Музей-заповедник Гарни-Гегард как символ первого в истории православного государства Армении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Петросян, М. А. Музей-заповедник Гарни-Гегард как символ первого в истории православного государства Армении / М. А. Петросян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 99-104. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103553/ (дата обращения: 03.05.2024).



Армения — древнейшее государство, первым принявшее христианство. В этой статье автор рассматривает ландшафтно-иллюстрируемый процесс становления Армении христианским центром, и отражение этого в формировании территориально развитого ландшафтного музея-заповедника.

Выявлены две основные задачи для формирования парков-музеев и способы их реализации.

В статье показано, что архитектура и ландшафты Армении хранят долгую историю целой культуры, перехода Армении от язычества к христианству. Предлагается проект по созданию трехъядерного ландшафтного музея-заповедника из дисперсно-расположенных парков-музеев от музея-заповедника Гарни до монастырского комплекса Гегард, благоустраивая весь путь между историческими объектами и с новым парком-музеем, посвященным апостолу Фаддею и его деятельности в Армении. Два исторически значимых объекта Гарни и Гегард соединяются одним общим путем не только в транспортном ключе, но и библейские мотивы подкрепляют важность исследуемой территории.

Ключевые слова: Армения, христианство, ландшафтная архитектура, музей-заповедник.

Армения, расположенная в горном регионе Закавказья, считается одним из древнейших христианских государств в мире. Принятие христианства стало ключевым моментом в истории Армении и привело к ее трансформации в центр христианской веры.

Музей-заповедник Гарни является уникальным культурным объектом, расположенным на территории древнего города Гарни, который был построен в V веке до н. э. Он был объявлен как музей-заповедник только в 1943 году, но привлекает множество туристов и ученых со всего мира по сей день. Формирование развитого ландшафтно-архитектурного музея-заповедника обусловлено необходимостью увеличения интереса к историческим местам и повышения комфорта посещения для туристических потоков. В монументальной и ландшафтной формах планируется детальная экспозиция, показывающая, что христианство появилось в I веке н. э. Это было время, когда апостолы Иисуса Христа начали распространять новое учение о христианстве. Христианство пришло в регион через дорогу шелкового пути и соприкосновение армянской культуры с греческой и римской цивилизациями. [1]

Ранние христианские проповедники, такие как апостолы Фаддей и Варфоломей, сыграли важную роль в распространении христианства в Армении. Они проповедовали и основали первые христианские общины в регионе. Изучая древние рукописи, можно предположить, что пути апостола Фаддея лежали от Эдессы через Великую Армению (рис. 1), а именно через ущелье и крепость Гарни, которая была одним из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. С I века н. э. римский храм Гарни являлся языческим храмом, посвященный богу Мгеру. [2] На территории, созданной римлянами крепости, присутствовали множества скульптур, связанных с другими божествами, которые вследствие освобождения Гарни и перехода к христианскому вероисповеданию пришлось разрушить. Обращаясь к другим источникам, так же было исследовательски доказано, что путь Адамова семейства к Арменииявляется библейским путем изгнания Адама из райского сада в ландшафтной стране Эдем, ведущим к мегалитическому комплексу Караундж. (рис. 2) Именно в южной Армении предположительно возник первый пещерный город Энох, построенный Каином и его сыном[3] Этот факт, подчеркивает, что Армения было центром зарождения библейски описанной религии в ветхом завете.

Одним из ключевых моментов в истории Армении стало принятие христианства Авгарем V, но с этого только началось распространение христианства. Согласно легенде Авгарь был тяжело болен и обратился за помощью к Христу, признавая его Сыном Божиим. Царь предложил свою резиденцию для Слова божия, но все предложения были отклонены, так как Иисус считал, что его миссия связывает его с Иерусалимом. Христос обещает, что по воскресении Его он пошлет к царю своих учеников, который его исцелит. Далее по воскресению Фаддей был послан в Эдессу, чтобы совершить обещанное. После случившегося Авгарь V уверовал и активно начал распространять христианство на территории Великой Армении. [4] А как государственной религией оно стало только при армянском царе Трдате IV в 301 году. По преданию, Трдат был одержим демоном, но после того, как был исцелен апостолом Григорием Просветителем, он принял христианство и сделал его государственной религией Армении [5].

Путь апостолов Фаддея и Варфоломея из Эдессы до Гарни, воссозданный при помощи карты-навигатора

Рис. 1. Путь апостолов Фаддея и Варфоломея из Эдессы до Гарни, воссозданный при помощи карты-навигатора

Путь изгнания Адама из Эдемского сада и путь Каина к комплексу Караундж [3]

Рис. 2. Путь изгнания Адама из Эдемского сада и путь Каина к комплексу Караундж [3]

Апостол Фаддей принёс с собой копьё, которым было совершено прободение тела Христова на кресте. Он донёс его до Гегарда, где был впоследствии создан и построен монастырь с соответствующим названием. Принятие христианства армянским царем имело огромное значение для Армении как государства и народа. После принятия христианства армянским царем Трдатом IV, в Армении была установлена Армянская апостольская церковь (далее ААЦ). Первым памятником армянской христианской культуры стал кафедральный собор Эчмиадзын, находящийся в столице Великой Армении. Так же, он стал первым национальным христианским церковным учреждением. [6]

В данный момент на территории исследуемых памятников культуры присутствует минимально развитая инфраструктура, в виде не соответствующих иллюстрируемой эпохе малых архитектурных форм, санитарных зон и необустроенных транспортных путей к самим объектам. Этого недостаточно для современного культурного и туристического центра и именно поэтому следует развить систему разрозненных историко-культурных заповедников в качестве ландшафтного территориально развитого музея-заповедника. В связи с тем, что увековечивается память о создании Трдатом первого в мире христианского государства, о пути апостола Фаддея, имевшего отношение к усилению значимости Убруса с Образом Спаса нерукотворного, принесенного в Эдессу Ананием царю Урарту Авгарю V, и увековечении самого апостола Фаддея, принёсшего через Гарни в Гегард реликвию-копье, которым пронзили сердце распятого Христа, в проектируемом музее-заповеднике представляется необходимым создать три парка-музея, один из которых будет создан вновь между Гарни и Гегардом. Этот новый парк-музей как ландшафтно-архитектурное произведение будет посвящён апостолу Фаддею и становлению Армении как первого в истории христианского государства.

Армянские монастыри, такие как Гегард, Хор-Вирап, Санаин, Татев и другие, имеют важное историческое значение и считаются центрами духовного и культурного наследия. Они представляют собой уникальные архитектурные ансамбли, содержащие церкви, капеллы, монастырские здания, манускриптные библиотеки и древние культовые объекты.

В нескольких километрах от музея-заповедника Гарни на северо-востоке расположен монастырь Гегард, который находится в «амфитеатре» из отвесных скал. Сам монастырь был основан в IV в. н. э. Первым Католикосом Армении Григорием Просветителем. Именно сюда апостол Фаддей принес копье, которым римский воин пронзил сердце Иисусу во время распятия. От чего и произошло название Гегардаванк, что и означает «Монастырь копья». В настоящее время копье находится в Эчмиадзыне.

Христианская архитектура и монастыри Армении являются выдающимся проявлением духовности и культуры страны. Армянская церковная архитектура отличается своим уникальным стилем и красотой. Церкви и монастыри строились как места поклонения, обучения и общения, а также как укрепления, защищающие христианскую веру в регионе. Уникальность ААЦ выражается не только в красоте ее храмов, но и в принципах проектирования. Строгие формы, подчеркивающие фактуру выточенныхтуфовых блоков, и тонкая резьба ручной работы армянских ремесленников признаны мировыми шедеврами.

Однако особыми шедеврами армянского камнерезного искусства по праву считаются не имеющие аналогов в мире хачкары — крест-камни. Они ведут свое начало с IV века. Несмотря на то, что они появились веками позже, на территории изучаемого участка сохранились резные плиты более ранних времен. Ранее хачкары устанавливались царями в знак завоевания территории, намного позже они стали частью ААЦ и имели уже более благородный и духовный смысл. [7]

Помимо архитектурных сооружений и зданий в истории Армении важную роль играет еще и ландшафт. Охраняемые территории исторически значимых мест достаточно обширны. Так как через эти участки земли были проложены пути апостолов и проповедников христианства, именно эти земли застали войны и видели апостолов при их жизни. Поэтому в ландшафтном предложении сохранение природных пейзажей и устройство зон и сооружений для их созерцания и поклонения им, как природным реликвиям, занимает особое место.

Ландшафт Армении богат своей историей и именно поэтому крупные участки земли остаются не тронутыми. Большая часть этих зон была выделена под раскопки артефактов, потерянных в ходе времени, нескончаемых войн, и сильных землетрясений. Вышеупомянутый храм Гарни сам не раз разрушался и только в 1966 году был восстановлен из найденных элементов, но некоторые обломки храма до сих пор утеряны в ущелье. (рис. 3) [8]

Руины храма Гарни до реконструкции в 1966 году

Рис. 3. Руины храма Гарни до реконструкции в 1966 году

Исследование показало повышение годовой температуры на 1°C и уменьшение количества осадков на 6 % за последние 80 лет, но это не является значительным показателем для Армении. На основании изученных документов [9] («Датировка национальных храмовых построек») можно установить, что храмовая архитектура в последнее десятилетие стала значительно уязвима и разрушаема. Это объясняется тем, что в качестве материалов для строительства храма использовался белый и красный туф местного производства, камень достаточно мягкий, поэтому данные об изменении климата важны. Отсюда можно сделать вывод — факторы климатического воздействия играют основополагающую роль в разрушении храмовой архитектуры. Но стоит отметить, что для ландшафтных работ в выбранной зоне существуют достаточно благоприятные условия для создания геопластически преобразованных и зеленых участков.

Армения богата растениями несмотря на то, что Гарни находится на холме, даже в данный момент он усыпан зеленью. Задачей автора является правильно структурировать озеленение Гарни и использовать в своей работе сохранившиеся виды растений, которые подвержены исчезновению. [10] Это сделает заповедник парком-заповедником.

«Территория Армении принадлежит зоне молодой альпийской складчатости, следствием чего являются продолжающиеся горообразовательные процессы — причина разрушительных землетрясений. Согласно исследованиям Армянской Ассоциации Сейсмологии и Физики Земли, 94 % всех катастроф на территории Армении были связаны с сильными землетрясениями. В частности, исторические столицы Армении были разрушены землетрясениями. По историческим данным, охватывающим период почти 2000 лет, максимальная сила землетрясения на территории Армении составила 10 баллов по 12-бальной шкале». [11]

В ландшафтном проектном предложении подробно не рассматриваются реставрируемые архитектурные памятники. Это выходит за рамки исследования. Основной упор сделан на ландшафтно-архитектурные аспекты формирования трех парков-музеев, как научных, художественных и туристических центров. Вновь создаваемые ландшафтно-архитектурные сооружения и комплексы решают две основные задачи: 1. Воссоздание ландшафтными средствами утраченной исторической архитектурной среды, что позволяет погрузиться в исторический контекст становления христианства в Армении; 2. Создание комфортных условий длительного пребывания различны контингентов туристов, ученых, студентов и художников в проектируемом музее-заповеднике.

Один из методов решения первой поставленной задачи является составление малых архитектурных форм, используя материалы, орнаменты и выдержанные в стилистике эпохи элементы архитектурного декора выбранной местности. (рис. 4) Такой вариант оформления ландшафтной территории полностью вписывается окружающий антураж территории и не спорит с архитектурой исторического объекта.

Воссоздание римского декумануса на примере музея-заповедника Гарни (малые архитектурные формы, выполненные из элементов храма Гарни)

Рис. 4. Воссоздание римского декумануса на примере музея-заповедника Гарни (малые архитектурные формы, выполненные из элементов храма Гарни)

Следующая задача решается путем формирования ландшафтных и архитектурных объектов отвечающим потребностям находящегося в заповеднике человека. К таким потребностям относятся, как и физические нужды человека, так и профессиональные. Физические — это необходимость в проживании, в отдыхе, в формировании санитарных объектов и зоны питания. Для удовлетворения профессиональных потребностей посетителей стоит рассматривать их сферу деятельности. Для студентов и научных деятелей необходимы музейные зоны, зоны для проведения раскопок и исследований, что является естественным для таких исторических объектов как Гарни. Для художников важными аспектами комфортной работы являются зоны пленэра и видовые точки. Эти зоны необходимы для выполнения профессиональной деятельности посетителей.

Армения, как христианский центр, играла важную роль в сохранении и распространении христианства в регионе. Армянская церковь стала примером прочности и верности христианским убеждениям, несмотря на множество испытаний и преследований. Армения активно участвовала в миссионерской деятельности, отправляя священников и монахов в различные регионы для проповеди и укрепления веры. Благодаря этим усилиям, христианство распространилось в соседние страны, такие как Грузия, Иран и другие.

Христианские праздники и обряды имеют особое место в армянской культуре и способствуют укреплению национальной идентичности. Такие праздники, как Рождество, Крещение, Великий Пост, Пасха и другие, отмечаются в Армении с особым великолепием и торжественностью. Люди собираются в церквях, устраивают национальные праздничные мероприятия, исполняют народные песни и танцы, а также участвуют в религиозных обрядах, которые укоренены в вековой традиции. Церковь остается важным институтом, выполняющим религиозные и общественные функции, и имеет большое влияние на мировоззрение и ценности армянского народа. [8]

Таким образом, благодаря формированию развитого трехъядерного ландшафтного музея-заповедника и его парков-музеев в Армении сразу решаются несколько текущих проблем. Увеличивается поток туристов и интерес к объектам культуры; расширяется территория парков-музеев, создавая определенный сценарий посещения и передвижения по зонам; увеличивается функционал каждого парка-музея и освещаются новые не затронутые подробности дохристианской и христианской исторических эпох Армении, которые ранее не были затронуты так основательно. Сохраняются ценные ландшафты и пейзажи как ландшафтные памятники. В этом и состоит решаемая автором ландшафтно-архитектурная задача.

Литература:

  1. Саркисян Г. X., Акопян Т. X., Абрамян А. Г. История армянского народа: с древнейших времён до наших дней / Нерсисян М. Г. — Ер.: ЕГУ, 1980. — С. 340. — 460 с.
  2. История Древнего мира. Т. 2. Расцвет Древних обществ. — 2-е изд. — М.: 1983. — С. 399–414.
  3. М. Ю. Лимонад «Ландшафтная архитектура началась в раю», М.: ГУЗ- ШАССИ, 2019 г. — 70 стр. с илл.
  4. Легенда о царе Авгаре. Месяца августа в 16 день. Перенесение Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа в Царьград [Электронный ресурс] // Древнерусская литература. Антология. URL: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/legenda-o-care-avgare/legenda-o-care-avgare-original.htm
  5. М. Ю. Лимонад, С. О. Антонов, Д. Ю. Гусаров, Н. А. Трубицына, С. А. Трубицына, «Воссоздание Нерукотворенного образа. Историческая реконструкция» –М.: НПКФ «МаВР», 2016, — 60 с.: ил.
  6. «Армянская церковь: краткое введение» Крикора Балакяна
  7. «Армянское христианство сегодня: политика идентичности и популярная практика» М. Д. Финдикяна — Ереван, 2014
  8. «Армянская апостольская церковь» Бедроса Норехада
  9. Лулукян, Н. С. Сравнительно-типологический анализ армянской храмовой архитектуры (на материале объектов Нагорного Карабаха) / Н. С. Лулукян // Дизайн. Искусство. Промышленность. — 2017. — № 4. –С. 89–95.
  10. Казарян А. Ю. «Архитектура стран Закавказья VII в.: формирование и развитие традиции».
  11. Красная Книга Армении (Растения) / Под ред. К. Г. Таманян, Г. М. Файвуш, Ж. А. Варданян, Т. С. Даниелян. — Ереван, 2010. — 598 с
  12. Армянская Ассоциация Сейсмологии и Физики Земли. Спитакское землетрясение и проблемы сейсмической защиты Армении. URL: http://www.aaspe.am.
Основные термины (генерируются автоматически): Армения, принятие христианства, апостол, армянский царь, Великая Армения, история Армении, распространение христианства, христианство, армянская культура, ландшафтный музей-заповедник.


Ключевые слова

Христианство, Армения, ландшафтная архитектура, музей-заповедник

Похожие статьи

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Библиографическое описание: Саргсян, А. Л. Культура и искусство Армении / А. Л. Саргсян.

С принятием христианства Армения становится одним из важнейших очагов мировой

Хачкары стали резать в начале IV века, сразу после того, как Армения приняла христианство.

Таким был, например, Тигранакерт, одна из столиц знаменитого армянского царя Тиграна II (95–55 гг...

Античная традиция историописания о Тигране II Великом в труде...

Анализируется античная традиция историописания Мовсеса Хоренаци в своем главном труде «История Армении». В частности, рассматривается период правления Тиграна II Великого, как наиболее могущественного периода в истории Армянского государства.

Армения в системе эллинистических государств

Арташес I стал царем, при котором «Великая Армения стала обширным государством, расположенным в пределах почти всех своих естественных границ и простиравшимися от Северной Месопатамии до реки Куры и от Атропатены до Софены и Малой Армении» [12, с.22].

Обычное право и правовой обычай как источник армянской...

Данный феномен, как аспект армянской культуры, и является предметом нашего внимания.

Так, например, Мовсес Хоренаци (V в.) отмечает, что армянский царь Вагаршак назначал судей при дворе и

С приходом в Армению христианства наказанию подвергались и священники

Армения, армянская культура, Малая Азия, национальная культура, Армянское нагорье...

Армения в I в. до н. э. Империя Тиграна II Великого

Внук Арташеса I — Тигран II выступает основной фигурой в истории Великой Армении и

В конце II в. до н. э. Великая Армения подверглась нападению парфянского царя Митридата II.

Никогда еще Армения не была столь огромной, каковой она являлась при Тигране Великом.

Культура завоёванных стран отразилась на развитии Византийской культуры.

Специфические особенности формирования армянского...

...что христианство могло через Малую Армению распространяться в Великой Армении.

Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате.

При содействии католикоса Саака Партева и царя Врамшапуха (389‒415) в Армении открываются

С падением Рима в 476 г. центр христианства и мировой культуры перешел в Византию, г...

Хачкары и их смысловые элементы | Статья в журнале...

Литература: Г. Овсепян -“Материалы и исследования истории армянского искусства”. Ереван 1987г. Токарский Н. М. Архитектура Армении IV — XIV вв.

Хачкары — символом национальной культуры в Армении являются «хачкары» — так называемые

Особую значимость символ креста обрел в христианстве, став образом великой жертвы Иисуса Христа ради людей.

Аланы в истории Византийской империи | Статья в журнале...

Ключевые слова: Алания, аланы, Византия, кавказские народы, христианство.

Неудивительно что по своему значению Алания ставилась Византией на один уровень с такими государствами того времени, как Хазария и Армения.

Определена роль взаимодействия культур в развитии византийской архитектуры.

Армения в I в. до н. э. Империя Тиграна II Великого.

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на...

Распространение христианства на аланскую территорию происходило с помощью

Принятие христианства в Алании началось с крещения высшей аристократии.

Например, один из царей алан XII века в крещении получил имя Иоанн, а его этническое имя звучало как «Худдан».

В христианстве подобные образы птиц можно идентифицировать с образами голубей.

Похожие статьи

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Библиографическое описание: Саргсян, А. Л. Культура и искусство Армении / А. Л. Саргсян.

С принятием христианства Армения становится одним из важнейших очагов мировой

Хачкары стали резать в начале IV века, сразу после того, как Армения приняла христианство.

Таким был, например, Тигранакерт, одна из столиц знаменитого армянского царя Тиграна II (95–55 гг...

Античная традиция историописания о Тигране II Великом в труде...

Анализируется античная традиция историописания Мовсеса Хоренаци в своем главном труде «История Армении». В частности, рассматривается период правления Тиграна II Великого, как наиболее могущественного периода в истории Армянского государства.

Армения в системе эллинистических государств

Арташес I стал царем, при котором «Великая Армения стала обширным государством, расположенным в пределах почти всех своих естественных границ и простиравшимися от Северной Месопатамии до реки Куры и от Атропатены до Софены и Малой Армении» [12, с.22].

Обычное право и правовой обычай как источник армянской...

Данный феномен, как аспект армянской культуры, и является предметом нашего внимания.

Так, например, Мовсес Хоренаци (V в.) отмечает, что армянский царь Вагаршак назначал судей при дворе и

С приходом в Армению христианства наказанию подвергались и священники

Армения, армянская культура, Малая Азия, национальная культура, Армянское нагорье...

Армения в I в. до н. э. Империя Тиграна II Великого

Внук Арташеса I — Тигран II выступает основной фигурой в истории Великой Армении и

В конце II в. до н. э. Великая Армения подверглась нападению парфянского царя Митридата II.

Никогда еще Армения не была столь огромной, каковой она являлась при Тигране Великом.

Культура завоёванных стран отразилась на развитии Византийской культуры.

Специфические особенности формирования армянского...

...что христианство могло через Малую Армению распространяться в Великой Армении.

Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате.

При содействии католикоса Саака Партева и царя Врамшапуха (389‒415) в Армении открываются

С падением Рима в 476 г. центр христианства и мировой культуры перешел в Византию, г...

Хачкары и их смысловые элементы | Статья в журнале...

Литература: Г. Овсепян -“Материалы и исследования истории армянского искусства”. Ереван 1987г. Токарский Н. М. Архитектура Армении IV — XIV вв.

Хачкары — символом национальной культуры в Армении являются «хачкары» — так называемые

Особую значимость символ креста обрел в христианстве, став образом великой жертвы Иисуса Христа ради людей.

Аланы в истории Византийской империи | Статья в журнале...

Ключевые слова: Алания, аланы, Византия, кавказские народы, христианство.

Неудивительно что по своему значению Алания ставилась Византией на один уровень с такими государствами того времени, как Хазария и Армения.

Определена роль взаимодействия культур в развитии византийской архитектуры.

Армения в I в. до н. э. Империя Тиграна II Великого.

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на...

Распространение христианства на аланскую территорию происходило с помощью

Принятие христианства в Алании началось с крещения высшей аристократии.

Например, один из царей алан XII века в крещении получил имя Иоанн, а его этническое имя звучало как «Худдан».

В христианстве подобные образы птиц можно идентифицировать с образами голубей.

Задать вопрос