Исследование понимания детьми дошкольного возраста содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Галимуллина, С. М. Исследование понимания детьми дошкольного возраста содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы / С. М. Галимуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 439-443. — URL: https://moluch.ru/archive/470/104018/ (дата обращения: 01.05.2024).



Исследование понимания детьми дошкольного возраста содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы

Галимуллина Светлана Минигуловна, студент магистратуры

Научный руководитель: Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент

Московский государственный психолого-педагогический университет

В данной статье представлены результаты исследования понимания детьми дошкольного возраста содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы. В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста (5,5–6,5 лет) Из них 11 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст-6 лет. Дети были разделены на две группы по 10 человек.

Эмпирическое исследование включало два этапа: выявление понимания детьми содержания книги с простыми картинками и с дополненной реальностью, сравнение и выявления предпочтения детьми одной из книг.

Ключевые слова : познавательное развитие детей дошкольного возраста, цифровизация, книги с дополненной реальностью.

Современные цифровые технологии активно проникают во все сферы жизни человека и общества. Цифровизация всех сфер человеческой жизни не обошла стороной и сферу образования, сегодня активно используются различные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

С использованием цифровых технологий можно создавать уникальные возможности для образования и развития детей, увеличивая их интерес к учебному процессу и позволяя индивидуализировать подход к каждому учащемуся.

Современные ИКТ дают нам мощный инструмент для развития когнитивных способностей ребенка, таких как мышление, память, внимание, воображение, логика. Обучение с использованием ИКТ позволяет создавать условия для индивидуального развития каждого ребенка, учитывая его возраст, интересы и потребности, что стимулирует формирование познавательного интереса к окружающему миру и продвигает его познавательную активность. [1].

Все больше исследований о том, что общение с помощью информационно-коммуникационных технологий не просто дополняет и расширяет жизнь ребенка, но и влияет на всю структуру его деятельности как в офлайне, так и в онлайн режиме [2, с. 71–80].

Цифровые устройства сами по себе нейтральны и представляют только орудие для деятельности человека, которое допускает разнообразные способы применения.

В то же время современные воспитатели и родители детей дошкольного возраста недостаточно и редко используют цифровые устройства, адаптированные для детей дошкольного возраста.

По результатам исследований выяснилось, что родители в России нечасто прибегают к советам и рекомендациям специалистов по использованию цифровых устройств и контента для детей (не более 20 %), что кардинально меньше, чем в США (более 50 %) [3], [4].

В данной ситуации для детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста есть хорошая альтернатива — это книги с дополненной реальностью (AR).

Дополненная реальность (Augmented Reality — AR) — это технология, которая позволяет добавлять в реальный мир элементы виртуальной среды, с помощью мобильного устройства или специальных очков. Например, AR-технология позволяет дополнить изображение животного дополнительной информацией, которая отображается на экране смартфона. AR-технология может применяться в образовании, маркетинге, медицине, архитектуре, игровой индустрии и других сферах.

На сегодняшний день исследования зарубежных авторов в области применения дополненной реальности для обучения дошкольников [5], [6], [7], [8]. показывают, что использование книг с дополненной реальностью (AR) положительно влияет на познавательное развитие ребенка. В вышеуказанных исследованиях дети крайне положительно восприняли занятия, где использовались книги с дополненной реальностью, считая их более простыми и более эмоционально захватывающими, по сравнению с традиционными занятиями. Дополнительно было отмечено улучшение эмоционального состояния, что положительно влияет на обучение детей и способствуют активному запоминанию информации [9]. В процессе обучения эмоции детей влияют на их мотивацию, поскольку обучение — это как когнитивный, так и эмоциональный опыт. Если образовательные технологии обеспечивают позитивную эмоциональную поддержку, они с большей вероятностью приведут к положительному опыту обучения и улучшат результаты обучения. [10].

Теоретический анализ литературы показал, что использование современных цифровых технологий может оказывать положительное воздействие на познавательное развитие детей дошкольного возраста. На основании этого была выдвинута гипотеза о положительном воздействии познавательной литературы с дополненной реальностью (AR) на познавательное развитие дошкольников.

В свете вышесказанного, мы предположили, что книги с дополненной реальностью (AR) дают возможность дополнить обычную книгу новыми интерактивными элементами, что способствует более глубокому и интересному восприятию информации. Для детей дошкольного возраста, у которых на первом месте восприятие визуальной информации, использование AR-технологий может стать эффективным инструментом в обучении.

В нашей работе рассматривается возможность использования технологии дополненной реальности как средство познавательного развития дошкольников.

В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста (5,5–6,5 лет) Из них 11 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст-6 лет.

Для чтения детям была выбрана книга «Атлас Планета Земля» 4D (Приложение 1).

Эта книга была выбрана на основании того, что является познавательной литературой, которая рассказывает о нашей планете Земля и Солнечной системе, в которой она находится. Обоснование выбора книги необходимо связать с возрастом детей и содержанием образовательной программы

Дети были разделены на две группы по 10 человек.

В одной группе детям зачитывали текст книги «Атлас Планета Земля» («Солнечная система», «Образование Земли», «Луна-спутник Земли») с показом иллюстраций без демонстрации 3 d картинок.

В другой группе детям зачитывали текст книги, сопровождая ее демонстрацией 3d картинок («Солнечная система», «Образование Земли», «Луна-спутник Земли») полученных при помощи приложения Astar 4 D .

Для оценки понимания детьми содержания книг была разработана следующая методика.

Описание методики оценки понимания дошкольниками содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы.

Эмпирическое исследование включало два этапа: выявление понимания детьми содержания книги с простыми картинками и с дополненной реальностью и выявления предпочтения детьми одной из книг.

  1. Выявление понимания детьми содержания книги с простыми картинками и с дополненной реальностью.

После прочтения книги индивидуально с каждым ребенком проводилась беседа, в процессе которой задавались 6(шесть) вопросов, ответы на которые были в тексте книги:

1) На какой планете мы живем?

2) Самая большая планета?

3) Вокруг чего вращаются все планеты в Солнечной системе?

4) Из чего образовалась Земля?

5) Есть ли у земли спутник и как он называется?

6) Есть ли спутники у других планет?

Критерии оценивания:

1(один) правильный ответ-1 балл

1) 5–6 баллов — высокий уровень понимания текста

2) 3–4 балла-средний уровень понимания текста

3) 1–2 балла — низкий уровень понимания прочитанного

Для проверки остаточных знаний опрос повторялся через два дня. Использовались те же вопросы.

  1. Выявление предпочтения детьми книги с простыми картинками или с дополненной реальностью

Для выявления предпочтений детей одного из двух вариантов книги (с простыми картинками и с дополненной реальностью) после повторного опроса каждой группе дополнительно читалась та книга, которая вначале читалась другой группе. Таким образом все дети были знакомы с двумя вариантами книги «Атлас Планета Земля» –с книгой с простыми картинками и с книгой с демонстрацией дополненной реальности.

После того, как все дети были ознакомлены с обоими вариантами книги «Атлас Планета Земля» с ними, была проведена беседа, в которой были заданы следующие вопросы:

1) Какая из книг тебе больше понравилась?

2) Что понравилось в книге?

3) Что узнал нового?

Результаты оценки понимания детьми текста книги с обычными картинками (группа 1)

Полученные данные позволяют нам говорить о том, что через два дня содержание, которые дети усвоили составило: низкий уровень-60 %, средний уровень-60 %. Т. е. в группе, после прочтения детям книги с традиционными картинками наблюдается отрицательная динамика, показатели понизились. Высокий уровень не показал никто, средний уровень упал с 70 % до 60 %, низкий уровень повысился с 20 до 40 %.

Результаты понимания детьми текста книги с дополненной реальностью (группа 2)

Данные диаграммы показывают, что усвоенное детьми содержание текста книги с дополненной реальностью через два дня оказалось выше, чем сразу после прочтения.

Результаты оценки предпочтения детьми книги с традиционными картинками и с дополненной реальностью.

После проведения первой части эксперимента, детей обоих групп познакомили с двумя вариантами книги. Далее, на основании опроса детей были выявлены предпочтения детьми книги с обычными картинками или книги с дополненной (таблица опроса с ответами в приложении 4 ).

В качестве предпочитаемой книги дети выбирали:

1) Книгу с обычными картинками выбрали -0 %

2) Книгу с дополненной реальностью выбрали 95 % (19 детей из 20)

3) Затруднились в выборе-5 % (1 ребенок из 20 детей)

Аргументируя предпочтения дети книги с дополненной реальностью, дети объясняли свой выбор возможностью наглядно увидеть процесс.

Примеры ответов детей:

1) Планеты кажутся настоящими в телефоне.

2) Очень красиво наша Земля крутится.

3) Захотелось в космос полететь.

4) Много спутников у одних планет, а у других их нет.

Выводы

Сравнение данных по обоим группам показывают, что:

1) Понимание детьми старшего дошкольного возраста содержания познавательного текста с иллюстрациями в формате дополненной реальности значимо выше, чем понимание аналогичного текста с рисованными иллюстрациями.

2) Информация, полученная детьми в процессе чтения познавательного текста с иллюстрациями в формате дополненной реальности, сохраняется значимо дольше, чем после прочтения аналогичного текста с рисованными иллюстрациями.

3) Книга с иллюстрациями в формате дополненной реальности является для детей более предпочтительной, чем аналогичная книга с рисованными иллюстрациями.

4) Привлекательность познавательной литературы с дополненной реальности для детей старшего дошкольного возраста обусловлена возможностью наглядно увидеть описанные процессы.

Проведенное исследование показало, что использование AR-технологий в образовательных целях может значительно улучшить познавательное развитие детей дошкольного возраста. Ребенок не просто рассматривает изображения и предметы, но и взаимодействует с ними, углубляется в процесс обучения и усваивает информацию более эффективно. AR-технологии позволяют воспроизводить сложные трехмерные объекты, которые реально недоступны в дошкольных учреждениях. Благодаря этому, дети могут более полно и глубоко понимать, и запоминать информацию, что, в свою очередь, способствует развитию их познавательной активности и интереса к обучению.

Литература:

  1. Крежевских О. В. Цифровые технологии в дошкольном образовании: на пути к демократизации / О. В. Крежевских, А. И. Михайлова // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 9. — С. 60–70.
  2. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI: 10.17759/sps.2018090308
  3. Рубцова О. В., Клопотова Е. Е., Смирнова С. Ю., Сорокова М. Г. К проблеме цифровизации дошкольного детства: результаты эмпирического исследования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / Под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 26–35 с.
  4. Смирнова С. Ю., Клопотова Е. Е., Рубцова О. В., Сорокова М. Г. Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. C. 177–193. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130212
  5. Yilmaz R. M., Kucuk S., Goktas Y. Are augmented reality picture books magic or real for preschool children aged five to six? // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48. N. 3. P. 824–841. URL: https://disk.yandex.ru/i/ZG0JgP-EahNSMQ
  6. Redondo B., Cózar-Gutiérrez R., González-Calero J. A., Sánchez Ruiz R. Integration of augmented reality in the teaching of English as a foreign language in early childhood education // Early Childhood Education Journal. 2020. Vol. 48. N. 2. P. 147–155. URL: https://disk.yandex.ru/i/wrt7qeQKz51sAA
  7. Tomi A. B., Rambli D. R. A. An interactive mobile augmented reality magical playbook: Learning number with the thirsty crow // Procedia computer science. 2013. Vol. 25. P. 123–130. URL: https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S1877050913012209
  8. Oranç C., Küntay A. C. Learning from the real and the virtual worlds: Educational use of augmented reality in early childhood // International Journal of Child-Computer Interaction. 2019. Vol. 21. P. 104–111. URL: https://disk.yandex.ru/i/Do91MGlmWyj1rw
  9. Isen, A. M. (1990). The influence of positive and negative affect on cognitive organisation: some implications for development. In N. Stein, B. Leventhal & T. Trabasso (Eds), Psychological and biological procession in the development of emotion. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
  10. Antonio, A., Martin, N., & Stagg, A. (2012). Engaging higher education students via digital curation. Proceedings from Ascilite 2012: Future Challenges, Sustainable Futures. Wellington, New Zealand: Massey University. Retrieved 12 March 2015, from http://www.ascilite.org/conferences/Wellington12/2012/images/custom/antonio %2c_amy_-_engaging.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): дополненная реальность, дошкольный возраст, ребенок, книга, познавательная литература, Атлас Планета, вариант книги, ребенок были, ребенок книги, Солнечная система.


Ключевые слова

цифровизация, познавательное развитие детей дошкольного возраста, книги с дополненной реальностью

Похожие статьи

Специфические особенности детской литературы для...

Назначение детской литературы-быть познавательным чтением одновременно.

Постепенно книга в жизни ребёнка начинает играть все большую роль.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение.

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга.

Ознакомление дошкольников младшего и среднего возраста...

Возраст детей: 3–5 лет. Цель: формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Беседа на тему «Космос»; рассматривание книг о космосе.

VIII Изготовление папки-передвижки для родителей на темы: «Детям о космосе».

Познавательно-творческий проект «Космическое путешествие»...

Познавательно-творческий проект «Космическое путешествие» для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

«Моя первая книга о космосе». Автор К. А. Порцевский. Москва «РОСМЭН», 2008.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом.

– расширить и закрепить знания детей о космосе и планетах Солнечной системы.

Использование электронных пособий при ознакомлении детей...

Тем более, что наблюдение за небосклоном всегда вызывают интерес у детей.

Их суть заключается в том, что ребенок объединяет вещи без какой — либо предметной

понятиям и не могут быть ими названы прежде всего из-за ограниченных познавательных возможностей детей дошкольного возраста.

Литература: 1. Камзалова, Т. А. Первая книга знаний.

Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития...

виртуальная экскурсия, окружающий мир, педагог, экскурсия, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, задача экскурсии, интерес детей, познавательная активность дошкольников, традиционная экскурсия.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом

3. Формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства.

представление, ребенок, дошкольный возраст, космос, дошкольник, старший

Выучить стихотворения о космосе; Запомнить порядок планет Солнечной системы.

В ракете на обратном пути воспитатель подводит итог занятия, варианты вопросов детям.

Чтение художественной литературы как средство...

В современных условиях личность ребенка, будучи вплетена в систему взаимодействия со

Для того чтобы ребенок начал проявлять интерес к книге и использовал литературный опыт в своей

Например, возраст 3–4 года. Для формирования целостной картины мира ребенку нужно

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга...

Конспект ООД в подготовительной группе «Тайна третьей планеты»

Изучим планеты— поищем ответ? Дети берутся за руки и идут по кругу со словами

Разбирают мячи-планеты выстраиваются в солнечную систему.

Географический атлас для детей «Мир и человек»-2000г.

Праздник «Планеты солнечной системы» для детей... Дети заходят в зал, оформленный в стиле космоса, под музыку В. Чернышева слова.

Современная игровая технология «лэпбук» как средство...

Создание такой интерактивной книги позволяет сделать родителей активными участниками

— вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод...

Так как понятие «ребёнок-дошкольник» охватывает период от 3 до 7 лет, а дети приходят в.

Похожие статьи

Специфические особенности детской литературы для...

Назначение детской литературы-быть познавательным чтением одновременно.

Постепенно книга в жизни ребёнка начинает играть все большую роль.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение.

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга.

Ознакомление дошкольников младшего и среднего возраста...

Возраст детей: 3–5 лет. Цель: формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Беседа на тему «Космос»; рассматривание книг о космосе.

VIII Изготовление папки-передвижки для родителей на темы: «Детям о космосе».

Познавательно-творческий проект «Космическое путешествие»...

Познавательно-творческий проект «Космическое путешествие» для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

«Моя первая книга о космосе». Автор К. А. Порцевский. Москва «РОСМЭН», 2008.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом.

– расширить и закрепить знания детей о космосе и планетах Солнечной системы.

Использование электронных пособий при ознакомлении детей...

Тем более, что наблюдение за небосклоном всегда вызывают интерес у детей.

Их суть заключается в том, что ребенок объединяет вещи без какой — либо предметной

понятиям и не могут быть ими названы прежде всего из-за ограниченных познавательных возможностей детей дошкольного возраста.

Литература: 1. Камзалова, Т. А. Первая книга знаний.

Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития...

виртуальная экскурсия, окружающий мир, педагог, экскурсия, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, задача экскурсии, интерес детей, познавательная активность дошкольников, традиционная экскурсия.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом

3. Формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства.

представление, ребенок, дошкольный возраст, космос, дошкольник, старший

Выучить стихотворения о космосе; Запомнить порядок планет Солнечной системы.

В ракете на обратном пути воспитатель подводит итог занятия, варианты вопросов детям.

Чтение художественной литературы как средство...

В современных условиях личность ребенка, будучи вплетена в систему взаимодействия со

Для того чтобы ребенок начал проявлять интерес к книге и использовал литературный опыт в своей

Например, возраст 3–4 года. Для формирования целостной картины мира ребенку нужно

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга...

Конспект ООД в подготовительной группе «Тайна третьей планеты»

Изучим планеты— поищем ответ? Дети берутся за руки и идут по кругу со словами

Разбирают мячи-планеты выстраиваются в солнечную систему.

Географический атлас для детей «Мир и человек»-2000г.

Праздник «Планеты солнечной системы» для детей... Дети заходят в зал, оформленный в стиле космоса, под музыку В. Чернышева слова.

Современная игровая технология «лэпбук» как средство...

Создание такой интерактивной книги позволяет сделать родителей активными участниками

— вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод...

Так как понятие «ребёнок-дошкольник» охватывает период от 3 до 7 лет, а дети приходят в.

Задать вопрос