Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 30.05.2021

Статья просмотрена: 3456 раз

Библиографическое описание:

Куракин, В. С. Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации / В. С. Куракин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81757/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье исследованы нормативно-правовые источники в рамках деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенное регулирование, таможенный контроль, таможенное законодательство, нормативно-правовая основа деятельности.

В настоящее время, вследствие расширения участников Евразийского эконмического союза (далее — ЕАЭС) и принятия нового кодекса Союза актуализируется вопрос законодательного регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации. Так, приоритетной задачей ставится гармонизация и корреляция национальных законодательств стран-членов Союза международным актам в рамках границ ЕАЭС.

В постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе», зафиксирован перечень источников, которые составляют нормативно-правовую основу деятельности таможенной службы РФ: это Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, международные договоры Российской Федерации, акты, составляющие право Евразийского экономического союза, нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, нормативные акты Центрального банка РФ [1].

Так, можно определить два уровня таможенного законодательства ЕАЭС: международный (надгосударственный) и национальный.

Таможенный кодекс ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС) является основным нормативно-правовым источником, который имеет высшую юридическую силу и закрепляет основы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС. Так, все национальные акты участников ЕАЭС должны отвечать положениям кодекса. В ТК ЕАЭС определены общие положения по проведению таможенного контроля и таможенных операций, систематизированы формы таможенного контроля, меры, обеспечивающие его проведение; определено использование таможенными органами системы управления рисками [2].

В свою очередь, Евразийская экономическая комиссия обеспечивает реализацию норм ТК ЕАЭС посредством принятия решений и рекомендации для государств-членов ЕАЭС. Например, Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20.12.2017 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» раскрывает вопросы, которые связаны с перемещением товаров для личного пользования: определены стоимостные, весовые и количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования могут ввозиться на территорию Союза [3]. В Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 «О мерах нетарифного регулирования» обозначается перечень товаров, в отношении которых установлен запрет или ограничение ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС [4].

На национальном уровне таможенного законодательства главным источником в РФ является Конституция Российской Федерации. Основной закон относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации.

Административно-юрисдикционная деятельность реализуется таможенными органами РФ и их должностными лицами на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Так, в соответствии со ст. 23.8. КоАП РФ, «таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях (далее — дела об АП), предусмотренных ст. 11.27, ч. 1–6 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ч. 2 ст. 12.25, ст. 14.10, ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2–16.24, 19.7.13» [5]. При этом, Глава 16 КоАП РФ посвящена непосредственно правонарушениям в области таможенного дела.

В свою очередь, обращаясь к Уголовному кодексу (далее — УК РФ), таможенным преступлениям посвящена Глава 22 — «преступления в сфере экономической деятельности», можно отметить следующие составы правонарушений, связанные с нарушением таможенных правил: незаконный экспорт материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений — ст. 189 УК РФ; невозвращение в РФ предметов художественного, исторического достояния — ст. 190 УК РФ; уклонение от уплаты таможенных платежей (в сумме, превышающей 2 миллиона рублей) — ч.1 ст. 194 УК РФ; незаконное перемещение наличных денежных средств (в эквиваленте, превышающем 30 000 долларов США) — ч.1 ст. 200.1 УК РФ; незаконное перемещение через границу алкогольной продукции и табачных изделий (стоимостью, превышающей 250 000 рублей) — ч.1 ст. 200.2 УК РФ; незаконное перемещение сильнодействующих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия, культурных ценностей в крупном размере, ценных представителей флоры и фауны — ч.1 ст. 226.1 УК РФ; незаконное перемещение через границу наркотических средств — ч.1 ст.229.1 УК РФ [6].

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят на смену федеральному закону № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и является основополагающим источником в сфере таможенного дела на территории РФ [7]. При совместном использовании ТК ЕАЭС и Федерального закона № 289-ФЗ, которые, по своей сути, являются взаимодополняющими, возможна гармонизация, правильное и всеобъемлющее регулирование таможенной сферы.

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» регулирует порядок по перемещению культурных ценностей из РФ в третьи страны, которые не являются государствами-членами ЕАЭС, а также из третьих стран в РФ; определяет порядок выдачи заключения от Министерства культуры, являющегося по своей сути разрешительным документом на временный ввоз или вывоз культурных ценностей, а также порядок продления срока временного вывоза культурных ценностей [8].

Несмотря на то, что ФТС России подведомственна Министерству Финансов Российской Федерации, прерогативные полномочия общего руководства в сфере таможенного дела принадлежат Правительству Российской Федерации. Так, Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» устанавливает ставки за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров [9].

Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики в стране, путем издания соответствующих нормативно-правовых актов, и оптимизирует деятельность таможенных органов РФ. Так, Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 194н «Об утверждении порядка подачи, регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации» развивает процесс автоматизации, делая акцент на электронном декларировании, преследует цель сократить время и затраты участников внешнеэкономической деятельности на прохождение таможенного контроля [10].

Приказам ФТС России отводится отдельная роль по администрированию процесса осуществления таможенного контроля и проведения таможенных операций. Так, например, Приказ ФТС РФ от 29.07.2011 № 1555 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже» является руководством к проведению и фиксации результатов таможенного досмотра багажа физических лиц [11]. Приказ ФТС России от 01.02.2016 № 350 «Об утверждении Инструкции о применении таможенного приходного ордера» устанавливает особенности уплаты таможенных платежей: устанавливает условия выпуска товаров, порядок внесения сведений в графы, а также порядок действий должностных лиц таможенного органа при заполнении таможенного приходного ордера [12].

Таким образом, проанализировав нормативно-правовую основу деятельности таможенных органов Российской Федерации, можно констатировать, что таможенное законодательство в РФ динамично изменяется. Происходит гармонизация национального и международного законодательства в области таможенного дела, что увеличивает эффективность осуществления таможенных операций и проведение таможенного контроля таможенными органами Российской Федерации.

Литература:

  1. О федеральной таможенной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 (в ред. от 03.06.2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 (в ред. от 28.05.2019, с изм. от 29.04.2020). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О мерах нетарифного регулирования: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 (ред. от 11.08.2020). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804–1. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров: Постановление Правительства Российской Федерации от 26. марта 2020 г. № 342 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://clck.ru/V9BUs Опубликование № 0001202003300015 от 30 марта 2020 г.
  10. Об утверждении порядка подачи, регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. № 194н. Официальный сайт Минфина России http:// minfin.gov.ru/. Опубликование от 16 сентября 2020 г.
  11. Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже: Приказ ФТС РФ от 29 июля 2011 г. № 1555. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  12. Об утверждении Инструкции о применении таможенного приходного ордера: Приказ ФТС России от 01 февраля 2016 г. № 350. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, РФ, УК РФ, таможенный контроль, таможенное регулирование, личное пользование, таможенное законодательство, Евразийская экономическая комиссия, незаконное перемещение, нормативно-правовая основа деятельности.


Ключевые слова

Таможенный контроль, таможенное регулирование, таможенное законодательство, нормативно-правовая основа деятельности

Похожие статьи

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

Общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности заложены в Конституции Российской Федерации.

Нормативно-правовая база особых экономических зон отражена в Федеральном законе от 22.07.2005 № 116 «Об особых экономических зонах...

Источники таможенного регулирования в рамках Евразийского...

Именно они лежат в основе построения источников таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического

29 мая 2014 года Российская Федерация, Республика

Нормативной основой регулирования деятельности Суда ЕАЭС выступает Договор о ЕАЭС...

Об актуальных вопросах обеспечения законности в деятельности...

Статья посвящена вопросам обеспечения законности в деятельности таможенных органов в условиях формирования новой системы правовых актов, регулирующих таможенных правоотношения. Проведен анализ судебной практики Конституционного суда РФ, Верховного...

Хронология изменений законодательства в части уклонения от...

Российская Федерация, УК РФ, таможенное законодательство, Таможенный союз, уголовная ответственность, место совершения, наличие оснований, таможенная граница, таможенная территория России...

Содержание и сущность административно-правового...

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган, повышение качества

В результате анализа таможенного законодательства Евразийского экономического.

Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов рассматривает и...

Представление недействительных документов как основание для...

Согласно указанным источникам таможенными органами РФ за 2014 было выявлено более 56 тысяч случаев представления сведений о недействительных документах при декларировании и выпуске подконтрольных товаров, в том числе с использование системы управления рисками (в...

Уголовная ответственность за правонарушения в таможенной...

Российская Федерация, УК РФ, таможенное законодательство, Таможенный союз, уголовная ответственность, место совершения, таможенная территория России, таможенная граница, Уголовный кодекс, наличие оснований.

Таможенные преступления в Российской Федерации...

В статье рассматривается состояние правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в отношении

Библиографическое описание: Коновалова, Т. А. Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные...

Теоретико-правовые основы деятельности таможенных...

Шардина, И. В. Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций / И. В. Шардина.

В таком понимании административная юрисдикционная деятельность в области таможенных органов РФ по своему содержанию, а...

Похожие статьи

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

Общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности заложены в Конституции Российской Федерации.

Нормативно-правовая база особых экономических зон отражена в Федеральном законе от 22.07.2005 № 116 «Об особых экономических зонах...

Источники таможенного регулирования в рамках Евразийского...

Именно они лежат в основе построения источников таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического

29 мая 2014 года Российская Федерация, Республика

Нормативной основой регулирования деятельности Суда ЕАЭС выступает Договор о ЕАЭС...

Об актуальных вопросах обеспечения законности в деятельности...

Статья посвящена вопросам обеспечения законности в деятельности таможенных органов в условиях формирования новой системы правовых актов, регулирующих таможенных правоотношения. Проведен анализ судебной практики Конституционного суда РФ, Верховного...

Хронология изменений законодательства в части уклонения от...

Российская Федерация, УК РФ, таможенное законодательство, Таможенный союз, уголовная ответственность, место совершения, наличие оснований, таможенная граница, таможенная территория России...

Содержание и сущность административно-правового...

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган, повышение качества

В результате анализа таможенного законодательства Евразийского экономического.

Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов рассматривает и...

Представление недействительных документов как основание для...

Согласно указанным источникам таможенными органами РФ за 2014 было выявлено более 56 тысяч случаев представления сведений о недействительных документах при декларировании и выпуске подконтрольных товаров, в том числе с использование системы управления рисками (в...

Уголовная ответственность за правонарушения в таможенной...

Российская Федерация, УК РФ, таможенное законодательство, Таможенный союз, уголовная ответственность, место совершения, таможенная территория России, таможенная граница, Уголовный кодекс, наличие оснований.

Таможенные преступления в Российской Федерации...

В статье рассматривается состояние правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в отношении

Библиографическое описание: Коновалова, Т. А. Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные...

Теоретико-правовые основы деятельности таможенных...

Шардина, И. В. Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций / И. В. Шардина.

В таком понимании административная юрисдикционная деятельность в области таможенных органов РФ по своему содержанию, а...

Задать вопрос