Теоретические основы таможенного контроля в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 10.06.2023

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Сидоренко, Е. А. Теоретические основы таможенного контроля в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС / Е. А. Сидоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 377-380. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103864/ (дата обращения: 01.05.2024).



Статья посвящена исследованию организации таможенного контроля наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, так как для передвижения через таможенную границу ЕАЭС они считаются товарами повышенной опасности. Рассмотрены теоретические аспекты, нормативно-правовая база, а также особенности организации такого таможенного контроля.

Ключевые слова: таможенный контроль, незаконное перемещение, психотропные вещества, прекурсоры, наркотические средства, технические средства таможенного контроля.

С каждым годом людей, активно употребляющих наркотики, становится значительно больше. Все большая обеспокоенность возникает в связи с ростом потребления наркотиков, расширением торговли такими веществами, поскольку их продажи все время растут, в том числе и на территории ЕАЭС. Все это наводит на мысли о том, как эта ситуация повлияет на людей, живущих в странах ЕАЭС, а также на ситуацию в самой России.

Рассмотрим основные понятия, которые используются в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Наркотическими средствами признаются определенные вещества растительного или синтетического происхождения, лекарственные препараты, содержащие наркотические вещества, оказывающие специфическое (стимулирующее, угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему.

В свою очередь под психотропными веществами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Если говорить о прекурсорах наркотических средств и психотропных веществ, то ими являются вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года [1].

Наркотические средства и психотропные вещества можно кратко называть контролируемыми веществами, так как включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с Федеральным законом № 3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». Формирование данного перечня отнесено к ведению Правительства РФ. Действующий перечень утверждён Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [2].

Поскольку вероятность распространения наркотиков в большом количестве государств резко и быстро увеличилась, возникла потребность в создании общего договора, направленного на перемещение таких веществ. В результате для приведения под единый стандарт международно-правовых актов была разработана Единая конвенция о наркотических средствах. Ее приняли в Нью-Йорке 30 марта 1961 года. Впоследствии возникли еще две конвенции, а именно: венская Конвенция о психотропных веществах, принятая 21 февраля 1971 года, а также Конвенция ООН о борьбе с нелегальным передвижением как наркотиков, так и психотропных веществ. При этом последнюю конвенцию приняли тоже в Вене, но позднее в 1988 году 20 декабря. Сейчас перечисленные документы считаются базой законодательства РФ, направленного против наркотиков.

В этих международных договорах впервые даны понятия наркотических средств, а также психотропных веществ, определены наиболее распространенные наркотические средства, принципы международного контроля за распространением как наркотических средств, так и психотропных веществ. В каждый из этих трех документов включен перечень веществ и связанных с ними видов деяний, преследуемых на основании как национального, так и международного законодательства [4].

Поскольку Россия участвует в этих конвенциях, то в силу международных обязательств она стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ. Ее основой является Федеральный закон от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», регулирующий правовые и организационные направления по контролю за оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров. Таможенный контроль передвижения таких веществ также регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
  2. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по, противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» от 20 октября 2007 г. № 1374.
  3. Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».
  4. Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза.
  5. Приложение № 10 Решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования».
  6. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 526 «Об утверждении Правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов».

Таможенный контроль за оборотом рассматриваемой категории веществ осуществляется поэтапно. Рассмотрим ключевые этапы:

  1. Выявление товаров, которые представляются в качестве контролируемых веществ и средств. Помимо того, что на данном этапе происходит процесс обыкновенного таможенного оформления, здесь также может производиться досмотр почтовых отправлений, багажа или груза, проверка лицензий, а также прочих специальных документов, опрос перевозчиков и иные конкретные оперативные действия в отношении подконтрольных товаров.
  2. Далее выявленные рассматриваемые вещества идентифицируются при помощи лабораторной диагностики.
  3. Реализация мер, которые установлены как международными договорами, так и законодательством РФ, по отношению к выявленным товарам, а также лицам, нелегально их перевозящим.

В целях пресечения нелегального потребления и оборота наркотиков, психотропных веществ, а также их прекурсоров устанавливаются правила контроля данного оборота и лицензирование деятельности, связанной с оборотом подконтрольных средств и веществ. Так решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21 апреля 2015 года включает сведения о тех процедурах, под которые возможно помещение рассматриваемой категории веществ, а также информацию о нужных разрешительных документах для их обращения. В этом решении сказано, что таможенному органу необходимо предъявить лицензию в случае заявления таких процедур как экспорт, а также выпуск для внутреннего потребления [3].

В практике таможенного контроля активно используются с целью обнаружения рассматриваемой категории веществ такие основные методы:

  1. Применение разных видов таможенного досмотра.
  2. Применение специализированного оборудования, а также технических средств.
  3. Организация контролируемой поставки.
  4. Применение специально обученных служебных собак.
  5. Отслеживание различных объектов таможенного контроля, включая пассажиров и транспорт.
  6. Оперативный сбор сведений от соответствующих органов России, иностранных государств и граждан.

Самым эффективным на данный момент методом обнаружения нелегального оборота наркотиков, а также психотропных веществ считается контролируемая поставка товаров, которая является оперативно-розыскной мерой, в ходе которой разрешается ввоз, вывоз, а также перевозка по территории РФ импортированных товаров, в нашем случае наркотиков, психотропных веществ, а также их прекурсоров, с согласия и под контролем проводящих оперативно-розыскные мероприятия органов.

Целями такой поставки можно назвать предотвращение, выявление преступлений, а также установление организаторов таких преступлений или же реализовавших их лиц. Еще одной важной целью считается приобретение сведений о действиях и различных событиях, которые создают угрозу безопасности. Тогда как к задачам этой поставки можно отнести следующие:

  1. Обнаружение как отправителей, так и получателей товаров.
  2. Предъявление подтверждений совершения преступления.
  3. Установление реализовавших или же реализующих преступление лиц.

Далее необходимо указать на технические средства таможенного контроля, которые до сих пор являются важнейшим средством обнаружения нелегальных поставок рассматриваемых веществ. Такие средства представляют собой набор применяемых как для фактического, так и для документального таможенного контроля перевозимых через таможенную границу ЕАЭС объектов специальных средств и устройств [5].

Подобные технические средства используются с целью обнаружения фальсификации таможенных документов, повышения скорости, результативности, а также оптимизации осуществления таможенного контроля для приобретения сведений о транспорте и товарах. Также они применяются для обнаружения контрабанды и признаков административных правонарушений.

В целом можно выделить такие цели применения технических средств:

  1. Определить соответствие предъявленной информации на подконтрольные объекты с самими подконтрольными объектами.
  2. Установить подлинность предъявленных в таможенный орган документов.
  3. Обнаружить признаки нарушения таможенного законодательства в объектах.

При проведении таможенного контроля чаще всего применяются следующие средства обнаружения нелегальных товаров: рентгеновское оборудование; досмотровые зеркала; эндоскопы; досмотровые щупы.

Нужно указать и на разные химические тесты, которые реализуются сотрудниками таможенных органов с целью предварительного обнаружения наркотиков, а также психотропных веществ. С помощью таких тестов можно за короткое время и с очень большой скоростью производить выявление, а также идентификацию рассматриваемых веществ [6].

Самым результативным и быстрым методом поиска тайников в поездах, судах, а также самолетах считается установка специальных контрольных знаков, а затем их считывание. Данными знаками являются карандаши или фломастеры, которые скрытно проставляются в такие места транспорта, которые, вероятно, можно использовать как тайники.

Немаловажная роль в установлении подконтрольных товаров возложена и на кинологические службы Федеральной таможенной службы РФ, поскольку одним из самых результативных способов определения контрабандных веществ являются служебные собаки.

Таким образом, в работе таможенных органов при выявлении нелегального передвижения наркотиков, психотропных веществ, а также их прекурсоров важнейшую роль играет именно таможенный контроль.

Литература:

  1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
  2. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
  3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 10.01.2023) «О мерах нетарифного регулирования».
  4. Шевчук П. С., Боярчук А. Э. Совершенствование взаимодействия таможенных органов ЕАЭС с таможенными службами других государств как важнейшая мера эффективной борьбы с контрабандой наркотиков // Научно-практический журнал: Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 11(102) — С. 46–51.
  5. Котенко Е. Д., Шевчук П. С. Особенности организации таможенного контроля в целях выявления фактов незаконного перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу ЕАЭС // Сборник статей XVIII Международного научно-исследовательского конкурса — 2018. — С. 60–63.
  6. Климова О. В., Анищенко А. А. Совершенствование таможенного контроля за перемещением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу ЕАЭС // Актуальные вопросы юридической науки и практики. — 2022. — С. 52–58.
Основные термины (генерируются автоматически): вещество, таможенный контроль, средство, Российская Федерация, постановление Правительства РФ, рассматриваемая категория веществ, РФ, Евразийская экономическая комиссия, приобретение сведений, таможенная граница.


Похожие статьи

Незаконное перемещение наркотических средств и психотропных...

В статье рассмотрена деятельность таможенных органов Российской Федерации в части

Статья 228.2 УК РФ — о нарушении правил оборота наркотических средств или...

приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации.

Перечень наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской.

Различие таможенного регулирования при действии...

Если рассматривать таможенные процедуры, то стоит отметить, что во время действия

В таможенном законодательстве как Евразийского таможенного союза, так и Российской.

таможенный контроль, учет товаров, товар, Российская Федерация, таможенное дело...

Статьей 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС).

Проблема реэкспорта санкционных товаров из стран – участниц...

В УК РФ рассматриваемое деяние сформулировано, как незаконное перемещение через.

В статье 229.1 УК РФ вместо... Исследование особенностей деятельности таможенных органов...

ст.229.1 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их...

Российская Федерация, Япония, контрабанда, ресурс, таможенная граница, УК РФ...

Таможенный контроль маркированных идентифицируемых...

натуральный мех, легкая промышленность, таможенный контроль, Евразийская экономическая комиссия, знак, отдельный вид продукции, пилотный проект, система маркировки, товар, Евразийский экономический союз.

Нормативно-правовое регулирование перемещения через...

Приказом ФТС РФ от 12.05.2011 № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению

— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2017 г. № 169н «Об утверждении

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от

Таможенный контроль — это одно из средств реализации таможенной политики...

Проблемы рынка лекарственных средств в РФ и процесс...

Статья рассматривает проблемы импорта лекарственных средств (ЛС) и фармацевтических субстанций в РФ и Таможенный союз, правовые основы регулирования ввоза ЛС, особенности динамики фармацевтического рынка России в условиях санкций Запада и развития стратегии...

Организация контроля таможенной стоимости товаров в ЕАЭС

Основными документами, регулирующими таможенную стоимость товаров, являются ТК ЕАЭС (гл.5), постановление Правительства РФ от 06.03.2021 N191 «Об утверждение Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Законодательное регулирование деятельности таможенных...

Ключевые слова: таможенное регулирование, таможенный контроль, таможенное

В свою очередь, Евразийская экономическая комиссия обеспечивает реализацию норм ТК ЕАЭС

Основной закон относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации.

В свою очередь, обращаясь к Уголовному кодексу (далее — УК РФ), таможенным...

Уголовная ответственность за правонарушения в таможенной...

В части 5 ст. 46 УК РФ не оговорено, что данной нормой охватываются и ситуации, когда на основании ст. 200.1 УК РФ штраф назначен в размере, исчисленном исходя из величины, кратной сумме «контрабандных» денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Источники таможенного регулирования в рамках Евразийского...

В настоящей статье автор рассматривает систему источников регулирования таможенных отношений Евразийского

решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета

Далее идут акты Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК).

Сами решения Суда не входят в систему источников таможенного регулирования ЕАЭС, однако...

Похожие статьи

Незаконное перемещение наркотических средств и психотропных...

В статье рассмотрена деятельность таможенных органов Российской Федерации в части

Статья 228.2 УК РФ — о нарушении правил оборота наркотических средств или...

приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации.

Перечень наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской.

Различие таможенного регулирования при действии...

Если рассматривать таможенные процедуры, то стоит отметить, что во время действия

В таможенном законодательстве как Евразийского таможенного союза, так и Российской.

таможенный контроль, учет товаров, товар, Российская Федерация, таможенное дело...

Статьей 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС).

Проблема реэкспорта санкционных товаров из стран – участниц...

В УК РФ рассматриваемое деяние сформулировано, как незаконное перемещение через.

В статье 229.1 УК РФ вместо... Исследование особенностей деятельности таможенных органов...

ст.229.1 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их...

Российская Федерация, Япония, контрабанда, ресурс, таможенная граница, УК РФ...

Таможенный контроль маркированных идентифицируемых...

натуральный мех, легкая промышленность, таможенный контроль, Евразийская экономическая комиссия, знак, отдельный вид продукции, пилотный проект, система маркировки, товар, Евразийский экономический союз.

Нормативно-правовое регулирование перемещения через...

Приказом ФТС РФ от 12.05.2011 № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению

— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2017 г. № 169н «Об утверждении

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от

Таможенный контроль — это одно из средств реализации таможенной политики...

Проблемы рынка лекарственных средств в РФ и процесс...

Статья рассматривает проблемы импорта лекарственных средств (ЛС) и фармацевтических субстанций в РФ и Таможенный союз, правовые основы регулирования ввоза ЛС, особенности динамики фармацевтического рынка России в условиях санкций Запада и развития стратегии...

Организация контроля таможенной стоимости товаров в ЕАЭС

Основными документами, регулирующими таможенную стоимость товаров, являются ТК ЕАЭС (гл.5), постановление Правительства РФ от 06.03.2021 N191 «Об утверждение Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Законодательное регулирование деятельности таможенных...

Ключевые слова: таможенное регулирование, таможенный контроль, таможенное

В свою очередь, Евразийская экономическая комиссия обеспечивает реализацию норм ТК ЕАЭС

Основной закон относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации.

В свою очередь, обращаясь к Уголовному кодексу (далее — УК РФ), таможенным...

Уголовная ответственность за правонарушения в таможенной...

В части 5 ст. 46 УК РФ не оговорено, что данной нормой охватываются и ситуации, когда на основании ст. 200.1 УК РФ штраф назначен в размере, исчисленном исходя из величины, кратной сумме «контрабандных» денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Источники таможенного регулирования в рамках Евразийского...

В настоящей статье автор рассматривает систему источников регулирования таможенных отношений Евразийского

решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета

Далее идут акты Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК).

Сами решения Суда не входят в систему источников таможенного регулирования ЕАЭС, однако...

Задать вопрос