Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 08.03.2021

Статья просмотрена: 2234 раза

Библиографическое описание:

Муксинова, Н. А. Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики / Н. А. Муксинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 200-204. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79030/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье ведётся исследование общих аспектов развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики, также представлены подходы к понятию «геометрический материал», рассмотрены основные компоненты использования геометрического материала на уроках математики как условие развития пространственных представлений младших школьников.

Ключевые слова: развитие пространственных представлений, геометрический материал, геометрический материал как средство развития пространственных представлений.

Keywords: development of spatial representations, geometric material, geometric material as a means of developing spatial representations.

На протяжении своей жизни мы мыслим, рассуждаем, высказываемся, становимся наблюдателями за происходящими вокруг нас изменениями, перемещениями. Эта деятельность зависит от нашего умственного развития, которое происходит благодаря нашему стремлению к лучшему. На его развитие значительное влияние оказывают окружающие нас предметы. Предметы расположены в пространстве, занимают в нем отведенные им определенные места, каждый из которых имеет величину, объем и форму, а также имеют местоположение на том или ином расстоянии по отношению к нам и подобных им предметам.

Актуальность работы по развитию пространственных представлений у младших школьников на уроках математики обусловлена непосредственно тем, что отражение в сознании младших школьников определенных пространственных свойств немаловажно для дальнейшего умственного развития учащихся.

Уровень развития пространственного мышления, охарактеризованный умением оперировать пространственными образами, выдающиеся психологи и педагоги относят к одному из главных критериев математического развития личности каждого участника младшей школы.

За последние периоды обучения в школе отмечено снижение геометрической подготовленности учащихся, этому способствует в первую очередь снижение уровня развития представлений обучающихся.

Недостаточно сформированные и развитые у ребёнка пространственные представления непосредственно имеют влияние на уровень интеллектуального развития каждого ребёнка. Нескомплектованность представлений к концу дошкольного возраста относят к одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми навыками, приобретаемыми в период обучения в школе. Подобные недостатки в развитии учащихся очевидны в нарушениях графической деятельности, выражающейся в чтении, письме, в овладении математическими операциями. И, так как образные компоненты мышления интенсивнее развиваются в младшем школьном возрасте, то и пространственное представление, целесообразно развивать у учащихся начальных классов.

Составляющим элементом фундаментальной проблемы становления детской психологии является развитие пространственных представлений у младших школьников.

Необходима комплексная работа, связанная с развитием у младших школьников пространственных представлений, обладающая систематическим и целенаправленным характером.

К одной из важнейших задач современности относят — развитие каждого ребенка. Способствовать развитию таких характеристик личности ребёнка как: развитость ума, нравственность, эмоциональность, творчество — является задачей каждого учителя. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как техническое творчество, изобразительное искусство, математика и т. п. мы поддерживаем и развиваем дальше соответствующие присущие нам способности. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и становится его увлечением. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, форм и методов обучения для развития у учащихся его способностей.

В становлении и развитии пространственного представления у младших школьников на уроках математике имеет огромное значение изучение геометрического материала. Материал элементов геометрии по его содержанию относят к ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления — образному. Взяв это за основу можно сделать вывод, что необходимо развивать образное и пространственное представление младших школьников.

Геометрический материал благодаря своим характеристикам обладает высоким уровнем абстрактности. Благодаря успешному изучению свойствам геометрического материала обеспечивается числовая грамотность учащихся. Ими познаются начальные геометрические представления, развивается как пространственное воображение детей, так и их пространственное мышление, идёт формирование у детей элементов конструкторского представления и конструктивных умений.

В начальной школе необходимо в момент изучения геометрического материала сконцентрировать внимание педагога на ряд становящихся определенных признаков, к которым относятся: создание у детей чётких и в тоже время правильных геометрических образов, развитие пространственных представлений, вооружение учащихся навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно — практическое значение, и тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии.

Внимание к теме «Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики» объясняется её актуальностью. Которая в своём содержании предусматривает процесс развития пространственных представлений способный протекать лишь в тесной связи с непосредственным развитием логического мышления и речи учащихся. Затруднения связанные с осознанием пространства и представлений пространства имеет тесную взаимосвязь с проблемой решения мыслительных задач и формирования геометрических понятий

Предмет «математика» выступает ведущим среди ряда предметов преподаваемых в начальной школе, она способствует формированию таких свойств у детей как: развитию представления о пространстве, развивает их память, формирует мышление, концентрирует внимание, способствует творческому воображению, развивает наблюдательность, соблюдение строгой последовательности рассуждения обоснованных доказательностью, даёт реальные предпосылки для развития умственной деятельности учащихся.

Учитывая то, что современные методики и приемы развития пространственных представлений имеют некие разногласия в непосредственном обучении учащихся младших классов, необходимо выявить новые подходы в развитии пространственных представлений учащихся, опираясь на основные компоненты формирования представлений о геометрических фигурах, положения объектов на плоскости.

Исследование содержит цель: решение которой, заключается в изучение психолого-педагогических условий развития пространственных представлений у младших школьников.

Уже в младенческом возрасте, происходит формирование самых элементарных форм ориентировки в пространстве, они основываются на сложных оптико-вестибулярных и кинетических связях первой сигнальной системы головного мозга.

Особенности восприятия и представления пространства учащимися начальной школы освещены в работах Б. Г. Ананьева, А. А. Думиной, Р. А. Вороновой, О. И. Галкиной, М. А. Гузеевой, Г. П. Поздновой, М. Н. Шарданова и многих других.

Образованно множество точек мнения по формированию и развитию пространственных представлений. Психологами Б. Г. Ананьевым, П. П. Блонским, Б. Ф. Ломовым, Е. Н. Кабановой-Меллер и другими в принадлежащим им работах было отмечено, что развитие пространственных представлений осуществляется в процессе деятельности, причем важная роль при этом отведена произвольному воображению — воображению, направляемому целью деятельности [4, с. 241]. По окончанию которой, качество деятельности становится показателем сформированности пространственных представлений.

По решению проблемы развития представлений, её исследователями были составлены и выдвинуты новые версии, способствующие её расширению и углублению.

По окончанию исследования поставленной проблемы, полученные результаты в полном объёме были введены в педагогическую практику, затем использовались учителями довольно успешно в их педагогической деятельности. После усиление логической составляющей курса математики, заключающейся в стремление построить курс на строго дедуктивной основе, привело к тому, что проблема развития пространственного мышления отошла на дальний план. Сложившаяся ситуация отрицательно отразилась на результатах обучения геометрии, но в первую очередь, стереометрии.

Развитие представлений ребёнка, которые в силу своего существования, являются составным элементом полноценного развития ребенка, в современном мире выставлено на первый план. Что служит основанием, становятся своевременны работы, цель которых, создание условий для эффективного развития пространственного представления школьников.

В материалах литературы (психолого-педагогического характера), представлены раскрытия некоторых подходов к разрешению проблемы развития представлений у учащихся начальной школы. Так, Кондрушенко Е. М. обращает особое внимание на взаимосвязь рассматриваемой проблемы с проблемами развития других типов мышления (первую по очереди — вербальную), а также на выделение блока учебных дисциплин, при изучении которых она должна решаться для образования единой стратегии работы [2, с. 72].

Ходот Т. Г. подчеркивает особую важность на конструирование и рисование фигур, включая тем самым детей в процессе эмпирического познания различных свойств рассматриваемых геометрических фигур [1, с. 96].

В младшем школьном возрасте на новый уровень восприятия, осознания пространства выдвигается слово. Слово, которое наполняется конкретным, обоснованным содержанием, становится раздражителем, являющееся соединительным звеном, смыкающим временные связи в пространстве. Впоследствии, чего, развитие пространственной ориентации ребенка происходит в неотъемлемой связи с формированием его мышления и речи. Дети, поступив в школу, уже достаточно хорошо ориентируются, умеют сопоставить свою правую и левую руку, определив их расположение. Они могут не только практически, но и словесно определить расположение предметов относительно самого себя. В процессе обучения в школе, на различных уроках, происходит дальнейшее становление и развитие пространственных представлений учащихся о величине, протяженности, высоте, ширине и т. п.

Однако имеет значение и отмечено, что иногда у учащихся образуются некие сложности при ориентировке на плоскости листа т. к. недостаточно сформированы и развиты представления и понятия о пространстве. В геометрических объектах, которые в свою очередь являются абстракцией реальных предметов, весьма отчетливо выделены пространственные свойства и отношения, взяв это за основу, главная роль в развитие пространственных представлений отведена математике, а, конкретно, геометрии.

И. Ф. Шарыгин выделил, что положение геометрии в системе образования по сравнению с другими школьными предметами в своем роде уникально: ни один предмет учащийся начальной школы не готов и не способен воспринимать так, как наглядную геометрию [3, с. 56].

Разнообразные задания, выполняемые с использованием геометрического материала их целенаправленное и систематическое включение в урок математики, способствует эффективному развитию пространственных представлений у младших школьников в процессе обучения.

В процессе выполнения поставленных конструктивных заданий в начальных классах учащиеся выполняют работу с различными обучающими материалами: конструктором, счетными палочками, ленточкой, листом бумаги. Для выполнения поставленной работы у рябят должно быть хорошо сформировано пространственное мышление, базой для которого служат пространственные представления, которые по своему определению отражают соотношения и свойства реальных предметов, следовательно в процессе обучения невозможно отделить развитие пространственного мышления от формирования умений мысленно представлять различные положения предмета, изменения его формы и положения в зависимости от точки зрения, различных поворотов и трансформаций, умением зафиксировать это представление на изображении, пространственное мышление и представление составляют одно целое звена, умственного развития ребенка .

В настоящее время в процессе обучения учащихся имеет место недостаточно развитое пространственное мышление, а также отмечен небольшой опыт в рамках геометрической деятельности у учащихся младших классов, в следствии чего, рассмотрение свойств различных фигур, формирование начальных геометрических представлений направлено в основном на приобретение учащимися практических умений а также навыков, связанных с решением практических задач на вычисление заданных величин (длины, площади, периметра и т. д.). Получается, что в начальной школе происходит всего лишь накопление определенного фактического материала по геометрии, последовательного же соответствующего его обобщения — не происходит. Мало того, в программе математики начальной школы предусматривается обучение элементам геометрии (геометрические фигуры) в основном рассматривая фигуры на плоскости, не смотря на то, что даже ребенок (дошкольник) имеет опыт общения с кубом, шаром, пирамидой (кубики, мяч, конструктор).

Младший школьный возраст несет характер пластичности в становлении и развитии ребенка. К основной особенности ребенка младшего школьного возраста относят не то, что он в состоянии выполнять и достичь на сегодняшний день, а скрытые, потенциальные возможности, которыми располагают дети этого возраста, возможности, которые лежат в зоне ближайшего развития младшего школьника.

Педагог, в возложенной на него педагогической работе должен принимать во внимание все слабости и трудности в период работы — развития логической памяти школьника младших классов. Работа учителя должна быть составлена с опорой не на слабые стороны психики ребёнка, им должно приниматься во внимание то, что младший школьник обладает гораздо большими интеллектуальными возможностями, чем те, которые видны невооруженным взглядом.

С целью выявления уровня развития пространственного представления у младших школьников было проведено исследование в одном из третьих классов начальной школы. При проведении исследования были использована методика «Лабиринт» Л. А. Венгер, комплекс задач «Математика 3 класс» (М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова), составленный совместно с классным руководителем учащихся. По данным исследования, полученным в результате проведенной работы, можно отметить, что у большинства учащихся начальной школы уровень пространственного представления развит на уровне выше среднего, лишь некоторым учащимся требуется помощь педагога в решении поставленных задач.

Идя к цели: повышениеуровня развития представлений у младших школьников, предусмотрено проведение системы работы с использованием геометрического материала:

− закрашивание геометрических фигур заданной темы;

https://fhd.multiurok.ru/1/c/8/1c806a184d3992d03406432a07f4cde828086d4e/sriedstva-piedaghoghichieskoi-diaghnostiki_10.jpeg

− задания на видение геометрических предметов;

https://pandia.ru/text/85/448/images/img4_2.png

− задания на симметрию;

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07f5/000956c4-0b755a37/hello_html_5ac61173.jpg

− задания на нахождение определенных недостающих предметов представленной геометрической фигуры и т. п.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05b1/00079348-7fbe656c/img18.jpg

Научить видеть образы геометрические в обстановке окружающей учеников, а также выделять их свойства, уметь логически конструировать ими, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их на плоскости, выполнять в необходимых случаях измерения их величин, образует задачу, сформулированную как развитие у младших школьников геометрических представлений, способности к обобщению.

В процессе познания и последовательном овладении ребенком накопленными человечеством знаниями происходит непосредственно развитие пространственных представлений. Условием успешного изучения с целью усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения выступает высокоразвитый интеллект учащихся, в становлении которого немаловажное значение играет развитие пространственных представлений.

Литература:

  1. Обухова, А. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова –М.: Издательство Юрайт, 2016. — 583с.
  2. Петрушина, В. О. О развитии пространственного мышления младших школьников / В. О. Петрушина // Начальная школа. — 2004. — № 8. — с. 56.
  3. Кожевников, В. А. Психология математических способностей школьников. /В. А. Кожевников — М.: Просвещение, 2003, 170 с.
  4. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / О. А. Шаграева. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 368с.
Основные термины (генерируются автоматически): геометрический материал, начальная школа, представление, развитие, младший школьный возраст, пространственное представление, школьник, урок математики, пространственное мышление, успешное изучение.


Ключевые слова

развитие пространственных представлений, геометрический материал, геометрический материал как средство развития пространственных представлений

Похожие статьи

Особенности формирования у школьников математической культуры в современных условиях

Данная статья раскрывает особенности формирования у школьников V–IX классов математической культуры в современных условиях. Определены направления формирования математической культуры в основной школе. Теоремы с доказательствами рассмотрены как одно ...

Развитие у младших школьников навыка геометрического построения на занятиях математического кружка

В данной статье рассматривается возможность использования заданий, направленных на развитие у младших школьников навыка геометрического построения в ходе занятий математического кружка.

Геометрические задачи как основа обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов

В статье рассматриваются вопросы обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов на основе исследования как методики развития математического мышления у школьников в рамках личностно-ориентированного обучения. Выделены о...

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методические аспекты обучения младших школьников элементам математической статистики

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении элементам математической статистики. Выявлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Теоретические аспекты изучения особенностей пространственных представлений детей с умственной отсталостью

В статье рассматривается понятие «пространственные представления». Рассмотрены особенности формирования пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Приведены примеры цифровых сервисов для диагностики и коррекц...

Особенности методической деятельности учителя при формировании комбинаторных и вероятностных представлений младших школьников

В статье рассмотрены методические аспекты формирования первоначальных стохастических представлений младших школьников. Выявлены основные направления и особенности методической деятельности учителя начальной школы при формировании первоначальных комби...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

В статье отражены направления по формирования элементарных математических представлений средствами дидактических игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.

Похожие статьи

Особенности формирования у школьников математической культуры в современных условиях

Данная статья раскрывает особенности формирования у школьников V–IX классов математической культуры в современных условиях. Определены направления формирования математической культуры в основной школе. Теоремы с доказательствами рассмотрены как одно ...

Развитие у младших школьников навыка геометрического построения на занятиях математического кружка

В данной статье рассматривается возможность использования заданий, направленных на развитие у младших школьников навыка геометрического построения в ходе занятий математического кружка.

Геометрические задачи как основа обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов

В статье рассматриваются вопросы обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов на основе исследования как методики развития математического мышления у школьников в рамках личностно-ориентированного обучения. Выделены о...

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методические аспекты обучения младших школьников элементам математической статистики

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении элементам математической статистики. Выявлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Теоретические аспекты изучения особенностей пространственных представлений детей с умственной отсталостью

В статье рассматривается понятие «пространственные представления». Рассмотрены особенности формирования пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Приведены примеры цифровых сервисов для диагностики и коррекц...

Особенности методической деятельности учителя при формировании комбинаторных и вероятностных представлений младших школьников

В статье рассмотрены методические аспекты формирования первоначальных стохастических представлений младших школьников. Выявлены основные направления и особенности методической деятельности учителя начальной школы при формировании первоначальных комби...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

В статье отражены направления по формирования элементарных математических представлений средствами дидактических игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.

Задать вопрос