Ознакомление дошкольников младшего и среднего возраста с элементарными представлениями о космосе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ознакомление дошкольников младшего и среднего возраста с элементарными представлениями о космосе / Т. А. Ермакова, Л. Ю. Рябова, Е. И. Шагалина [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16473/ (дата обращения: 25.04.2024).



Тип проекта: творческий, социально-значимый.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Возраст детей: 3–5 лет.

Цель: формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

— способствовать расширению и уточнению представлений детей о космосе;

— развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии;

— обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения;

— привлекать родителей к совместной деятельности.

Актуальность.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В возрасте 3–5 лет малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. Дошкольников всегда привлекает тема космоса. Между тем следует отметить, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа — герои детских любимых мультфильмов — это вымышленные персонажи, которые дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Профессия космонавта отважная и героическая. Сегодня актуально, в плане социализации, воспитать в детях интерес к этой профессии. А 2021 год- год проведения празднования 60-летия полета в космос Ю. А. Гагарина.

План мероприятий по подготовке и проведению празднования в 2021 году 60-летия полета в космос Ю. А. Гагарина

I Интегрированное ООД (познание +рисование) «Наш космос»

Задачи:

— Формировать представления о планете Земля, о первых космонавтах.

— Закреплять понятие детей о полезной и вредной пище.

— Обогащать словарь детей за счет слов: космос, планета, звезда, развивать речевую активность.

— Закреплять усвоенные ранее приемы рисования и закрашивания изображений.

— Развивать мышление, ориентацию на плоскости путем плоскостного моделирования космических кораблей из геометрических фигур.

— Развивать эмоциональное восприятие при рассматривании готовых рисунков на космическую тему.

— Развивать познавательную активность, побуждать к самостоятельным выводам и умозаключениям; развивать произвольное внимание, память.

Ход:

  1. Космическое приветствие
  2. Проблемная ситуация «Сломался космический корабль»
  3. Речевая игра «Посмотри на небо».
  4. Дидактическая игра «Построй ракету»
  5. Физкультурная минутка «Космонавты»
  6. Дидактическая игра «Полезная и вредная пища для настоящего космонавта».
  7. Беседа-викторина «Кто побывал в космосе?» (с использованием презентации).
  8. Рисование «Скафандр для космонавта».
  9. Рефлексия «Возвращение на Землю».

II Мастер-класс «Лети, ракета!»

Задачи:

— Формировать элементарные представления о космосе, космонавтах.

— Продолжать формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); формировать умение ориентироваться на листе бумаги,

— Закреплять умение последовательно наклеивать детали.

— Воспитывать у детей умение слушать взрослого и друг друга; воспитывать желание принимать участие в посильном труде;

— Развивать у детей речь, мышление, воображение.

— Активизировать словарь: планета, космос, ракета, луна.

Ход

  1. Беседа на тему «Космос»; рассматривание книг о космосе.
  2. Дидактическая игра «Загадочный космос».
  3. Дыхательная гимнастика " Ракета».
  4. Рассматривание макета ракеты.
  5. Продуктивная деятельность: приклеивание шаблонов ракеты, иллюминаторов, звезд.
  6. Обыгрывание ракеты в свободной деятельности.

III ООД «Путешествие в космос».

Задачи:

— Формировать у детей элементарные представления о космосе.

— Активизировать словарь по данной теме.

— Формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете, геометрических фигурах, положении предметов в пространстве.

Ход:

  1. Сюрпризный момент «Белка и Стрелка в гостях у ребят!»
  2. Строительство космических кораблей из кубиков.
  3. Пальчиковая гимнастика «На ракете улетим»
  4. Чтение художественной литературы «Первый в космосе» В. Баруздина.
  5. Дидактическая игра «Найди ракету пришельца».
  6. Круг рефлексии «Мы ребята молодцы!»

IV Рисование «Космические фантазии»

Задачи

— Формировать представление детей о космосе, космических объектах.

— Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «проступающий рисунок».

— Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Ход

  1. Сюрпризный момент: «Лунтик прилетел»
  2. Чтение стихотворения В. Шипуновой «На далекой планете…»
  3. Физкультурная минутка «Самолеты»
  4. Рисование «Космос»
  5. Рефлексия «Вспомним, как Лунтик нашел дорогу домой».

V Экспериментирование «Космос в бутылочке».

Задачи

— Формировать представление детей о космосе, планетах и звездах;

— Активизировать словарный запас по теме «Космос»;

— Развивать связную речь;

— Способствовать развитию любознательности, познавательной активности, интереса к экспериментированию;

— Воспитывать дружеские взаимоотношения

Ход.

  1. Рассматривание иллюстраций о космосе.
  2. Сюрпризный момент — показ готовых изделий «Космос в бутылочке»
  3. Обсуждение хода эксперимента, с использованием технологической карты.
  4. Изготовление брелоков.
  5. Обсуждение результатов, выставка работ.

VI Исследовательская деятельность «Космический песок»

— Формировать первоначальные представления о космосе, о звездах.

— Продолжать формировать представления детей о свойствах песка, формировать интерес к экспериментальной деятельности, развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений.

— Развивать речь детей, активизировать словарный запас (космос, звезды, луна, солнце).

— Воспитывать аккуратность при работе с песком не рассыпать.

Ход

  1. Сюрпризный момент «К нам прилетела звезда»
  2. Пальчиковая гимнастика «С добрым утром»
  3. Исследовательская деятельность «Космический песок» (кинетический песок, формочки для песка)
  4. Рефлексия «Что рассказал нам волшебный песок о космосе»

VII Выставка рисунков и поделок «Космос глазами детей»

VIII Изготовление папки-передвижки для родителей на темы: «Детям о космосе»

Литература:

  1. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.-80с
  2. Гербова В. В. Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-192 с.
  3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-96с с.: цв. Вкл
  4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-144с
  5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2–7 лет. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.:цв.вкл.