Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, январь 2021)

Дата публикации: 13.12.2020

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Явхута, М. В. Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников / М. В. Явхута. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/385/16261/ (дата обращения: 24.04.2024).



Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольники, нравственное воспитание, социально-коммуникативное развитие, трудовая деятельность.

Во все века люди ценили нравственно-трудовые умения и навыки человека. Преобразования социально-экономического характера, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны и молодёжи.

Приобщение ребёнка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, его гуманистической направленности, волевых качеств.

В настоящее время в образовательную среду ДОУ введено понятие «социально-коммуникативное развитие». Социально-коммуникативное развитие, согласно ФГОС ДО, включает развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых современным обществом, вопросы «социально — коммуникативного» развития соотносятся с понятием «нравственное воспитание» как результат усвоения моральных норм и правил, принятых в обществе. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру. Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, а также социализация и формирование личности ребёнка.

Актуальность проблемы заключается в том, чтобы труд вошёл в жизнь дошкольника естественно, постепенно, с самого раннего детства и способствовал всестороннему развитию ребёнка. Задача взрослых — не пропустить этот момент, трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развивает человека физически. И наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучие.

Трудовое воспитание старших дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, воспитание нравственно — ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия.

Нравственно-трудовое воспитание тесно интегрирует с образовательными областями:

– Социально — коммуникативное развитие

В программу изучения входят разделы: «семья», «детский сад», «родная планета», через которые происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

– Познавательное развитие

Разделы «Предметное и социальное окружение», «Ознакомление с природой», помогают получить простейшие представления, знания о труде, трудовых процессах.

– Речевое развитие

Развивает навыки свободного общения с взрослыми и детьми, формирование интереса и потребности к чтению.

– Художественно-эстетическое развитие

Разделы «рисование», «лепка», «аппликация», формируют навыки и умения продуктивной деятельности.

– Физическое развитие

Формирование интереса и потребности в двигательной активности и ЗОЖ.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды:

– самообслуживание,

– хозяйственно-бытовой труд,

– труд в природе,

– ручной труд.

Развивающая предметно-пространственная среда — важное условие для формирования нравственно-трудовых умений у старших дошкольников. Поэтому большое внимание в нашей группе уделяется подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы (учитывается соответствие возрасту, размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления).

Самостоятельная деятельность и инициатива ребёнка имеет большое значение в освоении трудовых умений. Задача педагога при этом — стать наставником ребёнку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, ответственности, развивать желания и потребности ребёнка в получении определенных трудовых умений и навыков, соответствующих возрастным возможностям детей.

Труд — средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою деятельность.

Благодаря труду дети учатся видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека. Труд детей стараемся организовать так, чтобы дошкольники ощущали эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности, учились оказывать помощь товарищу, проявлять активность, инициативу, самостоятельность, ответственность, умели преодолевать неудачи, научились ценить свой труд, труд товарища и других людей.

В старшем дошкольном возрасте дети уже сами отличают труд от игры и начинают получать моральное удовлетворение от результатов умственного или физического труда. Однако не каждый ребенок в силу своих индивидуальных особенностей включается в трудовой процесс, поэтому педагог должен учитывать индивидуальный подход в руководстве трудом детей. Детскому труду всегда должны сопутствовать веселая закличка, поговорка, пословица, стихотворение.

В работе со старшими дошкольниками мы используем утренние и вечерние прогулки, наполняем их разнообразным трудом, не снижая двигательную активность. Дети должны получать в труде посильную физическую нагрузку, которая в дальнейшем поможет им понять, что всякое дело требует трудовых усилий.

Организовывая образовательную деятельность во второй половине дня, стараемся, чтобы труд был содержательным и включал различные виды ручного труда, хозяйственного и труда в природе, самостоятельного и совместного. Большое внимание, как в данных видах деятельности, так и во время дежурства уделяется работе в парах и коллективному труду, в ходе которых у детей воспитывается ответственность перед коллективом и товарищем, раскрывается чувство заботы и понимание необходимости своей работы для всех. Через эти виды деятельности дети усваивают правило: если товарищ отстал — помоги!

Для развития творческих, познавательных способностей детей и закрепления трудовых навыков в группе создан развивающий центр «Станция юных натуралистов». В осенне-зимний период дети ухаживают за комнатными растениями: поливают, рыхлят почву, протирают листья растений. С приходом весны каждый ребёнок высевает семена овощных культур (фасоль, кабачок, томат и др.) в специальные стаканчики. Дети поливают их, ведут наблюдения за ростом растения, делают поэтапные замеры и отмечают изменения в дневнике наблюдений, делают зарисовки.

Каждый ребёнок наблюдает, как постепенно из проросшего семени появляется росток, семядольные листочки, основные листья, плод. При этом ребенок не только овладевает элементарными навыками планирования трудовой деятельности, но и развивает наблюдательность, умение намечать последовательность работы, у ребёнка формируется долгое, бережное чувство к своему труду.

Взрослым важно помнить, что ребёнок — это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать и поощрять его труд.

Мы уверены, что у старших дошкольников, прошедших «школу трудового воспитания» на пороге поступления в первый класс уже сформированы нравственно-трудовые умения, самостоятельность, ответственность, так необходимых в дальнейшем обучении.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе., О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 321с.
  3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3–7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  4. Кузнецова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в д/с. — М., 2007.