В статье автор рассматривает место непрофильных дисциплин в музыкальном вузе, а также сообщает о собственной педагогической деятельности на уровне среднего-профессионального и высшего образования.
Ключевые слова : непрофильные дисциплины, высшее образование, среднее профессиональное образование, педагогическая деятельность.
На современном этапе развития высшего образования особенно актуальной становится проблема подготовки высокопрофессиональных специалистов, обладающих высоким уровнем теоретических знаний, практических умений и навыков, овладевших профессиональными и универсальными компетенциями, что позволит им в дальнейшем эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
В музыкальных вузах, в частности в Консерваториях, сложился комплекс дисциплин, включающий в себя предметы специального цикла, которые являются ключевыми в будущей профессиональной деятельности; музыкально-исторические и музыкально-теоретические предметы, помогающие общему вхождению в профессию. Все дисциплины, непосредственно связанные с музыкальным искусством и педагогикой, для музыкальных вузов являются профильными. Наряду с ними студены овладевают знаниями дисциплин общенаучного блока, не являющимися профильными для студентов-музыкантов, но при этом играющими большую роль в личностном и профессиональном становлении выпускника.
Как показывает анализ научно-педагогической литературы, профессиональный опыт преподавателей, многие студенты вузов не особенно заинтересованы в изучении непрофильных для их специализации дисциплин, считая, что полученные знания не найдут применения в будущей профессиональной деятельности. Отсутствие интереса и мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин в итоге отрицательно сказывается на их учебной деятельности и снижает качество профессиональной подготовки в целом.
В условиях образовательного процесса вуза, в том числе и музыкального, важно формировать не только профессиональные знания и умения, но и развивать общечеловеческие качества, формировать ценностные ориентации, в том числе в процессе изучения непрофильных дисциплин. Последние являются важной составляющей частью образовательного процесса вуза; они охватывают широкий круг наук, таких как философия, филология, культурология, психология, социология, история и др. Именно в рамках изучения непрофильных дисциплин в первую очередь формируются универсальные компетенции, овладение которыми способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
В рамках прохождения педагогической практики со студентами вуза, а также в процессе своей педагогической деятельности с обучающимися по программам среднего профессионального образования я проводила занятия по дисциплинам «История и теория педагогики» (уровень высшего образования), «Русский язык», «Литература», «Родная литература» (уровень среднего профессионального образования). Если «История и теория педагогики» вряд ли может считаться непрофильной дисциплиной, поскольку она формирует психолого-педагогические компетенции, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности выпускников, то перечисленные дисциплины Колледжа можно полностью отнести к непрофильным дисциплинам в музыкальном образовании.
Работа в рамках педагогической практики осуществлялась мною у студентов 1 курса бакалавриата и специалитета в рамках дисциплины «История и теория педагогики». В ходе работы со студентами затрагивались различные вопросы, например, «Педагогическая деятельность: сущность и структура», «Личность педагога», «Художественное образование». При выстраивании лекции, помимо передачи основного материала, для меня было важно использование на занятии различных средств и методов обучения.
Например, на занятии «Педагогическая деятельность: сущность и структура» мною были использованы словесные, наглядные методы (работа с иллюстрациями, схемами, презентации), а также методы вовлечения и стимулирования, мотивации учебно-познавательной деятельности. На занятии студентам сообщалось о сущности педагогической деятельности в целом, нормативно-правовых актах данного вида деятельности. В процессе проведения занятия студенты заинтересовались документами, регламентирующими педагогическую деятельность в музыкальной сфере, и захотели узнать о них больше.
Не менее важным является и выбор формы проведения определенного занятия. Так, на лекционном занятии «Личность педагога» студентам было предложено принять участие в дискуссии на тему «Какие качества преподавателя вы считаете наиболее важными: профессиональные и личностные? Студенты проводили работу в парах и группах и выяснили, что дать четкий ответ на поставленный дискуссионный вопрос вряд ли возможно, поскольку и профессиональные, и личностные качества являются важными в профессиональной педагогической деятельности, и именно их совокупность способствует становлению компетентного педагога.
В ходе работы со студентами, мной как преподавателем также были использованы элементы проблемного изложения материала, подразумевающие возможность студентов самостоятельного формулировать выводы усвоенного учебного материала. Так, во время проведения занятия «Художественное образование» была озвучена проблема недооцененности эстетического образования в социальной практике, которую студенты должны были рассмотреть в процессе лекционного занятия. Решая данную проблему, студенты пришли к определенным выводам, заключающимся в том, что решающую роль, по их мнению, играет так называемая «массовая школа», идеи и установки которой влияют на осознание школьниками важности и места предметов художественно-эстетического цикла в системе образования и человеческой жизни.
Мною также осуществляется и работа по проведению непрофильных дисциплина на базе среднего профессионального образования. Так, в процессе проведения этих дисциплин я сопровождаю каждое занятие презентацией, аудио и визуальными материалами, что особенно важно при изучении непрофильных для музыканта дисциплин, поскольку позволяет более четко и структурированно воспринимать информацию.
Также мною задаются интересные варианты домашних заданий. Например, в рамках дисциплины «Родная литература» студентам предлагается составить собственную экскурсию по городу Петрозаводску, используя знания литературного творчества региона. Так, например, одна из студенток подготовила свой вариант экскурсии, на основе материалов из биографии Роберта Рождественского, показала места, где бывал поэт, а также подобрала примеры из литературного творчества, сопровождающие данную экскурсию.
На занятиях выполняются разнообразные задания, которые способствуют формированию интереса к дисциплинам. В рамках дисциплины «Литература» студенты изучают литературный первоисточник, а затем по моей рекомендации знакомятся с театральной или киноверсией этого произведения. Задача студентов оценить по определенным критериям режиссерскую версию произведения и аргументировать собственную точку зрения. В рамках изучения творчества А. П. Чехова студентам было предложено ознакомиться с пьесами «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня. Они прочли данные пьесы и ознакомились с постановками этих пьес Андрея Кончаловского. Студенты колледжа отметили видение Кончаловского не просто в аспекте нравится/не нравится, но и выразили мнение, что это некая попытка осмыслить чеховский мир в контексте сегодняшнего дня, и режиссёр интерпретирует характеры персонажей с неожиданной, парадоксальной, иногда остро иронической интонацией, заставляя зрителя взглянуть на знакомых героев по-новому.
На занятиях в колледже и вузе я обращаю внимание на связь преподаваемых мною непрофильных дисциплин с профессиональной деятельностью музыкантов. На каждом занятии уделяется внимание важности этих дисциплин для будущей профессии. Например, на занятиях русского языка студенты, помимо изучения норм и правил русского языка, учатся писать эссе, короткие статьи, умения написания которых смогут помочь в дальнейшей работе, в том числе и профессиональной. Так, студенты колледжа писали эссе на темы «Мое любимое произведение А. А. Фета», «Унесенные ветром: добро и зло», «Мой русский язык», «Левша — музыкальное воплощение» и другие.
На лекциях по родной литературе каждый урок ориентирован на последующую профессиональную деятельность. Так, при изучении темы «Эпос Калевала», студенты помимо информации о собирателе эпоса, его композиции, изучения литературного источника в целом, обращают внимание на реализацию литературного творчества в других произведениях искусства: живопись, архитектура, кинематограф и особенно музыка. В процессе изучения эпоса студенты знакомятся с музыкальным воплощением литературного источника, с музыкой различных стилей и жанров, написанной на основе эпоса, например, с Вокально-симфонической поэмой «Слёзы — жемчуг а » А. С. Белобородова, «Поэма о железе» Б. Д. Напреева, «Заговор Лоухи» Р. Ф. Зелинского, «Поэма о Вяйнемёйнене» для хора без сопровождения В. Н. Угрюмова, а также особенно понравившимся студентам мюзиклом «Битва за Сампо» на музыку Виктора Панченко. Студентам особенно понравилось это музыкальное воплощение эпоса «Калевала» также тем, что либретто к музыкальному спектаклю написала Людмила Соловьева, преподаватель Петрозаводского музыкального колледжа им. К. Э. Раутио. Это еще раз демонстрирует, что даже такая, как может кому-то показаться, непрофильная для музыканта дисциплина, как «Родная литература» тесно связана с профессиональной музыкальной деятельностью.
На каждом занятии я стараюсь использовать разнообразные формы, методы и средства, сделать занятия увлекательными и интересными для обучающихся. При этом каждая лекция выстраивается как целенаправленная ценностно-ориентационная деятельность, состоящая в демонстрации важности непрофильных дисциплин не только в профессиональной деятельности, но и в системе человеческих ценностей. В заключении добавлю, что первоначальный опрос студентов о важности непрофильных дисциплин в музыкальном образовании показывает, что большинство из них хочет изучать данные предметы и осознает их важность. Хотелось бы, чтобы не только сами студенты, но и их преподаватели по специальным дисциплинам понимали необходимость изучения непрофильных дисциплин в музыкальном вузе и их влияние на становление компетентного профессионала-музыканта.
Литература:
- Сайнюк Е. С. Ценностно-смысловое отношение к непрофильным дисциплинам у студентов музыкального вуза. — Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. — МЦНС Наука и просвещение: Пенза, 2023. — С. 166–169