Психологические особенности мужчин и женщин в контексте управленческой деятельности в системе образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.06.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Дорина, А. А. Психологические особенности мужчин и женщин в контексте управленческой деятельности в системе образования / А. А. Дорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103470/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье исследуется специфика психологических особенностей управленцев (мужчин и женщин) в рамках управления образовательной организацией. Обоснована актуальность проблемы, выявлены общие направления изучения психологических характеристик, проанализированы особенности психологических компонентов в структуре личности мужчин и женщин руководителей в системе образования, определена связь с управленческим потенциалом.

Ключевые слова: психологические особенности, мужчины, женщины, управленческая деятельность, образовательная организация.

В настоящее время проблема оптимизации управленческой деятельности образовательной организации (ОО) является одной из ключевых, так как от качества менеджмента зависит функционирование целостной образовательной системы, своевременность и эффективность решения задач, удовлетворенность трудом педагогического состава и многие другие факторы полноценной профессиональной деятельности.

В научных разработках ряда современных исследователей указывается, что существует обоснованная практикой менеджмента ОО необходимость в изучении психологических особенностей управленцев — женщин и мужчин, так как специфика гендера оказывает влияние на формирование индивидуального стиля деятельности, обуславливающего способности, специфику эмоционального реагирования, стрессоустойчивость и копинг-стратегии, гибкость и психологическую готовность к нововведениям.

Ученые отмечают важность учета «гендерных механизмов на систему управления организацией» [4,c.63], в том числе исследования «мужского и женского стиля управления», специфики профессионально-важных качеств, комплекса компетенций и т. д. Актуальность исследования определяется также, по словам С. Г. Добротворской и соавторов, необходимостью разработки «модели становления «общепрофессиональных свойств личности и программ повышения квалификации» [2,c.486] с учетом гендерных психологических данностей.

Сложная деятельность руководителя ОО предъявляет требования к структуре его психологических характеристик, которые обуславливают отношение к разным аспектам профессиональной деятельности и могут либо способствовать, либо препятствовать ее успешному осуществлению. В исследовании Л. П. Вершининой [1, c. 231] четко обозначены психологические качества современного руководителя, которые автор разделяет на такие группы, как: личностные (самоуважение, самообладание, трудолюбие, ответственность, решительность и т. д.);

– психофизиологические, связанные с темпераментными характеристиками, уровнем эмоциональной стабильности, познавательными процессами;

– деловые качества (умение строить взаимоотношения в коллективе, сотрудничать, принимать решения с учетом интересов всех субъектов образовательной деятельности; оказывать влияние конструктивными методами и т. д.); организаторские и коммуникативные способности;

– профессиональные знания в области педагогической и управленческой деятельности.

Нами были проанализированы современные исследования по проблеме гендерных аспектов управленческой деятельности [1,2,3,4,5] и систематизированы основные психологические особенности, актуализирующиеся в деятельности современных руководителей ОО. (Таблица 1)

Таблица 1

Психологические особенности женщин- управленцев

Психологические особенности мужчин-управленцев

Высокая структурированность деятельности.

«Высокий уровень отношения к делу: ответственность, организованность, трудолюбие» [3,c.56].

В принятии решений преобладает логика и рациональность.

В принятии решений участвует и логика, и интуиция.

Тенденция к четкому планированию деятельности, консерватизм в отстаивании собственной позиции.

Более высокий уровень инициативности, гибкость, эмпатия во взаимоотношениях.

Достаточная эмоциональная стабильность (устойчивость). Контроль эмоций.

Высокая эмоциональность и ее влияние на качество отношений в коллективе.

Требовательность, деловой стиль, вера в себя.

Часто недооценка своих возможностей, более низкий в сравнении с мужчинами уровень притязаний.

«Преобладание командно — административного стиля управления» [5,c.204], недостаточный уровень эмпатии.

Преобладание комбинированного стиля управления на основе демократического: коллегиальность, гибкость, большая открытость и стремление к партнерскому взаимодействию.

Мотивы: «карьера как перспективная должность» [5,c.204]/

Мотивы: «карьера как личностный рост». [5,c.204]

Из данных таблицы следует, что к специфике управленческой деятельности мужчин относится большая эмоциональная стабильность и устойчивость, консерватизм и авторитарность в управлении. Для женщин- меньшая эмоциональная стабильность, однако гибкость и способность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Согласно результатам исследования С. Г. Добротворской и соавторов (проведенного с респондентами в количестве 120 руководителей ОО мужского и женского пола) были выявлены следующие отличия в психологических характеристиках управленцев:

– мужчины-руководители ОО имеют более высокие показатели по шкале самоотношения. в сравнении с женщинами, что означает «самоуверенность и смелость в общении, уверенность в позитивном принятии окружающих, отсутствие внутреннего напряжения и контроль эмоций» [2, c. 492];

– Для мужчин и для женщин характерны высокие показатели самоуважения и самоактуализации. Общими для обеих гендеров являются наличие качеств самоценности, эмоционального интеллекта, способности к субъект-субъектному общению и высокая проявленность творческих качеств.

– По профилю личностных качеств для женщин-руководителей характерны высокие показатели по шкалам «Дипломатичность», «Сила Я», «Высокий интеллект» [2, c. 492], это характеризует женскую выборку как руководителей, обладающих собранностью, проницательностью, жизнестойкостью, выраженными умственными способностями.

– По профилю личности мужчин-руководителей ярко выражены характеристики высокого интеллекта и дипломатичности.

По совокупности проведенных исследований авторы также делают вывод о преобладании характеристик конформности у женщин руководителей по сравнению с мужчинами, отмечая при этом более высокие показатели практичности женского стиля управления.

Подводя итоги, отметим, что проблема научного анализа психологических особенностей мужчин и женщин в контексте управленческой деятельности в системе образования является недостаточно изученной и требует дальнейшей разработки. В существующих концепциях обозначены направления исследования, связанные с конкретизацией психологических качеств управленца в зависимости от гендера и определения их влияния на качество работы руководителя ОО. Мы выяснили, что в структуре личностных характеристик руководителей, вне зависимости от пола преобладают качества самоуважения и самоактуализации, настойчивости, дипломатичности, высокого интеллекта и креативности. У женщин-руководителей отмечаются проявления эмоциональной нестабильности, некоторой недооценки собственных возможностей и конформности в реализации управленческой деятельности. Среди мужчин-руководителей выявлены факты авторитарности в управлении, жесткого консерватизма и недостаточной практичности. Учет выявленных психологических данностей будет способствовать разработке программ профессионального совершенствования в рамках повышения квалификации руководителей ОО.

Литература:

  1. Вершинина Л. П. Портрет современного руководителя образовательной организации / Л. П. Вершинина, А. В. Селиванова, А. А. Топалова // Инновационные научные исследования. — 2021. — № 12–2(14). — С. 229–237.
  2. Добротворская С. Г., Муравьева Е. В., Горина Л. Н. Особенности личностных и профессионально важных качеств мужчин и женщин-руководителей общеобразовательных учреждений // ПНиО. 2023. № 2 (62). –С.486–493.
  3. Ливак Н. С. Личностные особенности женщин-руководителей // Образовательный вестник «Сознание». 2018. № 10. –С.56.
  4. Михайлова Т. В., Балашкевич И. В. Исследования гендерных аспектов в управленческой деятельности // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 6–3 (75). — C.63–64.
  5. Рудь А. С. Гендер как феномен в политике управления и образовательном менеджменте // Лидерство и менеджмент. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gender-kak-fenomen-v-politike-upravleniya-i-obrazovatelnom-menedzhmente (дата обращения: 28.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): управленческая деятельность, образовательная организация, высокий интеллект, женщина, женщина руководителей, качество, принятие решений, психологическая особенность управленцев, система образования, эмоциональная стабильность.


Похожие статьи

Психологические особенности руководителей, влияющие на...

В настоящей статье раскрываются психологические особенности принятия управленческих решений, а также представлены психологические рекомендации по повышению эффективности процесса принятия управленческих решений, основанных на результатах...

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Отдельное внимание уделено особенностям достижения высокого уровня эмоционального интеллекта. Проведено сравнение когнитивного и эмоционального интеллекта.

Рис. 1 Составляющие высокого эмоционального интеллекта у руководителей.

Бабаева Д. Г. Развитие эмоционального лидерства на уровне организации / Д. Г. Бабаева.

Портрет современного управленца в образовании

- решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных

Выполняя свои функции, современный управленец в образовании должен обладать следующими качествами: высокий

Управленческая культура руководителя образовательного... Таким образом, современный руководитель образовательного учреждения должен быть.

Личностные особенности руководителей коммерческих...

Исследование реализовывалось на базе 40 коммерческих организаций г. Москвы и Московской области. Всего в исследовании приняло участие 40 руководителей коммерческих организаций, из них 22 мужчины и 18 женщин в возрасте от 24 до 53 лет (средний возраст 36,8 лет).

Социальный интеллект как фактор успешности...

Управленческая компетентность — это те знания и навыки, которые позволяют руководителю успешно и

Высокий уровень социального интеллекта — важная составляющая успеха руководителя.

Из них 36 мужчин и 14 женщин, средний возраст 34 года. Опыт работы от 1 до 12 лет.

Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности / А. В. Быков.

Профессионально важные качества руководителя

Рис. 1. Схема управленческой деятельности руководителя.

Чем выше социальный интеллект, тем выше успешность руководителя в профессиональной деятельности. Литература: Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности / А. В. Быков.

система управления, Россия, менеджер, управленческая деятельность, роль...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Особенности управленческой деятельности | Статья в журнале...

В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее

Предметом управленческой деятельности является деятельность управляемой системы.

Процесс принятия руководителем (субъектом управления) управленческих решений

Принятие управленческих решений – это один из ключевых этапов управленческой деятельности.

Управленческая культура руководителя образовательного...

Поэтому современные руководители учреждений образования должны обладать

задачи в сфере социального управления с высокой степенью эффективности и стабильности» [2].

Управленческая культура руководителя в сфере образования – это комплекс

обстоятельств методы управленческой деятельности [1] и формирует образ идеального управленца.

Похожие статьи

Психологические особенности руководителей, влияющие на...

В настоящей статье раскрываются психологические особенности принятия управленческих решений, а также представлены психологические рекомендации по повышению эффективности процесса принятия управленческих решений, основанных на результатах...

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Отдельное внимание уделено особенностям достижения высокого уровня эмоционального интеллекта. Проведено сравнение когнитивного и эмоционального интеллекта.

Рис. 1 Составляющие высокого эмоционального интеллекта у руководителей.

Бабаева Д. Г. Развитие эмоционального лидерства на уровне организации / Д. Г. Бабаева.

Портрет современного управленца в образовании

- решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных

Выполняя свои функции, современный управленец в образовании должен обладать следующими качествами: высокий

Управленческая культура руководителя образовательного... Таким образом, современный руководитель образовательного учреждения должен быть.

Личностные особенности руководителей коммерческих...

Исследование реализовывалось на базе 40 коммерческих организаций г. Москвы и Московской области. Всего в исследовании приняло участие 40 руководителей коммерческих организаций, из них 22 мужчины и 18 женщин в возрасте от 24 до 53 лет (средний возраст 36,8 лет).

Социальный интеллект как фактор успешности...

Управленческая компетентность — это те знания и навыки, которые позволяют руководителю успешно и

Высокий уровень социального интеллекта — важная составляющая успеха руководителя.

Из них 36 мужчин и 14 женщин, средний возраст 34 года. Опыт работы от 1 до 12 лет.

Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности / А. В. Быков.

Профессионально важные качества руководителя

Рис. 1. Схема управленческой деятельности руководителя.

Чем выше социальный интеллект, тем выше успешность руководителя в профессиональной деятельности. Литература: Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности / А. В. Быков.

система управления, Россия, менеджер, управленческая деятельность, роль...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Особенности управленческой деятельности | Статья в журнале...

В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее

Предметом управленческой деятельности является деятельность управляемой системы.

Процесс принятия руководителем (субъектом управления) управленческих решений

Принятие управленческих решений – это один из ключевых этапов управленческой деятельности.

Управленческая культура руководителя образовательного...

Поэтому современные руководители учреждений образования должны обладать

задачи в сфере социального управления с высокой степенью эффективности и стабильности» [2].

Управленческая культура руководителя в сфере образования – это комплекс

обстоятельств методы управленческой деятельности [1] и формирует образ идеального управленца.

Задать вопрос