Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / Н. В. Иванова, Е. В. Попова, О. А. Шибякина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7044/ (дата обращения: 27.04.2024).



Понятие эмоциональный интеллект появилось в 1990 году, означает возможность и способность индивидуума распознавать и понимать чувства и эмоции свои собственные и окружающих людей, а также выражать свои эмоции.

Основоположники данного понятия — Питер Сэловей и Джон Майер — в своей модели эмоционального интеллекта выделяют 4 компонента:

  1. восприятие, оценка и выражение эмоций: способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, определять потребности, которые исходят от эмоций, и различать естественные и ложные эмоции;
  2. использование эмоций в мышлении и деятельности: возможность через эмоции приходить к решению повседневных задач, путем использования в неординарных ситуациях;
  3. понимание эмоций: интерпретация причины эмоций, почему в данной ситуации возникли именно эти эмоции, а не другие, различение смежных эмоций и чувств;
  4. осознанное управление эмоциями: способность понимать и принимать весь спектр чувств и эмоций, контролировать свои эмоции и обдуманно использовать их в различных ситуациях. [2, 3, 6]

Нужно обратить внимание, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. За последние три десятилетия наука существенно продвинулась, изучая взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сферы (IQ и EQ) с точки зрения деятельности мозга, психологии и бизнеса.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих», — сказал однажды Дэвид Р. Карузо, психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и эффективнее взаимодействует с ней.

Главную роль в развитии личности ребенка дошкольного возраста занимает эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций, эмпатия, а также возможность сотрудничать с другими людьми.

Ребенок очень эмоционален от природы и имеет огромный спектр чувств. Но научиться управлять всем диапазоном эмоций и чувств работа не из легких даже взрослому человеку, ребенку тем более. Почему важно научить ребёнка понимать все те чувства, которые он испытывает? Первое, когда ребёнок знает, почему у него в данный момент такая эмоция, ему проще направлять свою эмоциональность в нужном направлении и при необходимости сдерживать. Второе, понимая свои чувства, ребёнок способен проявлять эмпатию к окружающим. Это важно для адекватной социализации.

Имея представления об эмоциях и чувствах окружающих людей, ребёнок имеет возможность спрогнозировать последствия своих действий и несет ответственность за них.

Определить уровень эмоционального интеллекта возможно путем многочисленных тестов и методик. Основными признаками низкого эмоционального интеллекта являются невозможность определять и понимать свои чувства и эмоции, отсутствие эмпатии, страх просить о помощи или принимать поддержку и помощь от окружающих людей, трудности в выстраивании тесных и эмоциональных отношений с людьми, непонимание и отсутствие ответственности за свои эмоции и чувства перед собой и другими людьми.

Развитие эмоционального интеллекта у детей по основным этапам. Ранний возраст. Дети от рождения и до трёх лет активно впитывают информацию из внешнего мира. С первых месяцев жизни ребенок реагирует на эмоции мамы и папы, присутствует комплекс оживления на знакомых и близких людей. В течение трех лет ребенок учится понимать эмоции людей и использовать это для достижения своих целей. В дошкольном возрасте, при поступлении в дошкольное учреждение, ребёнок впервые отделяется от мамы и папы. Это непростой период для семьи, начинается период адаптации к детскому саду и в тоже время у ребенка может начаться период «кризиса трёх лет», или «Я — сам», в этот период активно проявляется индивидуальность ребенка. В этот период часто родители сталкиваются с периодом открытого детского негативизма, проявляется он в отрицании всего, что предлагает или говорит родитель или взрослый. Ребенок вступает в активное противоречие с окружающим, переворачивает все с ног на голову. Задача родителей и взрослых в этот период, дать возможность ребенку испытать на своем опыте как лучше и как не надо поступать, не забывать следить за безопасностью среды и аккуратно направлять эмоциональность ребенка в нужном направлении, но избегать ситуаций тотального контроля со стороны взрослого. Совет родителям и взрослым на данном этапе это запастись терпением. По окончании адаптационного периода дошкольник вступает в социальную среду, его окружают не только семья, но и другие взрослые и дети. На протяжении дошкольного периода дети приобретают коммуникативные навыки, учатся понимать свою эмоциональность, что в свою очередь помогает в налаживании социальных связей. Впереди ждет ребенка новый этап — это переход с дошкольной ступени образования на школьную ступень. В этот период ребёнка ждет знакомство с новыми знаниями, с более строгими и четкими правилами от взрослых, изменения в режиме дня, новые встречи и знакомства с новыми людьми. Ребенок школьного возраста продолжает развивать эмоциональный интеллект, больше проявляет эмпатию к окружающим.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. [1]

Для того чтобы развивался эмоциональный интеллект, родители, педагоги, окружающие взрослые должны помогать ребенку дошкольного возраста понимать важность, роль и значение окружающих его людей.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка не является залогом успешности ребенка в будущем. Очень важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта такими как:

– умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

– способностью сознательно влиять на свои эмоции;

– умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

– способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

– умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

– способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. [4]

Грамотное развитие эмоциональной сферы ребенка способствует успешной социализации его во взрослом и детском сообществах.

Зарождение эмоционального интеллекта происходит непосредственно в семье, и помогают в этом вопросе мама, папа, дедушки, бабушки и другие члены семьи.

Проявление и понимание всех эмоций, как положительных, так и отрицательных, важно для здоровой психики детей. Подавленные эмоции в детском возрасте отражаются на качестве жизни взрослого человека. Поэтому участие взрослыми в улучшении этих навыков важно для ребенка.

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов:

  1. Ребёнок учится понимать свои собственные чувства и эмоции. На этом этапе важно вместе с ребёнком прорабатывать эмоции через сказки, мультфильмы, обсуждая и комментируя героев, задавать вопросы ребенку — а как бы он поступил в этой ситуации? Также немало важно интересоваться у ребёнка, как у него прошел день, какое настроение было.
  2. Ребёнок учится понимать чувства других, начальный этап развития эмпатии. На этом этапе очень важно со стороны родителей начать открыто показывать и рассказывать о своем состоянии, что об этом можно и нужно открыто делиться с окружающими. Объяснять ребенку, почему может не быть настроения, чтобы поиграть с ним, что есть моменты, когда хочется спокойно посидеть в тишине. Объяснять можно как на собственном примере, так и через сказки, мультфильмы. Также важно показывать через взаимоотношения между родителями важность чувств и эмоций каждого члена семьи.
  3. Ребёнок начинает пробовать управлять своими эмоциями и чувствами. На данном этапе взрослый учит ребенка, как можно экологично проявить свои негативные чувства и эмоции (сундучок злости, подушка для битья и т. п.). А также научить повышать себе настроение, для этого необходимо поговорить с ребенком о том, что ему повышает настроение.

На каждом этапе возможно использование разных методических средств — ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры, игры и задания для развития произвольности, игры для развития воображения, релаксационные методы, использование эмоционально-символических методов.

Содержание работы по развитию эмоционального интеллекта может включать в себя: организацию режимных моментов, оптимизацию двигательной деятельности (физкультминутки, спортивные игры и т. д.), игротерапию, арттерапию, сказкотерапию, психогимнастику, телесно-ориентированные методы, использование наглядных пособий.

F:\флешка Натали\2021-2022\документы педагога-психолога\документы 2021-2022\статья\20220126_191316.jpg

Эффективными методами обучения являются — интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность, элементы телесной терапии.

Важна профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка, это возможно реализовать через снятие эмоциональных зажимов (в этом помогут подвижные игры, танцы, физические упражнения), проигрывание ситуаций для обучения владению собственными эмоциями (в этом поможет ролевая игра, сюжетами для таких игр необходимо выбирать трудные ситуации, в которых предполагается яркое проявление эмоций и чувств), беседу с ребёнком о чувствах, которые отрицательно действуют на образ «Я».

Игра является основным видом деятельности дошкольника, поэтому с помощью игры можно научить понимать и принимать все чувства и эмоции, которые испытывает ребенок. Игры с эмоциональными пиктограммами — для данной игры потребуются карточки с изображениями эмоций, ребёнку предлагают вытянуть любую карточку, лежащую картинкой вниз, и изобразить эмоцию, которая на ней нарисована так, чтобы другие участники игры смогли её отгадать. Игра «Что я чувствую сегодня?» — для игры потребуются картинки с изображением эмоций, ребенку предлагают выбрать картинку, описывающую его состояние, настроение, которое он испытывает в данный момент. Игра «Узнай эмоцию по голосу» — выберите несколько фраз и произнесите их с разной интонацией, а детям предложите отгадать по голосу, что вы чувствуете и испытываете, произнося эти фразы, затем можно поменяться ролями.

F:\флешка Натали\2021-2022\документы педагога-психолога\документы 2021-2022\статья\20220126_191204.jpg

F:\флешка Натали\2021-2022\документы педагога-психолога\документы 2021-2022\статья\20220126_191457.jpg

Уделяя внимание физическому и интеллектуальному развитию ребенка, нужно не забывать про то, что счастливый человек — это здоровый человек, который понимает себя, свои чувства и эмоции. Известный физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма».

Литература:

  1. http://ext.spb.ru/2011–03–29–09–03–14/89-preschool/14026-Razvitie_emotsionalnogo_intellekta_rebenka_v_DOU.html
  2. https://baby-club.ru/babylibrary/edublog/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detei-igry-i-uprazhneniia/
  3. https://detiklub.ru/drugie/socialnyj-i-emocionalnyj-intellekt-doshkolnikov.html?history=35&pfid=1&sample=17&ref=2
  4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/03/22/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-doshkolnog-0
  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/20/konsultatsiya-dlya-pedagogov-na-temu-emotsionalnyy
  6. https://prides.center/razvitie-intelekta-rebenka/
  7. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. — М.: БХВ-Петербург, 2017. — 665 c.
  8. Гиппенрейтер, Ю. Б. Родная природа. Игры для развития эмоционального интеллекта (+ 144 карточки) / Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, Времена 2, 2015. — 152 c.
  9. Джон Готтман, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребёнка» М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 296 с.
  10. Карузо Д., Саловэй П. «Эмоциональный интеллект руководителя». Питер, 2017. 320 с.
  11. Рождественская, Н. В. Художественное творчество и эмоциональный интеллект / Н. В. Рождественская. — М.: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2019. — 140 c.
  12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2008. — 713 с.
  13. Санд Илсе «Компас эмоций: Как разобраться в своих чувствах» — М.: Альпина Паблишер, 2018. 156 с.
  14. Танкова, О. В. Как воспитать в ребенке будущего президента? Развитие эмоционального интеллекта и лидерства у детей дошкольного возраста / О. В. Танкова. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
Задать вопрос