров и стереотипов, связанных с молодежью, имеющей ограниченные возможности здоровья

Данная работа направлена на анализ препятствий, с которыми сталкиваются молодые люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при интеграции в общество. Рассматриваются физические, социальные и психологические барьеры, ограничивающие их участие в...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Аспекты и тенденции формирования правовой культуры в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье показана актуальность воспитания правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющейся фактором их дальнейшей социализации. Раскрыто содержание понятия «правовая культура», определены его составляющие, выявл...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации

Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, к...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Задать вопрос