Проблемы применения законодательства при обеспечении жильем отдельных категорий граждан (на примере Московской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 14.06.2023

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Бондарева, Т. В. Проблемы применения законодательства при обеспечении жильем отдельных категорий граждан (на примере Московской области) / Т. В. Бондарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104118/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье говорится о наличии пробелов в российском жилищном законодательстве, в частности, в регулировании порядка признания нуждающимися в жилых помещениях граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев. Рассмотрены возникающие проблемы при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанной категории.

Ключевые слова: вынужденные переселенцы, малоимущие граждане, нуждающиеся в жилье, иные категории граждан, указанные в законе, нуждающиеся в жилье, порядок предоставления жилых помещений, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, учет граждан, норма предоставления жилого помещения, учетная норма.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Принятое обязательство не может быть выполнено без удовлетворения такой жизненно необходимой потребности как потребность в жилье.

Положения Конституции РФ, гарантирующие указанное право, имеют, прямое действие. Указанные декларации нашли свое отражение, в том числе, в положениях Жилищного Кодекса Российской Федерации. Однако практика применения указанных норм показывает, что уровень поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в России не высока.

После принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, введено новое условие для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий — «малоимущность», а также сокращено количество оснований для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, увеличился срок ожидания жилых помещений фонда социального использования. Современная экономическая обстановка и уровень благосостояния россиян лишают многих наших сограждан возможности самостоятельного приобретения жилых помещений.

В данной статье хочется обратить особое внимание на проблемы, возникающие у граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, при реализации своего права на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета (на примере Московской области).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530–1 «О вынужденных переселенцах» (далее — Закон), финансовая помощь вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, предоставляется в форме социальных выплат на приобретение жилых помещений исключительно за счет средств федерального бюджета. Порядок предоставления этих выплат установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Московской области осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Законом Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В настоящее время постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирована Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ).

Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Законом не определен иной (особый) порядок признания категорий граждан, указанных в нем, нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений, не установлен.

Согласно ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются только граждане, признанные в установленном порядке малоимущими . Иного порядка признания граждан нуждающимися в жилых помещениях не существует.

На основании ст. 13 ЖК РФ определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.

В связи с этим к указанным правоотношениям могут применяться только положения ЖК РФ.

Согласно п.7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В Московской области принят Закон

от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Иных законов, регламентирующих принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

в Московской области, нет. При отсутствии иного порядка, регламентирующего принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Московской области, применяются в данном случае нормы ЖК РФ.

Таким образом, нормативных правовых актов, наделяющих органы местного самоуправления полномочиями по признанию граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, нуждающимися в жилых помещениях, нет.

В связи с этим у органов местного самоуправления отсутствуют какие-либо полномочия для принятия граждан указанной категории на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в особом режиме.

Указанная позиция в полной мере соответствует определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 20.03.2014 № 545-О, от 21.12.2011 № 1655-О-О, от 26.05.2011 № 643-О-О и от 05.03.2009 № 376-О-П в которых указано, что такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Учитывая изложенное, в соответствии с п.2 ст. 7 Закона граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.

Таким образом, гражданам, относящимся к категории вынужденных переселенцев для реализации своего права на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета, удостоверяемой сертификатом необходимо также иметь статус «малоимущих», как и гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Аналогичная ситуация при признании нуждающимися в жилых помещениях возникает и у граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Граждане указанной категории Анализируя данную тему, можно сделать вывод о том, что

Анализ положений жилищного законодательства и практики его применения позволяет сделать вывод о том, что вследствие наличия пробелов в законодательстве в вопросах порядка обеспечения, и граждане, и органы исполнительной власти пытаются их восполнить через судебное решение. Однако эти судебные решения, в том числе и высших судов, по конкретным делам, до сих пор не находят закрепления в законодательстве.

Несмотря на наличие Жилищного кодекса Российской Федерации очень много норм рассредоточено по специальным законам, в том числе по категориям граждан, имеющим право на те или иные способы улучшения жилищных условий.

Полагаю, что раздел Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующий порядок обеспечения граждан жильем, нуждается в полном и системном пересмотре.

Литература:

  1. Александрова С. Н. Основание и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма / С. Н. Александрова // Жилищное право. — М.: ЭКСМО, 2005, С.285
  2. Аминева А. Ю. Жилищное право: учеб. пособие / А. Ю. Аминева, Д. В. Королева, Башкирский государственный университет. — 2-е изд. перераб. и доп. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2019–410с.
  3. Андреева Л. А. К вопросу о сервитуте в жилищном праве // Вопросы современной юриспруденции. 2019. № 58. С. 53–64.
  4. Бандо М. В. Основания возникновения жилищных правоотношений социального найма жилого помещения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2010. — С. 9.
  5. Крашенинников П. В. Жилищное право. М.: Статут, 2008, С.198
  6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru
  7. Баринов Н. А., Рамзаева, Л. Ю. Основания расторжения договоров жилищного найма и выселения граждан. /Н. А. Баринов, Л. Ю. Рамзаева // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  8. Беспалов Ю. Ф. Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2018. 368 с.
  9. Беспалов Ю. Ф. Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике. Научно-практич.пос. — М.: Проспект, 2020. 368 с.
  10. Закон Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (принят постановлением Мособлдумы от 30.11.2005 № 7/160-П) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  11. Закон Московской области от 22.12.2017 № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  12. Постановление Правительства Московской области от 27.03.2018 № 196/12 «Об утверждении перечня видов доходов, учитываемых при расчете размера дохода гражданина и среднедушевого дохода семьи в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и перечня видов имущества, учитываемого в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». // «Ежедневные Новости. Подмосковье». — 22.05.2018. — № 90.
  13. Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.08.2019 № 36/8 «Об установлении в Одинцовском городском округе Московской области учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда социального использования». // «Одинцовская неделя». — 06.09.2019 (спецвыпуск). — № 35/2.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, РФ, качество нуждающихся, помещение, местное самоуправление, Московская область, Жилищный кодекс, социальный найм, установленный порядок, учет граждан.


Похожие статьи

Проблемы применения законодательства при предоставлении...

Главой 7 Жилищного кодекса РФ регулируются основания и порядок предоставления

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма

статьей 52 ЖК РФ, принимается на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

жилое помещение, РФ, услуга, Российская Федерация, социальный найм, семья, месяц.

Порядок предоставления жилых помещений по договору...

Во-вторых, жилое помещение по договору социального найма предоставляется в виде

Частью 5 стати 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение по

А именно: постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом...

Право граждан на жилище закреплено Конституцией Российской Федерации и является.

Правовая природа договора социального найма жилого...

Итак, статья 60 Жилищного кодекса РФ содержит определение договора социального найма, из

А именно: постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом

В соответствии со ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи

Так, в соответствии со статьей 83 ЖК РФ расторжение договора социального найма...

Основания предоставления гражданам жилья по договору найма...

По нашему мнению, в ст. 91.10 ЖК РФ необходимо включить перечень уважительных причин нарушения сроков и размеров оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, как это предусмотрено для договора социального найма жилого помещения (ст. 90 ЖК РФ).

Ответственность за нарушение договора социального найма...

В качестве иного примера применения ст. 7.22 КоАП РФ и оставления в силе после

При этом ст. 63 Жилищного Кодекса РФ называет жилое помещение именно предметом, а не. В соответствии с п. 2 ст. 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения является...

жилое помещение, РФ, услуга, Российская Федерация, социальный найм, семья, месяц...

Некоторые вопросы реализации права на жилище в современной...

В статье 40 Конституции РФ [1] указывается, что «Каждый имеет право на жилище.

Более того, в пункте 4 статьи 1 ЖК РФ говорится: «Граждане, законно находящиеся на территории

В соответствии со ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи.

Право граждан на жилище закреплено Конституцией Российской Федерации и является.

Новеллы жилищного законодательства и судебной практики об...

Истец полагает, что в соответствии с п. 2 ст. 16, ст. 94 Жилищного кодекса РФ названное здание не отвечает признаками «общежития», т.е. специализированного жилого помещения, а является жилым домом в соответствии с его техническими характеристиками.

К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления...

Статья 72 Конституции РФ, статья 5 Жилищного кодекса РФ относит жилищное

учет (статьи 52, 54, 56,57); определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые

Статьи 1,2 Жилищного кодекса РФ устанавливают так же, что жилищное законодательство

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации...

Об установлении нормы общей площади при выселении

 В статье рассматривается необходимость определения нормы общей площади жилого помещения в Жилищном Кодексе РФ, поскольку это позволит защитить права выселяемых граждан при предоставлении им нового жилья по договорам социального найма.

Похожие статьи

Проблемы применения законодательства при предоставлении...

Главой 7 Жилищного кодекса РФ регулируются основания и порядок предоставления

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма

статьей 52 ЖК РФ, принимается на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

жилое помещение, РФ, услуга, Российская Федерация, социальный найм, семья, месяц.

Порядок предоставления жилых помещений по договору...

Во-вторых, жилое помещение по договору социального найма предоставляется в виде

Частью 5 стати 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение по

А именно: постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом...

Право граждан на жилище закреплено Конституцией Российской Федерации и является.

Правовая природа договора социального найма жилого...

Итак, статья 60 Жилищного кодекса РФ содержит определение договора социального найма, из

А именно: постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом

В соответствии со ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи

Так, в соответствии со статьей 83 ЖК РФ расторжение договора социального найма...

Основания предоставления гражданам жилья по договору найма...

По нашему мнению, в ст. 91.10 ЖК РФ необходимо включить перечень уважительных причин нарушения сроков и размеров оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, как это предусмотрено для договора социального найма жилого помещения (ст. 90 ЖК РФ).

Ответственность за нарушение договора социального найма...

В качестве иного примера применения ст. 7.22 КоАП РФ и оставления в силе после

При этом ст. 63 Жилищного Кодекса РФ называет жилое помещение именно предметом, а не. В соответствии с п. 2 ст. 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения является...

жилое помещение, РФ, услуга, Российская Федерация, социальный найм, семья, месяц...

Некоторые вопросы реализации права на жилище в современной...

В статье 40 Конституции РФ [1] указывается, что «Каждый имеет право на жилище.

Более того, в пункте 4 статьи 1 ЖК РФ говорится: «Граждане, законно находящиеся на территории

В соответствии со ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи.

Право граждан на жилище закреплено Конституцией Российской Федерации и является.

Новеллы жилищного законодательства и судебной практики об...

Истец полагает, что в соответствии с п. 2 ст. 16, ст. 94 Жилищного кодекса РФ названное здание не отвечает признаками «общежития», т.е. специализированного жилого помещения, а является жилым домом в соответствии с его техническими характеристиками.

К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления...

Статья 72 Конституции РФ, статья 5 Жилищного кодекса РФ относит жилищное

учет (статьи 52, 54, 56,57); определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые

Статьи 1,2 Жилищного кодекса РФ устанавливают так же, что жилищное законодательство

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации...

Об установлении нормы общей площади при выселении

 В статье рассматривается необходимость определения нормы общей площади жилого помещения в Жилищном Кодексе РФ, поскольку это позволит защитить права выселяемых граждан при предоставлении им нового жилья по договорам социального найма.

Задать вопрос