Взаимоотношения нотариата и государства в России: перспективы обновления законодательства о нотариате в 2023 году | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 572 раза

Библиографическое описание:

Чечулин, И. Е. Взаимоотношения нотариата и государства в России: перспективы обновления законодательства о нотариате в 2023 году / И. Е. Чечулин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103692/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассматривается тема модели взаимоотношений нотариата и государства в Российской Федерации и необходимость обновления основ законодательства о нотариате, а также важность четкого определения юрисдикции и компетенции обеих сторон, необходимость установления системы контроля за деятельностью нотариусов. Также затронут вопрос о необходимости обновления стандартов и законодательных актов в нотариальной практике в связи с изменениями общественной среды, технологическими изменениями и необходимостью повышения уровня качества услуг и роли нотариата в обществе и государстве.

Ключевые слова: государственная власть, нотариат, Российская Федерация, взаимодействие нотариата, государственное управление.

Согласно действующему российскому законодательству о нотариате, не существует конкретных положений, которые бы определяли общую модель взаимоотношений между нотариатом и государством. В отличие от адвокатуры, где Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит отдельную статью 3 об отношениях адвокатуры и государства: «Адвокатура и государство», где говорится, в частности: «Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления» Отсутствие таких норм для нотариата создает концептуальный пробел, который может быть устранен только на доктринальном уровне. Проблема изучения взаимоотношений нотариата и государства требует новых исследований, учитывая внесенные и вносимые изменения в законодательство и недостаточность разработанности имеющихся исследований. [1]

Наиболее распространенной позицией в данном вопросе является мнение В. В. Яркова, который считает что: «Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или нотариат, действующий как объединение нотариусов в качестве лиц либеральной профессии) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы».

Четкое закрепление роли нотариуса по отношению к государству и их взаимодействию может помочь обеспечить эффективность и прозрачность правовой системы, укрепить доверие к нотариальным документам, а также улучшить качество правовой помощи, которую предоставляют нотариусы. [2]

В статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате говорится, что нотариат обеспечивает защиту прав и свобод человека путем совершения нотариальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Однако в тексте закона не раскрывается смысл выражения «от имени Российской Федерации», потому определение четкой модели взаимоотношений нотариата и государства важно по нескольким причинам. [3]

  1. Нотариат — это орган юстиции, который оказывает услуги гражданам и организациям в рамках своей компетенции. При этом, нотариусы должны соблюдать законодательство и подчиняться государственным органам власти. Но при этом нотариат должен обладать независимостью от государства, чтобы гарантировать надежность и законность его решений.
  2. Государство отвечает за регулирование услуг нотариата и контроль за их исполнением, что в свою очередь влияет на взаимоотношения между нотариатом и гражданами. Следовательно, нужно четко определить юрисдикцию и компетенцию нотариата и государства, чтобы с обеих сторон было понимание и ясность в их отношениях.
  3. Модель взаимоотношений должна регулировать вопросы такие, как распределение обязанностей и ответственности между нотариатом и государством, а также определять механизмы взаимодействия при взаимных проблемах. Важно, чтобы эта модель была прозрачной и доступной для всех заинтересованных сторон.
  4. Установление системы контроля за деятельностью нотариусов. Правильное положение нотариата в системе государственного управления позволит обеспечить эффективный контроль за деятельностью нотариусов и защиту прав и интересов граждан.
  5. Усиление борьбы с коррупцией. Определение четкого положения нотариата позволяет усилить борьбу с коррупцией в системе государственного управления, подвергая нотариусов их деятельность контролю со стороны органов государственной власти.
  6. Обеспечение законности и правопорядка. Четкое положение нотариата в системе государственного управления позволяет обеспечить законность и правопорядок в обществе, гарантировать защиту прав и интересов граждан и бизнеса.
  7. Рост доверия к нотариату. Нотариат как институт, имеющий четкое положение в системе государственного управления, пользуется доверием со стороны физических и юридических лиц, что способствует развитию его деятельности и укреплению роли в обществе.

В результате, определение четкой модели взаимоотношений между нотариатом и государством поможет улучшить качество услуг, укрепит правовую государственность и защиту прав граждан и организаций. [4]

Основы законодательства о нотариате в России были введены в действие Постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 года № 4462–1, и в последнее время критикуются за отсутствие необходимых уточнений и дополнений, актуализацию стандартов и адаптацию к современным условиям.

Существует ряд причин, почему основы законодательства о нотариате устарели:

  1. Технологические изменения: современное развитие Интернета и цифровых технологий предъявляет к нотариальной деятельности новые требования. Например, возникает необходимость разрабатывать новые технологические средства регистрации нотариальных действий в электронном виде.
  2. Необходимость повышения качества услуг: нотариальная деятельность является важным элементом судебной системы и заботится о юридической безопасности граждан. Устаревшее законодательство в области нотариата затрудняет повышение качества услуг и увеличивает коррупционные риски.
  3. Необходимость повышения роли нотариата: в настоящее время требуется новый подход к реформированию и модернизации нотариальной практики для более широкого распространения и повышения роли нотариата в жизни общества и государства.
  4. Изменения общественной среды: стандарты и потребности общества меняются и развиваются, и необходимо обновление нотариальной практики и процедур, которые учитывают эти изменения. Устаревшие стандарты и законы могут привести к вопросам легитимности нотариальных действий и услуг, а также к несоответствию нотариальных процедур реальным потребностям современного общества. В связи с этим необходимо разработать и принять новые стандарты и законодательные акты, адаптированные к современной общественной среде и технологическим изменениям. [5]

Четкое закрепление роли нотариата и принятие нового закона «О взаимодействии нотариата и органов государственной власти» может оказать положительное влияние на качество взаимодействия между нотариатом и органами государственной власти. В частности, принятие нового федерального закона о нотариате может помочь улучшить взаимодействие нотариата и органов государственной власти в нескольких аспектах, например:

  1. Повышение уровня юридической грамотности населения. Новый закон может предусмотреть процесс нотариального удостоверения.
  2. Обеспечение единой процедуры нотариального удостоверения. Новый закон может установить стандартные правила процедуры нотариального удостоверения в рамках всей России, что поможет предотвратить различия в действиях нотариусов.
  3. Снижение нагрузки на государственные юридические службы. Нотариальные удостоверения могут заменить многие процедуры, которые ранее выполнялись государственными службами.
  4. Усиление прозрачности и ответственности нотариусов. Новый закон может установить новые требования к квалификации и профессиональной этике нотариусов, а также укрепить меры ответственности за нарушения. Это поможет создать единую систему, которая защитит интересы граждан и предпринимателей.

Кроме того, четкое закрепление нотариата по отношению к органам государственной власти поможет обеспечить повышение уровня уважения со стороны общества к нотариальным услугам. Это в свою очередь может повлечь за собой повышение профессиональной ответственности и качества услуг, предоставляемых нотариусами.

Важно отметить, что в настоящее время «Основы законодательства о нотариате», содержит нормы относительно взаимодействия нотариата и органов государственной власти. Однако, усиливающаяся проблематика исполнения нотариальных документов и возрастающее число ограничений на деятельность нотариусов требуют отраслевых нормативных актов, содействующих оптимизации взаимодействия между данными субъектами. [6]

Также принятие нового федерального закона «О взаимодействии нотариата и органов государственной власти» может усилить безопасность при обмене информацией и документами между нотариатом и органами государственной власти путем установления определенных правил и процедур и помочь решить ряд существующих проблем. Одну из них можно выделить как отсутствие защищенных «каналов» связи при обмене информацией и документами нотариата между судом и органами местного самоуправления. [7]

Например, закон может содержать требования к защите данных, предписывать использование новых и усиленных средств криптографической защиты или требовать согласования передачи информации между нотариатом и органами государственной власти. Кроме того, закон может установить ответственность за нарушение правил обмена информацией, что также может способствовать укреплению безопасности. Также возможно введение дополнительной процедуры проверки личности и компетентности сотрудников нотариата, которые имеют доступ к конфиденциальной информации.

В целом, принятие нового закона позволяет создать более безопасную и эффективную систему обмена информацией между нотариатом и органами государственной власти, что может способствовать повышению доверия к нотариальным услугам и снижению рисков нарушения конфиденциальности.

Поскольку в отечественной юридической литературе недостает комплексных научных исследований по теме взаимодействия органов государственной власти и нотариата в Российской Федерации. Хочется отметить, что научная информация по данной тематике быстро устаревает и теряет актуальность в связи с динамичным развитием.

Таким образом, данная тема требует постоянной актуализации научной информации и изучения новых норм права, установленных законодателем.

В заключение можно подчеркнуть, что тема взаимодействия органов государственной власти и нотариата в Российской Федерации нуждается в постоянном изучении новых норм права и актуализации научной информации, а также принятие нового закона о взаимодействии нотариата и государственных органов может решить многие проблемы, повысить прозрачность и ответственность в работе нотариусов и укрепить доверие граждан к этой профессии.

Литература:

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.2002. № 23. Ст. 2102.
  2. Ярков, В. В. Нотариат и нотариальное право: выбор модели развития / В. В. Ярков. — Текст: непосредственный // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований: Собрание законодательства Российской Федерации, 2012. — С. 15.
  3. Ярошенко Татьяна Владимировна Нотариат в Российской Федерации: актуальные проблемы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/notariat-v-rossiyskoy-federatsii-aktualnye-problemy (дата обращения: 28.05.2023).
  4. Корсик Константин Анатольевич, Парфенчикова Анастасия Артуровна ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ // Государственная служба. 2020. № 1 (123). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-rossiyskogo-notariata-v-novyh-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения: 28.05.2023).
  5. Ахрамеева Ольга Владимировна, Фатхи Валентина Игоревна Особенности нотариальной деятельности в условиях цифровой трансформации права и экономики // ЮП. 2020. № 1 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-notarialnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii-prava-i-ekonomiki (дата обращения: 28.05.2023).
  6. Малешин Дмитрий Ярославович Содействие нотариата судебной реформе // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sodeystvie-notariata-sudebnoy-reforme (дата обращения: 28.05.2023).
  7. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 22.08.2020) «О персональных данных»
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, нотариат, Российская Федерация, взаимодействие нотариата, государственное управление, государство, принятие нового, деятельность нотариусов, орган, научная информация.


Похожие статьи

Деятельность российского нотариата в судопроизводстве

В статье подробно исследуются основные права и обязанности российских нотариусов, их гражданско-правовые и гражданско-процессуальные отношения. Анализируются сходство и принципиальные отличия задач и функций нотариата и судебных органов России. Особо...

Обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью: постановка проблемы

В настоящей статье оценивается современное состояние правовых норм, регулирующих обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом. На основе анализа позиций ученых и представителей правоприменительной практики выявляются преимущ...

Цифровизация нотариата в Российской Федерации

На сегодняшний день нотариальные действия формируют устойчивое состояние делового оборота в российской нотариальной деятельности. В данной статье мы рассмотрим актуальные вопросы, которые связаны с цифровизацией нотариальной деятельности. Для более р...

Формирование основ правового регулирования нотариального удостоверения сделок с недвижимостью в России

В настоящей статье автором исследуются этапы зарождения российского нотариата как органа, наделенного компетенцией в сфере гражданского оборота недвижимости, выявляются тенденции развития законодательных основ нотариального удостоверения сделок с нед...

Проблемы нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом в Российской Федерации в условиях цифровизации

В статье обозреваются основные проблемы нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом в Российской Федерации в условиях цифровизации. С учетом выявленных проблем определены рекомендации по внесению изменений в Гражданский кодекс Российск...

Историко-правовые аспекты нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом

В настоящей статье рассматривается процесс эволюции института нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом в России. На основе обобщения и анализа, сформировавшихся в юридической доктрине научных подходов, выделены основные этапы станов...

Проблемы нотариального удостоверения сделок

Данная статья посвящена рассмотрению задач и целей нотариального удостоверения сделок, регламентации на законодательном уровне и необходимости такого удостоверения в гражданском обороте. Выявлены проблемы в регулировании нотариальной деятельности, в ...

Этапы формирования правового статуса нотариусов в России

В статье исследуется возникновение и развитие в России общественно-государственного института нотариата, прослеживаются основные этапы эволюции правового статуса российских нотариусов.

Правовой статус нотариуса в России на современном этапе

В статье исследуются функции российского нотариата и его место в системе правоохранительных органов нашей страны. Подробно анализируются правовой статус нотариуса, его обязанности и ответственность нотариуса при осуществлении нотариальных действий.

Использование информационных технологий в организации работы органов прокуратуры с обращениями граждан

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что работа с обращениями граждан, невзирая на все изменения, происходящие в системе управления государством, а также в организации ее работы, остается неотъемлемой частью. Для любого орг...

Похожие статьи

Деятельность российского нотариата в судопроизводстве

В статье подробно исследуются основные права и обязанности российских нотариусов, их гражданско-правовые и гражданско-процессуальные отношения. Анализируются сходство и принципиальные отличия задач и функций нотариата и судебных органов России. Особо...

Обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью: постановка проблемы

В настоящей статье оценивается современное состояние правовых норм, регулирующих обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом. На основе анализа позиций ученых и представителей правоприменительной практики выявляются преимущ...

Цифровизация нотариата в Российской Федерации

На сегодняшний день нотариальные действия формируют устойчивое состояние делового оборота в российской нотариальной деятельности. В данной статье мы рассмотрим актуальные вопросы, которые связаны с цифровизацией нотариальной деятельности. Для более р...

Формирование основ правового регулирования нотариального удостоверения сделок с недвижимостью в России

В настоящей статье автором исследуются этапы зарождения российского нотариата как органа, наделенного компетенцией в сфере гражданского оборота недвижимости, выявляются тенденции развития законодательных основ нотариального удостоверения сделок с нед...

Проблемы нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом в Российской Федерации в условиях цифровизации

В статье обозреваются основные проблемы нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом в Российской Федерации в условиях цифровизации. С учетом выявленных проблем определены рекомендации по внесению изменений в Гражданский кодекс Российск...

Историко-правовые аспекты нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом

В настоящей статье рассматривается процесс эволюции института нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом в России. На основе обобщения и анализа, сформировавшихся в юридической доктрине научных подходов, выделены основные этапы станов...

Проблемы нотариального удостоверения сделок

Данная статья посвящена рассмотрению задач и целей нотариального удостоверения сделок, регламентации на законодательном уровне и необходимости такого удостоверения в гражданском обороте. Выявлены проблемы в регулировании нотариальной деятельности, в ...

Этапы формирования правового статуса нотариусов в России

В статье исследуется возникновение и развитие в России общественно-государственного института нотариата, прослеживаются основные этапы эволюции правового статуса российских нотариусов.

Правовой статус нотариуса в России на современном этапе

В статье исследуются функции российского нотариата и его место в системе правоохранительных органов нашей страны. Подробно анализируются правовой статус нотариуса, его обязанности и ответственность нотариуса при осуществлении нотариальных действий.

Использование информационных технологий в организации работы органов прокуратуры с обращениями граждан

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что работа с обращениями граждан, невзирая на все изменения, происходящие в системе управления государством, а также в организации ее работы, остается неотъемлемой частью. Для любого орг...

Задать вопрос