Правовое регулирование отношений в условиях информационного общества. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 16.04.2017

Статья просмотрена: 4544 раза

Библиографическое описание:

Дятлова, Е. В. Правовое регулирование отношений в условиях информационного общества. / Е. В. Дятлова, Т. З. Юсупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42348/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье обозначаются понятия информационного общества и информационного пространства. Рассматриваются источники правового регулирования отношений в информационном обществе Российской Федерации.

Ключевые слова: информационное общество, информационное пространство, проблемы регулирования, правовое регулирование

Благодаря стремительному развитию рыночной экономики и переходу общества на новый уровень развития с использованием информационных технологий, в правовом демократическом государстве появились новые проблемы по формированию единого информационно-правового пространства. Благодаря формированию единого информационного пространства обеспечивается правовая информированность каждого гражданина и все общество в целом.

В настоящее время развитие государства и общества от прошлого отличается тем, что информационные отношения и процессы являются важным элементом в обеспечении деятельности граждан, различных предприятий и государственных органов. Информация используется на всех стадиях общественных отношений и на всех стадиях производства. Первостепенный потенциал любого общества и государства составляют информационные, финансовые, природные и другие ресурсы. Поэтому информация важна для всего человечества.

Под информацией понимаются сведения любого характера, которые сохраняются, принимаются и передаются информационными системами, электронными машинами или живыми организмами.

Понятие единого информационного пространства включает в себя общность банков и баз данных, которые содержат различную информацию, а также технологии ведения и использования таких данных. Другое определение приводят учёные в сфере информационного права: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А.

По их мнению «под единым информационным пространством страны предлагается понимать совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющая на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечения национального информационного суверенитета» [5].

К основополагающим признакам единого информационного пространства государства относятся:

‒ безопасное информационное сотрудничество между национальными организациями, гражданами и государством;

‒ удовлетворение важных информационных потребностей граждан государством;

‒ государственное регулирование отношений между субъектами по информационному взаимодействию посредством применения единых правил и общих принципов, используемых в развитии и формировании единого информационного пространства;

‒ одинаковая доступность для граждан, органов и государства к открытым источникам предоставляемой информации, а также наличие правового равенства;

‒ сбережение равноправия интересов для вхождения в глобальное информационное пространство, а также обеспечение внутригосударственного информационного суверенитета.

Под информационным обществом обычно понимается новая фаза исторического развития, концепция постиндустриального общества самым важным для которого является обладание знаниями и информацией.

Важным достоинством единого информационного пространства является способность влияния граждан на происходящие процессы в обществе. Также ещё одним достоинством информационного пространства является возможность удовлетворения социальных процессов с помощью использования и распределения информации.

Согласно п. 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1]. И статья 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит, что «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [2]. На свободное получение гражданином правовой информации также не должно устанавливаться каких-либо ограничений. Согласно п. 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Поэтому можно сделать вывод, что право общества на пользование, хранение и распоряжение информацией признается не только на международном уровне, но и на национальном уровне. Положения законодательства, обеспечивающие свободу и доступность информации для человечества, имеют важное значение.

Национальное законодательство Российской Федерации регулирующее сферу информации помогает разрешать проблемы, связанные с развитием информационного пространства в стране. А именно Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» [4], который отражает возможности для граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Данный Федеральный Закон устанавливает равное право на получение и пользование информацией для граждан, право на производство и разработку информационных систем и критерии разграничения информации относящуюся к служебной, коммерческой, государственной или иным видам конфиденциальной информации.

В Конституции Российской Федерации прямо закреплено право граждан на семейную и личную тайну, а также на неприкосновенность частной жизни. С помощью закрепления этого права государство установило определенные ограничения права на получение информации связывая их охраной личных прав человека. В данном случае таковыми являются: право на неприкосновенность частной жизни, и право на обеспечение репутации иных лиц. В Конституции сказано, что незаконное, то есть без согласия лица хранение, распространение, использование и сбор информации о личной жизни не разрешаются.

Установленная в Конституции РФ норма сформулирована достаточно обширно, и она обязывает неукоснительно соблюдать абсолютно всех определенные правила. Также выполнение такой обязанности относится не только к гражданам, но и к органам государственной и муниципальной власти, к предприятиям и организациям.

Ограничение права в области информации распространяется не только на персональные данные, но также и на другие сведения. Например, на сведения, которые составляют служебную, государственную и коммерческую тайну. Под ограничения подпадает и иная информация имеющая ограниченный доступ и именуемая конфиденциальной. На каждую информацию устанавливается соответственный правовой режим, который может ограничивать доступ к ней по специальным критериям.

Главную роль информация играет не только для граждан в государстве, но и для внутригосударственных органов, специализирующихся на управлении обществом. Процесс управления обществом включает в себя информированность государственных органов о происходящих в государстве и мире явлениях и процессах. Первостепенное значение для государственных органов исполнительной власти имеет информация, получаемая в результате информационного обслуживания.

Порядок и основные правила регулирующие информационное обеспечение государственных органов закреплены в нормативно-правовых актах как федерального, так и локального значения, обычно информационное обеспечение осуществляется в силу закона. Также информационное обеспечение регулируется актами международного характера.

Основным международным актом, положившим начало по созданию законодательства в области информационной безопасности и информатизации в рамках СНГ, является «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» заключенное 08 декабря 1991 года [3]. Данное соглашение установило приоритеты благоприятных условий вхождения государств в международный информационный альянс. Согласно статье 4 «государства обязуются развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства». А согласно статье 5 «государства гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества».

Множество отношений между государством и гражданами порождаемые развитием информационного общества подталкивает на создание различных подходов к созданию правовых механизмов регулирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что современное общество трудно уже представить без развитых информационных технологий. Но чтобы можно было использовать свободно информацию и базы данных, нужно создать защиту на законодательном уровне. В усиленной защите от внешних посягательств нуждается информация, используемая в системе государственной власти и в различных отраслях государства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.07.2014). // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 145.
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. — 1995. — № 67.
  3. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Сборник международных договоров. — 1994. — № 47.
  4. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. — 2006. — № 165.
  5. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право СПб.: Юридический центр Пресс. — 2001. — 789 с.
Основные термины (генерируются автоматически): единое информационное пространство, Российская Федерация, государство, информационное общество, гражданин, информационное пространство, информация, информационное обеспечение, орган, государственная власть.


Похожие статьи

Государственная информационная политика как элемент...

В данной статье рассматривается новая роль информации в современном политическом процессе. Автор выявляет особенности и специфику информационного оружия, факторы распространения политического экстремизма в его информационной части...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р была утверждена Государственная Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»[10].

Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного...

Основные термины (генерируются автоматически) : местное самоуправление, информация, муниципальная власть, орган власти, Российская Федерация, орган, государственная власть, гражданин, гражданское общество, муниципальное управление.

Информационная функция в системе функций государственного...

информационное обеспечение, орган, информационная функция государства, информационная безопасность, государственный информационный ресурс, Российская Федерация, Информационное общество...

Концепция информационного общества | Статья в журнале...

- формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния; обеспечение

Основные термины (генерируются автоматически): социальная информатика, Россия, единое информационное пространство, система знаний, предметное...

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

информационное общество, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, электронное правительство, электронные государственные услуги.

Социально-управленческие проблемы информационной...

местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальная власть, гражданское общество, информационная открытость, орган власти, информация, орган, информационная открытость органов власти...

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация, образ, общество, современное общество.

Управление информационным обществом со стороны...

Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Похожие статьи

Государственная информационная политика как элемент...

В данной статье рассматривается новая роль информации в современном политическом процессе. Автор выявляет особенности и специфику информационного оружия, факторы распространения политического экстремизма в его информационной части...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р была утверждена Государственная Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»[10].

Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного...

Основные термины (генерируются автоматически) : местное самоуправление, информация, муниципальная власть, орган власти, Российская Федерация, орган, государственная власть, гражданин, гражданское общество, муниципальное управление.

Информационная функция в системе функций государственного...

информационное обеспечение, орган, информационная функция государства, информационная безопасность, государственный информационный ресурс, Российская Федерация, Информационное общество...

Концепция информационного общества | Статья в журнале...

- формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния; обеспечение

Основные термины (генерируются автоматически): социальная информатика, Россия, единое информационное пространство, система знаний, предметное...

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

информационное общество, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, электронное правительство, электронные государственные услуги.

Социально-управленческие проблемы информационной...

местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальная власть, гражданское общество, информационная открытость, орган власти, информация, орган, информационная открытость органов власти...

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация, образ, общество, современное общество.

Управление информационным обществом со стороны...

Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Задать вопрос