Терроризм: понятие и противодействие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 01.03.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Тютрина, А. П. Терроризм: понятие и противодействие / А. П. Тютрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78945/ (дата обращения: 18.04.2021).



В статье рассматривается актуальный на сегодняшний день вопрос понятия терроризма и противодействие ему. Автор рассматривает точки зрения исследователей относительно данного понятия. В статье сделана попытка изучить законодательство Российской Федерации в сфере противодействия такому опасному явлению как терроризм.

Ключевые слова: Российская Федерация, область противодействия, терроризм, антитеррористическая защищенность, исполнительная власть, руководство деятельностью.

В современном мире терроризм признается одной из главных угроз человечеству. Но, несмотря на все силы и средства, которые государства используют в целях защиты от него, в полной степени изжить данное понятие в полном объеме пока не получилось ни у одной страны в мире. Вместе с тем борьба с этой угрозой осложняется тем, что методы террористов постоянно меняются, а преступники со временем используют все новые способы совершения террористических актов.

Терроризм отличается своей многоликостью. На сегодняшний день не существует однозначного общепринятого международного понятия данного явления. Во всех странах мира терроризм рассматривается как негативное явление, выражающееся в страхе, опасности, смерти, упадке.

Понятие терроризма закреплено в Федеральном законе от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которому терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма [1].

На сегодняшний день терроризм характеризуется различными формами, а результатом совершения террористических актов являются многочисленные жертвы и огромный вред, причиненный не только государствам, но регионам.

Жук А. З. отмечает сложную систему терроризма, которая состоит из целого комплекса взаимодополняющих и взаимозаменяющих процессов, таких как радикальная идеология, криминальная подоплека, военная организация, экономическая поддержка и превосходство, политическое доминирование, религиозное и националистическое начало [2].

Терроризм воплощается в виде террористического акта, который можно определить как форму реализации преступного замысла или как завершающий этап террористической операции, следствиями совершения которого выступают массовые человеческие жертвы, разрушение духовных и материальных ценностей, в большинстве случаев, не поддающихся восстановлению, замедление темпов экономического роста, существенное снижение показателей деловой активности, производства и инвестиций, обострение вражды между государствами, вооруженные противостояния, войны, ненависть и недоверие между социальными и национальными группами [3].

Актуальность указанного правонарушения вызвана в первую очередь тем, что распространение террористической деятельности напрямую связано с ее финансированием, так как данные действия требуют серьезных капиталовложений, и без соответствующей материальной базы террористические организации не способны развиваться [4]. Определенно, с мнением Н. Г. Канунниковой сложно не согласится. Ведь регламентация ответственности за оказание финансирования терроризма не признается единственным способом решения проблемы поступления денежных средств на потребности террористов.

Основными актами, регулирующими вопрос противодействия терроризму являются Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 года № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму», Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.

Субъектами в сфере противодействия терроризму являются: Президент Российской Федерации, определяющий основные направления государственной политики в области противодействия терроризму, Правительство Российской Федерации, организующее разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий [5].

В числе мер, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» находится обязательный контроль в установленных случаях за операциями с денежными средствами или иным имуществом, а также внутренний контроль в организациях, осуществляющих такие операции [6].

В компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления, Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, антитеррористической комиссии и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, негосударственных организации и объединений, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, оказание содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий, координация деятельности по противодействию терроризму, организация планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями.

Перечень организационных основ противодействия терроризму закреплен в статье 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [7].

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 года № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

— участвуют в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в пределах своей компетенции;

— обеспечивают антитеррористическую защищенность объектов федеральной собственности, находящихся в их ведении, координируют деятельность по антитеррористической защищенности иных объектов в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности и организуют контроль состояния их антитеррористической защищенности;

— осуществляют взаимодействие в области противодействия терроризму, в том числе обмен информацией;

— обеспечивают профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений [8].

Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, осуществляют координацию и контроль деятельности по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений подведомственных федеральных служб, федеральных агентств, их территориальных органов и организаций, а также в соответствии со своей компетенцией осуществляют методическое руководство деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере.

Комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта именуется контртеррористической операцией (п. 5 ст. 3 Закона о противодействии терроризму).

Для участия в проведении контртеррористических операций могут привлекаться в том числе Вооруженные Силы РФ, полиция, войска национальной гвардии.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями [9].

Несмотря на масштабную всемирную организацию механизмов противодействия терроризму и усилия отдельных стран в данной сфере, проблема распространения терроризма не теряет своей актуальности.

Таким образом, успешная реализация, указанных выше нормативно-правовых актов будет способствовать достижению целей в противодействии с терроризмом.

Литература:

1) Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». — Текст: электронный // http://www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 28.02.2021).

2) Жук, А. З. Современный подход к определению понятия терроризма: истоки и эволюция / А. З. Жук. — Текст: электронный // https://cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podhod-k-opredeleniyu-ponyatiya-terrorizma-istoki-i-evolyutsiya (дата обращения: 28.02.2021).

3) Махненок, С. И. Типология терроризма: понятие и характеристика отдельных типов террористических актов / С. И. Махненок. — Текст: электронный // https://cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-terrorizma-ponyatie-i-harakteristika-otdelnyh-tipov-terroristicheskih-aktov (дата обращения: 28.02.2021).

4) Канунникова, Н. Г. Административная ответственность за оказание финансовой поддержки терроризму / Н. Г. Канунникова. — Текст: электронный // www.elibrary.ru: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42629491 (дата обращения: 28.02.2021).

5) Осипов, А. П. Противодействие терроризму и экстремизму / А. П. Осипов. — Текст: непосредственный // Закон и право. — 2021. — № 02–2021. — С. 89–91.

6) Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ. — Текст: электронный // http://www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения: 28.02.2021).

7) Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». — Текст: электронный // http://www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 28.02.2021).

8) Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 года № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму». — Текст: электронный // http://www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76635/ (дата обращения: 28.02.2021).

9) Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». — Текст: электронный // http://www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 28.02.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, терроризм, область противодействия, антитеррористическая защищенность, исполнительная власть, руководство деятельностью, местное самоуправление, орган, профилактика терроризма, террористический акт.


Ключевые слова

терроризм, Российская Федерация, исполнительная власть, антитеррористическая защищенность, область противодействия, руководство деятельностью
Задать вопрос