Исследование в действии: Как развивать диалогическую речь на уроках естественных наук? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беркало, В. Н. Исследование в действии: Как развивать диалогическую речь на уроках естественных наук? / В. Н. Беркало. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.4 (114.4). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29965/ (дата обращения: 17.12.2024).



Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики.

ИсследованиепроводилосьпоитогамсеминараЕxpert seminar on lesson study: innovation of collaborative teachers learning (11-13.09.2014)

При проведении уроков в 9 G классе я отмечала, что учащиеся неохотно ведут обсуждение в группе, в парах чаще вообще отсутствует диалог, они легче решают расчетные задачи, затрудняются в объяснении физических процессов. Наблюдения за групповой работой показали, что отдельные учащиеся занимают активную позицию по поиску и интерпретации информации. За темпом их работы некоторые не всегда успевают, что приводит к снижению познавательной активности.

Обсудив проблему с учителями других предметов естественного цикла, выяснилось, что они испытывают те же трудности на уроках в этом классе.

Была образована группа учителей физики, химии и информатики, преподающих в данном классе.

Так как одна из форм мышления социальна, для развития мышления необходимо формировать и развивать диалогическую речь. «Адаптированная информация порождает диалоги. Диалоги детей заслуживают углубленного изучения, так как, вероятно, от привычек, приобретаемых в споре, зависит и осознание логических правил, и форма дедуктивных рассуждений.»

Изучив литературу о психологических особенностях учащихся данного возраста, мы определили три кандидатуры исследуемых учащихся.

Ученик А – ученик с высоким уровнем обученности, его речь научная, аргументированная, призер олимпиад по информатике и физике.

Ученик B – ученик среднего уровня обученности, активности не проявляет, вступает в обсуждение только в том случае, если знает ответ на вопрос, пришел в класс в этом году.

Ученик С - ученик среднего уровня обученности, на уроках пассивен, самостоятельной добыче знаний предпочитает получение информации в готовом виде.

Нами был запланирован цикл уроков по физике, химии и информатике с использованием разных форм групповой работы.

На первом интегрированном уроке (физика-информатика) «Закон сохранения импульса. Создание анимаций» с целью создания коллаборативной среды и выявления имеющихся знаний учащимся было предложено в парах обменяться вопросами по теории. Затем учащиеся были поделены в группы по уровню обученности. Группе с учеником С был дан четкий алгоритм действий, в группе с учеником В были прописаны отдельные шаги, группа с учеником А работала самостоятельно. Наблюдения показали: группа с учеником В справилась с заданием самостоятельно, ученик А в группе занял пассивную позицию, в результате чего решение задачи затянулось; группа С не справилась с заданием, в ее работу был вынужден вмешаться учитель. По итогам проведения первого урока были сделаны выводы: необходимо тщательно продумывать состав групп, лучше использовать парную работу, подбирать задания так, чтобы каждый учащийся был вовлечен в диалог.

На втором уроке (химия) «Альфред Нобель: сторонник мира или торговец смертью?» с целью создания условия для возникновения потребности во взаимном обмене мнениями учащимся в парах предлагалось занять противоположные позиции и доказательно защитить их. Так как была четко определена роль каждого участника, диалог состоялся. Но речь учащихся не всегда была аргументирована.

На третьем уроке (информатика) «Кодирование» учащиеся снова работали в группах, но состав групп определялся случайным образом. На этом уроке каждому участнику группы отводилась своя роль, была создана необходимость согласовать различные подходы к решению конкретной проблемы, что привело к диалогу. В процессе кодирования информации учащиеся оценивали работу друг друга. Учитель мотивировал учащихся к диалогу, предложив им критерии оценивания: необходимо было задать друг другу как минимум три вопроса и получить на них развернутые ответы.

«Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания»

По результатам исследования были сделаны выводы: учащиеся данного класса вступают в диалог только при создании определенных условий для их мотивации. Этому способствуют задания по обмену мнениями, устранению разногласий, дискуссии, использование вербальных и невербальных средств для отдельных учащихся. Необходимо и дальше продолжить эту работу.

По окончанию каждого урока проводилось интервьюирование учеников для выяснения их мнения об эффективности урока. Учащиеся отмечают, что для того, чтобы рассказать о чем-то, необходимо понимать, о чем говоришь, и наоборот, выражая мысли словами, приходит понимание изучаемого материала.

Планирование уроков, подбор заданий, соответствующих возможности учащихся, поддержание их активного участия в уроке, позволило создать ситуацию успеха для учеников с различной подготовкой. Ученик С, неуверенный в себе, стал обращаться за помощью к одноклассникам, которые в ответ вступали в диалог с ним.

Неожиданностью стала инициатива ученика С дать интервью с комментариями своей работы на уроке.

При проведении уроков возникали некоторые затруднения:

- Деление учащихся в группы для организации продуктивной деятельности. Конкретная ситуация требует продуманного подхода при организации групп. Необходимо четко определять цель создания группы, учитывать возможности каждого участника.

- Дозировка времени для групповых заданий. Если в состав групп определены ученики с одинаковым уровнем обученности это позволяет использовать дифференцированные задания, но возникает риск «затягивания» времени. Ученики с высоким уровнем могут справиться быстрее, а учащимся с низким уровнем может потребоваться помощь.

- При работе в группе учащиеся с отличной успеваемостью часто стараются доминировать, продемонстрировать свои знания. Это может привести к тому, что «слабые» учащиеся так и не вступят в диалог.

Проанализировав свое исследование, мы с коллегами поставили перед собой следующую задачу: исследовать развитие коммуникативных универсальных учебных действий, используя различные формы групповой работы. Акцентируя внимание на психологических особенностях учащихся, наша группа обозначила тему следующего цикла «Как развивать инициативное сотрудничество через постановку вопросов?»

Литература:

  1. LessonStudy: руководство Пит Дадли. www.lessonstudy.co.uk. http://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Russian.pdf
  2. Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка: Римис; 2008, 249 с.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., Москва, Лабиринт, 1999, 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, группа, групповая работа, диалог, состав групп, урок, ученик А, высокий уровень, проведение уроков, психологическая особенность учащихся.


Похожие статьи

Исследование в действии: Как развивать академическое чтение по курсу химии на английском языке в 8 классе?

Исследование в действии: Как улучшить запоминание терминов на английском языке на уроках физики в 7 классе?

Исследование в действии: Как развивать навык извлечения необходимой информации в качестве аргументов для развернутого ответа у учащихся 10c класса?

Исследование в действии: Как развить функциональную грамотность учащихся 8 классов через чтение схем, графиков на уроках информатики

Исследование в действии: Как развить музыкальные и художественные навыки у учащихся со слабовыраженным творческим мышлением?

Исследование в действии: Как развивать коммуникативные навыки учащихся 7-х классов, проживающих в интернате?

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами на уроках русского языка влияет на развитие навыков письма и говорения у учащихся 10 G класса?

Исследование в действии: как применение принципа «усложнение» способствует развитию читательской грамотности учащихся 9 В класса?

Исследование в действии: Как через лексические особенности текста научить учащихся 7 «В» класса отличать публицистический стиль от других?

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе

Похожие статьи

Исследование в действии: Как развивать академическое чтение по курсу химии на английском языке в 8 классе?

Исследование в действии: Как улучшить запоминание терминов на английском языке на уроках физики в 7 классе?

Исследование в действии: Как развивать навык извлечения необходимой информации в качестве аргументов для развернутого ответа у учащихся 10c класса?

Исследование в действии: Как развить функциональную грамотность учащихся 8 классов через чтение схем, графиков на уроках информатики

Исследование в действии: Как развить музыкальные и художественные навыки у учащихся со слабовыраженным творческим мышлением?

Исследование в действии: Как развивать коммуникативные навыки учащихся 7-х классов, проживающих в интернате?

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами на уроках русского языка влияет на развитие навыков письма и говорения у учащихся 10 G класса?

Исследование в действии: как применение принципа «усложнение» способствует развитию читательской грамотности учащихся 9 В класса?

Исследование в действии: Как через лексические особенности текста научить учащихся 7 «В» класса отличать публицистический стиль от других?

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе

Задать вопрос