Формирование лексических навыков у учащихся основной школы с использованием социальных сервисов Веб 2.0 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 18.04.2014

Статья просмотрена: 2196 раз

Библиографическое описание:

Благушина, Е. А. Формирование лексических навыков у учащихся основной школы с использованием социальных сервисов Веб 2.0 / Е. А. Благушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 482-485. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10413/ (дата обращения: 17.04.2024).

В настоящее время информатизация языкового образования является одним из приоритетных направлений отечественной системы общего образования, что отражено во многих федеральных нормативных документах, а вопросы интеграции информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам рассматриваются в многочисленных исследованиях. Иностранный язык как учебная дисциплина имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при определении основных направлений информатизации языкового образования. Под информатизацией языкового образования мы, вслед за П. В. Сысоевым, понимаем комплекс мер по обеспечению всего процесса обучения и овладения иностранным языком и культурой страны изучаемого языка методологией, технологиями разработки новых учебных и учебно-методических материалов, методиками использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении, подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров, способных широко использовать потенциал информационных технологий на практике в здоровьесберегающих условиях [5, с. 8]

Реализация подобного подхода предполагает опору на наиболее продуктивные психолого-педагогические теории, исходя из которых научно-методически обосновываются, разрабатываются и практически реализуются инновационные технологии обучения, требующие от современной школы ускорения процесса информатизации языкового образования, которая может осуществляться за счет более интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в процесс обучения иностранным языкам. Однако приходится констатировать, что уровень внедрения ИКТ на занятиях по иностранному языку в учебных заведениях различного профиля остается недостаточно высоким. По мнению многих исследователей, внедрению ИКТ мешает недостаточная осведомленность учителей и преподавателей об их дидактических возможностях, слабая техническая оснащенность учебных заведений, а также незначительная потребность в использовании ИКТ в рамках методик, предлагаемых авторами учебных программ и пособий по иностранному языку.

Известно, что обучение лексике является сложным лингводидактическим и психологическим процессом, обусловленным рядом противоречий между:

-        необходимостью создания единой системы обучения иностранным языкам и недостаточной разработанностью технологии организации учебного процесса, обеспечивающего реализацию идей преемственности по обучению лексической стороне речи обучающихся на всех этапах преподавания учебного предмета;

-        высокими требованиями в области обучения иноязычной лексике и использованием по-прежнему традиционных, часто нерациональных приемов обучения лексике, которые приводят к созданию стрессовых ситуаций, отсутствию комфортных условий на уроке;

-        необходимостью создания прочных лексических основ видов речевой деятельности в основной школе и отсутствием возможности использования иностранного языка как реального средства общения [1, c.4].

Одним из эффективных путей решения вышеперечисленных противоречий является интеграция ИКТ в процесс формирования лексических навыков, в том числе, социальных сервисов Веб 2.0. Несмотря на то, что в настоящее время не существует точного и однозначного определения термина Веб 2.0, специалисты выделяют несколько основных характеристик Веб 2.0 [4, с.26]. Это, во-первых, концепция «сети как платформы», подразумевающая создание таких приложений, которые можно было бы использовать непосредственно через веб-браузер. Во-вторых, использование принципов демократии и соучастия пользователей приложения в его дальнейшем развитии, или, как выразился Тим О’Рейли, «усиление веб-технологий за счет коллективного разума» (harnessing collective intelligence) [3]. В-третьих, социально-сетевая составляющая, выражающаяся в создании так называемых «социальных сетей», позволяющих пользователям этих сетей легко общаться и обмениваться любой информацией. Таким образом, в отличие от Веб 1.0, структура которого представляла собой множество отдельных, взаимно не связанных сайтов, Веб 2.0 ориентируется на организацию социальных сетей, представляющих собой взаимосвязанные блоги. Обладая такими дидактическими свойствами, как простота использования и доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность, сервисы Веб 2.0 могут служить интерактивной платформой для реализации методических и педагогических целей при условии обеспечения педагогической поддержки со стороны учителя и готовности со стороны учеников. На наш взгляд, социальные сервисы Веб 2.0 позволяют не только активизировать учебную деятельность учащихся, но и обучающую деятельность учителя иностранного языка за счет использования платформ, позволяющий создавать разнообразные задания, в том числе, с целью формирования иноязычных лексических навыков.

Интерактивные дидактические материалы, применяемые как на уроке, так и в качестве домашней работы, не только облегчают деятельность учителя, но и создают эффективную обратную связь, необходимую для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно повторить изученный материал, оценить уровень своих знаний по теме. Кроме того, материалы, созданные посредством социальных сервисов, активизируют познавательную деятельность учащихся и помогают лучше освоить учебный материал. Социальные сервисы Веб 2.0 позволяют учителю разрабатывать собственные контрольные опросы, викторины, кроссворды и другие задания в игровой форме. Эти сервисы дают возможность взаимодействовать с другими веб-пользователями и интегрировать контент в другие социальные сети и сервисы. Предоставляя разнообразные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, сервисы обеспечивают качественно новый уровень обучения иностранному языку вообще, и лексике, в частности.

В рамках нашего исследования мы придерживаемся типологизации упражнений, предложенной С. Ф. Шатиловым, согласно которой система лексически направленных упражнений включает некоммуникативные, условно-коммуникативные и подлинно-коммуникативные упражнения [6, с. 91]. Вслед за Колядко С. В., мы выделяем в предлагаемом комплексе упражнений три блока: подготовительный, интерактивный и контролирующий [2, c.231] Подготовительный блок включает некоммуникативные упражнения, а именно: аналитические и рецептивные и условно коммуникативными — репродуктивными и репродуктивно-продуктивными упражнениями. Аналитические и рецептивные упражнения направлены на восприятие лексики по слуховым и зрительным каналам, раскрытие ее значения, установление закономерностей словообразования, дифференциацию на уровне слова, словосочетания и предложения. Упражнения этого типа не предполагают коммуникации, но играют важную роль в формировании такого качества навыка, как сознательность и обеспечивают элементарное лексическое знание, включающее знание значения конкретного лексико-семантического варианта, а также знание формы слова. В свою очередь, с помощью репродуктивных и репродуктивно-продуктивных упражнений осуществляется подготовка к реальной коммуникации за счет многократного повторения лексических единиц и установления между ними системно-семантических связей с целью формирования автоматизированных навыков их употребления.

Второй блок —интерактивный представлен подлинно коммуникативными упражнениями и включает разнообразные упражнения (ролевые игры, учебные дискуссии и др.), целью которых является творческое осмысление полученных знаний и применения сформированных навыков в реальных ситуациях учебного общения.

Третий блок — контролирующий включает упражнения, направленные на повторение и активизацию лексического материала, диагностирование и выявление пробелов в знаниях обучаемых, определение динамики познавательной деятельности учащихся и эффективности обучения в целом.

Мы полагаем, что интеграция социальных сервисов Веб 2.0 может быть осуществлена на каждом из перечисленных блоков.

Проанализируем некоторые сервисы, использование которых на подготовительном блоке, может интенсифицировать процесс формирования лексических навыков. Как уже было сказано выше, усвоение слова начинается с восприятия, с узнавания его образа и выделения в нем наиболее важных признаков. Этот этап работы над иноязычным словом обеспечивает узнавание образов слова в разных модальностях, их сличение, создание на основе данных признаков эталонов, которые будут введены в долговременную память учащихся и будут храниться там длительное время. С этой целью могут быть использованы сервисы, позволяющие создавать флэш-карты. Использование флеш-карт при формировании лексических навыков является очень эффективным способом представления нового материала и повторения лексики. К тому же, сервисы по созданию флеш-карт предлагают интересные интерактивные упражнения и игры с использованием флеш-карт. Так, например, сервис BrainFlips предоставляет широкий спектр инструментов, включая несколько режимов обучения, учебных групп, что помогает пользователям перейти к более сложным материалам и сделать процесс обучения более эффективным. Кроме этого, данный сервис обеспечивает многоканальность восприятия информации благодаря возможности включения видео файлов, аудио файлов и иллюстраций.

Одним из наиболее удачных сервисов для использования на подготовительном блоке является приложение LearningApps.org, позволяющего создавать многочисленные задания, направленные на формирование рецептивных и продуктивных лексических навыков.

Большим методическим потенциалом обладают сервисы, с помощью которых можно создавать “облако слов”. В самом общем виде “облако слов” представляет собой визуальное представление лексического материала, предназначенного для освоения. Использование сервисов wordlenet, word in out, tagul и др. позволяет учителю разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации учащихся на уроке. При формировании лексических навыков данные сервисы могут быть использованы при разработке заданий, направленных на соотнесение единиц языка, на дифференциацию и идентификацию лексических единиц, на установление парадигматических и синтагматических отношений и др.

Приведем пример задания, созданного посредством сервиса wordlenet.

http://gyazo.com/df3586d8f911c7e4836f7aa6a0aad104.png

Рис. 1 Пример задания

Как справедливо отмечает С. В. Колядко, одним из продуктивных средств организации усвоения лексики является использование сервисов, позволяющих создавать ментальные карты, которые позволяют наглядно показывает системные связи языковых единиц и, как следствие этого, предотвращают появление многих ошибок, вызываемых межъязыковой и внутриязыковой интерференцией, а также раскрывает смысловую структуру лексических единиц, что оптимизирует их спонтанное запоминание/припоминание в процессе устного/письменного общения [2, c.233]. С помощью таких сервисов, как mindomo, bubbl.us и др. можно создавать лексико-семантические и тематические группы слов, а также понятийные и семантические поля, которые могут быть, например, при организации “мозгового штурма”. Кроме этого, ментальные карты позволяют наиболее оптимальным образом использовать коллажирование, представляющее собой средство языковой и неязыковой наглядности.

Таким образом, использование социальных сервисов Веб 2.0 способствует оптимизации управления процессом формирования лексических навыков и эффективной организация познавательной деятельности учащихся, благодаря чему учебная деятельность учащихся становится более активной, самостоятельной, конструктивной, интерактивной, диалоговой и рефлективной.

Литература:

1.      Зуева И.Е. Коммуникативно-ориентированная методика обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи (на материале немецкого языка): автореф. Дис. кан. пед.наук. Нижний Новгород, 2009. 24 с.

2.      Колядко С. В. Система упражнений, направленная на овладение специальной лексикой французского языка студентами неязыковых вузов (на примере подъязыка «Реклама») [Текст] / С. В. Колядко // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. c. 231–234.

3.      О’Рейли Т. [Электронный ресурс] // Что такое Веб 2.0. Использование коллективного разума//Компьютерра Online.-30.09.2005. URL: http://www.computerra.ru/think/234344/. (Дата обращения: 10.02.2014)

4.      Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. М. 2007. 64 с.

5.      Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. c. 2–9.

6.      Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986. 223 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, сервис, процесс обучения, упражнение, языковое образование, Веб, навык, подготовительный блок, познавательная деятельность учащихся, процесс формирования.


Похожие статьи

Использование сервиса Веб 2.0 Voki в преподавании...

иностранный язык, аватар, сервис, язык, знаменитый человек, Веб, конечный результат, процессуальный этап, речевая деятельность, подготовительный этап.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

иностранный язык, блог, монологическая речь, монологическое высказывание, процесс обучения, учебный материал, образовательный процесс, носитель языка, комплекс упражнений, учебный процесс.

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности, языковая подготовка...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Формирование и развитие универсальных учебных действий при...

Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) особенно важно, что

С точки зрения учащихся, ролевая игра — это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях.

Формирование лексических навыков на начальном этапе...

К примеру, с первого года обучения иностранному языку развиваются следующие способности учащихся

При формировании лексического навыка необходимо учитывать три основных вида работы: речевая зарядка либо речевая подготовка, которые вводят...

Самостоятельная работа с ИКТ при формировании продуктивных...

Процесс обучения языку — это не просто изучение правил построения речи, но и открытие для себя жизни других людей, к чему трудно оставаться равнодушным.

Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.

Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании...

Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков. Автор: Ажель Юлия Петровна.

Применительно к образованию Веб 2.0 представляет собой качественно новый подход к построению образовательного процесса.

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения...

Такие методы обучения (по Дж. Дьюи) позволяют активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем [5].

Активные методы обучения разрабатывались исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению...

Похожие статьи

Использование сервиса Веб 2.0 Voki в преподавании...

иностранный язык, аватар, сервис, язык, знаменитый человек, Веб, конечный результат, процессуальный этап, речевая деятельность, подготовительный этап.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

иностранный язык, блог, монологическая речь, монологическое высказывание, процесс обучения, учебный материал, образовательный процесс, носитель языка, комплекс упражнений, учебный процесс.

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности, языковая подготовка...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Формирование и развитие универсальных учебных действий при...

Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) особенно важно, что

С точки зрения учащихся, ролевая игра — это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях.

Формирование лексических навыков на начальном этапе...

К примеру, с первого года обучения иностранному языку развиваются следующие способности учащихся

При формировании лексического навыка необходимо учитывать три основных вида работы: речевая зарядка либо речевая подготовка, которые вводят...

Самостоятельная работа с ИКТ при формировании продуктивных...

Процесс обучения языку — это не просто изучение правил построения речи, но и открытие для себя жизни других людей, к чему трудно оставаться равнодушным.

Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.

Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании...

Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков. Автор: Ажель Юлия Петровна.

Применительно к образованию Веб 2.0 представляет собой качественно новый подход к построению образовательного процесса.

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения...

Такие методы обучения (по Дж. Дьюи) позволяют активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем [5].

Активные методы обучения разрабатывались исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению...

Задать вопрос