Документарно-информационная составляющая информационного общества в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 15.06.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Коданев, И. А. Документарно-информационная составляющая информационного общества в России / И. А. Коданев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104067/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье исследуются документированная информация как один из важнейших ресурсов государства.

Ключевые слова: информация, документированная информация, электронный документ, конфиденциальность информации

Развитие современных информационных технологий обусловило почти безграничные возможности государства и общества в получении и использовании информации. В результате информация превратилась в один из важнейших ресурсов Российской Федерации наряду с его другими основными ресурсами — природными, экономическими, трудовыми, материальными. По степени организованности (упорядоченности) информацию можно разделить на документированную и недокументированную. Недокументированная информация остаётся за рамками правового регулирования.

Правовую базу составляют нормы, закреплённые в Конституции Российской Федерации [1], устанавливающие права и обязанности субъектов по подготовке, передаче и распространению информации и информационных ресурсов, а также выдачи информации из информационных ресурсов потребителю.

В статье 29 Конституции закреплено право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом .

Статья 33 Конституции закрепляет право граждан Российской Федерации на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления .

Действуют нормы, которые обязывают обеспечить формирование информационных ресурсов, содержащих персональные данные, и доступ к ним при условии конфиденциальности.

Статья 24 Конституции ограничивает возможность сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни человека без его согласия , а также обязывает государственные (муниципальные) органы и их должностных лиц на обеспечение каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Большое внимание в Конституции Российской Федерации уделено законам, как основным источникам правового регулирования общественных отношений, и законотворческой деятельности, а также открытости представления информации.

Статьей 15 ограничивается применение неопубликованных официально законов, а также нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина .

Конституция Российской Федерации устанавливает ограничение доступа к документированной информации определённого вида. В статье 29 говорится, что « перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом » [1].

Указанные нормы Конституции Российской Федерации находят развитие в федеральных законах и других нормативных правовых актах.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [2] является важнейшим системообразующим законом в области обращения документированной информации. В указанном федеральном законе понятие «информация» определено следующим образом:

«Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

В нем также определяются такие понятия как:

«Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путём документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством случаях ее материальный носитель;

электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;

конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя;

предоставление информации — действия, направленные на получение информации определённым кругом лиц или передачу информации определённому кругу лиц;

распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети» и иные понятия. [2]

Закон закрепляет обязанность государства на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения при решении стратегических и оперативных задач социального и экономического развития страны в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации.

Документирование информации является обязательным условием для включения информации в информационные ресурсы. Документ, который был получен из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу только после того, когда его подпишет должностное лицо в порядке, установленном законодательством России. С помощью электронной цифровой подписи можно подтвердить юридическую силу документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем.

Физические и юридические лица являются правообладателями тех документов, которые были созданы за их счёт, приобретены ими в рамках закона, или получены ими в порядке наследования или дарения.

Собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счёт средств федерального бюджета, за счёт бюджетов субъектов, является Российская Федерация и её субъекты, а также полученные иным способом, который установлен действующим законодательством.

В органы государственной власти и юридическими лицами, документированная информация, представляется в обязательном порядке независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами на основании статьи 8 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении Российской Федерации и её субъектами, представляющих эту информацию.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, относятся к их имуществу в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации и др.

Информационные ресурсы, которые являются собственностью государства, и находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учёту и защите как государственное имущество.

Государственные информационные ресурсы России находятся в общем пользовании. Исключение составляет документированная информация, доступ к которой ограничен федеральными законами (так называемая информация ограниченного доступа).

Документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, конфиденциальную, а также отнесённую к государственной тайне.

При этом запрещено относить к информации с ограниченным доступом [2]:

1) нормативно-правовые акты, которые устанавливают правовое положение организаций и полномочия государственных органов, а также затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

2) информацию, которая показывает состояние окружающей среды;

3) информацию, которая показывает деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, служебную тайну или составляющих государственную);

4) информацию, накапливаемую в открытых фондах музеев, библиотек, архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) также установленную федеральными законами иную информацию, к которой недопустимо ограничение доступа.

В обязанности владельца информационных ресурсов входит обеспечение соблюдения режима обработки в рамках установленным законодательством Российской Федерации или собственником этих информационных ресурсов в соответствии с законодательством правил предоставления информации пользователю.

За совершенные правонарушения во время работы с информацией организации, органы государственной власти, и их должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Пользователи могут обратиться в суд в случае предоставления им заведомо недостоверной информации или при отказе им в доступе к открытой информации.

Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» [3] определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документа как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, которая предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документа, его дальнейшее общественное использование.

Федеральный закон регулирует правовое отношение при формировании и использовании национального библиотечно-информационного фонда России в виде собрания обязательного экземпляра всех видов документов, который комплектуется на основе обязательного бесплатного экземпляра, и распределяемого между книжными палатами, библиотеками, органами научно-технической информации, предназна-ченного для общественного использования и постоянного хранения.

Под обязательными экземплярами документов понимаются экземпляры различных видов тиражированных документов и экземпляры печатных изданий в электронной форме, подлежащие безвозмездной передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом. Система обязательного экземпляра — совокупность видов обязанных экземпляров, а также установленный порядок их собирания, распределения и использования.

При этом под документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и/или их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения; а экземпляр — образец тиражированного документа, идентичный оригиналу.

Документы строгой отчётности и приравненные к ним документы не подлежат рассылке в качестве обязательного бесплатного экземпляра, сюда относится бланочная продукция, техническая документация на военную продукцию (формуляры, инструкции по эксплуатации), а также отчетности, счетная документация и альбомы учётной формы.

Обязательный экземпляр предоставляют производители документов — юридические лица, производящие, публикующие и распространяющие обязательные экземпляры. Постоянное хранение обязательного бесплатного федерального экземпляра возложено на организации и учреждения, перечисленные в ст. 19 вышеуказанного закона.

Библиотечно-информационный фонд России образуется фондами учреждений и организаций, которые обеспечивают постоянное хранение обязательного бесплатного федерального экземпляра соответствующего вида документа.

И так, в гражданском обороте информации участвуют и вступают в отношения друг с другом следующие субъекты информационных правоотношений:

— производители информации;

— обладатели (держатели) информации как своего рода посредники между производителями информации и потребителями информации;

— потребители информации как конечные получатели информации.

Таким образом, информация — один из важнейших ресурсов современного информационного общества. Правовую основу формирования и применения информационных ресурсов, круг правоотношений, образующихся при обращении к документированной информации, которую законодатель определяет как «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать» составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об обязательном экземпляре документов», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области документирования информации.

Документирование информации является обязательной процедурой включения информации в государственные информационные ресурсы. Для создания государственных информационных ресурсов физические и юридические лица обязаны предоставлять документированную информацию в органы государственной власти в нормативно определенном порядке. Владельцы и собственники информационных ресурсов обязаны принимать необходимые меры для обеспечения сохранности информации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Рос. газета. — 1993. — 25 дек.
  2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Рос. газета. — 2006. — 29 июля.
  3. Об обязательном экземпляре документов: федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ // Рос. газета. — 1995. — 17 янв.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, документированная информация, информация, ресурс, государственная власть, лицо, материальный носитель, распространение информации, обязательный экземпляр, орган.


Ключевые слова

информация, электронный документ, документированная информация, конфиденциальность информации

Похожие статьи

Реализация права на доступ к информации с учетом...

право получать консультационную помощь по вопросам доступа к информации [3]. Доступ к государственным информационным ресурсам обеспечивается двумя способами

– доведением информации до всеобщего сведения уполномоченными органами

Порядок доведения информации и создание информационных ресурсов определяется российским...

Субъекты информационного обеспечения в сфере...

В прежнем Законе об информации, информатизации и защите информации

Сходное понятие «собственник» документированной информации, информационных ресурсов

1 ст. 10 Закона о государственной тайне, должностные лица, наделенные в порядке

если договором не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации (ч. 2 ст. 1471 ГК РФ).

Организационно-правовое положение Центрального Банка...

Следовательно, его нельзя назвать государственным органом [4. С. 96].

ГК РФ делит все юридические лица на коммерческие и некоммерческие.

Центральный банк РФ не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по правовой природе относятся к

Центральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и.

Обзор нормативно-правовой и нормативно-методической...

Процесс создания документа или записи информации на носителе называется документированием [29].

Документирование в Российской Федерации осуществляется на государственном языке.

ГОСТ Р 7.0.8–2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

Терроризм: понятие и противодействие | Статья в журнале...

...субъекты РФ, муниципальные образования, полномочия органов государственной власти.

Противодействие терроризму — это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по.

терроризм, Российская Федерация, орган, противодействие, акт, местное самоуправление...

Правовая ответственность в области документационного...

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» даны

Согласно данному закону «документированная информация — зафиксированная на материальном

Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации

электронный документ, Российская Федерация, бумажный носитель, доказательство.

Правовое регулирование отношений в условиях информационного...

Информация используется на всех стадиях общественных отношений и на всех стадиях производства.

Первостепенное значение для государственных органов исполнительной власти имеет информация, получаемая в результате информационного обслуживания.

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской...

Ст.1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» дает нам следующее определение Правительства РФ: Правительство Российской Федерации - это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации[2].

Место электронных носителей информации в системе...

Вопрос места электронных носителей информации в системе доказательств по уголовным делам является дискуссионным, так как законодательно электронные носители информации не отнесены ни к одному источнику доказательств, указанному в части 2 статьи 74 УПК РФ.

Похожие статьи

Реализация права на доступ к информации с учетом...

право получать консультационную помощь по вопросам доступа к информации [3]. Доступ к государственным информационным ресурсам обеспечивается двумя способами

– доведением информации до всеобщего сведения уполномоченными органами

Порядок доведения информации и создание информационных ресурсов определяется российским...

Субъекты информационного обеспечения в сфере...

В прежнем Законе об информации, информатизации и защите информации

Сходное понятие «собственник» документированной информации, информационных ресурсов

1 ст. 10 Закона о государственной тайне, должностные лица, наделенные в порядке

если договором не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации (ч. 2 ст. 1471 ГК РФ).

Организационно-правовое положение Центрального Банка...

Следовательно, его нельзя назвать государственным органом [4. С. 96].

ГК РФ делит все юридические лица на коммерческие и некоммерческие.

Центральный банк РФ не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по правовой природе относятся к

Центральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и.

Обзор нормативно-правовой и нормативно-методической...

Процесс создания документа или записи информации на носителе называется документированием [29].

Документирование в Российской Федерации осуществляется на государственном языке.

ГОСТ Р 7.0.8–2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

Терроризм: понятие и противодействие | Статья в журнале...

...субъекты РФ, муниципальные образования, полномочия органов государственной власти.

Противодействие терроризму — это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по.

терроризм, Российская Федерация, орган, противодействие, акт, местное самоуправление...

Правовая ответственность в области документационного...

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» даны

Согласно данному закону «документированная информация — зафиксированная на материальном

Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации

электронный документ, Российская Федерация, бумажный носитель, доказательство.

Правовое регулирование отношений в условиях информационного...

Информация используется на всех стадиях общественных отношений и на всех стадиях производства.

Первостепенное значение для государственных органов исполнительной власти имеет информация, получаемая в результате информационного обслуживания.

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской...

Ст.1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» дает нам следующее определение Правительства РФ: Правительство Российской Федерации - это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации[2].

Место электронных носителей информации в системе...

Вопрос места электронных носителей информации в системе доказательств по уголовным делам является дискуссионным, так как законодательно электронные носители информации не отнесены ни к одному источнику доказательств, указанному в части 2 статьи 74 УПК РФ.

Задать вопрос