Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. И. Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 398-400. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103567/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленности на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, Прописаны трудовые умения старших дошкольников через структуру трудовой деятельности: умение ставить цель, умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов, умение планировать работу, умение достигать результата и оценивать его.

Ключевые слова: трудовые умения, трудовая деятельность, старшие дошкольники.

Актуальность изучения специфик трудовых умений дошкольников заключается в том, что формирование трудовых умений детей является важнейшим направлением социального развития детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО трудовое воспитание — одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.

Основная часть. Трудовое воспитание — это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность.

Для успешного решения задач трудового воспитания дошкольников, первостепенное значение имеет понимание специфики и содержания трудовых умений дошкольника старшего дошкольного возраста. Так как требования к сформированности трудовых умений дошкольников различаются в зависимости от возраста ребенка.

Под трудовыми умениями принято понимать способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности; совокупность трудовых действий, которые может сознательно произвести работающий, применяя наиболее целесообразные способы (навыки) его осуществления [1, с.22].

Трудовые навыки — способность человека выполнять безошибочно определенную работу с наименьшими затратами труда и времени, т. е. автоматизированное (без контроля сознания) выполнение трудовых операций [2, c. 5].

В. Г. Нечаева и Я. З. Неверович в своих исследованиях раскрыли становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность детей состоит из четырех компонентов рис 1.

Отношение к цели проявляется в самостоятельности ее постановки (кто ее поставил взрослый или сам ребенок), наличие желания принять цель и действовать в соответствии с ней, положительное/отрицательное отношение к цели. У детей старшего дошкольного возраста возможность ставить цель успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат (поделки, работа в цветнике, уборка, самообслуживание).

Оценка умения действовать под влиянием общественно значимых мотивов отражается в том, охотно ли ребенок принимает общественную цель труда, насколько целенаправленные его действия по реализации этой цели, стремится ли к достижению качественного общественно значимого результата.

Компоненты трудовой деятельности дошкольников

Рис. 1. Компоненты трудовой деятельности дошкольников

Рассмотрим каждый компонент применительно к старшему дошкольному возрасту.

Планирование — это важный и трудный момент для детей. Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. Элементарное планирование могут выполнять и дети 5–7 лет [3, с. 35]. Об умении планировать трудовую деятельность свидетельствуют такие показатели: как ребенок подбирает материалы, оборудование, рационально ли размещает все на рабочем месте, продумывает ли способ выполнения (он должен соответствовать данному содержанию труда) и точно ли следует ему, достигает ли качественного результата работы, своевременно ли заканчивает работу.

Отношение к результату проявляется по следующим показателям: как ребенок оценивал результат (какие были комментарии); как вел себя в связи с качественным (некачественным) выполнением работы или ее невыполнением?

Используя эти показатели, можно в целом дать ответ об сформированности трудовых умений у старших дошкольников и его отношении ребенка к труду.

Заключение. Подводя итоги, можно сделать выводы, что трудовые умения являются важной составляющей в развитии личности ребенка, которая готовит его к началу школьной жизни и практическим занятиям в будущем. Работа над развитием этих навыков должна осуществляться с самого раннего возраста, и родители и педагоги должны создавать определенные условия для их развития у детей.

Литература:

  1. Малунова Г. С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г. С. Малунова. Улан-Удэ, 2011. 41 с.
  2. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольников в труде: пособие для воспитателей детских садов. М.: Педагогика, 2011. 231 с.
  3. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера. 2012. 64 с
Основные термины (генерируются автоматически): трудовая деятельность, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, умение, работа, ребенок, способность человека, трудовое воспитание, трудовое умение детей, трудовое умение дошкольников.


Ключевые слова

старшие дошкольники, трудовая деятельность, трудовые умения

Похожие статьи

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Формы его организации: поручения, дежурства и коллективный труд детей могут позволить решить вопросы развития у детей трудовых умений и навыков. Таким образом, трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель.

трудовое воспитание, труд, вид труда, труд взрослых, трудовая деятельность...

Дежурство как форма трудового воспитания важна для детей старшего дошкольного...

1. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова.

Особенности формирования опыта трудовой деятельности...

Для определения особенностей формирования опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста используется педагогическая диагностика. В статье описан алгоритм ее организации на примере одной из дошкольных организаций.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.

старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница жизни каждого человека.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.

Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию

Это 2 важных направления в работе с дошкольниками по трудовому воспитанию.

– обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование

– подбор оборудования для труда; – создание мотивации трудовой деятельности

В начале учебного года в ДОУ провели смотр-конкурс по теме: «Трудовое воспитание».

Приобщение детей к миру взрослых | Статья в журнале...

Трудовое обучение как средство трудового воспитания в д/с. Трудовое воспитание направлено на формирование у детей всей совокупности умений, необходимых для целостного осуществления трудовых процессов как основных единиц трудовой деятельности.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья.

- воспитателей детского сада; - от сверстников и детей старшего возраста

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974.-192с.

Формирование нравственно-трудовых умений у старших...

Во все века люди ценили нравственно-трудовые умения и навыки человека.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды

Для развития творческих, познавательных способностей детей и закрепления трудовых навыков в группе создан

Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3–7 лет.

Организационно-педагогические условия развития трудовой...

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте является одним из основных видов деятельности ребенка. Значение трудовой деятельности многогранно и состоит не только в овладении необходимыми умениями и навыками, но в становлении личностных качеств...

Похожие статьи

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Формы его организации: поручения, дежурства и коллективный труд детей могут позволить решить вопросы развития у детей трудовых умений и навыков. Таким образом, трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель.

трудовое воспитание, труд, вид труда, труд взрослых, трудовая деятельность...

Дежурство как форма трудового воспитания важна для детей старшего дошкольного...

1. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова.

Особенности формирования опыта трудовой деятельности...

Для определения особенностей формирования опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста используется педагогическая диагностика. В статье описан алгоритм ее организации на примере одной из дошкольных организаций.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.

старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница жизни каждого человека.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.

Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию

Это 2 важных направления в работе с дошкольниками по трудовому воспитанию.

– обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование

– подбор оборудования для труда; – создание мотивации трудовой деятельности

В начале учебного года в ДОУ провели смотр-конкурс по теме: «Трудовое воспитание».

Приобщение детей к миру взрослых | Статья в журнале...

Трудовое обучение как средство трудового воспитания в д/с. Трудовое воспитание направлено на формирование у детей всей совокупности умений, необходимых для целостного осуществления трудовых процессов как основных единиц трудовой деятельности.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья.

- воспитателей детского сада; - от сверстников и детей старшего возраста

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974.-192с.

Формирование нравственно-трудовых умений у старших...

Во все века люди ценили нравственно-трудовые умения и навыки человека.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды

Для развития творческих, познавательных способностей детей и закрепления трудовых навыков в группе создан

Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3–7 лет.

Организационно-педагогические условия развития трудовой...

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте является одним из основных видов деятельности ребенка. Значение трудовой деятельности многогранно и состоит не только в овладении необходимыми умениями и навыками, но в становлении личностных качеств...

Задать вопрос