Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Диденко, С. Ю. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема / С. Ю. Диденко, А. А. Мысливец, Д. В. Князева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 530-532. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103826/ (дата обращения: 01.05.2024).



Развитие коммуникативного навыка является одним из важнейших этапов воспитания ребенка. Современный мир требует от людей умения взаимодействовать с окружающими, поэтому развитие коммуникативных умений становится все более актуальным. От уровня коммуникативного развития зависит успешность человека в учебе, работе и личной жизни. Низкий уровень коммуникативных умений детей может перерасти в серьезные коммуникативные трудности, которые могут повлиять на их будущую жизнь.

Первые этапы жизненного опыта общения с окружающими ребенок проводит в детском саду и начальной школе. Именно здесь ребенок учится взаимодействовать, слушать и выражать свои мысли, участвовать в коллективных заданиях. На этапе начальной школы начинается формирование базовых знаний в различных областях, включая математику, чтение, письмо и т. д. Поэтому очень важно, чтобы образовательные программы для младших школьников и дошкольников включали в себя развитие коммуникативных умений и навыков.

Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий нашла отражение в исследованиях А. Г. Асмолова, А. Ф. Ануфриева, В. В. Давыдова, Е. В. Коротаева, С. Н. Костроминой, О. А. Яшнова и других. Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой, Г. А. Цукерман и др. Однако, практика показывает, что большинство обучающихся испытывают трудности коммуникативного характера, поэтому одной из основных задач начального образования является создание благоприятных условий для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Следовательно, возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и поиске путей их развития.

Е. Е. Родина, анализируя данную проблему пришла к следующему выводу: «Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся так и на уроках. Это обусловило изменения в программно-методическом обеспечении, в организации учебного процесса и определения педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников» [3, c.175].

Понятие «универсальные учебные действия» установлено Федеральным государственным образовательным стандартом. В общем понимании универсальные учебные действия (УУД) представляют собой навыки и умения, необходимые для успешного обучения и личностно-профессионального развития школьника. Это универсальные, трансдисциплинарные действия, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в любой области знаний и в любом возрасте. К ним относятся, например, умение анализировать и синтезировать информацию, умение работать в коллективе, умение принимать решения, умение самостоятельно искать и обрабатывать информацию, умение использовать современные информационные технологии и др. Универсальные учебные действия помогают школьникам развивать свои когнитивные, коммуникативные, социальные, метапредметные и личностные компетенции.

Коммуникативные универсальные учебные действия согласно ФГОС представляют собой навыки и умения в области общения и взаимодействия, которые необходимы для успешного учебного процесса. Они включают умение слушать, говорить, читать и писать на разных языках, работать в коллективе, формулировать и аргументировать свои мысли, адаптироваться к различным социальным ситуациям и культурным контекстам, эффективно использовать средства коммуникации, включая информационные технологии [2, c.254]

Согласно ФГОС НОО универсальные коммуникативные учебные действия младших школьников, которые формируются на уроках математики, должны включать умения:

— конструировать утверждения, проверять их истинность;

— строить логическое рассуждение;

— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;

— комментировать процесс вычисления, построения, решения;

— объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);

— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;

— самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным (ФГОС НОО,2021).

Развитие коммуникативных действий было выделено авторами модели учебного сотрудничества В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным и их последователями В. В. Рубцовым и Г. А. Цукерман.

В. К. Дьяченко и Г. А. Цукерман, утверждали, что для всестороннего развития школьников и успешного освоения ими знаний, умений и навыков важную роль играет сотрудничество обучающихся между собой.

Н. В. Рябова, О. В. Терлецкая, осуществляя анализ отечественной и зарубежной литературы, выделили основные критерии формирования коммуникативных учебных действий: «когнитивный (способность определять собственные коммуникативные проблемы), поведенческий (способность управлять поведением), эмотивный (способность владеть эмоциями). Критерии когнитивной успешности младших школьников: способность проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности. Критерии поведенческого параметра характеризуются способностью располагать к себе одноклассников, умением шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху, способностью выражать свое отношение к происходящему, осознанием своего поведения в коллективе, следованием адекватным формам поведения. В качестве критериев коммуникативной успешности младших школьников при рассмотрении эмотивного параметра выделяются: способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса и темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в ситуации конфликта» [4, c.23].

Одной из главных психолого-педагогических проблем формирования коммуникативных универсальных учебных действий является то, что эти умения сложны для формирования и требуют поэтапного развития в течение длительного времени [1, c.7]. Кроме того, каждый ученик имеет свои индивидуальные особенности, которые могут повлиять на эффективность формирования универсальных учебных действий. Также важно учитывать, что формирование коммуникативных умений должно осуществляться в различных областях знаний и видов деятельности, чтобы обеспечить их полноценное развитие [5, c.54].

Для решения указанной проблемы необходимо, прежде всего, создание атмосферы доверия и уважения в ходе занятий, поощрение общения и сотрудничества между учениками, использование интерактивных методов обучения, а также развитие у учащихся навыков эмоционального интеллекта, таких как эмпатия и умение слушать собеседника. Кроме того, важно включение задач, которые способствуют развитию коммуникативных универсальных действий, в учебный план и программу начального образования [6, c.123].

Таким образом, в начальном образовании одной из главных задач является создание благоприятных условий для развития коммуникативных навыков, стимулирования желания достигать успехов, проявления инициативы и самостоятельности ученика. От сформированного в начальной школе уровня коммуникативного развития зависит успешность обучения и самореализации не только в школе, но и в дальнейшем профессиональном становлении человека.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 160 с.
  2. Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «бакалавр») / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова; под ред. С. П. Баранова. — М.: Академия, 2015. — 463
  3. Родина Е. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Е. Е. Родина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 175–176.
  4. Рябова Н. В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Н. В. Рябова, О. В. Терлецкая // Вестник Мининского университета. — 2018. — № 2 (23). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-formirovaniya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 14.05.2023).
  5. Теличко О. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников. культура. наука. интеграция. — 2012. — № 1 (17). — С. 54–58.
  6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2011. — 383 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, действие, начальная школа, начальное образование, развитие, способность, коммуникативное развитие, навык, ситуация общения, школьник.


Похожие статьи

Основные методы формирования коммуникативных навыков...

коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка младшего возраста.

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший...

Итак, коммуникативное развитие младших школьников как необходимая и важная часть.

Цель этапа — формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков...

...общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Ребенок, поступивший в начальную школу, приобретает не только новый круг общения, но и

Похожие статьи. Общение и его особенности у младших школьников.

Цель этапа — формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы. Использование метода проектов в начальной школе — это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей...

Коммуникативное развитие младших школьников

Но в первую очередь, коммуникативное развитие – есть процесс формирования одноименных умений и навыков, становление которых неразрывно связано с речью. Без наличия устойчивых речевых навыков нельзя говорить о полноценном коммуникативном развитии личности.

Педагогические условия формирования...

Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте

Следующим условием формирования любого умения является рефлексия обучающегося.

коммуникативные универсальные учебные действия, младший школьник, условия формирования КУУД.

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший...

Формирование коммуникативных умений обучающихся...

В статье описаны теоретические аспекты развития коммуникативных способностей младших школьников. Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над

Брагуца, А. В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе / А

коммуникация, обучающиеся начальных классов, умения и навыки, родной язык.

Особенности формирования коммуникативных умений...

В статье анализируется формирование коммуникативных навыков у младших

Начальная ступень образования должна развить у школьников те необходимые коммуникативные

Лемяскина Н. А., Стернин И. А. Коммуникативное поведение младшего школьника.

Шипицына Л. Н. Защиринская О. В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков...

Формы работы по развитию коммуникативных умений...

Важными средствами формирования коммуникативных умений младших школьников, по нашему мнению, являются монологическая и диалогическая речь, постановка вопросов, организация групповой работы школьников.

Универсальные учебные действия как главный результат...

‒ смыслообразование, т. е. способность учеников устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

‒ обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и формирование

Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативных и регулятивных УУД на уроке и во внеклассной работе.

действие, проблема формирования, проблема, школьник, формирование...

Специфика формирования коммуникативных универсальных...

Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших

Проблема формирования коммуникативных УУД нашла отражение в исследованиях А. Г

А. Г. Асмолов относит к коммуникативным универсальным учебным действиям (УУД)

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от...

Похожие статьи

Основные методы формирования коммуникативных навыков...

коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка младшего возраста.

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший...

Итак, коммуникативное развитие младших школьников как необходимая и важная часть.

Цель этапа — формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков...

...общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Ребенок, поступивший в начальную школу, приобретает не только новый круг общения, но и

Похожие статьи. Общение и его особенности у младших школьников.

Цель этапа — формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы. Использование метода проектов в начальной школе — это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей...

Коммуникативное развитие младших школьников

Но в первую очередь, коммуникативное развитие – есть процесс формирования одноименных умений и навыков, становление которых неразрывно связано с речью. Без наличия устойчивых речевых навыков нельзя говорить о полноценном коммуникативном развитии личности.

Педагогические условия формирования...

Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте

Следующим условием формирования любого умения является рефлексия обучающегося.

коммуникативные универсальные учебные действия, младший школьник, условия формирования КУУД.

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший...

Формирование коммуникативных умений обучающихся...

В статье описаны теоретические аспекты развития коммуникативных способностей младших школьников. Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над

Брагуца, А. В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе / А

коммуникация, обучающиеся начальных классов, умения и навыки, родной язык.

Особенности формирования коммуникативных умений...

В статье анализируется формирование коммуникативных навыков у младших

Начальная ступень образования должна развить у школьников те необходимые коммуникативные

Лемяскина Н. А., Стернин И. А. Коммуникативное поведение младшего школьника.

Шипицына Л. Н. Защиринская О. В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков...

Формы работы по развитию коммуникативных умений...

Важными средствами формирования коммуникативных умений младших школьников, по нашему мнению, являются монологическая и диалогическая речь, постановка вопросов, организация групповой работы школьников.

Универсальные учебные действия как главный результат...

‒ смыслообразование, т. е. способность учеников устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

‒ обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и формирование

Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативных и регулятивных УУД на уроке и во внеклассной работе.

действие, проблема формирования, проблема, школьник, формирование...

Специфика формирования коммуникативных универсальных...

Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших

Проблема формирования коммуникативных УУД нашла отражение в исследованиях А. Г

А. Г. Асмолов относит к коммуникативным универсальным учебным действиям (УУД)

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от...

Задать вопрос