Специфические особенности детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Специфические особенности детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста

В статье приводятся специфические особенности художественной литературы, предназначенной для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Поделиться в социальных сетях
7325 просмотров
Библиографическое описание

Хамидова, М. О. Специфические особенности детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста / М. О. Хамидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56941/ (дата обращения: 29.07.2021).



В статье приводятся специфические особенности художественной литературы, предназначенной для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: художественная литература, детская литература, книги, сюжет, дети, возраст, стихи, школа, герои.

Сегодня, в век развития информационных технологий, уже, казалось бы, незачем детей приобщать к художественной литературе. Но, как показывает практика, литература всё же оказалась достаточно сильной, чтобы противостоять агрессии интернета и сумела приспособится к современным реалиям-появились электронные книги. Литература, как вид науки, имеет свои разновидности и особенности. И среди них особенно выделяется детская литература. Она является частью общей литературы, имеет свою художественную специфику, адекватную детской психологии. Детскую литературу можно разделить на несколько функциональных видов-учебно-познавательные, этические, развлекательные. Она, как и взрослая литература, является искусством слова. Но, хотя задачи и методы для всех видов литературы едины, для детской литературы свойственны только ей присущие черты. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей.

Основная её отличительная черта-органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под этим требованием подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей. Назначение детской литературы-быть познавательным чтением одновременно. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполняет в обществе. Она связана с эмоциями особого рода, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Они с радостью погружаются в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживают героям, чувствуют стихотворный ритм, радуются звуковой и словесной игре. Также они хорошо понимают юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Познавательная функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже тогда, когда писатель при помощи художественно-фантастического вымысла уводит юного читателя в мир невозможного он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы с высокой степенью свойственна всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определёнными ценностями. Здесь речь идёт как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, которые связанны с конкретным временем и литературой.

Надо помнить, что с самого начала детская литература выполняла дидактическую функцию. Это значит, что её функции определяют её важную роль в обществе-развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Детская литература зависима от нескольких, существующих в обществе идеологических религиозных, педагогических установок.

Говоря о возрастной специфике детской литературы, можно выделить несколько групп на основании возраста читателя.

При этом она повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека:

1) ясельный, то есть, младший дошкольными возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;

2) предшкольный возраст. В это время дети только-только учатся читать, но в большей степени остаются слушателями, предпочитают тексты с иллюстрациями, любят комментировать рисунки и текст;

3) младшие школьники, от 6-до 10 лет, как правило, это ученики начальных классов. Они в этом возрасте предпочитают небольшие художественные тексты с картинками, со знакомыми словами и понятиями;

4) младшие подростки от 10 до 13 лет. В этом возрасте дети с интересом, читают небольшие рассказы как правило, с сюжетами, взятыми из жизни их сверстников.

5) подростки (отрочество)-13–16 лет. К этому периоду больше подходит детская приключенческая литература. Читая их, юные читатели отождествляют себя с книжными героями.

6) юнощество-16–19 лет. В этом возрасте дети уже имеют все черты сформировавшиеся, они выбирают, исходя из личных предпочтений.

Как видам, литература для каждого периода имеет свои специфические особенности. Литература для самых маленьких состоит из коротких фраз, двух- или четверостиший. Очень часто такие книжки представляют из себя яркие картинки со стишками-прояснениями к иллюстрации. Написание коротких, на первый взгляд несложных произведений требует от автора умения в совершенстве владеть искусством слова. Не случайно, лучшие детские стихи, услышанные в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь. Они становятся первым опытом общения с искусством слова. Очень часто человек именно через них вводит уже своих детей в мир художественной литературы. Ещё одной характерной чертой литературы для этого возраста является его отображение в виде стихотворений. Эта форма выбрана неслучайно: сознание ребёнка уже знакомо с ритмом и рифмой, и поэтому ему легче воспринимать информацию, преподанную именно в этом виде. Вместе с тем, ритмически организованный даёт ребёнку целостный, законченный образ и апеллирует к его индивидуальному восприятию мира.

После того, как ребёнок достиг трёх лет, у него несколько меняется круг чтения-книжки с самыми простыми короткими стихотворениями постепенно отступают на второй план, их сменяют книги, которые содержат более сложные стихи, построенные на основе игровых сюжетов. Вместе с расширением кругозора юного читателя растёт и круг тем-он продолжает знакомится с окружающим его миром. Любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки-лучшим образцом такой литературы можно назвать сказки К. Чуковского — они на доступном детскому восприятию языке, в форме игры, рассказывают о сложных категориях, о том как устроен мир, в котором предстоит жить будущему члену человеческого общества.

В это же время дети дошкольного возраста знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных, а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменно счастливым концом, победой добра над злом.

Постепенно книга в жизни ребёнка начинает играть все большую роль. Он учится читать самостоятельно, требует рассказов, стихов, сказок о своем сверстнике, о природе, животных, о технике, о жизни разных стран и народов. Это означает, что специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов юных читателей. Литературные произведения, созданные для детей насыщенны новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объем, усложняются сюжеты и литературные приемы, появляются новые темы. На место стихотворных сказок приходят повести со сказочными сюжетами, рассказы о природе и повадках животных, о школьной жизни и сверстниках юных читателей. Специфика детской литературы для данного возрастного периода должна выражаться не столько в выборе специальных «детских» тем, да ещё поданных несколько оторвано от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений. В детских книгах сюжет имеет чётко выраженный стержень, вокруг которого выстроено всё повествование, он не дает резких отступлений. Ещё одной её характерной чертой является быстрая смена событий и занимательность рисунка сюжета. Раскрытие характеров персонажей произведения должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребёнка больше всего привлекают действия главного героя.

Писателям нужно учитывать, что в своих книгах они не должны романтизировать образы отрицательных героев, так как это может привести к неверным установкам, которые может усвоить юный читатель.

Кроме этого, предъявляются требования и к языку таких книг-они должны помогать обогащению словарного запаса младших школьников. Литературный язык, точный, образный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответствует особенностям детского восприятия.

Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает его в период его интенсивного роста среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.

Родители и педагоги в школе должны с огромными вниманием отнестись к выбору ребёнком художественной литературы, по возможности обсуждать с нем сюжет книги и поступки главных героев, давать разъяснения их поступкам и словам.

Через все эти действия происходит нравственное воспитание ребёнка, он получает установки, которые потом могут пригодится во взрослой могут пригодится во взрослой его жизни.

основные термины

генерируются автоматически
художественная литература, детская литература, книги, сюжет, дети, возраст, стихи, школа, герои
Похожие статьи
Любаев Александр Владимирович
Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста
Психология
2015
Немнясова Мария Валерьевна
Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги
Педагогическая психология
2018
Зимина Марина Андреевна
Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста
Спецвыпуск
2015
Левченко Евгения Владимировна
Роль художественной литературы в развитии речи детей
Развитие дошкольника
2018
Сентюрёва Татьяна Юрьевна
Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике
Педагогические науки
2018
Колобова Ольга Александровна
Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста
Педагогические науки
2014
Романова Эльвира Наилевна
Роль книги и чтения в жизни детей
Педагогические науки
2014
Каюрова Анна Николаевна
Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста
Педагогические науки
2012
Калинина Татьяна Валентиновна
Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка
Психология
2016
Мусурманова Мария Бурхановна
Практическое значение художественной литературы для подготовки детей к школе
Педагогика
2016
публикация
№9 (247) март 2019 г.
дата публикации
март 2019 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Любаев Александр Владимирович
Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста
Психология
2015
Немнясова Мария Валерьевна
Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги
Педагогическая психология
2018
Зимина Марина Андреевна
Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста
Спецвыпуск
2015
Левченко Евгения Владимировна
Роль художественной литературы в развитии речи детей
Развитие дошкольника
2018
Сентюрёва Татьяна Юрьевна
Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике
Педагогические науки
2018
Колобова Ольга Александровна
Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста
Педагогические науки
2014
Романова Эльвира Наилевна
Роль книги и чтения в жизни детей
Педагогические науки
2014
Каюрова Анна Николаевна
Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста
Педагогические науки
2012
Калинина Татьяна Валентиновна
Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка
Психология
2016
Мусурманова Мария Бурхановна
Практическое значение художественной литературы для подготовки детей к школе
Педагогика
2016