Сравнительный анализ систем налогового регулирования России и Саудовской Аравии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 12.06.2023

Статья просмотрена: 477 раз

Библиографическое описание:

Ксенофонтова, М. Д. Сравнительный анализ систем налогового регулирования России и Саудовской Аравии / М. Д. Ксенофонтова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 166-173. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104060/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье автором проведён сравнительный анализ налогового регулирования Королевства Саудовской Аравии и Российской Федерации (преимущественно в части налогообложения в нефтяном секторе). Выбор стран продиктован общей чертой их экономик, а именно ориентацией на нефтяную отрасль, налогообложению которой будет уделено особое внимание. И Россия, и Саудовская Аравия являются крупными экспортерами сырья, доходы от которого составляют значительную частью бюджета.

Ключевые слова: налогообложение, налоговое регулирование, диверсификация экономики, нефтегазовая отрасль, Саудовская Аравия.

В быстро меняющемся мире под влиянием процессов глобализации всё чаще возникает необходимость в совершенствовании структуры экономики, в оперативном решении возникающих вопросов. Объективная необходимость государственного, в том числе налогового, регулирования экономики является общепризнанной. Но зачастую устоявшийся, традиционный уклад может не выдавать те результаты, на которые был расчет изначально. Изучение опыта различных стран в части организации налогового регулирования позволит понять специфику, выделить эффективные меры и, при необходимости, успешно их применить (если выявленные инструменты действительно позволят добиться целей развития и достичь необходимых результатов).

Нефтедобывающие страны различаются условиями добычи полезных ископаемых, уровнем обеспеченности запасами сырья, а также объёмом внутреннего спроса. В этой связи существуют различия в налогообложении, которые способны оказывать влияние на конкурентоспособность производителей. В связи с ухудшением конъюнктуры мирового нефтяного рынка вопросы справедливого налогообложения ТЭК во многих добывающих странах приобретают всё большую значимость [2].

Важно отметить, что не существует универсальной и эластичной системы налогообложения, которая смогла бы решить все экономические проблемы. Налоговая политика должна учитывать специфику конкретных территорий и отраслей.

Королевство Саудовская Аравия. Общая характеристика

Королевство Саудовская Аравия — одна из стран Аравийского полуострова, занимающая большую территорию северной и центральной его части. Несмотря на то, что Саудовская Аравия сравнительно молодая страна, она является преемницей богатой истории — на её территории на берегу Красного моря находится Хаджиз — колыбель ислама и место самых священных городов — Мекки и Медины. В географическом центре страны находится регион, известный как Неджд — обширная засушливая зона, до недавнего времени населяемая кочевыми племенами [3]. Вдоль Персидского залива на востоке страны находятся богатые нефтяные месторождения, которые с 1960-х годов сделали Саудовскую Аравию страной нефтяного богатства.

На данный момент Королевство Саудовская Аравия находится на втором (после Венесуэлы) месте в мире по выявленным запасам нефти и является крупнейшим в мире экспортёром нефти, добывающим порядка 11 млн. баррелей в день. Саудовская Аравия — действующий участник ОПЕК (The Organization of the Petroleum Exporting Countries, Организация стран-экспортёров нефти), в рамках которого устанавливаются квоты на добычу сырья, поэтому в последнее десятилетие добыча нефти в стране держится примерно на одном уровне [14]. Запасы нефти залегают неглубоко, что обуславливает её низкую себестоимость (8 долл. за баррель) и позволяет получать экстраприбыль в нефтяном секторе [13]. В марте 2022 года в связи со скачком цен на сырьё продажи нефти страной достигли многолетнего рекорда — 30 млрд. долларов [14].

Отметим, что Королевство Саудовская Аравия обладает самым крупным ВВП среди арабских стран (в 2021 году он составил около 834 млрд. доллоров).

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика Саудовской Аравии и Российской Федерации по ряду географических, демографических и экономических признаков.

Таблица 1

Сравнение стран

Полное название

Российская Федерация

Королевство Саудовская Аравия

Форма правления

Федеративная республика

Абсолютная теократическая монархия

Площадь, кв. км.

17 075 400 (1 в мире)

2 218 000 (13 в мире)

Население, чел.

143 300 000 (9 в мире)

21 137 000 (54 в мире)

Рост численности населения, в год

-0,09 % (175 в мире)

1,85 % (61 в мире)

Средняя продолжительности жизни, лет

69,8 (113 в мире)

76,0 (47 в мире)

Плотность населения, чел/кв.км.

8,39 (180 в мире)

9,53 (176 в мире)

ВВП за 2021 г., млрд. долл. (по данным всемирного банка)

1.778,78 (11 в мире)

833,54 (18 в мире)

Разведанные запасы нефти в мире на конец 2022 года, млрд. баррелей

107,8 (6 в мире)

297,5 (2 в мире)

Доля мировых запасов нефти, %

6,2

17,2

Добыча нефтяного рынка, %

12,2 (2 в мире)

12,2 (2 в мире)

Добыча нефти, млн. баррелей/день

11

10,6

В отличие от большинства других развивающихся стран, обилие капитала, получаемого за счёт доходов от экспорта нефти, позволило Саудовской Аравии воплощать в жизнь масштабные проекты развития, которые превратили некогда слаборазвитую страну в современное государство. Расцвет экономики пришёлся на 1970–1980 годы: в этот период практически отсутствовала безработица, а доход и внутренний валовый продукт на душу населения были одними из самых высоких в незападном мире [3].

Долгосрочное экономическое развитие поддерживалось рядом пятилетних программ. Первые два пятилетних плана (1970–1980) позволили создать большинство основных транспортных и коммуникационных объектов страны, последующие были направлены на диверсификацию экономики, увеличение внутреннего производства продуктов питания, улучшение образования, профессиональной подготовки и медицинского обслуживания, дальнейшее совершенствование путей сообщения между регионами [3].

В 1976 году королевским указом была создана промышленная корпорация SABIC (Saudi Basic Industries Corporation). Первоначальной целью создания было расширение производственного потенциала отраслей экономики, связанных с нефтью, однако впоследствии к SABIC присоединялись прочие крупные и мелкие предприятия, занимающиеся сталью, алюминием, удобрениями, полимерами и прочим. Сейчас SABIC входит в число крупнейших мировых производителей нефтехимической продукции, 70 % акций которой принадлежат Saudi Aramco, а остальные 30 % публично торгуются на саудовской фондовой бирже. Сегодня в компания работает примерно в 50 странах, а штат сотрудников составляет более 31.000 человек [19].

Стагнация мировых цен на нефть в 1990-е годы привела к падению ВВП на душу населения в реальном выражении и к высокому уровню безработицы (на фоне проведения государственной политики повышения рождаемости). Этот период показал, что государственная экономическая политика требует реорганизации и вопрос диверсификации экономики и ухода от преобладания доходов, связанных с экспортом нефти, встал достаточно остро [3]. Кроме этого наблюдается недостаточный уровень самообеспеченности в части продуктов питания. Сельское хозяйство занимает небольшую часть ВВП. Менее 2 процентов от общей площади земель используется под сельскохозяйственные культуры. Из обрабатываемых земель около половины состоит из неорошаемого сухого земледелия, две пятых отведены под древесные культуры. Внутреннему производству продуктов питания в планах развития уделяется особое внимание — правительство предоставляет сельскохозяйственному сектору субсидии и щедрые стимулы. Основная часть потребности в продовольственных продуктах импортируется, самодостаточность государства достигнута в производстве пшеницы, яиц, молока, а также некоторых других товаров. Препятствиями для выращивания сельскохозяйственных культур являются плохое водоснабжение и низкое качество почвы [3].

Чтобы снизить зависимость экономических показателей от уровня цен на нефть, в последующие пятилетние планы были добавлены цели, направленные на увеличение доли частного предпринимательства в экономике с целью ухода от зависимости от экспорта нефти и создания рабочих мест. Для диверсификации экономической базы правительство проводит разведку существующих запасов минеральных и прочих ресурсов, а также организовывает их добычу. На данный момент выявлены месторождения золота, серебра, меди, цинка, свинца, железа, титана, пирита, магнезита, платины и кадмия.

Почти трёхкратное падение цен на нефть в 2014–2015 году (со 115 до 40 $/баррель) ещё раз подчеркнуло необходимость диверсификации экономики. В связи с этим в 2016 году правительство Саудовской Аравии представило программу «Видение 2030», направленную на снижение экономической зависимости от нефти, диверсификацию экономики и развитие таких отраслей как здравоохранение, образование, туризм и прочих. Глобальной целью программы является вхождение экономики Саудовской Аравии в число крупнейших 15 экономик мира. Кроме этого целями программы является повышение эффективности и адаптивности правительства, открытие возможностей для роста и инвестиций, а также повышения качества жизни граждан. В дальнейшем «Видение 2030» было дополнено более подробной Национальной программой трансформации до 2020 года [5].

«Видение 2030» состоит из трёх основных столпов («Динамичное общество», «Процветающая экономика», «Амбициозная нация») [18], в каждом из которых определены свои стратегические цели. Кроме этого выделены программы реализации, нацеленные на развитие различных сфер экономики и общества. Приведём некоторые из них [18]:

— программа «Развитие финансового сектора», которая направлена на развитие диверсифицированного и эффективного финансового сектора для поддержки развития экономики страны, диверсификации источников дохода и стимулирования сбережений, финансов и инвестиций;

— программа «Бюджетная устойчивость» — повышение эффективности работы правительства, за счет эффективности распределения расходов, роста доходов и управления рисками;

— программа «Трансформация сектора здравоохранения»;

— «Жилищная программа» — создание жилищного фонда и параллельное улучшение жилищных условий, которые могли бы быть доступны любым семья в зависимости от их потребностей;

— программа «Развитие человеческого потенциала» — целью является подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для современной экономики в соответствии с потребностями рынка труда с возможностью конкурировать на глобальном уровне;

— программа «Развитие промышленности и логистики»;

— программа «Цифровая трансформация»;

— программа «Опыт паломников» — подготовка туристических и культурных объектов, позволяющая большему числу приверженцев религии посетить святые места за счет улучшения их доступности, и некоторые другие.

Подробнее остановимся на подпрограмме «Бюджетная устойчивость», которая была запущена в конце 2016 года и представляет собой механизм среднесрочного бюджетного планирования для достижения сбалансированного бюджета и поддержания государственных финансов на одном уровне. С момента своего запуска программа достигла многих целей с точки зрения национальных систем, связанных с государственными финансами. Показателем эффективности и укрепления финансового положения страны может выступать снижение коэффициента дефицита ВВП — значение упало с 15,8 % в 2015 году до 4,5 % в 2019 году. Среднегодовое отклонение фактических и запланированных бюджетных расходов снизилось в среднем с 16 % за период (2014–2016 гг.) до 4 % за период реализации программы (2017–2019 гг.) [15]. Кроме этого были увеличены ненефтяные доходы.

Работа по данному направлению не прекращается — основное внимание в рамках данной программы в дальнейшем будет уделяться дальнейшей разработке государственной и налогово-бюджетной политики, которая бы способствовала росту ВВП, созданию новых рабочих мест, улучшению экономической ситуации в целом.

Система налогового регулирования Королевства Саудовская Аравия

Королевство Саудовская Аравия на данный момент находится на пути изменения привычной парадигмы существования в качестве государства-рантье, когда доходы от нефтяного сектора являются необходимыми и достаточными, на новую, более знакомую нам систему государственного администрирования (что также читается в уже упомянутой программе «Видение 2030»). Сложившийся дефицит бюджета необходимо планомерно ликвидировать, в том числе за счет введения налоговых сборов для наполнения бюджета.

Одновременно с этим правительство Саудовской Аравии производит сокращение субсидий и дотаций и отменяет выплаты некоторых пособий (сокращения заявлены как временные до стабилизации экономической ситуации в стране). Подобные меры экономии позволили сократить бюджетный дефицит с 98 млрд. долларов в 2015 году до 79 млрд. в 2016 году.

На данный момент около двух третей государственных доходов Королевства Саудовская Аравия формируются за счет экспорта нефти. Оставшаяся треть приходится на налоговые поступления (в том числе тарифы, акцизные и лицензионные сборы) и поступления от государственных инвестиций. Стоит отметить, что система налогообложения в Саудовской Аравии является одной из самых простых.

Размер корпоративного налога (налога на прибыль организации) составляет 20 % (как и в российской практике). Иностранные компании, ведущие свою деятельность на территории Королевства Саудовская Аравия обязаны платить подоходный налог, а компании, которые нанимают больше иностранных работников чем подданных Саудовской Аравии, должны платить сбор за каждого иностранного работника. Налог на доходы физических лиц не взимается (кроме лиц нерезидентов, занимающихся предпринимательской деятельностью).

В 2017 году в стране были введены высокие акцизные сборы в размере 100 % на табачные изделия и энергетические напитки, а в размере 50 % на газированные подслащенные напитки. В 2018 году был введен налог на добавленную стоимость в размере 5 % (в июле 2020 года размер налога был увеличен до 15 %, чтобы компенсировать часть доходов, упущенных из-за резкого падения цен на нефть). Подобное увеличение налоговой нагрузки на потребление стало вынужденной мерой, необходимой для скорейшего восполнения доходов государственного бюджета.

Как член Совета сотрудничества арабских государства Персидского залива (ССАГПЗ), Саудовская Аравия следует Единому таможенному закону, по которому в стране действует единая таможенная пошлина в размере от 5 % до 20 %, которая применяется к большинству импортных товаров (за исключением тех, которые пошлиной не облагаются).

Кроме этого одним из обязательных налогов Саудовской Аравии является закят в размере 2,5 % от стоимости имущества, учитываемого при исчислении налога (за исключением капитала, вложенного в недвижимость и долгосрочные инвестиции). Налогоплательщиками закята выступают как граждане, так и юридические лица резиденты Саудовской аравии и стран-участников ССАГПЗ. Этот налог исторически взимается со всех свободных, дееспособных мусульман. Получателями закята являются бедные, нуждающиеся и незащищенные слои населения. Интересно, что за несвоевременную уплату закята штрафные санкции не предусмотрены.

В нефтегазовом секторе налоговая система Королевства Саудовская Аравия включает в себя роялти (ставка определяется для каждого конкретного концессионного соглашения), налог на доходы корпораций, а также специальный режим амортизационных отчисления для определенных видов активов. Ставка налога на прибыль нефтяных компаний составляет от 50 % до 85 % от налоговой базы [2]. Для компаний, занимающихся добычей природного газа, ставка налога на прибыль в 2018 году была снижена на 10 % до стандартной ставки налога на прибыль (20 %). Компании, занимающиеся добычей нефти, углеводородов и природного газа обязаны самостоятельно рассчитывать налоговую базу по каждому виду деятельности и связанные с этим расходы, подлежащие вычету из соответствующих налоговых баз.

Система налогового регулирования Российской Федерации

Сейчас экономика Российской Федерации находится в состоянии беспрецедентного санкционного давления. Отметим, что ограничения коснулись и энергетической сферы — США и страны ЕС или полностью отказались от импорта энергоносителей, или значительно сократили его количество. Кроме этого необходимо продолжать устранять последствия ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой 2020–2022 годов. Однако нельзя сказать, что внешние шоки существенно влияют на налоговую политику.

Россия не входит в ОПЕК, но участвует там как постоянный наблюдатель. Рост добычи нефти в 2021 году составил 2,6 %. При этом Россия обеспечила 25 % потребности в нефти Евросоюза [14].

В 2022 году произошел разрыв цепочек поставок и переориентация рынков: в первом полугодии поставки в Евросоюз снизились на 33 %, а в Китай и Индию возросли на 6 и 88 % соответственно [14]. Несмотря на санкции и разрыв торговых цепочек, по итогам 2022 года экспорт нефти вырос на 7 %, как сообщил вице-премьер Александр Новак в ходе совещания под руководством премьер-министра Михаила Мишустина. Добыча нефти по итогам 2022 года составила 535 млн. т., что на 10 млн. т. (или на 2 %) выше, чем в 2021 году [20]. Стоимость старых месторождений — $32 за баррель, у новых — в два раза ниже. Кроме этого существуют перспективные месторождения с себестоимость $10 за баррель, однако их разработка требует существенных капиталовложений.

На данный момент в Российской Федерации действуют следующие налоги и сборы [8]:

— на федеральном уровне — налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, налог на дополнительных доход от добычи углеводородного сырья (НДД);

— на региональном уровне — налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;

— на местном уровне — земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.

Отметим, что ставка НДС была повышена до 20 % в 2019 году (примерно в то же время ставка НДС была скорректирована в Саудовской Аравии, что может свидетельствовать об общих корневых причинах изменений).

В таблице 2 указаны ставки большинства налогов, действующих на территории Российской Федерации в сравнении со ставками, установленными в Саудовской Аравии.

Таблица 2

Налоговые ставки

Налог

Ставка (Российская Федерация)

Ставка (Королевство Саудовская Аравия)

Налог на доходы физических лиц (подоходный налог для физических лиц)

13 %

0 %

Налог на прибыль организаций (корпоративный налог)

20 %

20 %

Налог на добавленную стоимость

20 %, 10 % и 0 %

15 % (с 2020 года)

Акцизы

установлены ст. 193 НК РФ (в рублях за единицу)

100 %, 50 % в зависимости от категории товара

Налог на добычу полезных ископаемых

установлены ст. 342 НК РФ (могут быть определены как адвалорные или специфические)

Водный налог

установлены ст. 333.12 НК РФ (по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в зависимости от вида водопользования)

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

50 %

Налог на имущество организаций

устанавливается законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %, если иное не предусмотрено ст. 380 НК РФ.

Налог на игорный бизнес

устанавливается законами субъектов РФ в пределах, указанных в ст. 369 НК РФ

Транспортный налог

устанавливается законами субъектов РФ, соответственно мощности / тяги / валовой вместимости

Земельный налог

0,3 %, 1,5 %

Налог на имущество физических лиц

0,1 %, 0,5 %, 2 %

нет (однако существует закят в размере 2,5 %)

В нефтегазовой отрасти ключевым является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — поступления в консолидированный бюджет РФ по данному налогу за период с января по октябрь 2022 года составили 8,9 трлн. рублей (что составляет 34,1 % от всех налоговых поступлений), в то время как в 2021 году размеры поступлений составили 7,3 трлн. рублей, а в 2020 году всего 4 трлн. рублей. В структуре НДПИ на нефть за указанный период пришлось 6,88 трлн. рублей, на газ — 942,4 млрд. рублей, на газовый конденсат — 321,1 млрд. рублей.

Ставки НДПИ установлены в статье 342 НК РФ. Исходя из того, как определяется налоговая база, ставки могут быть адвалорные / в процентах (в качестве налоговой базы определяется стоимость добытого полезного ископаемого) или специфическими / в рублях за тонну (налоговая база — количество добытого полезного ископаемого). Выбор ставки зависит от вида и места добычи полезного ископаемого [10]. Приведём примеры ставок по наиболее востребованным энергоносителям:

— сырая нефть — 919 рублей за тонную с учётом корректирующего коэффициента, отражающего динамику мировых цен на сырьё;

— природный газ — 35 рублей за 1000 кубометров (умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, отражающий степень сложности добычи газа);

— газовый конденсат — 42 рубля за тонну с учётом корректирующих коэффициентов;

— уголь (кроме коксующегося) — ставки индексируют ежеквартально с учётом коэффициентов-дефляторов, отражающих изменение цен на уголь;

— коксующийся уголь — 1 рубль за тонну, скорректированный на коэффициент.

Кроме этого действуют экспортные пошлины на сырую нефть от 30 % до 45 % (зависит от цены за баррель); 30 % на природный газ и 0 % на сжиженный природный газ.

Также предусмотрен налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, который может быть применим для нескольких категорий месторождений в зависимости от их географического положения и выработанности. Если при своём исчислении НДПИ привязан к объему добытого сырья, а НДД — к финансовому результату. Это позволяет облагать налогом добычу в зависимости от полученной прибыли. Налоговая ставка составляет 50 %. НДД частично заменяет собой НДПИ и полностью исключает экспортную пошлину

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья относительно молодой — режим начал работать с 2019 года для четырёх групп недр. Предназначение НДД — стимулировать компании добывать нефть на выработанных месторождениях или инвестировать в разработку новых. В большинстве случаев НДД выступает в качестве льготы, так как при переводе месторождения на этот режим компания продолжает платить НДПИ, но его размер снижается в среднем на 40 %, что в свою очередь позволяет повысить рентабельность некоторых месторождений.

Доходы федерального бюджета от НДД за 10 месяцев 2022 г. выросли почти в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — компании заплатили 1,68 трлн. рублей НДД, что превышает выплаты по данному налогу за весь 2021 год. Однако отмечают, что рост поступлений связан с низкой налоговой базой первых месяцев 2021 года и с более высокими ценами на нефть в текущем году.

В 2020 году Федеральным законом № 65-ФЗ в рамках «арктических преференций» была введена пятая группа месторождений, для которых возможно использование НДД. В неё были включены участки, расположенные полностью или частично севернее 70º с. ш. в Красноярском крае, Республике Саха и Чукотском АО. Дополнительно для пятой группы НДПИ будет обнулён на 11 календарных лет, что должно простимулировать переход на данный режим налогообложения [11] и дополнительно заинтересовать компании в дальнейшей разработке месторождений (в особенности труднодоступных).

Резюмируя, Российская Федерация и Королевство Саудовская Аравия — очень разные страны с огромной историей и с определенными традициями, которые влияют на организацию практически всех сфер жизнедеятельности. Однако объединяющим для стран является чрезмерная ориентация на доходы от нефтегазового сектора, которые зачастую ложатся в основу бюджетов стран, но при всём оптимизме, не могут отличаться высокой устойчивостью и долговечностью — запасы нефти и газа невозобновляемы, конечны, а их стоимость подвержена огромному количеству внешних факторов.

И Россия, и Саудовская Аравия в разные моменты времени столкнулись с проблемами падения ВВП, увеличения безработицы, возникающего дефицита бюджета, причиной которых стало несоответствие ожидаемых поступлений от реальных. Правительства стран осознают, что необходимы диверсификация экономики, повышение устойчивости, высокая доля самообеспечения ресурсами (например, в сфере сельского хозяйства) и, что самое главное, определенные реформы в части системы управления, регулирования и контроля. Когда мы говорим о необходимости увеличения доходов бюджета, неизбежно затрагивается тема налоговых поступлений, а значит и налогового регулирования в целом. В этой сфере подходы стран также разнятся, но заметны определённые изменения.

Для Саудовской Аравии налоговая система в принципе новая и на данный момент находится только в начале своего становления — историческое отсутствие взимания налогов с населения (кроме закята), обилие льгот, социальных выплат и субсидий становится определенного рода пережитком и не отвечает на вызовы современности. Но необходимо соблюдать баланс между уменьшением количества льгот и увеличением налоговой нагрузки на потребление, ведь наличие первых смягчает обилие вторых.

Постепенная реализация программы «Видение 2030» позволяет надеяться, что в ближайшее десятилетие мы увидим обновленную Саудовскую Аравию с, возможно, более привычными нам подходами. Однако, на мой взгляд, её потенциал не столько в европеизации, сколько в грамотном вписывании традиционных ценностей в существующую реальность — одним из таких воплощений является программа «Опыт паломников», о которой было сказано ранее. По прогнозам востребованность её востребованность будет достаточно высокой, а доход от реализации станет существенной статьёй в бюджете государства.

Что касается России, развитие потенциала страны в текущий условиях затруднено и, соответственно, замедлено, — беспрецедентные санкции, накал политической обстановки, не полностью устранённые последствия предыдущих экономических потрясений дают о себе знать достаточно жёстко. Однако даже в этом случае попытки что-то трансформировать присутствуют.

Налоговое законодательство России без сомнений более сложное, чем в Саудовской Аравии — большинство российских налогов не присутствуют в рассматриваемой арабской стране, но существуют и схожие моменты (как, например, ставка налога на прибыль организаций, схожий временной период увеличения ставки НДС). Также в России существуют различные налоговые режимы (в том числе НДД в нефтегазовом секторе), призванные стимулировать деловую активность и развитие регионов.

В связи с ухудшением конъюнктуры мирового нефтяного рынка вопросы справедливого налогообложения ТЭК во многих добывающих странах приобретают всё большую значимость. При этом в ряде случаев налогообложение ориентировано на решение проблем компаний и сохранение рабочих мест. В России к этому добавляется необходимость сохранения на высоком уровне поступлений в бюджет от топливно-энергетического сектора, несколько не согласуется с первоначальной задачей.

В развитых странах с диверсифицированной экономикой, но низкими запасами нефти и газа налоговая система направлена на контроль и налогообложение финансового результата компаний в рамках универсального корпоративного налогообложения, дополненного специфическими отраслевыми особенностями. Проведение такой политики позволяет частично компенсировать высокую себестоимость и сокращающуюся отдачу от месторождений, а также позволяет компаниям проводить поставки на внешние рынки.

Существующая система налогообложения нефтегазового сектора России по структуре налоговых изъятий и источников обложения схожа с аналогами в развивающихся странах. Однако главная роль преимущественно принадлежит механизмам изъятия условно-дифференциальной ренты и в последнюю очередь — налогу на прибыль. Таким образом, российская налоговая система прежде всего предусматривает контроль и обложение транзакций, косвенно подтверждающих наличие экономической активности, а только потом прибыли [2].

Попыткой исправления этой ситуации можно считать введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, который в противоположность к налогу на добычу полезных ископаемых исчисляется из прибыли, а не из объема добытого сырья. Некоторые эксперты считают, что НДД не приживётся — в условиях санкций и экспортных рисков нефтегазовой отрасли понадобится новый налоговый компромисс, который смог бы обеспечить предсказуемость поступлений в бюджет. Один из таких вариантов, позволяющий отказаться от льгот и обеспечить прозрачность фискальных стимулов — счётная модель НДПИ, в которой учитывались бы физико-химические свойства добываемого сырья, регион и вид добычи.

Не лишним будет присмотреться к опыту других стран, в том числе к опыту Саудовской Аравии, где предусмотрена дифференциация налога на прибыль в зависимости от сферы деятельности, в которой занята компания (так ставка налога на прибыль нефтяных компаний составляет от 50 % до 85 % от налоговой базы).

Литература:

  1. Сравнение основных данных России и Саудовской Аравии. URL: http://ostranah.ru/compare/?id1=131&id2=138 (дата обращения: 17.05.2023).
  2. Гордеев А. В. Последствия российского налогового маневра в условиях интеграции рынка нефти и нефтепродуктов государств — членов Евразийского экономического союза // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 11 (293). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-rossiyskogo-nalogovogo-manevra-v-usloviyah-integratsii-rynka-nefti-i-nefteproduktov-gosudarstv-chlenov-evraziyskogo (дата обращения: 17.05.2023).
  3. Saudi Arabia. URL: https://www.britannica.com/place/Saudi-Arabia (дата обращения: 04.05.2023)
  4. Бирюков Е. С. Некоторые аспекты внешней торговли России с Саудовской Аравией // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9 (ч.3). [Электронный ресурс] URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/d47/50–3 %20 %D0 %91 %D0 %B8 %D1 %80 %D1 %8E %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B2.pdf;
  5. Альгамди Амани Нассер, Альгамди Хани Ахмед А., Альгзввани Ханади Мохмад А. Особенности государственной программы «Видение 2030» в Саудовской Аравии // Форум молодых ученых. 2022. № 5 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gosudarstvennoy-programmy-videnie-2030-v-saudovskoy-aravii (дата обращения: 19.05.2023).
  6. GDP (current US$). World Bank national accounts data. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?most_recent_value_desc=true (дата обращения: 17.05.2023).
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  8. Действующие в РФ налоги и сборы. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/ (дата обращения: 17.05.2023).
  9. Аналитический портал ФНС России. URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения 20.05.2023).
  10. Расчет НДПИ в 2023 году. URL: https://www.v2b.ru/articles/raschet-ndpi-v-2021-godu/ (дата обращения: 17.05.2023).
  11. Особенности налогообложения шельфовых проектов в Арктике. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/arktika/639010-osobennosti-nalogooblozheniya-shelfovykh-proektov-v-arktike/ (дата обращения: 22.05.2023).
  12. Global Oil and Gas Tax Guide 2019 EY Global [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/en_gl/tax-guides/global-oil-and-gas-tax-guide-2019 (дата обращения: 07.05.2023).
  13. 8 стран с наибольшими разведанными запасами нефти. URL: https://journal.tinkoff.ru/short/oil-reserves/ (дата обращения: 10.05.2023).
  14. Какие страны добывают больше всего нефти. URL: https://journal.tinkoff.ru/short/oil-producers/ (дата обращения: 10.05.2023).
  15. Саудовская Аравия намерена продолжать реформы. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/05/04/688616-saudovskaya-araviya-reformi (дата обращения: 17.05.2023).
  16. Налогообложение физических лиц в Саудовской Аравии и Катаре. URL: https://gsl.org/ru/press-center/press/nalogooblozhenie-fizicheskih-licz-v-saudovskoy-aravii-i-katare/ (дата обращения: 17.05.2023).
  17. Сборы НДД помогли нефтегазовым доходам бюджета подрасти. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/10/31/893814-minfin-predlozhil (дата обращения: 18.05.2023).
  18. Saudi Vision 2030. URL: https://www.vision2030.gov.sa/v2030/overview/ (дата обращения: 09.05.2023).
  19. SABIC. Our Company URL: https://www.sabic.com/en/about (дата обращения: 10.05.2023).
  20. Экспорт нефти из РФ в 2022 году вырос на 7 %. URL: https://www.interfax.ru/business/880833 (дата обращения: 17.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Саудовская Аравия, налог, Российская Федерация, Россия, SABIC, мир, налоговая база, РФ, диверсификация экономики, углеводородное сырье.


Похожие статьи

Сравнение правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации и Чешской республике

В данной статье рассмотрены основные аспекты правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации и Чешской Республике. Проанализирована правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность иностранных инвесторов, и пр...

Расширение территориальных границ функционирования Национального банка Таджикистана

В статье обосновывается расширение территориальных границ функционирования Национального банка Таджикистана. Банковская деятельность является классическим объектом изучения для экономической науки. Но экономико-географические исследования банковской ...

Формы развития системы государственного регулирования в области здравоохранения: сравнительная характеристика

В статье рассматриваются виды государственного регулирования, на примере таких странах, как Россия и Израиль. Эти страны имеют много схожего в системе здравоохранения, однако, качество медицинской помощи в Израиле входит в мировую пятерку, а Россия з...

Влияние санкций на структуру внешнеторгового оборота Российской Федерации

В России внешнеторговая деятельность в последние годы сталкивается со значительным санкционным давлением, усиление которого произошло в начале 2022 года. Взаимные межстрановые санкционные ограничения как барьеры в современной международной торговле я...

Пути совершенствования системы налогового контроля в России

В статье рассматривается понятие налогового контроля в России, его сущность. Автором приводится ряд недостатков налоговой системы, которые приводят к малоэффективному налоговому контролю, и предлагаются меры, направленные на улучшение налоговой систе...

Основные аспекты бюджетно-налоговой политики государства

Для того, чтобы уменьшить колебания бизнес-циклов и обеспечить стабильную экономическую ситуацию в краткосрочной перспективе, правительствами государств используются различные методы вмешательства в экономику. Одним из этих методов правительственной ...

Экономические риски в нефтегазовом секторе на примере взаимоотношений России и Китая

В статье рассмотрены экономические риски во взаимоотношениях Китая и России в сфере нефтегазового комплекса. Стимулом к развитию этих отношений, которые являются перспективными для обеих стран, стали торговое противостояние США и Китая и введение ант...

Правовое регулирование банковской деятельности и кредитования в России и Китае в современном и историческом аспекте

В данной работе проводится сравнительный анализ банковских систем России и Китая, опыт формирования банковской системы Китайской Народной Республики может оказаться полезным и для Российской Федерации, так как, рассматривая историческое развитие данн...

Сравнительно-правовой анализ института антикоррупционного права в России, Германии и Франции

Целью данной статьи является проведение сравнительно-правового анализа института антикоррупционного законодательства в России, Германии и Франции. В исследовании рассматривается правовая база, механизмы правоприменения и эффективность антикоррупционн...

Исследование ресурсного потенциала региона на примере лесного комплекса Удмуртской Республики

Лесное хозяйство — отрасль, которая играет важнейшую роль в российской экономике, занимает весомую долю в показателе ВВП и влияет на благосостояние страны и ее населения. В настоящей статье рассматриваются критерии развития лесного комплекса на отдел...

Похожие статьи

Сравнение правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации и Чешской республике

В данной статье рассмотрены основные аспекты правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации и Чешской Республике. Проанализирована правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность иностранных инвесторов, и пр...

Расширение территориальных границ функционирования Национального банка Таджикистана

В статье обосновывается расширение территориальных границ функционирования Национального банка Таджикистана. Банковская деятельность является классическим объектом изучения для экономической науки. Но экономико-географические исследования банковской ...

Формы развития системы государственного регулирования в области здравоохранения: сравнительная характеристика

В статье рассматриваются виды государственного регулирования, на примере таких странах, как Россия и Израиль. Эти страны имеют много схожего в системе здравоохранения, однако, качество медицинской помощи в Израиле входит в мировую пятерку, а Россия з...

Влияние санкций на структуру внешнеторгового оборота Российской Федерации

В России внешнеторговая деятельность в последние годы сталкивается со значительным санкционным давлением, усиление которого произошло в начале 2022 года. Взаимные межстрановые санкционные ограничения как барьеры в современной международной торговле я...

Пути совершенствования системы налогового контроля в России

В статье рассматривается понятие налогового контроля в России, его сущность. Автором приводится ряд недостатков налоговой системы, которые приводят к малоэффективному налоговому контролю, и предлагаются меры, направленные на улучшение налоговой систе...

Основные аспекты бюджетно-налоговой политики государства

Для того, чтобы уменьшить колебания бизнес-циклов и обеспечить стабильную экономическую ситуацию в краткосрочной перспективе, правительствами государств используются различные методы вмешательства в экономику. Одним из этих методов правительственной ...

Экономические риски в нефтегазовом секторе на примере взаимоотношений России и Китая

В статье рассмотрены экономические риски во взаимоотношениях Китая и России в сфере нефтегазового комплекса. Стимулом к развитию этих отношений, которые являются перспективными для обеих стран, стали торговое противостояние США и Китая и введение ант...

Правовое регулирование банковской деятельности и кредитования в России и Китае в современном и историческом аспекте

В данной работе проводится сравнительный анализ банковских систем России и Китая, опыт формирования банковской системы Китайской Народной Республики может оказаться полезным и для Российской Федерации, так как, рассматривая историческое развитие данн...

Сравнительно-правовой анализ института антикоррупционного права в России, Германии и Франции

Целью данной статьи является проведение сравнительно-правового анализа института антикоррупционного законодательства в России, Германии и Франции. В исследовании рассматривается правовая база, механизмы правоприменения и эффективность антикоррупционн...

Исследование ресурсного потенциала региона на примере лесного комплекса Удмуртской Республики

Лесное хозяйство — отрасль, которая играет важнейшую роль в российской экономике, занимает весомую долю в показателе ВВП и влияет на благосостояние страны и ее населения. В настоящей статье рассматриваются критерии развития лесного комплекса на отдел...

Задать вопрос