Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 04.12.2021

Статья просмотрена: 620 раз

Библиографическое описание:

Ачакова, Е. В. Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку / Е. В. Ачакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 19-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16783/ (дата обращения: 25.04.2024).



Модернизация содержания образования в России на современном этапе связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в составе национального проекта «Образование» предусматривает создание и внедрение в образовательных организациях понятных и необходимых цифровых сервисов. [5] Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам (ИЯ) применительно к потребностям современной жизни.

Согласно ФГОС ООО предметные результаты по учебному предмету «Иностранный язык» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной. [4]

Учитывая современные требования, обучение иностранному языку в средней школе должно быть коммуникативно-направленным во всех видах речевой деятельности, особое внимание должно уделяться говорению.

Говорение — продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. [1] Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти.

Результаты освоения навыка говорения подразумевают: способность вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения в рамках тематического содержания речи с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка; умение создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование/сообщение) в рамках тематического содержания речи; возможность передачи основного содержания прочитанного/прослушанного текста; представление результатов выполненной проектной работы объемом и др. [4]

Невозможно представить современного человека без компьютера с доступом в интернет и разнообразных гаджетов. Согласно теории поколений, дети, которые сейчас ходят в школу — это представители нового поколения Альфа. Эти дети, которые родились и растут в эпоху серьезных социальных изменений при стремительном развитии технологий, считают смартфоны, социальные сети, интернет-сообщества неотъемлемой частью жизни. И просто не мыслят своего существования без активного использования сети Интернет.

Несомненным остается тот факт, что успешный педагог стремится идти в ногу со временем и активно применяет на своем уроке разнообразные информационные технологий. Это не только необходимость времени, в котором мы живем, это предусматривает политика нашего государства. Чтобы удержать внимание учащихся, заинтересовать своим предметом, педагогу приходится применять современные методы образования. Мировой информационный контент, сеть интернет представляют учителю широкие возможности, как разнообразить свой урок и сделать его актуальным и интересным.

Приведем практические примеры образовательного информационного контента при обучении ИЯ, в частности при обучении навыку говорения.

Основа успешного овладения навыками монологической и диалогической речи — правильное произношение. В своей работе учитель многократно обращает внимание на корректное произношение учащихся, на постановку ударения, выделения интонационных пауз. Проанализировать и отработать произношение помогут интерактивные приложения. Учителю предоставляется возможность выбрать аудио-видеоролик с текстом записи для прослушивания. После прослушивания текста ученик записывает свою речь на диктофон. Используя аудиозапись, можно сравнить свой голос с речью носителя, определить какие звуки были произнесены верно, а какие нет. Проанализировав запись, учитель дает рекомендации по корректировке и отработке необходимых звуков. Одним из таких ресурсов является speechpad.pw.

При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может быть «собеседником» обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение.

Стоит отметить современные УМК, в комплект которых входят приложения для отработки фонетических навыков.

— Tree or Three? An Elementary Pronunciation Course и Ship or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course by Ann Baker — пособия для учащихся с уровнем Elementary и Intermediate.

— New Headway Pronunciation Course — серия учебников для уровней Elementary — Upper-Intermediate.

— English Pronunciation in Use — серия из 3 учебников для уровней Elementary, Intermediate, Advanced.

Данные пособия разбиты на отдельные уроки, поэтому работать с ними удобно и эффективно. Учитель подбирает задания в соответствии с уровнем владения языка учащимися.

Хороший навык для совершенствования языка — подражание английской речи. Ресурс englishcentral.com предоставляет тысячи видео разнообразной тематики и продолжительности. Они содержат субтитры, а также разбиты по уровням сложности. Просматривая видео, необходимо добиться звучания, как у диктора, подражая каждой мелочи (манере, интонации, акценту, паузации и расстановке ударений). После просмотра предлагается выполнить упражнения, среди которых есть и задания на произношение.

Учиться у носителей языка можно и на сайте engvid.com. В разделе Pronunciation собраны секреты постановки правильной английской речи.

Отдельно хотелось бы отметить приложения для смартфонов и телефонов, которые можно рекомендовать учащимся для установки и активного использования в свободное время: English Pronunciation или Sounds: The Pronunciation App FREE. При помощи этих приложений можно прослушать звучание английских слов, проходить тесты на понимание устной речи, а также записывать свой голос и прослушивать его.

Не остается без внимания и видеохостинг Youtube, где можно найти огромное количество роликов, в которых носители языка подробно рассказывают о технике произношения тех или иных звуков. Видео часто оснащены подробным описание, а также иллюстрациями, интерпретирующими правильное положение органов речи. По таким роликам можно разобраться, как точно должен звучать тот или иной звук. Британскому произношению можно учиться на канале BBC Learning English, а американскому — Rachel’s English.

Большой интерес у учащихся вызывает работа с компьютерными обучающими программами и видеокурсами английского языка, эффективнее всего применять их на факультативных занятиях, где структура урока менее жесткая. Программу Duolingo можно установить в качестве приложения или заниматься онлайн на компьютере. Среди разнообразных заданий по изучению английского языка есть упражнения для отработки проверки произношения. Необходимо произносить звуки слова, пока они не зазвучат правильно.

Одно из самых популярных приложений по изучению иностранного языка на площадках App store и Play Market — Lingualeo. После вводного теста приложение определяет слабые и сильные стороны ученика, разрабатывает программу обучения, в соответствии с уровнем владения ИЯ.

Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении. А для этого нужен партнер. Компьютерные программы, приложения, какими бы интерактивными при этом они ни были, могут обеспечить лишь квазиобщение (то есть общение с машиной, а не с живым человеком). Исключение составляют компьютерные телекоммуникации (онлайн-обучение), когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером — носителем языка. Система обучения иностранному языку должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, необходимо научить их уважать проявления этой культуры, то есть быть способным к межкультурному взаимодействию. [2, с. 41]

Такое общение с носителями языка осуществляется с помощью интернет-сайтов и приложений. В настоящее время существует огромно количество веб-сайтов, которые с помощью мультимедийных технологий позволяют общаться с носителями ИЯ. Подготовка к такому уроку представляет большую трудность для учителя. Во-первых, необходимо найти нужные тематические сайты на английском языке, затем связаться с носителем языка, обсудить тему и уточнить лексический и грамматический материал, которыми владеют ученики. Во-вторых, необходимо подготовить самих учащихся к такой работе. Здесь следует предложить учащимся тему для обсуждения в классе, выучить лексический материал, подобрать дополнительную информацию. Самыми популярными программами для проведения видеоконференций остаются Skype и Zoom. Подобрать учителей, наставников, в том числе и носителей языка можно на сайте Speak-English-Today.com. Это онлайн-место для встреч студентов и преподавателей английского языка со всего мира, которые хотят говорить на английском языке.

Что касается методики преподавания при обучении говорению, то наиболее эффективными и доступными при формировании коммуникативной компетенции являются такие приемы как заучивание рифмовок, ролевые игры и драматизация на начальном этапе, в старших классах очень популярны дискуссионные и интеллектуальные игры, виртуальные экскурсии и др.

Формирование фонетических навыков говорения, организация общения в парах и небольших группах происходит с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т. д. Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Например, при изучении темы «Лондон» учащиеся совершают виртуальное путешествие по городу и рассказывают о том, что они видят. Платформой для работы в данной ситуации могут выступать GoogleMaps, а также официальные сайты достопримечательностей Лондона, например https://www.britishmuseum.org/ сайт Британского музея (The British Museum), где в режиме онлайн можно посетить определенные выставки и ознакомиться с экспозициями музея. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог между жителем Лондона или гидом и приезжим.

Приведем примеры Интернет-ресурсов комплексного характера, которые могут пригодиться при планировании урока по обучению ИЯ и отработке различных навыков: аудирования, чтения, грамматики, письма, говорения:

Сайт Rosetta Stone, сочетающий в себе проверенные методы обучения и запатентованную технологию распознавания речи, которая позволяет поднять уровень произношения до уровня носителя языка. ž

Платформа 4Teachers.org. помогает учителям находить онлайн-ресурсы, такие как готовые к использованию веб-уроки, тесты, рубрики и интерактивные календари.

На сайте ESL Gold представлен широкий спектр заданий для запуска речи, для построения первых фраз общения, для осуществления коммуникации в различных жизненных ситуациях, многообразные формы speaking tasks.

Процесс обучения английскому языку многогранен. Здесь важно учитывать не только формирование лексических и грамматических навыков, но и коммуникативный компонент. Международные программы по обмену студентами, целью которых является коммуникация, являются хорошо известными и широко используемыми в педагогической практике.

Таким образом, мы видим, что применение цифровых технологий позволяет расширить возможности традиционной очной школы. Использование Интернета при формировании навыков говорения целесообразно на разных этапах обучения, так как цифровой образовательный контент помогает разнообразить однотипные задания, увеличивает мотивационную составляющую обучающихся, способствует лучшему усвоению материала, повышает качество знаний, предоставляют ученикам живое общение с носителями ИЯ, поднимает авторитет учителя. Педагог выступает примером освоения информационных технологий, не только преподносит знания в интерактивном формате, но и учит своих учеников информационной культуре, интегрируют разнообразные технологии в свой урок, делая его современным и интересным.

Литература:

1 Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: М., 2004. — с. 336, с. 246

2 Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. «Методика преподавания иностранных языков». — М.: «Высшая школа». — 1982. — 158 с.

3 Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе», 2001, № 2 С. 14–20, № 3 С. 5–12

4 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 28.11.2021).

5 Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». — Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 28.11.2021).