Армения в системе эллинистических государств | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хачатрян, Т. С. Армения в системе эллинистических государств / Т. С. Хачатрян. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 60-66. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/451/17307/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор рассматривает роль Армянского государства в системе эллинистических государств древности.

Ключевые слова: эллинизм, Великая Армения, сатрапия, Арташес I.

Эллинистическая культура, сложившаяся в странах Ближнего и Среднего Востока в результате взаимодействия проникшей сюда вместе с греко-македонянами эллинской цивилизации с местными цивилизациями, стала одним из важнейших явлений в истории человечества конца I тыс. до н. э. Однако далеко не все государства и исторические области региона испытали влияние эллинизма в равной степени. Отсюда назревает вопрос о принадлежности Армянского государства к миру эллинизма.

Политически мир эллинизма существовал как ряд государств, возникших на развалинах империи Александра, имевших разные политические традиции, с преобладанием западных, эллинских, или восточных, иранских в первую очередь, элементов. Именно в этом мире нужно было найти свое место Армении.

До начала II в. до н. э. Армянское государство, находившееся под покровительством Селевкидов, не подвергалось влиянию эллинизма. В конечном счете, Армения осталась на обочине магистральных исторических процессов региона. И только с установлением династии Арташесидов здесь стали происходить те же процессы, которые охватили весь Ближний Восток и Египет.

Анализ имеющихся фактов показывает, что после решающих побед Александра Македонского на месте бывшей ахеменидской сатрапии продолжали существовать три армянских княжества, чья вассальная зависимость от Селевкидов носила в значительной степени номинальный характер, — Великая Армения, Софена и Малая Армения [12, с. 18]. Попав под власть Селекидского государства, все армянские области в значительней степени сохранили прежнюю самостоятельность, власть в них принадлежала сатрапам или стратегам [5, с. 129]. Большие изменения в жизни Великой Армении произошли после поражения Антиоха III при Магнезии (190 г. до н. э.). Это событие послужило сигналом к всеобщему движению за независимость не только Малой Азии, но и на всем Армянском нагорье. Стратеги Великой Армении Арташес (Артаксий) и Софены Зарех (Зариадр) перешли на сторону римлян и объявили себя независимыми царями (Strab. XI.14.15). Помимо вышеупомянутых двух государств в то же самое время существовало еще два армянских царства — Малая Армения и Коммагена.

Новый армянский царь Арташес I, который справедливо получил имя Благодетель , или Добрый (Барепашт — на армянском языке , eusebes на греческом) [11, с. 125] правил со 189 по 160 г. до н. э., и был не только одним из видных деятелей армянского государства, но и основателем новой царской династии — Арташесидов. Арташес сам себя называет сыном Зареха (Зариадрия) — царя Софены и потомком династии Оронтидов. По этому поводу Г. Х. Саркисян пишет: «Завоевавший власть новый правитель объявил себя продолжателем предыдущей династии, чтобы этим укрепить правовые основы своей власти, а также возвысить свой авторитет… Такой шаг совершил и Арташес, которому, вероятно, очень понравилось через Оронтидов связать себя с Ахеменидами» [10, с.529].

Важно отметить, что территориальные изменения, которые претерпело царство Великой Армении на момент своего основания были не уж столь значительными по сравнению с границами сатрапии Армении. С. М. Кркяшарян отмечает, что Селевкидское государство включило в свой состав, наряду с десятью сатрапиями Ахеменидов Тамонотиду (Тморик) [11, с.102]. Это означало, что на востоке граница Великой Армении доходила до места слияния Аракса с р. Курой. На севере были утеряны территории Гугарка и Хордзяна, а на юге был отделен Кордук. Позднее граница Великой Армении на южном рубеже проходила параллельно северным склонам Армянского Тавра. По свидетельству Страбона, царю Софены — Зареху (Зариадрию) принадлежали территории не только самой Софены, но и Аксиены, Одомантиды и небольших прилежащих вокруг областей. Царю Великой Армении принадлежала территория вокруг Артаксаты (Страбон называет Арташеса I царем именно этой территории). Великая Армения стремительно расширила свои границы за счет области иберов — предгорья Париадра, Хорзена и Гогарена, мидийцев — областей Каспиана, Фавнитида и Басоропеда, сирийцев — Таронилда, халибов и мосинеков — Каренитида и Ксерксена, и катанов — Акилисена и область вокруг Антитавра. Автор отмечает, что после такого объединения все эти народы говорят на одном языке (Strab. XI.14.5). Последовавшие войны обогатили государство новыми территориями.

Новосозданная страна Великая Армения включала в свой состав 15 губерний (на армянском языке — наhанг ) и более 190 провинций (на армянском языке — гавар ) [9, с.3–6]. По данным Плиния Старшего, «Армения разделена на префектуры, которые называются стратегиями, некоторые из которых ранее были царствами. Их сейчас 120, и они носят варварские названия» (Plin. NH. VI.27) [6, с.47]. Т. Х. Акопян утверждает, что цифра 120 не соответствует действительности и это лишь ошибка писцов [1, с.128–129]. Разницу цифр в сочинении Плиния и в «Ашхарацуйце» многие исследователи связывают с разновременностью создания имеющихся у нас источников. Известно, что «Армянская география» или «Ашхарацуйц» была написана в VII в. [8, с.18–19], уже в период перехода Армении к раннему феодализму, и, вероятно, на основе 120 стратегий были образованы более 190 провинций [11, с. 147–148]. Что касается античного периода, то свидетельство Страбона по вопросу об административно-территориальном делении Армении представляются нам достаточно убедительными. При упоминании названий 30 административно-территориальных единиц Великой Армении Страбон не уточняет что это — губернии или провинции, и исследователи приходят к выводу, что Страбону все же было известно о существовании 120 стратегий, о которых упоминает Плиний Старший [6, с.48].

Такое административно-территориальное деление у Страбона вызывает достаточное количество вопросов и предположений. Из свидетельства следует, что сама Великая Армения, хоть и расширила свои границы и увеличилась в размерах в несколько раз, все же уступала Софене по масштабам страны [3, с.9]. Свидетельство Страбона дополняется сведениями Клавдия Птолемея о Малой Армении, изложенными в V книге его «Географии» [2, с.117–121]. О самой Малой Армении, где в начале II в. до н. э. царствовал союзник Фарнака Понтийского — Митридат, мы имеет очень скудные свидетельства. Информация о ней более подробна в I в. до н. э., когда государство входило в сферу интересов Рима [4, с.57].

Немаловажным источником для точного определения границ армянских государств служат сведения «Древнеармянской географии» или «Ашхарацуйца». Согласно «Ашхарацуйцу» Софена прилегала к Алдзнику, Бардзру, Айку и Туруберану. По мнению А. Ж. Арутюняна, Софене принадлежала еще одна немаловажная территория — местность Одомантис (Оромандра) или же она граничила с территорией Софены.

Позаботившись об организационной структуре своего царства Арташес I начал строительство своей растущей империи и основал столицу Армянского государства — Артаксату (Арташата). Важно отметить, что ранее, при Ерванде I (401–344 гг. до н. э.), столицей армянского государства был город Армавир, расположенный к северо-западу от горы Арарат, на просторах долины Аракса. В III в. до н. э. резиденция уже Ерванда IV (212–200 гг. до н. э.) переместилась к западу, в новый город Ервандашат (Оронтасата), а Армавир остался религиозным центром Армянского государства и одним из значительных центров транзитной торговли. Насколько велико было греческое влияние на население городов Армении уже начале II в. до н. э., свидетельствуют найденные в Армавире греческие надписи, значение которых в качестве свидетельства эллинизации страны было уже отмечено многими исследователями [7, с.1–2].

О строительстве Арташата существует две версии. По свидетельству Диодора известно, что «Артаксия, царь Армении, отпав от Антиоха основал соименный себе город» (Diod., XXXI.17a). Схожи сведения армянского историка Мовсеса Хоренаци (Моисея Хоренского), который описывает основание города Арташесом так: «Арташес отправляется на место, где сливается Ерасх с Мацемором. (Здесь) полюбился ему холм, на котором строит город и называет его Арташатом [13, II.49]. Место было удобное, примерно в 30 км от него еще в 782 г. до н. э. была построена урартийская крепость Эребуни, предшественница современного Еревана. Положение новой столицы позволило ей быстро стать цветущим городом.

С другой стороны, Страбон не описывает строительство города или же его основание, он очень кратко упоминает об Арташате, но факт строительства города приписывает не армянскому царю Арташесу I, а Ганнибалу, действовавшему по указанию Антиоха III (Strabo. XI.14.6). Более подробными являются сведения Плутарха, содержащиеся в биографии Лукулла. Он пишет: «Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешел ко двору Артакса Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим, он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наметки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении» (Plut. Luc. 31).

Стоит сказать, что цель Арташеса I заключалась не только в создании нового административного и культурного центра Великой Армении, но и в превращение новых городов в крупные и устойчивые торгово-ремесленные центры Ближнего Востока. По сведениям Мовсеса Хоренаци, все города Армянского царства вскоре были заселены чужеземными народами, проживающими в горах, долинах и полях. (Movs. II.56). Похожую политику можно наблюдать в правление внука Арташеса I — Тиграна II Великого, основавшего новую столицу — Тигранакерт, в котором наряду с армянским населением жили еще жители двенадцати завоеванных им эллинистических городов. (Strabo. XI.14.15; Plut. Luc. 29; Dio Cass. XXXVI.2)

Арташес I стал царем, при котором «Великая Армения стала обширным государством, расположенным в пределах почти всех своих естественных границ и простиравшимися от Северной Месопатамии до реки Куры и от Атропатены до Софены и Малой Армении» [12, с.22]. Важно отметить, что Великая Армения играла значимую роль в международных отношениях в Передней Азии.

Литература:

  1. Акопян Т. Х. Историческая география Армении. Ереван, 2007 (на арм яз).
  2. Арутюнян А. Ж. Об одном сведении Клавдия Птолемея // Кантех. Ереван, 2007. № 2. (на арм. яз)
  3. Арутюнян А. Ж. Армения и Великая Армения в историко-географической концепции Страбона // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Севастополь; Тюмень, 2013. Вып. V. С. 9.
  4. Арутюнян А. Ж. Армения, государства Восточного Средиземноморья м Иран (189 г. до н. э. — 298 г. н. э.). Ростов-на-Дону, 2015.
  5. Арутюнян А. Ж. Арташес I и создание древнеармянской профессиональной армии // ВДИ. № 2. 2009.
  6. Арутюнян А. Ж. Возникновение института губерний на территории древнеармянского государства (согласно античным источникам) // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Севастополь; Тюмень, 2012. Вып. IV.
  7. Болтунова А. И. Греческие надписи Армавира // Известия Армянского филиала Академии Наук СССР. 1942. № 1–2 (15–16).
  8. Даниелян Э. Л. Армянские космографические труды VII века о строении Вселенной. Ереван, 1978.
  9. Еремян С. Т. Армения по «Ашхарацуйцу» (Армянской географии VII века) (опыт реконструкции армянской карты VII века на современной картографической основе). Ереван, 1963 (на арм.яз).
  10. История армянского народа: С древнейших времен до наших дней / [Г. Х. Саркисян, Т. Х. Акопян, А. Г. Абрамян и др.]; Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван: Изд-во Ерев. гос. ун-та, 1980.
  11. Кркяшарян С. М. Государственное устройство древней Армении (VI в. до н. э. — IV в. н. э.). Ереван, 2005. (на арм.яз).
  12. Манандян Я. А. Тигран II и Рим. Пер. с арм. Ереван: Изд-во АрмФАН, 1943.
  13. Моисей Хоренский. История Армении. Пер. Н. О. Эмина. М., 1893.

Ключевые слова

эллинизм, Великая Армения, сатрапия, Арташес I