Профессионально важные качества руководителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 28.11.2015

Статья просмотрена: 21076 раз

Библиографическое описание:

Эскиев, М. А. Профессионально важные качества руководителя / М. А. Эскиев, А. И. Бексултанова, С. А. Аслаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 692-696. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23842/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

Профессионально важными качествами личности управленца являютсяличностные характеристики, которые обеспечивают максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности, проблема установления универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческогоранга, является весьма актуальной, так как ее исследование разрешит значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.

Руководитель современного типа, менеджер — это лицо осуществляющее руководство предприятием или его подразделением, организующее, направляющее и регулирующее деятельность подчиненного коллектива для достижения определенных целей. При этом менеджер может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности. Специфика труда менеджера состоит в том, что решение производственных, экономических, технических и социальных задач он обеспечивает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.

Для руководителя необходимы следующие профессиональные качества — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, которые в комплексе обеспечивают успешность его работы на конкретной управленческой должности, эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов, при исследовании профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным является функционально-деятельностный подход, который выявляет искомые качества на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней формирования выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

Социальный интеллект — способность понимать и правильно толковать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела, без этого качества руководителю крайне затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, который будет способствовать экономическому успеху организации.

Практический интеллект — способность человека думать критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно применять свои знания и опыт в решении практических задач, это необходимое качество, но не достаточное, эффективность управленческой работы в равной мере зависит, как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми, Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

Адекватная самооценка — показывает в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения, неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, руководитель дает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что руководитель берется выполнять непосильные задачи, в свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.

Определено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и содействующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности, чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает, поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня.

Профессиональные знания — определено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем нужных узкоспециальных знаний уменьшается, так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог, однако топ-менеджер должен знать, отвечают ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции, т. е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах [5].

Характер труда менеджера определяется тем, какие функции он реализует как руководитель, интегрируя систему управления в единое целое, направляя и координируя действия нижестоящих ее звеньев.

По мнению специалистов, в современных условиях для успешного управления деятельностью коллектива необходимо, чтобы каждой фазе жизненного цикла предприятия соответствовал определенный тип руководителя, который в состоянии принимать наиболее правильные управленческие решения.

Труд менеджера, как следует из вышеизложенного, — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь отдельных производственных подразделений и единство производственного процесса в целом. Менеджер объединяет работников различных специальностей: проектировщиков, маркетологов, инженеров, экономистов, бухгалтеров, психологов и т. д., работающих под руководством менеджера, управляющего отделом, производственным подразделением или фирмой в целом (рис. 1).

Рис. 1. Схема управленческой деятельности руководителя

 

Свойственные рынку риски и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности в принятии решений и ответственности за них, способствуют поиску оптимальных экономических, организационных и научно-технических решений в отношении нововведений. Поэтому к современному менеджеру любого уровня предъявляются весьма высокие профессиональные требования.

Основные из них:

                    наличие общих знаний в области управления предприятия определенной сфере деятельности;

                    компетентность вопросов технологии производства в конкретной отрасли;

                    владение навыками администрирования и предпринимательства, умение владеть ситуацией, проявлять инициативу и творчество;

                    способность принимать обоснованные и компетентные решения на основе анализа ситуации и знания возможности коллектива;

                    в наличии практического опыта в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых фирма уже работает или намеревается работать;

                    умение анализировать деятельность и действие конкурентов;

                    способность предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, способности спроса, меры государственного регулирования экономики;

                    знания делового потенциала своих подчиненных, их способностей и физических возможностей выполнения конкретных поручений;

                    гражданственность, требовательность к себе и к другим, высокий уровень общей управленческой культуры.

Можно утверждать, что успех дела обеспечен, если менеджер:

                    знает суть дела, которых занят сам и то, что прилагает делать коллективу;

                    понимает экономические и социальные условия, которые организуется деятельность;

                    умеет организовать, координировать направлять и контролировать деятельность подчиненных в соответствии с общими целями и задачами организации;

                    обладает настойчивостью, убежденностью и способность убеждать других, высокими нравственными качествами;

                    имеет необходимую профессиональную подготовку и опыт работы в данной сфере деятельности и в системе менеджмента;

                    в состоянии переносить физические и нервные нагрузки, оставаясь выдержанным, вежливым, рассудительным (рис.2).

http://www.science-education.ru/i/2013/6/6822/image007.png

Рис. 2. Профессионально важные качества руководителя

 

Таким образом, из всего вышеизложенного в первой главе можно сделать вывод о том, что стиль руководителя в современной рыночной экономике, его способность руководить, корректировать формы и методы воздействия на подчиненных не всегда приводят к нужным положительным результатам деятельности коллектива.

Главным условием эффективного руководства в современной действительности являются, прежде всего, знание дела и достаточно высокий профессионализм, и интеллект менеджера.

 

Литература:

 

  1.                Лилеева З. А. Менеджмент в малом бизнесе. Персонал: Как руководитель организации. — М.: Статистика, 1997. — С.92.
  2.                Эскиев М. А. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014 Гайрбекова Р. С. Юсупова Т. А.
  3.                Чажаев М. И. Эскиев М. А. Современные проблемы государственного управления. Современные проблемы науки и образования
  4.                Эскиев М. А. Чажаев М. И. Проблемы в сфере развития инновационной деятельности регионов России. Экономика и предпринимательство№ 6 (ч.2) (59–2) 2015 г.
  5.                Словарь-справочник
Основные термины (генерируются автоматически): качество, способность, деятельность, задача, знание, качество руководителя, менеджер, решение, руководитель, социальный интеллект, сфера деятельности, технология производства, успех дела.


Похожие статьи

Социальный интеллект как фактор успешности...

Чем выше социальный интеллект, тем выше успешность руководителя в профессиональной деятельности.

Литература: Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности / А. В. Быков. — М.: Изд-во УРАО, 2001. — 112 с.

Факторы успешности современного руководителя: социальная...

Деятельность руководителя достаточно сложна, многообразна и многоаспектна, ее операциональный состав плохо изучен и не охватывается современными научными

Связь интеллектуальных качеств и успешности менеджера [3].

Общий интеллект.

Значение и роль руководителя в деятельности организации

система управления, Россия, менеджер, управленческая деятельность, роль руководителя, социальное управление, муниципальная служба, общая система, профессиональная деятельность руководителя...

Профессиональные и личностные качества менеджера

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015).

Е. С. Романова выделяет доминирующие виды деятельности менеджера

- проведение презентаций. Качества, обеспечивающие успешность выполнения...

Эффективность деятельности руководителя | Статья в журнале...

Специфика решаемых руководителями задач предопределяет преимущественно

Оценка эффективности деятельности руководителей — это один из путей диагностики успешности

Руководство — это способность руководителя оказывать влияние на отдельных лиц и группы...

Психологические аспекты исследования факторов карьерной...

«Карьерный успех» определяется каккачественнаяхарактеристика деятельности руководителя, имеющая несколько составляющих.

Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности руководителя.

Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива...

Качества руководителя можно условно разделить на две группы.

Вторая группа — интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер.

Персональный менеджмент как фактор повышения эффективности...

3) корректировка целей, задач и содержания деятельности руководителя по выявленным отклонениям.

2.Самодисциплина 3. Личная организованность4.Знание технологии личной работы. 5.Способность делать себя здоровым.6.Эмоционально-волевой...

Методологические аспекты формирования системы персонального...

Руководитель — это сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности руководителя.

Похожие статьи

Социальный интеллект как фактор успешности...

Чем выше социальный интеллект, тем выше успешность руководителя в профессиональной деятельности.

Литература: Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности / А. В. Быков. — М.: Изд-во УРАО, 2001. — 112 с.

Факторы успешности современного руководителя: социальная...

Деятельность руководителя достаточно сложна, многообразна и многоаспектна, ее операциональный состав плохо изучен и не охватывается современными научными

Связь интеллектуальных качеств и успешности менеджера [3].

Общий интеллект.

Значение и роль руководителя в деятельности организации

система управления, Россия, менеджер, управленческая деятельность, роль руководителя, социальное управление, муниципальная служба, общая система, профессиональная деятельность руководителя...

Профессиональные и личностные качества менеджера

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015).

Е. С. Романова выделяет доминирующие виды деятельности менеджера

- проведение презентаций. Качества, обеспечивающие успешность выполнения...

Эффективность деятельности руководителя | Статья в журнале...

Специфика решаемых руководителями задач предопределяет преимущественно

Оценка эффективности деятельности руководителей — это один из путей диагностики успешности

Руководство — это способность руководителя оказывать влияние на отдельных лиц и группы...

Психологические аспекты исследования факторов карьерной...

«Карьерный успех» определяется каккачественнаяхарактеристика деятельности руководителя, имеющая несколько составляющих.

Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности руководителя.

Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива...

Качества руководителя можно условно разделить на две группы.

Вторая группа — интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер.

Персональный менеджмент как фактор повышения эффективности...

3) корректировка целей, задач и содержания деятельности руководителя по выявленным отклонениям.

2.Самодисциплина 3. Личная организованность4.Знание технологии личной работы. 5.Способность делать себя здоровым.6.Эмоционально-волевой...

Методологические аспекты формирования системы персонального...

Руководитель — это сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности руководителя.

Задать вопрос