Ключевые слова: исходные представления, наивные теории, научные понятия, естественно-научные ошибки, совместная деятельность, развитие.
Сейчас все более обсуждаемой и востребованной становится тема развития исходных представлений в младшем школьном возрасте. Л. С. Выготский один из первых поднял и исследовал вопрос о переходе исходных детских представлений к научным понятиям в процессе образования, представляя это как важную теоретическую проблему с огромным практическим значением. В его работах рассматривается, что младший школьный возраст характеризуется в том числе формированием первоначальных представлений о мире, которые являются неполными, «наивными». Он изучал взаимодействие наивных и научных понятий в процессе обучения. Л. С. Выготский подчеркивает, что научные понятия не просто усваиваются и запоминаются детьми, но формируются и развиваются благодаря активной познавательной деятельности.
Стелла Восниаду указывает на интуитивное понимание детьми физического мира, основанное на их жизненном опыте. Чтобы освоить научное знание, ученики должны значительно пересмотреть свое восприятие и объяснение физического мира, а также методы рассуждения. В процессе формирования научных знаний обучающиеся вынуждены развивать новые представления и убеждения, которые могут сосуществовать с их первоначальными теориями, не обязательно замещая их.
Исходные представления играют ключевую роль в образовательном процессе, поскольку они становятся отправной точкой в процессе формирования научных понятий у детей. Именно через присущие им наивные представления ребенок начинает познавать окружающий мир, формирует свои первые представления об объектах, явлениях и процессах. Эти наивные представления очень устойчивы, и очень плохо усваиваются в процессе обучения. Анализ исходных представлений позволяет специалистам в области образования устанавливать причины ошибок обучающихся и формировать стратегии их преодоления для успешного развития предметного понятийного мышления. При этом, исходные представления детей сложно заменить сразу научными понятиями, они могут смешиваться и формировать синтетическое понятие. Во время обучения не учитывается, то с какими знаниями пришел обучающийся, а дается формальное знание. Если фокус обучения сосредоточен исключительно на приобретении формальных знаний, минуя развитие исходных представлений обучающихся, это может привести к тому, что освоение научного знания у обучающихся может оказаться неполным.
Стелла Восниаду вместе с Вильямом Ф. Бревером проводили исследования о детских представлениях смены дня и ночи и форме Земли. Восниаду в результате исследования детских представлений о космосе обнаружила, что даже после прохождения курса астрономии, у детей сохраняется ненаучный взгляд на Вселенную. До начала обучения дети обычно считают Землю плоской. Несмотря на то, что дети легко усваивают информацию о том, что Земля круглая, они трактуют это по-своему и создают альтернативные модели Земли. Ребенок может верно определить или изобразить Землю как круглую, но допустит ошибки при изображении людей, домов, Солнца и Луны. Дети могут неправильно расставить небесные тела, как и людей. Вопрос о том какая форма у Земли не дает полного представления понимания, поскольку в ответе обычно звучит заученное «круглая». Однако, задавая разные вопросы, требующие глубокого понимания и анализа, мы обнаружим разнообразие представлений о Земле у детей. Интерпретация циклов дня и ночи может существенно различаться и во многом определяется моделью формы Земли, которую имеет ребенок. Восниаду и Бревер выявили, что исходя из моделей Земли, формируется модели смены дня и ночи. Если у ребенка складывается представление о плоской Земле, то он будет стремиться найти объяснение смены дня и ночи, соответствующее его знаниям, например, как то, что Солнце просто опускается под диск, а Луна поднимается. В его картине мира Солнце и Луна просто движутся вверх-вниз.
Теоретико-методологической основой психолого-педагогического исследования стала рамочная теория наивной физики Стеллы Восниаду, подход к развитию исходных представлений до научных понятий в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. В работе рассматривалась возрастная специфика учебной деятельности обучающихся в младшем школьном возрасте и мотивации (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман). При построении программы эмпирического исследования был рассмотрен подход к изучению естественно-научной грамотности младших школьников в рамках Международного исследования качества математического и естественно-научного образования (TIMSS).
Предмет исследования — развитие исходных представлений у младших школьников о форме Земли, о смене дня и ночи.
Гипотеза исследования: работа в группе и учебная дискуссия способствуют развитию исходных представлений у младших школьников о форме Земли и смене дня и ночи.
Частная гипотеза 1: развитие исходных представлений у младших школьников о форме Земли и смене дня и ночи связано с уровнем учебной мотивации.
Частная гипотеза 2: академическая успеваемость младших школьников по окружающему миру связана с наличием исходных представлений о форме Земли и смене дня и ночи.
Частная гипотеза 3: представления младших школьников о смене дня и ночи связаны с представлениями о форме Земли. В зависимости от модели Земли будет меняться восприятие смены дня и ночи.
Частная гипотеза 4: исходные представления у младших школьников о смене дня и ночи, форме Земли из сельской и московской школы имеют различия.
Методики исследования:
- методика определения уровня учебной мотивации в младшем школьном возрасте (Кулагина И. Ю., Апасова Е. В., Федоров В. В.),
- тестовые задания на основе естественно-научного блока заданий TIMSS для 4 классов,
- формирующие занятия на основе беседы С.Восниаду.
Практическое значение исследования
В выпускной квалификационной работе показано, что развитие исходных представлений младших школьников о форме Земли и смене дня и ночи до научных понятий происходит в классе во взаимодействии учителя в группе и в ходе учебной дискуссии. Применение учебной дискуссии и групповой работы в ходе урока способствует развитию представлений об окружающем мире у младших школьников.
Данное исследование отвечает современным психолого-педагогическим проблемам развития наивных представлений младших школьников. На основе теоретических и эмпирических данных исследования возможно проектирование методов и технологий развития исходных представлений у младших школьников.
Литература:
- Выготский Л. С. Мышление и речь //Собр.соч. М., 2008. Т.2. С.121
- Исаев Е. И., Марголис А. А., Сафронова М. А. Методика развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 25–45. DOI: 10.17759/pse.2021260602
- Марголис А. А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 6–27. DOI: 10.17759/pse.2020250402
- Vosniadou S. The Framework Theory Approach to the Problem of Conceptual Change / Vosniadou S., Vamvakoussi X., Skopeliti I. // International Handbook of Research on Conceptual Change. — 2008. —P. 3–34.№. 4. — С. 535–585
- Vosniadou S., Brewer W. F. Mental models of the day/night cycle //Cognitive science. — 1994. — Т. 18. — №. 1. — С. 123–183.
- Vosniadou S., Brewer W. F. Mental models of the earth: A study of conceptual change in childhood //Cognitive psychology. — 1992. — Т. 24. –
- Vosniadou S., Brewer W. F. The concept of the earth's shape: A study of conceptual change in childhood //Center for the Study of Reading Technical Report; no. 467. — 1989. https://doi.org/10.1016/0010–0285(92)90018-W