Влияние эмоций на психологическое здоровье дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.10.2022

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, А. П. Влияние эмоций на психологическое здоровье дошкольников / А. П. Кузнецова, И. И. Коновалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7676/ (дата обращения: 04.05.2024).



На сегодняшний момент мы особенно нуждаемся в контроле над эмоциональной стороной жизни каждого человека и ребёнка. Выявляется необходимость в сохранении психологического благополучия и приобщения к этому родителей путём совместного взаимодействия и воспитания с педагогами. Для осуществления качественного развития дошкольника необходимо затронуть все вопросы выстраивания пути воспитания и роль взрослого в жизни ребёнка.

Ключевые слова: родители, эмоциональный интеллект, эмоция, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, психологическое здоровье детей, воспитание детей.

В настоящее время мы часто сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Высокий темп современной жизни приводит к физическим и психическим перегрузкам не только у взрослых, но и у детей дошкольного возраста.

Здоровье — это не только физическое благополучие человека, а также социальное и психическое. В связи с этим стоит отметить, что «психологическое здоровье является необходимым условием полноценной жизни человека в обществе, представляет собой ощущение собственного личного благополучия, распространяющееся на окружающих людей и мир в целом» [2]. Быть психологически здоровым, значит адекватно оценивать свои действия и действия окружающих, смотреть на разные ситуации с разных сторон и находить пути решения проблем, устанавливать контакт с людьми для социализации в обществе, быть собой, контролировать свои чувства и эмоции также, как и уметь ими пользоваться в зависимости от условий вокруг.

Эмоции — это инструмент самовыражения человека, способность качественно проживать каждый день своей жизни и самое важное это то, что эмоции делают человека живым человеком. С самого детства ребёнок учится переживать каждый новый этап своей жизни, при этом используя эмоции. Но проявлению эмоций следует обучать, ведь неконтролируемые, неуместные реагирования на те или иные ситуации с раннего детства во взрослой жизни сыграют негативную роль на психологическом и социальном благополучии человека. Не стоит забывать, что дошкольный возраст является основой формирования личности ребёнка, дальнейшее его развитие и поведение будет исходить из опыта, переживаемого в дошкольные годы.

В наше время родители мало уделяют внимание своим детям, а потому не всегда могут проследить за меняющимся состоянием ребёнка, а вследствие не могут ему помочь понять причины своих переживаний и уметь найти выход. Задача полноценного, всесторонне развитого счастливого дошкольника ложится на плечи воспитателя. Для того, чтобы уметь контролировать и понимать свои эмоции ребёнку необходимо сформировать эмоциональный интеллект. Научить этому может педагог, который сам обладает данным навыком. «Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать свои эмоции и эмоциональные состояния других людей, мотивацию и желания свои и окружающих, также это способность управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект помогает в развитии положительной адаптации и социализации человека в обществе» [1].

Семья для ребёнка — важный фактор становления его личности. Именно от родителей зависит, какой фон будет создан для эмоционального развития детей. Ошибка взрослых в том, что они делят эмоции на плохие и хорошие. При воспитательной работе с ребёнком ему твердят, что «злость — это плохо, страх — тоже плохо, всё негативное — плохо». Но от того, что у детей сформируется установка — плохо, эти эмоции не уйдут и лишь приведёт к замкнутости и мнению о том, что испытывающий эти эмоции человек автоматически становится плохим. Важно найти подход, при котором дошкольник, а потом и взрослый человек научится, если эмоция негативная правильно её вымещать, меняя деятельность, или устранять, понимая причины и их последствия, а если эмоция положительная применять её и давать себе свободу, когда это необходимо.

Важно отметить, что далеко не все люди, становясь родителями, готовы к воспитанию ребёнка. В процессе взросления ребёнка, на каждом новом этапе его жизни родитель действует ситуативно, т. е. так, как считает нужным в данной конкретной ситуации. Такой способ воспитания детей не даёт качественного, желаемого родителем для своего чада результата, напротив, такие отношения могут сформировать какие-либо психологические травмы, неустойчивую психику и это явно отразиться уже во взрослом возрасте. Во избежание подобных случаев следует подключать различные формы работы педагогов с родителями. От совместной, слаженной работы родителя и воспитателя зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Основной формой взаимодействия воспитателя и родителей является беседа/обсуждение волнующих ту или иную сторону вопросов. Стоит подчеркнуть, что беседы должны:

— носить конкретный и содержательный характер;

— включать в себя те знания об обучении и воспитании, которые способствовали бы развитию детско-родительских отношений и давали новую необходимую информацию;

— способствовать заинтересованности взрослых в проблемных вопросах;

— показывать значимость повышения ответственности за воспитание детей.

Необходимо выстроить такие взаимоотношения педагогов и законных представителей детей и указать значимость участия взрослого в жизни дошкольника, при которых возникновение вопросов со стороны родителей и их готовность к рекомендациям воспитателей были доведены до автоматизма.

Так, во-первых, развитие детей будет проходить качественнее, и ребёнок осознает свою значимость в обществе, а во-вторых, выстраиваются доверительные отношения между родителями и педагогами и последним проще подходить к педагогическим вопросам с профессиональной точки зрения.

Дополнительными формами установления связи с семьёй являются собрания. На таких мероприятиях высказаться могут все участники воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Так, повышается интерес и потребность в обогащении знаний о воспитании, формируются единые мнения и цели на основе разных точек зрения, родители могут выявить проблемы своего ребёнка и совершать попытки решения этих проблем, советуясь с педагогом.

В некоторых дошкольных организациях существует «родительский институт». Такая форма организации взаимодействия с родителями подразумевает под собой некое обучение, имеющее курс определённого направления воспитания. Данное обучение может быть представлено дошкольным учреждением на разных уровнях: общесадовский, внутригрупповой и индивидуально-семейный. Направления включают в себя обучение нескольких поколений: от молодых родителей до бабушек и дедушек.

Одним из эффективных способов организации работы и детей, и родителей, и воспитателей является проведение тренингов или игр. Известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Совместная деятельность родителей с детьми занимает важную роль в установлении дружеских, доверительных отношений между ними, тем более, когда эта деятельность осуществляется с элементами игры или непосредственно в самой игре. Различные задания, соревновательные формы проведения игр, элементы заданий, в которых необходимо оказание помощи друг другу — способствуют пониманию, нахождению общих интересов, совместному научению принимать важные решения. Проведение обсуждений по окончании таких мероприятий, с участием специалиста-воспитателя, также помогают оценить, проанализировать пройденные испытания, продумать возможные неиспользованные пути прохождения, понять свои ошибки и прийти к компромиссному решению спорных вопросов. Таким образом, работа в дошкольных организациях, в которых ответственно подходят к процессу воспитания и обучения дошкольников, способствует выстраиванию таких отношений между педагогами, родителями и детьми, при которых решаются вопросы правильного полноценного развития детей и взаимодополняющих действий специалистов с родителями.

Благополучная обстановка в семье, в детском саду, между родителями и воспитателями, а также детьми-дошкольниками оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу, психику и психологическое здоровье детей. Полноценно-счастливого ребёнка можно вырастить, если будут учитываться и выполняться все условия организации воспитания, слаженной и качественной работы взрослых и детей.

На состояние психики влияют такие факторы, как: условия проживания, обстановка внутри семьи, обстановка внутри группы, черты характера, темперамент, наследственная предрасположенность к определённому стилю реагирования на жизненные ситуации.

Почему родители мало разговаривают со своими детьми? Почему они перестают понимать друг друга? Откуда в вашем ребенке то, чему вы его не учили? С самого детства необходимо с детьми разговаривать и давать им уверенность в том, что вы их понимаете. С младенчества формируется базовое доверие к миру через самых близких людей — родителей. Приходя домой ребёнок должен чувствовать, что он может свободно показывать всё, что его тревожит и знать, что его поймут и помогут. Но для этого нужно разговаривать, участвовать в его жизни каждый день, преодолевать свою усталость, чтобы растить психически здорового человека.

Для воспитания здоровой, полноценной, счастливой личности родителям необходимо следовать представленным ниже рекомендациям:

— Предлагать ребёнку разные способы снятия эмоционального напряжения и вместе с ним учиться их применять;

— Обеспечить ребёнку ощущение безопасности в условиях домашней среды;

— Проявлять интерес к жизни детей;

— Не следует обращаться к ребёнку с вопросами воспитания с установившимся заранее плохим настроением; стараться не показывать ребёнку плохое настроение;

— Найти интересующую или волнующую ребёнка тему и стараться поддерживать контакт с ним через разговоры на эту тему.

Итак, сохранение здоровья детей — это важнейшая проблема современности. Особенное внимание стоит уделять психологическому здоровью детей, его эмоциональному интеллекту. Важно понимать, что эмоции оказывают как положительное, так и негативное влияние на его здоровье в целом. За полноценное развитие и эмоциональное благополучие отвечают в первую очередь взрослые. Ребёнок такой же полноценный член общества и за его жизнью необходимо вести особый контроль, давая при этом ощущение самостоятельности в познании мира. Однако, некоторые родители испытывают трудности в вопросах воспитания детей, в том числе формирования психологического здоровья ребёнка. Воспитатели обладают данными знаниями, умениями и навыками и должны быть готовы прийти на помощь родителям. Поэтому, сотрудничество педагогов ДОУ и семьи — важнейший фактор становления здоровой личности ребёнка.

Литература:

  1. Аникина А. П., Барабанова М. С. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Наука и Школа. — 2020. — № 3. — С. 197–204.
  2. Ионина О. С. Факторы, определяющие психологическое здоровье ребенка // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2017. — № 1(33). — С. 105–109.
Задать вопрос