Тенденция регресса развития эмоционального интеллекта у современных дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Попова, А. А. Тенденция регресса развития эмоционального интеллекта у современных дошкольников / А. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103660/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье исследуется тенденция регресса развития эмоционального интеллекта у современных дошкольников. В работе рассматриваются причины регресса и предлагаются варианты решения проблемы.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональный интеллект дошкольников, технологии, электронные устройства.

В современном обществе все больше родителей начинают замечать, что их дети становятся менее эмоционально развитыми, чем было ранее. В особенности это наблюдается в дошкольном возрасте. Сегодня дети проводят меньше времени на улице и среди природы, а всё больше времени за экранами мобильных устройств. Это замедляет развитие индивидуальности и творческих способностей, без них может снижаться уровень развития эмоционального интеллекта.

Проблема регресса эмоционального интеллекта у дошкольников становится все более актуальной и требует немедленного решения. В этой статье мы обратимся к причинам снижения уровня эмоционального интеллекта у детей и дадим рекомендации, как её решить.

Эмоциональный интеллект или EQ (от англ. Emotional Quotient) — это способность человека к пониманию и эффективному управлению своими эмоциями, а также к общению и взаимодействию с окружающими людьми. Он является важным условием для эффективного взаимодействия в социуме. Эмоциональный интеллект выполняет ряд важных функций: без него невозможно распознавать и адекватно выражать эмоции, использовать эмоциональную информацию в мышлении и деятельности, управлять и регулировать эмоции. Проблема эмоционального интеллекта привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Значительный вклад в его изучение внесли Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, А. В. Карпов, И. Н. Андреева, Д. В. Люсин, И. С. Степанов, А. С. Петровская и др. [1].

Эмоциональный интеллект является одним из важнейших аспектов развития личности, так как с самого раннего возраста формируется мировоззрение, определяющее наш жизненный путь и качество общения с окружающими людьми. Дети, которые не умеют контролировать свои эмоции, испытывают трудности в общении с друзьями, взрослыми и даже с самими собой. Таким детям нелегко адаптироваться к новой среде, они могут чувствовать себя неуверенно.

Регресс эмоционального интеллекта у современных дошкольников — это очень актуальная и распространенная проблема, которая требует нашего внимания и быстрого решения. Осознание этой проблемы и начало работы в этой сфере могут максимально сократить возможные негативные последствия данного явления.

Одной из причин снижения эмоционального интеллекта у детей является отсутствие достаточного количества времени для взаимодействия родителей со своими детьми, что по итогу делает их более склонными к использованию электронных устройств. Это происходит из-за того, что родители могут использовать технологии, чтобы держать детей занятыми и погружаться в свои дела.

Использование электронных устройств вместо общения с людьми и участия в разных видах деятельности, в особенности с другими детьми, может уменьшить количество коммуникаций, которые могут помочь детям в развитии навыков социального и эмоционального характера. В результате, у детей не всегда имеется достаточно возможностей для того, чтобы понимать и чувствовать эмоции других детей, и они испытывают трудности с межличностными отношениями [2].

Еще одна немаловажная причина снижения уровня эмоционального интеллекта — переизбыток информации. В наше время дети окружены большим количеством разнообразной информации со всех сторон —телевизор, интернет, социальные сети, мобильные устройства. Эта информация перегружает мозг детей и мешает им развиваться в эмоциональном плане [3].

Стрессы в период дошкольного возраста тоже могут стать причиной различных эмоциональных проблем и привести к снижению уровня внимания и концентрации, а также затруднениям в обучении [4].

Другим важным фактором является слишком акцентированное внимание на умственном развитии детей. В частности, тренировка способности к решению математических задач и чтению занимает большую часть педагогической программы, в то время как эмоциональное образование и развитие часто остаются без должного внимания. Часто родители не замечают, что дети испытывают какие-то эмоциональные сложности, и не заботятся об их разрешении, что также является причиной регресса эмоционального интеллекта у детей.

Все это приводит к тому, что дети не получают необходимого развития в области эмоционального интеллекта и становятся более подвержены проявлению негативных эмоций.

Таким образом, регресс эмоционального интеллекта у современных дошкольников требует серьезного рассмотрения, и взрослые должны предпринять необходимые шаги для исправления ситуации. Первым шагом в решении этой проблемы является осознание ее наличия. Родители и педагоги должны быть более внимательны к эмоциональным потребностям детей, стимулируя их развитие своей любовью, заботой и пониманием.

Существует множество упражнений и игр, которые помогут детям развивать свой эмоциональный интеллект. Это могут быть ролевые игры, помогающие детям узнавать и понимать различные эмоции, или упражнения для развития самоконтроля. Среди рекомендуемых мер по развитию эмоционального интеллекта эксперты выделяют проведение игр, которые способствуют принятию эмоций [5]. Например, игра «Лото настроений», в ходе которой педагог демонстрирует схематические изображения различных эмоций, либо описывает их словами, в свою очередь дети должны отыскать в наборе среди карточек самую подходящую к описанию картинку. Также рекомендую рассмотреть игру «Классификация чувств», которая направлена на то, чтобы ребенок научился называть эмоции, классифицировать и объяснять их.

Среди других методов развития эмоционального интеллекта у дошкольников можно выделить использование сюжетных рассказов, в которых развиваются различные навыки, например, логика, мышление, речь, наблюдательность. Кроме того, активности, такие как медитация и йога для старших дошкольников, могут помочь детям управлять своими эмоциями и чувствами, улучшить концентрацию и внимание, а также развить усидчивость и бороться со стрессом [6].

Большое значение имеет здоровье и физическое состояние детей. Регулярные прогулки, занятия спортом, упражнения на дыхание и специально разработанные медитации для старших дошкольников помогут поддерживать психическое и эмоциональное здоровье детей. А также ограничение времени, которое ребенок проводит за экраном, так как полностью исключить использование технологий в современном мире не является возможным [7].

Обязательно должно быть включено в программу для дошкольников образование, которое уделяет внимание развитию эмоционального интеллекта. Единственный способ улучшить качество жизни детей и достичь успеха в будущем — это вовлечение их в образовательный процесс в сочетании с физической активностью и здоровым образом жизни.

Также очень важно соблюдать равновесие между умственной и эмоциональной стимуляцией. Несмотря на то, что дети должны развивать свои умственные способности, необходимо также уделить внимание эмоциональному развитию. Например, можно использовать игры, упомянутые выше, чтобы помочь детям развивать свою эмпатию и сообщать об эмоциях.

Родителям необходимо взять за правило говорить с детьми об их эмоциях и чувствах, отвечать на их вопросы, и помогать им развиваться в области эмоционального интеллекта. Дети должны понимать, что эмоции — это нормально и что эмоциональные проявления — это часть жизни. Они должны быть научены, как эффективно управлять своими эмоциями и чувствами [8].

Необходимо понимать, что эмоциональный интеллект является одним из важнейших аспектов личностного развития, компетенцией будущего [9] и его развитие должно быть приоритетным направлением воспитания и обучения детей для их будущей успешности. Регресс эмоционального интеллекта у современных дошкольников — это проблема, которую мы можем и должны решить сегодня, чтобы создать лучшее будущее для наших детей.

В заключение, изучение эмоционального интеллекта должно стать одним из приоритетов воспитания детей. Чтобы решить проблему снижения уровня эмоционального интеллекта у дошкольников, родители и педагоги должны быть более активными и внимательными к эмоциональным потребностям детей. Необходимо помочь детям стать более эмоционально развитыми, адаптированными к жизни в современном мире, и уменьшить количество эмоциональных проблем, с которыми они сталкиваются в будущем.

Литература:

  1. Гринина Е. С., Силютина Н. Г. Проблема развития эмоционального интеллекта в детском возрасте // Образование в современном мире: сборник научных статей / Под редакцией Ю. Г. Голуба. — Том. Выпуск 16.
  2. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. — № 1.
  3. Лукьянец Г. Н., Макарова Л. В., Т. М. Параничева, Тюрина Е. В., Шибалова М. С. Влияние гаджетов на развитие детей // Новые исследования, 2019.
  4. Захарова И. Н., Ершова И. Б., Творогова Т. М., Глушко Ю. Г. Стресс у детей и подростков — проблема сегодняшнего дня // Медицинский совет, 2021.
  5. Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2014. — № 1.
  6. Робертс Л. «Научите ребенка медитации: 70 простых и веселых упражнений, которые помогут детям снять стресс и расслабиться» — М.: Попурри, 2020.
  7. Готманн Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
  8. Шиманская В. А. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми. — М.: Бомбора, 2017.
  9. Цаплина О. В. Развитие навыков будущего у детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. — 2022. — № 1 (115). — С. 25–40.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, ребенок, эмоция, дошкольник, внимание, дошкольный возраст, причина регресса, причина снижения уровня, современный мир, эмоциональная потребность детей.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, технологии, эмоции, электронные устройства, эмоциональный интеллект дошкольников

Похожие статьи

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Библиографическое описание: Полетаева, Е. П. Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста / Е. П

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями

В творческой деятельности ребенку проще проявить себя, показать свой взгляд на мир.

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного...

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

Ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

В 3–4 года ребенок распознает некоторые эмоции, выражаемые взрослыми и детьми

Работу над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста мы

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит...

Методы и технологии формирования эмоционального...

Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Влияние эмоций на психологическое здоровье дошкольников

Благополучная обстановка в семье, в детском саду, между родителями и воспитателями, а также детьми-дошкольниками оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу, психику и психологическое здоровье детей.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Рис. 1. Основа положительной адаптации и социализации детей дошкольного возраста.

Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы.

Поэтому, обратите, пожалуйста, внимание на следующую культурную жемчужинку

ПроизведенияЛ.Н. Толстого, как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка...

Возраст матерей составил 27–40 лет, возраст детей 7–10 лет.

Для определения уровня эмоционального интеллекта детей были использованы несколько взаимодополняющих методик

Говоря об удовлетворении потребностей ребенка, стоит сказать, что у 20 % испытуемых

У 52 % детей показатели снижены, что говорит о затруднениях в этой области.

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей...

Развитие эмоционального интеллекта у детей по основным этапам. Ранний возраст. Дети от рождения и до трёх лет активно впитывают информацию из внешнего мира.

Очень важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта такими как

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного...

Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей.

Развивать Эмоциональный интеллект необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. развитие

Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими

В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу.

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Начнем с первых дней ребенка в детском саду. С каждым новым набором детей заметны все

Адаптация ребенка к саду – важный показатель развития эмоциональной сферы.

Ведь причины низкой самооценки и тревожности детей всегда кроются либо в сложных кризисных

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст...

Похожие статьи

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Библиографическое описание: Полетаева, Е. П. Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста / Е. П

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями

В творческой деятельности ребенку проще проявить себя, показать свой взгляд на мир.

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного...

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

Ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

В 3–4 года ребенок распознает некоторые эмоции, выражаемые взрослыми и детьми

Работу над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста мы

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит...

Методы и технологии формирования эмоционального...

Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Влияние эмоций на психологическое здоровье дошкольников

Благополучная обстановка в семье, в детском саду, между родителями и воспитателями, а также детьми-дошкольниками оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу, психику и психологическое здоровье детей.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Рис. 1. Основа положительной адаптации и социализации детей дошкольного возраста.

Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы.

Поэтому, обратите, пожалуйста, внимание на следующую культурную жемчужинку

ПроизведенияЛ.Н. Толстого, как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка...

Возраст матерей составил 27–40 лет, возраст детей 7–10 лет.

Для определения уровня эмоционального интеллекта детей были использованы несколько взаимодополняющих методик

Говоря об удовлетворении потребностей ребенка, стоит сказать, что у 20 % испытуемых

У 52 % детей показатели снижены, что говорит о затруднениях в этой области.

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей...

Развитие эмоционального интеллекта у детей по основным этапам. Ранний возраст. Дети от рождения и до трёх лет активно впитывают информацию из внешнего мира.

Очень важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта такими как

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного...

Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей.

Развивать Эмоциональный интеллект необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. развитие

Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими

В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу.

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Начнем с первых дней ребенка в детском саду. С каждым новым набором детей заметны все

Адаптация ребенка к саду – важный показатель развития эмоциональной сферы.

Ведь причины низкой самооценки и тревожности детей всегда кроются либо в сложных кризисных

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст...

Задать вопрос