Источники таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического союза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 15.09.2021

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Бекирова, В. В. Источники таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического союза / В. В. Бекирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84047/ (дата обращения: 22.01.2022).



В настоящей статье автор рассматривает систему источников регулирования таможенных отношений Евразийского экономического союза. В статье определена правовая природа актов, образующих систему права Союза, а также определена иерархия действия актов регулирования по своей юридической силе. Проведен сравнительный анализ статуса решений Суда ЕАЭС и Суда Европейского Союза.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, таможенное регулирование, таможенное право, международное таможенное право, интеграция.

В юридической литературе сформированы разные подходы к пониманию источника права. В материальном аспекте источником регулирования отношений является само общество, человек, а также идеи и различного рода теории.

Теории, взгляды, концепции, которые оказывают влияние на правотворческую деятельность, являются «идеальными» источниками права, поскольку формируют базовые начала и, исходя из юридико-лингвистического содержания, определенные идеалы построения самих отношений.

Принятые в официальном порядке и подкрепленные силой властного предписания, а также выраженные в материальной форме акты — являются формально-юридическими источниками права. Именно они лежат в основе построения источников таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС).

Длящиеся интеграционные процессы послужили основой создания ЕАЭС. Предпосылкой послужило подписание Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в 1995 году Соглашения о Таможенном союзе [1]. Данное Соглашение стало основой для формирования и развития наднационального законодательства объединения. Основной этап формирования интеграционной формы — Союза нескольких государств, а как следствие, его источников, пришелся на период с 1995 года по 2014 год.

В январе 2012 года вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения уже не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы, в числе которых: Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 года [2], Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9 декабря 2010 года [3] и другие.

29 мая 2014 года Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции. Позднее к данному договору присоединились Республика Армения, Кыргызская Республика.

Источниками права Евразийского экономического союза являются:

  1. международные договоры в рамках Союза;
  2. международные договоры Союза с третьей стороной;
  3. решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета;
  4. решения и распоряжения Евразийского межправительственного совета;
  5. решения, распоряжения и рекомендации Евразийской экономической комиссии.

Основным источником норм прямого действия является Договор о Евразийском экономическом союзе и Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Данный акт является учредительным. Однако, правовая природа такого законодательного документа имеет и определенные особенности.

На основании данного учредительного акта создается не просто «международная межправительственная организация» (ММО), а «международная организация региональной экономической интеграции». У ЕАЭС существуют определенные характерные черты, которые позволяют говорить о том, что ЕАЭС является интернациональной наднациональной организацией.

Статья 6 Договора составлена на основе отдельных функциональных принципов: описание права ЕАЭС путем указания перечня его источников; описание порядка исполнения отдельных из источников в национальном праве государств-членов; формирование принципа непротиворечивости отдельных источников иным источникам, обладающих более высокой юридической силой, или их элементам (основным целям, принципам и правилам функционирования); закрепление приоритета в использовании в случае появления противоречий между источниками разной юридической силы.

Право ЕАЭС, в соответствии логическим построением ст. 6 Договора, включает в себя два вида международно-правовых источников: международные договоры и акты органов ЕАЭС, принятие которых возложено на два межправительственных органа Союза — Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет и наднациональный орган — Евразийскую экономическую комиссию. Договорная база ЕАЭС систематизирована по принципу «от общего к частному». В то же время различаются три вида международных договоров как источников права Союза: учредительный Договор ЕАЭС, международные договоры в рамках Союза, международные договоры Союза с третьей стороной [4, с. 165].

Договор об учреждении ЕАЭС определяет определённые правила действия международных договоров:

1) международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза;

2) в случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и Договором приоритет имеет Договор;

3) решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить Договору и международным договорам в рамках Союза.

К праву Союза относятся и отдельные разновидности международных договоров, некоторые из которых приравниваются к видам договоров, установленных в ст. 6.

Форма построения законодательства ЕАЭС, для целей регулирования таможенных правоотношений, имеет конвенциональную форму, что подразумевает создание нового международно-регионального правопорядка в рамках таможенного сотрудничества, а также выделения наравне с государствами, субъектов таких отношений — лиц государств-членов ЕАЭС.

Проводя сравнительный анализ действия норм в рамках Европейского Союза и ЕАЭС необходимо указать, что основным принципом построения норм права ЕАЭС является равенство членов, а в ЕС– превалирование интересов самой организации. Данный факт базируется и на том, что основной акт государств ЕАЭС, а именно — Конституция, является суверенным, главенствующим, нормы ЕАЭС посредством имплементации приводятся в организационно упорядочение внутри действия каждого члена-государства ЕАЭС.

Следующим источником таможенного регулирования в рамках ЕАЭС является Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), подписанный 11.04.2017, вступивший в силу 1 января 2018 года.

К источникам права Союза относят также и договоры, которые заключены участниками ЕАЭС для формирования отдельных видов таможенных отношений (например, таможенные процедуры), либо улучшают консолидацию стран в аспекте развития региональных таможенных отношений, а также являются действующими на период принятия Договора о ЕАЭС. В эту группу договоров относится договор о присоединении Республики Армении к Союза, а также присоединении Кыргызской Республики.

К источникам права относят решения и распоряжения органов управления ЕАЭС: Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии.) Формами таких актов являются: решения и распоряжения. К главному органу управления Союза относится Высший Евразийский экономический совет (далее — ВЕЭС).

Далее в структуре источников регулирования идут акты, издаваемые Межправительственным советом. Основными функциями Межправительственного совета являются обеспечение реализации и контроля за исполнением Договора о ЕАЭС и других договоров в рамках Союза. Межправительственный совет дает необходимые поручения ЕЭК и рассматривает вопросы, по которым она не достигла консенсуса. Межправительственный совет также принимает решения и распоряжения.

В случае возникновения противоречий между решениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии:

1) решения Высшего Евразийского экономического совета имеют приоритет над решениями Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии;

2) решения Евразийского межправительственного совета имеют приоритет над решениями Евразийской экономической комиссии.

Решения и распоряжения Межправительственного совета носят обязательный характер для участников Союза, а также подлежат выполнению странами-участницами ЕАЭС. Акты Межправительственного совета не должны противоречить национальным нормам, а также источникам права Союза. Примером акта является Решение Евразийского межправительственного совета № 5 [5], связанное с совершением таможенных операций в электронном виде и применении установленных правил всеми государствами ЕАЭС.

Далее идут акты Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК). ЕЭК является органом, который также создает правовые источники регулирования таможенных отношений ЕАЭС. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами стран-участниц проекта евразийской экономической интеграции в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории стран-участниц ЕАЭС.

Правовое положение ЕЭК отдельно выделено Договором о ЕАЭС. Данный факт свидетельствует об особом правовом статусе комиссии, ее акты должны напрямую применяться в государствах. Однако, Договор об учреждении ЕАЭС указывает и на иерархию источников права ЕАЭС. В пункте 3 ст. 6 Договора об учреждении ЕАЭС указано, что решения и распоряжения органов Союза должны соответствовать Учредительному документу и международным договорам в рамках Союза. В этом прослеживается особый наднациональный характер принимаемых комиссией актов.

В соответствии с Приложением № 1 к Договору о ЕАЭС ЕЭК осуществляет свои полномочия на базе принципа взаимной выгоды, равноправия и учета интересов стран-членов, экономической обоснованности принимаемых решений, открытости, гласности и объективности. Сфера ее полномочий определяется указанным Приложением и охватывает все сферы применения Договора о ЕАЭС. Отметим, что законодательство Объединения имеет четкую структуру и иерархию актов, что также усматривается и в полномочиях органов управления Союза.

Комиссия также наделена правом подписания международных договоров с третьими сторонами в пределах своей компетенции, обеспечивает реализацию международных договоров, которые входят в право ЕАЭС, и является депозитарием таких договоров. В том случае, если ЕЭК подписала договор с третьей стороной, такой договор становится одним из актов, являющихся источником права ЕАЭС.

Так, в 2019 году Комиссией ЕЭК в лице ее председателя, было подписано соглашение [6] в сфере ведения взаимовыгодной торговли с Республикой Сингапуром. Отметим, что решения комиссии Таможенного союза, которые действовали на момент 1 января 2012 года, сохраняют свою юридическую силу, если они не были отменены.

Из проведенного нами анализа в области принятия актов, являющихся источником регулирования таможенных отношений, которые складываются, с одной стороны, в международной сфере, с другой, в рамках деятельности отельного взятого государства, под действием интеграционных процессов, выражающихся в наднациональном регулировании, прослеживается следующая тенденция:

1) в сфере общей политические деятели преимущество всегда относится к наднациональному регулирования;

2) в сфере скоординированной экономико-таможенной деятели преимуществом обладают нормы наднационального право, однако только лишь в той части, что непосредственно урегулирована законном Объединения (единые основы, а также принципы охраны конкурентной борьбы);

3) то, что касается исполнения обязательств государства-участника ЕАЭС во внутригосударственной сфере, подлежат применению нормы национального права.

Как мы говорили ранее, законодательства ЕАЭС является обязательным для его участников, однако, из этого правила есть и исключение. В п. 5 ст. 74 Договора о ЕАЭС указано, что акты и нормы ЕАЭС не должны противоречить и ухудшать положение стран-участниц, а в случае, если какие-либо меры или правила препятствуют нормальному осуществлению деятельности государства, либо обстановка в государстве не позволяет выполнить законодательные положения и установки, государство-участник должен предпринять все меры, направленные на устранение, а также отступить от правил исполнения законов ЕАЭС.

Как мы видим, к источникам регулирования таможенных отношения ЕАЭС не относятся решения суда. При этом, в ЕАЭС также на постоянной основе функционирует Суд Евразийского экономического союза. Его основным приоритетом является создание единообразного применения участниками ЕАЭС законодательства объединения, равнозначное толкование правил и установок государствами Объединения в сфере регионального международного таможенного сотрудничества, а также разрешение вопросов между его участниками.

Нормативной основой регулирования деятельности Суда ЕАЭС выступает Договор о ЕАЭС, Статут Суда ЕАЭС (приложение № 2 к Договору о ЕАЭС) и Регламент Суда Союза. По правовой природе данный судебный орган является процессуальным правопреемником Суда Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Акты, принятые Судом ЕврАзЭС имеют также свою юридическую силу в отношении принятых судом вопросов.

Правовая природа Суда ЕАЭС связана с тем, что данный орган является наднациональным, его основной целью является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Сами решения Суда не входят в систему источников таможенного регулирования ЕАЭС, однако, позиция суда является общеобязательной для участников ЕАЭС, так как она создает единую трактовку по применения тех или иных положения законодательства ЕАЭС.

При этом, если сравнивать законодательство Европейского Союза и законодательство ЕАЭС, решения суда ЕС являются источником права, а также такие решения общеобязательны не только для сторон, в отношении которых было рассмотрено дело, но и для других субъектов, а именно: стран ЕС. В ЕАЭС решения суда не является источником права, следуя юридической доктрине построения норм, законодатель ЕАЭС указывает на тот факт, что схожих дел в отношении инициирующих судебное разбирательство субъектов, не имеет места быть, а ввиду имеющейся унификации норм, что подразумевает развитие права во времени, не может быть применены отдельные положения суда для субъектов на будущее время.

Данные доводы также основываются на пункте 102 Статута Суда ЕАЭС, который указывает, что «Решение Суда не изменяет и (или) не отменяет действующих норм права Союза, законодательства государств-членов и не создает новых». Ввиду этого, не пересматриваются дела, ранее рассмотренные судом ЕАЭС, в отличии от суда ЕС, который обладает правомочием по пересмотру судебных прецедентов после вынесения определенного решения.

Также, следует обратить внимание на то, что судья суда ЕАЭС имеет особое мнение при вынесении решения, что отсутствует в ЕС. Таким образом, судья может не согласиться с вынесенным решением, а свои доводы изложить в отдельном документе к решению. В ЕС такое право у судей отсутствует, решение должно быть принято единогласно.

Наличие индивидуального суждения (мнения) судьи позволяет взглянуть на те или иные проблемы спора, запроса с разных точек зрения, содействуют той стороне дела, которая обжалует данное решение в Апелляционную палату Суда, которая, приняв во внимание изложенные в особом мнении аргументы, может вынести другое, более взвешенное решение.

Исходя из проведенного анализа источников таможенного регулирования в рамках ЕАЭС видится, что последовательность действия актов выстроена иерархично, каждый орган в рамках действия ЕАЭС уполномочен на принятие определенных актов, соответствующей юридической силы, урегулирован и вопрос в отношении возможности заключения международных соглашений субъектов с третей стороной.

Важное место в системе сдержек и противовесов, а также с целью исключения дуализма, неверного толкования норм права, занимает Суд ЕАЭС, который призван обеспечить единообразное толкование и применение законодательства ЕАЭС его субъектами.

Литература:

  1. Соглашение стран СНГ от 20.01.1995 «О Таможенном союзе» (в отношениях между государствами-членами ЕАЭС, являющимися участниками данного Соглашения, Соглашение применяется в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС от 29.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (прекратило действие с 01.01.2015 на основании международного договора от 29.05.2014)// СПС «КонсультантПлюс»
  3. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала (прекратило действие с 01.01.2015 на основании международного договора от 29.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Темаева Ю. С. К вопросу об источниках права Евразийского союза // Символ науки. 2017. № 4. С.162–167.
  5. Решение Евразийского межправительственного совета № 5 от 17.07.2020 «О непроставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде» // СПС «КонсультантПлюс»
  6. Соглашение от 01.10.2019 «Framework Agreement on comprehensive economic cooperation between the Eurasian Economic Union and its member states, of the one part, and the Republic of Singapore, of the other part» // [Электронный ресурс] https://www.alta.ru/tamdoc/19bn0107/
Основные термины (генерируются автоматически): договор, Евразийский экономический союз, Евразийская экономическая комиссия, Евразийский межправительственный совет, рамка Союза, решение, Высший Евразийский экономический совет, источник, Межправительственный совет, таможенное регулирование.


Задать вопрос