Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 14.06.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Миронов, В. Н. Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку / В. Н. Миронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104069/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Помимо этого, рассматриваются основные формы работы с QR-кодам для создания заданий, целью которых является развитие умений монологической речи. Также освещаются проблемы, с которыми может столкнуться педагог при построении занятий с использованием QR-кодов и пути их решения. Исследование было направлено на практическое обоснование эффективности использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: языковая компетенция, QR-код, монологическая речь, умения монологической речи, образовательная среда

Миньяр-Белоручев Р. К. в своих исследованиях обозначал умение монологической речи как способность использовать приобретенные знания и навыки с целью их реализации в форме письменного или устного монологического высказывания. [4]

Значимость развития умений монологической речи обусловлена тем, что монологическая речь, являясь особым видом речевой деятельности обладает следующими практически важными качествами: 1) межпредметностью; 2) многоаспектностью; 3) многофункциональностью. QR-код в свою очередь способствует их развитию при помощи необычной, интерактивной формы работы на занятиях по иностранному языку.

QR-код — это современная информационная технология, которая предоставляет использующему закодированную информацию в форме двухмерного кода. При помощи данного двухмерного кода можно получить быстрый доступ к различным видам информации благодаря сканированию при помощи современных электронных устройств (ноутбуков, планшетов, смартфонов и т. д.).

QR-коды могут быть представлены в виде различных форматов: 1) визитки; 2) интернет-адреса; 3) геоданных; 4) сплошного текста; 5) картинок. Благодаря такому большому количеству форматов QR-коды можно внедрять в различных ситуациях при обучении монологической речи. [3]

Опыт использования QR-кодов для развития умений монологической речи заключался в разработке заданий с использованием данной технологии и их внедрения в образовательный процесс. В процессе реализации цикла уроков обучающиеся вовлекаются в различные формы работы, основанные на QR-кодах, в их числе: анализ и обобщение текстов, монологическая речь, составление кластеров, задание на развитие лексики, задания на развитие аудитивных умений, практические упражнения и т. д.

Для более успешной реализации QR-кодов на занятии было решено использовать данную технологию в наибольшем количестве заданий, которые выполняются студентами в процессе занятия. Также наибольшее количество заданий выполняется с целью развития умений монологической речи. Примеры использования QR-кодов для различных типов заданий, которые выполнялись студентами в цикле практических занятий, представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Примеры заданий с использованием технологии QR -код для развития умений монологической речи

Наименование задания

Описание задания

Пример задания

Задание на объяснение новой темы, основанное на приеме «Концептуальное облако»

Данное задание, наиболее подходящее для начала новой темы, чтобы вовлечь студентов, на разных QR-кодах шифруется набор картинок-концепций, благодаря которым студенты могут догадаться, о чем будет новая тема

Scan the following QR-codes and guess about the topic of the current lesson:

Составление кластера по пройденной теме

Кластер выполнен в форме схемы, которая способствует краткому резюмированною информации по изученной теме, в ней присутствуют заготовленные фразы, которые помогают студентам кратко сформулировать основные выводы по прошлому занятию. Наиболее подходящий вариант — это использовать их на следующем занятии, чтобы проверить насколько хорошо студенты поняли прошедшую тему

Scan the QR code and make a short summary of the previous lesson :

Пересказ и поиск информации в видео

Данное задание является наиболее подходящим для домашней работы студентов. Суть в том, что при помощи QR-кода обучающимся дается доступ к видеозаписи, которую они должны изучить и найти наиболее важную информацию. Помимо этого, им нужно сформулировать свои мысли в форме монологического высказывания и продемонстрировать его на следующем занятии

Watch a video about ways of finding the job, name the most convenient options for you. Example: Primarily, the best resource to find a job is… because…. Secondly, is …, from my point of view….

Проблемные задания

Нацелены на раскрытие инициативности и творческого потенциала студентов. В QR-кодах дается определенная информация, а в самом задании формулируется то, что студентам нужно сделать для наиболее успешного решения проблемы

Records management is an interesting work. If you want to join this area, you will need certain skills. Review the list of skills and state why does records manager need them. Consider what skills are missing here.

Помимо основных методов использования QR-кодов для развития умений монологической речи стоит также отметить основные трудности, с которыми пришлось столкнуться при использовании данной технологии на занятиях по иностранному языку:

1. Отбор тем, в которых можно использовать QR-коды;

Тут стоит отметить, что наиболее подходящим для реализации данной технологии являются занятия, целью которых является вовлечение студентов в новую тему или раздел. Связано это с тем, что возможности реализации становятся более явными, так как задания, построенные с целью введения или рефлексии по определенной теме играют ключевую роль в использовании QR-кодов, так как на данных этапах занятия можно задействовать различные интерактивные методы, например «концептуальное облако».

2. Формирование заданий и их количество в процессе занятия;

Помимо отбора тем главной составляющей для реализации QR-кодов с целью развития умений монологической речи является выбор заданий, которые будут способствовать использованию данной технологии. Наиболее подходящими являются задания для организационного и рефлексивного этапов занятия, но стоит также учитывать данную технологию и в ходе основного этапа. В данном случае лучше всего подойдут задания для работы с текстом, которые значительно снизят объём раздаточного материала в ходе занятия. Наиболее подходящими являются задания для резюмирования текста, составления кластера по определенной теме, а также ситуационные задачи, которые чаще всего тоже подразумевают работу с большим объёмом информации. Стоит также учитывать время выполнения подобных заданий, чтобы избежать вредного воздействия информационных технологий на здоровье обучающихся. [5]

3. Подготовка студентов к реализации QR-кодов;

Так как данная технология подразумевает использование различных современных технологий (телефонов, планшетов и т. д.), преподавателю стоит также заранее проследить, чтобы студенты были готовы к использованию QR-кодов во время занятия. Для сканирования QR-кода нужно специальное приложение для устройства, с которым обучающийся будет работать в ходе занятия, поэтому необходимо определить наиболее подходящее приложение, которое будет работать у всех обучающихся. Это значительно снизит непонимание студентов в ходе самого занятия и в значительной степени повысит их мотивацию к реализации данной технологии.

4. Оптимизация образовательного пространства;

Для наиболее успешного использования необходимо также оптимизировать и образовательное пространство обучающихся, чтобы у студентов не возникало трудности в ходе занятия. Необходимо использовать QR-коды не только во время самого занятия, но и для создания возможностей использования данной технологии вне образовательного процесса. Наиболее оптимальным способом является демонстрация QR-кодов в кабинете, на которых будут закодированы различные клише для монологических высказываний. Это также будет способствовать мотивации студентов и их вовлечению в использование данной технологии в процессе обучения. Помимо этого, стоит обратить внимание на наличие средств для зарядки мобильных устройств в кабинете (розетки, блоки питания и т. д.). При выполнении всех этих условий образовательное пространство будет мотивировать студентов не только к развитию умений монологического высказывания, но и реализации QR-кодов в целом.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что разработка инновационных методов обучения иностранному языку с применением информационных технологий является приоритетным направлением в современной методической науке. Опыт использования данной технологии показал, что возможности для реализации QR-кодов в области развития умений монологической речи охватывают множество видов деятельности на занятии по иностранному языку. Особенность QR-кодов также заключается в том, что они способствуют развитию профессиональных навыков педагога и побуждают к творческому мышлению при составлении заданий.

Литература:

1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. и практ. для академ. Бакалавров. — 2018.

2. Ковалёв А. И. Защита информации с помощью электронных ключей // Информационные технологии и прикладная математика. — 2015.

3. Ковалёв А. И. QR-коды, их свойства и применение // Молодой ученый. — 2016.

4. Миньяр-Белоручев Р. К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык // Иностранные языки в школе. — 2010.

5. Сергеева А. Г., Шаповалова А. Э. Использование QR-кода в процессе обучения как способ заинтересованности обучающихся // Вестник науки. — 2018.

Основные термины (генерируются автоматически): монологическая речь, иностранный язык, задание, развитие умений, цель развития умений, занятие, использование QR-кодов, реализация QR-кодов, студент, ходя занятия.


Ключевые слова

образовательная среда, языковая компетенция, QR-код, монологическая речь, умения монологической речи

Похожие статьи

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному...

Рассмотрев алгоритм составления QR-кодов и типы контента, которые можно использовать для зашифровывания заданий с целью развития языковых умений на занятиях по иностранному языку, теперь стоит рассмотреть основные этапы работы с QR-кодами.

QRкод как средство в обучении иностранному языку

Для создания QR-кодов существуют специальные приложения или сайты-генераторы.

Также к заданиям можно даватьответы для самопроверки в виде кодов.

Таким образом, предложенное средство в обучении английскому языку с использованием

Использование социальных сервисов Web 2.0 в обучении иностранному языку в старших классах.

Использование информационных технологий на уроках...

...информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи / Д. Е. Середа.

— Повышение интереса на занятиях и развитие мотивации в изучении иностранного языка

В связи с этим использование Интернета возможно как в учебных, так и в личных целях. Как данные знания можно применять на занятиях по английскому языку?

Использование QR-технологии в учебном процессе на уроках...

 В данной статье автором подробно описано рациональное использование QR-технологии на уроках биологии и химии. Также были раскрыты актуальность исследуемой темы, преимущества и достоинства QR-кодов в образовательном процессе, их создание и внедрение.

Система QR-квестов в формировании цифровой грамотности...

Цель — познакомить обучающихся с технологией создания и считывания QR-кодов с помощью мобильных устройств.

Ц7 — умение считывать и создавать QR-коды

Участники должны находить QR-коды (по принципу игры «12 записок»). Считывание нового кода открывает задание, результатом которого является кодовое слово.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

Библиографическое описание: Грецкая, Т. В. К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении монологической речи на иностранном языке / Т. В. Грецкая.

а) формирование у студентов умения вести дискуссию

Основная цель обучения монологической речи на иностранном языкеформирование коммуникативных умений, обеспечивающих...

Современный подход к применению ИКТ на уроках английского...

...стандарт требуют использование ИКТ на уроках, в частности на уроках иностранного языка.

Подобные задания — это отличная практика развития монологической речи на уроках английского языка.

В итоге, одна и та же книга может иметь несколько привязанных к ней QR кодов

Похожие статьи. Использование ИКТ и мультимедийных средств на уроках...

Использование IT-технологий для формирования навыков...

Основа успешного овладения навыками монологической и диалогической речи — правильное произношение.

Учитель подбирает задания в соответствии с уровнем владения языка учащимися. Хороший навык для совершенствования языка — подражание английской речи.

3 Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка.

Формирование лексических навыков у учащихся основной...

Одним из наиболее удачных сервисов для использования на подготовительном блоке является приложение LearningApps.org, позволяющего создавать многочисленные задания, направленные на формирование рецептивных и продуктивных лексических навыков.

Похожие статьи

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному...

Рассмотрев алгоритм составления QR-кодов и типы контента, которые можно использовать для зашифровывания заданий с целью развития языковых умений на занятиях по иностранному языку, теперь стоит рассмотреть основные этапы работы с QR-кодами.

QRкод как средство в обучении иностранному языку

Для создания QR-кодов существуют специальные приложения или сайты-генераторы.

Также к заданиям можно даватьответы для самопроверки в виде кодов.

Таким образом, предложенное средство в обучении английскому языку с использованием

Использование социальных сервисов Web 2.0 в обучении иностранному языку в старших классах.

Использование информационных технологий на уроках...

...информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи / Д. Е. Середа.

— Повышение интереса на занятиях и развитие мотивации в изучении иностранного языка

В связи с этим использование Интернета возможно как в учебных, так и в личных целях. Как данные знания можно применять на занятиях по английскому языку?

Использование QR-технологии в учебном процессе на уроках...

 В данной статье автором подробно описано рациональное использование QR-технологии на уроках биологии и химии. Также были раскрыты актуальность исследуемой темы, преимущества и достоинства QR-кодов в образовательном процессе, их создание и внедрение.

Система QR-квестов в формировании цифровой грамотности...

Цель — познакомить обучающихся с технологией создания и считывания QR-кодов с помощью мобильных устройств.

Ц7 — умение считывать и создавать QR-коды

Участники должны находить QR-коды (по принципу игры «12 записок»). Считывание нового кода открывает задание, результатом которого является кодовое слово.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

Библиографическое описание: Грецкая, Т. В. К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении монологической речи на иностранном языке / Т. В. Грецкая.

а) формирование у студентов умения вести дискуссию

Основная цель обучения монологической речи на иностранном языкеформирование коммуникативных умений, обеспечивающих...

Современный подход к применению ИКТ на уроках английского...

...стандарт требуют использование ИКТ на уроках, в частности на уроках иностранного языка.

Подобные задания — это отличная практика развития монологической речи на уроках английского языка.

В итоге, одна и та же книга может иметь несколько привязанных к ней QR кодов

Похожие статьи. Использование ИКТ и мультимедийных средств на уроках...

Использование IT-технологий для формирования навыков...

Основа успешного овладения навыками монологической и диалогической речи — правильное произношение.

Учитель подбирает задания в соответствии с уровнем владения языка учащимися. Хороший навык для совершенствования языка — подражание английской речи.

3 Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка.

Формирование лексических навыков у учащихся основной...

Одним из наиболее удачных сервисов для использования на подготовительном блоке является приложение LearningApps.org, позволяющего создавать многочисленные задания, направленные на формирование рецептивных и продуктивных лексических навыков.

Задать вопрос