Огромный углеводородный потенциал нефтедобывающих стран Персидского залива определяет их ключевую роль в мировой экономике. Прямое влияние на разнообразные мировые проблемы, такие как: темпы роста экономики, ситуацию в геополитике, отношения между цивилизациями и т. д., оказывают процессы в экономике и обществе, которые происходят в данном регионе. Нефть становится главным сырьем со второй половины прошлого века, из чего вытекает вывод, что крупнейшие страны, которые экспортируют нефть, имеют огромное влияние на экономику мира.
Самыми крупными производителями и экспортерами черного золота являются государства Персидского залива. Тридцать два процента (32 %) в глобальной добыче нефти — это доля региона Персидского залива. Саудовская Аравия, богатейшая в плане углеводородов страна, добывает более тринадцати процентов (13 %) от уровня мировой добычи. Именно из-за этого высокого уровня страны Залива, шесть из восьми которых состоят в ОПЕК, обладают огромным влиянием на общемировые цены на нефть, используя сокращение либо увеличение добычи. Не только национальные компании ведут добычу и разведку нефти. Помимо них, ключевыми игроками в регионе являются транснациональные нефтяные концерны, такие как «ЭксонМобил» (ExxonMobil), «Шелл»(Shell), «Бритиш Петролиум» (BP).
У энергетической политики Королевства Саудовская Аравия есть внешний и внутренний компоненты, таким образом она базируется на двух факторах: во-первых, нефтяной сектор имеет важнейшее значение в экономике государства, и, во-вторых, у страны есть реальная возможность оказывать влияние на мировую экономику из-за своих огромных запасов и огромного объема экспорта нефти.
Внутренняя политика оказывает влияние на расходование доходов от нефти в целях модернизации экономики страны и улучшения жизни подданных королевства. Внешняя политика направлена на укрепление позиций «чёрного золота» в мировом балансе энергетики, а также поддержание высокого спроса на нефть при удержании большой доли королевства в поставках на мировом рынке.
Проблемами, которые связаны с энергетикой, занимается Министерство нефти и минеральных ресурсов. Верховный нефтяной совет (ВНС) осуществляет управление энергетической политикой страны, вместе с её международными сторонами. В него входят король, члены королевской семьи и руководители министерств. ВНС стратегически планирует улучшение отрасли и устанавливает условия договоров по добыче и экспорту нефти.
Государственная компания SaudiAramco, одна из самых крупных компаний мира, играет ключевую роль на рынке нефти. Ей подконтрольны 98 % нефтяных и газовых ресурсов страны, она занимает доминирующее положение в области добычи и переработке сырья.
Частно-государственная компания SABIC доминирует в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Обе вышеперечисленные компании подчиняются ВНС.
Стоит отметить, что за последнее десятилетие добыча нефти в Саудовской Аравии развивалась не поступательно, как неправильно считают некоторые специалисты, а скачкообразно. Это можно объяснить тем, что правительство зорко следит за внешними факторами и не ставит задачу наращивать добычу без их учёта. Саудовские добычные мощности работают с большей или меньшей производительностью в зависимости от текущей конъюнктуры на сырьевых рынках сбыта. Иногда государство использует резервные установки, чтобы сократить разницу между спросом и предложением из-за какого-то отрицательного события.
Огромным преимуществом Саудовской Аравии представляется то, что нефть, которая добывается в ней, имеет различные качества: т. е. является и сверхлёгкой, и тяжёлой. Около 2/3 сырья составляют лёгкие и сверхлёгкие сорта, добываемые в основном на континентальных месторождениях, а тяжёлые сорта добываются на шельфовых месторождениях.
Примерно 100 нефтяных залежей открыто на территории королевства, причём восемь самых крупных из них составляют более половины запасов страны. На востоке государства и на шельфе Персидского залива находится большая часть месторождений.
Крупнейшее в мире нефтяное месторождение, Гавар, находится в районе нефтегазоносного бассейна Персидского залива. Его извлекаемые запасы достигают 12 миллиардов тонн нефти, а геологические — 20 миллиардов тонн. Этот участок обеспечивает объем добычи в 250 миллионов тонн в год. Следом за ним идут «Сафария» (до 64 млн т в год), Хураис (до 60 млн т в год), Шейба (до 37 млн т в год).
В 2009 году стали разрабатывать новый участок «Нуайим» (5 млн т в год), а также расширили мощности на «Шейбе».В 2010 г. увеличилось производство на месторождении «Харасания» (24,9 млн т нефти в год). Также продолжалась подготовка к промышленной эксплуатации участка «Манифа» на шельфе Персидского залива (пятое в мире по запасам нефти; планируемые ежегодные производственные мощности составляют 24,9 млн т и 44,8 млн т к 2013 г. и 2014 г. соответственно). В стадии проработки находится проект комплексной модернизации добычных мощностей на «Сафании».
В резерве, кроме главных перспективных участков, которые уже начали разрабатываться, есть ещё около 70 месторождений. Как прогнозируют специалисты, если их освоить, то это поможет увеличить добычу до 18,2 млн баррелей в сутки. Кроме того, в перспективах провести дополнительное бурение на имеющихся участках для восполнения естественного истощения месторождений.
Стоит сделать предположение, что при недостатке спроса на «тяжелую» нефть SaudiAramco может поменять свою стратегию производства. В связи с этим непонятно, решится ли компания разрабатывать новые месторождения, учитывая неустойчивость рынка, либо станет параллельно с введением в эксплуатацию новых месторождений останавливать добычу на старых с целью проведения технического ремонта и более серьёзной реабилитации.
Фонтанная добыча нефти — традиционный вид извлечения саудовской нефти. Не углубляясь в технические детали, стоит отметить, что на поверхности скважины закрепляется фонтанная арматура — особое оборудование, при помощи которого регулируется добыча — уменьшается или останавливается совсем.
Благодаря значительной помощи основных международных компаний (таких, как ExxonMobil, RoyalDutchShell, Schlumberger), тем не менее, нефтяники в Саудовской Аравии осваивают вместе с традиционными способами и современные методы извлечения «черного золота». Например, технологи Schlumberger и SaudiAramco вместе разработали и протестировали систему StageFRAC, благодаря которой производительность скважины увеличилась в два раза.
Кроме этого, Королевство Саудовская Аравия успешно применила метод горизонтального бурения на своей территории (месторождение «Хураис»). Дебиты, которые дают горизонтальные скважины, в 2–10 раз выше, чем у вертикальных стволов. При этом снижается вероятность прорыва газовых и водяных конусов, а это, в свою очередь, увеличивает нефтеотдачу. Эффективность с экономической точки зрения применения горизонтальной проходки в стране достигается через повышение производительности скважин на 30 %, уменьшение расходов на бурение и прокладку оборудования на 20–25 %, уменьшение расходов на обработку промысловой воды и газа на 50 %, увеличение извлекаемых геологических запасов на 5–10 %, отсрочку установки газлифтных систем и компрессорного оборудования.
Применяя современнейшие способы извлечения углеводородов, Эр-Рияд, конечно же, развивает нефтяной сектор экономики, но по-прежнему сохраняются некоторые проблемы, с которыми государство может иметь дело в будущем.
Во-первых, даже такая крупная компания, как SaudiAramco, не может беспрепятственно повышать планку производительности, если нет постоянных вливаний значительных финансовых средств. Из-за этого нужны крупные инвестиции для проведения дополнительных работ по геологоразведке на тех месторождениях, на которых правительство имеет планы использовать новые добывающие мощности.
Во-вторых, в некоторых случаях для разработки участков необходимы передовые методы бурения, которые раньше Саудовская Аравия не использовала, и для этого требуется привлекать зарубежные сервисные компании, у которых есть необходимый опыт в данной сфере.
В-третьих, сегодня мы наблюдаем дефицит доступных мощностей оборудования для бурения, и поэтому арендные ставки на него растут, что тоже будет бить по карману саудовских нефтяников.
Саудовской Аравии, если она хочет оставаться в среде передовых стран по состоянию и отдаче нефтяной отрасли, нужно продолжать придерживаться чёткой и прагматичной энергетической политики, а не делать провокационные заявления по поводу объемов своих углеводородных запасов, вызывая на себя «огонь», т. е. зависть остальных стран. В результате продуманных, обоснованных и гибких шагов правительства и крупного бизнеса нефтяной сектор страны получит, наряду с закономерными доходами, гарантии развития в будущем.
Следует отметить, что топливно-энергетический комплекс является движущей силой всего саудовского хозяйства уже много лет. Около 55 % ВВП, 75 % поступлений в бюджет и 90 % доходов от экспорта приходится на его долю. Нефть практически полностью определяет структуру производства, её доля составляет 87 %, в то время как другой объем, 13 %, составляет природный газ. В настоящее время правительство хочет качественно улучшить нефтегазовую отрасль, так как имеющаяся на сегодняшний день динамика развития нефтегазового сектора стран-конкурентов заставляет саудовцев заблаговременно находить и использовать свои собственные «козыри».
Специальные суда-перевозчики, которые поставляют нефть, обходятся гораздо дешевле и экономичнее других видов. Кроме того, из-за своего географического положения и особенностей Саудовская Аравия использует их весьма широко. Компания VelaInternationalMarine, которая является транспортным подразделением SaudiAramco, является обладателем одним из самых крупных флотов супертанкеров на планете. К ней относятся, в частности, суда с водоизмещением в 160 тыс. т и выше (типа VLCC) и некоторое количество судов с водоизмещением свыше 400 тыс. т (типа ULCC). Большая доля нефти на продажу перевозится ими.
В 2010 году National Shipping Company of Saudi Arabia, которая является национальной транспортной компанией, внедрила проект постройки некоторого количества танкеров-продуктовозов. В результате суммарное число танкеров, которые составляют рабочий флот государства, выросло до числа свыше 30 судов.
Рас-Танура, Джуэйма (находятся в Персидском заливе) и Янбу (находится в Красном море) являются главными экспортными нефтеналивными терминалами. Объект в Рас-Тануре — крупнейший в мире, его мощность –300 млн т в год и около 75 % поставок жидких углеводородов осуществляется через него. 225 млн т нефти и около 50 млн т нефтепродуктов — это пропускная способность терминала в Янбу в год. Мощность объекта в Джуэйме составляет 180 млн т в год.
Около 90 % поставок топлива Саудовской Аравии в последние годы обеспечивается супертанкерами через Ормузский пролив. Через него ежедневно проходит 93 % всех углеводородных поставок стран Персидского залива и до 40 % мировых поставок нефти морским путём.
Если этот транспортный коридор окажется заблокирован, то возможны и альтернативные варианты поставок. Например, международные трубопроводы могут обеспечить экспорт нефти. Но дело в том, что они обладают маленькой пропускной способностью, и они вряд ли смогут обеспечить тот объем сырья, который добывается саудовцами в последнее время.
Из-за этого, не обращая внимание на тот факт, что действующие трубопроводы испытывают недозагрузку, Саудовская Аравия продолжает изучение перспективных проектов в области транспорта нефти, и это продиктовано двумя причинами. Во-первых, королевство стремится избавиться от лишних будущих расходов экспорта сырья до потребителя, а во-вторых, страна ищет более безопасные пути через их диверсификацию.
Когда Саудовская Аравия смело экспериментирует и внедряет различные новшества, то она отходит от косности, которая заложена в арабском менталитете, и, наоборот, показывает гибкость и идёт в ногу со временем.
Стоит отметить, что на данный момент размер экспорта «чёрного золота» королевства через трубопровод хотя и меньше, чем по морю, но не так мал, как говорят многие эксперты. Кроме того, у него есть тенденция расти.
4,2 тыс. км — километраж магистральных нефтепроводов и 1,1 тыс. км — километраж продуктопроводов на территории Саудовской Аравии, и примерно 1,2 тыс. км трубопроводов применяется для перемещения широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), которая является базовым сырьем для изготовления шин, сжиженного газа и остальных продуктов нефтехимической промышленности. ШФЛУ преобразовывают из нефтяного газа, который отличается от природного газа тем, что имеет так называемый «жир» — углеводородные фракции, которые извлекаются на особых газоперерабатывающих производствах. Компонентный состав ШФЛУ меняется в зависимости от ресурсов производства. Этан (от 2 до 5 %), сжиженный газ (60–85 %), фракции «пентан+» (остальное) — это типичный состав ресурсной базы производства.
Главные нефтепроводы Саудовской Аравии соединяют районы промысла с терминалами в Персидском заливе и на Красном море.
Трубопровод «Восток-Запад» является самым крупным инфраструктурным объектом нефтяного сектора страны. Он имеет протяженность 1,2 тыс. км, пропускную способность 250 млн т в год и соединяет Джубейль с Янбу-эль-Бахр. На данный момент этот трубопровод загружен не более чем на 50 %, потому что маршрут через пролив Баб-эль-Мандеб в Азию из Янбу является нерентабельным, так как время пути увеличивается на пять дней. Есть ещё один трубопровод, который проходит параллельно из Абкайка в Янбу, на нефтехимические предприятия. Он транспортирует ШФЛУ, и его мощность составляет 14,5 млн т в год.
Около 12,5 млн т нефти транспортирует нефтепровод, который проложен из королевства в Бахрейн по дну Персидского залива.
В Саудовской Аравии построены протяженный трубопроводы, но на данный момент они не транспортируют нефть. Например, «Трансарабский», который соединяет месторождения Персидского залива с Ливанским портом Сидон и имеет пропускную способность 25 млн т ежегодно. Следующий — Иракский нефтепровод сквозь территорию саудовцев, который соединяет нефтяные объекты Ирака и порт Миджиз на Красном море. Его пропускная способность составляет 80 млн т в год.
Еще несколько транспортных артерий планируется построить в перспективе. Во-первых, нефтепровод «Нью-Арабия» между Саудовской Аравией и Бахрейном, который будет обладать протяженность в 115 км и пропускную способность до 22,5 млн т в год. Во-вторых, в проекте строительства подводящие трубопроводы от нефтеперерабатывающего завода в Джубейле до морского терминала. Протяженность составит примерно 300 км. В-третьих, нефтепровод «Рас-Танура–Катиф–Дахран–Эр-Рияд», который будет иметь протяженность 600 км. В-четвертых, продуктопроводы «Рас-Танура–Дахран» и «Дахран–Эр-Рияд», общая протяжённость — 506 км. В-пятых, продуктопровод протяженностью около 250 км «Табук–Туба», по побережью Красного моря.
Скорее всего, улучшение инфраструктуры магистралей очень пригодится Саудовской Аравии, так как этот вид доставки сырья считается самым эффективным, если не брать в расчет метод танкеров.
На данный момент проблема доведения нефти до потребителей является главной для королевства, так как страна имеет очень сильную зависимость от перевозок по морю, не очень хорошо эксплуатирует магистральные артерии, и, кроме того, у государства практически нет подходящей инфраструктуры для перевозок сырья по железной дороге.
Скорее всего, в будущем королевство сделает важные шаги для разрешения проблем в указанных сферах, но не стоит ожидать положительных результатов из-за того, что ситуация в регионе нестабильная и могут возникнуть абсолютно другие политические и экономические проблемы, для разрешения которых потребуются последовательные шаги и большие финансовые затраты от государств Ближнего Востока, в том числе и Саудовской Аравии.
Литература:
- Об энергетической стратегии Саудовской Аравии и интересах России. Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=17722
- Энергетический аспект ближневосточного конфликта: https://www.geopolitica.ru/article/energeticheskiy-aspekt-blizhnevostochnogo-konflikta
- Румянцева, А. Е. Энергетическая политика Саудовской Аравии / А. Е. Румянцева, Т. Ю. Коломиец, П. С. Полынцев, А. В. Данилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 108–111. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47601/ (дата обращения: 07.02.2021).
- Новый энергетический ландшафт в регионе Ближнего Востока. Л. Х. Латчинова, Е. Ф. Черненко. Вестник РУДН, серия Экономика, 2015, № 3