В статье описываются возможности использования игровых технологий в обучении английскому языку в учреждении дополнительного образования — школе иностранных языков «LingWin» г. Ханты-Мансийска. Авторы рассматривают преимущества применения игр в организации занятий по английскому языку, анализируют конкретные примеры достижения определенных целей и задач, реализации определенных функций. Дается подробное описании деловой игры «Корпорация» для развития навыков работы в команде и повышения мотивации к изучению английского языка. Приводятся статистические данные эффективности применения данных игр.
Ключевые слова: игровые технологии, учреждения дополнительного образования, повышение мотивации, навыки работы в команде.
The present article explores the potential of incorporating gaming technologies into English language instruction at the School of Foreign Languages «LingWin» in Khanty-Mansiysk. The authors examine the benefits of utilizing games in the context of language learning, analyze specific examples of how certain goals and objectives can be achieved, and discuss the implementation of various functions. A particular focus is placed on the business game «Corporation», which is designed to foster teamwork skills and enhance motivation to learn English. Additionally, the article presents statistical data on the effectiveness of using gaming technologies in this educational setting.
Keywords: gaming technologies, additional education institutions, motivation enhancement, teamwork skills.
Актуальность. Английский язык является международным языком коммуникаций, его знание необходимо в современном мире в связи с расширением и углублением связей между странами и культурами. Однако, овладение английским языком представляет собой сложный, а иногда и утомительный процесс. Для снятия трудностей, лучшего и прочного запоминания применяются современные образовательные технологии, в том числе, игровые. Их использование в образовательном процессе позволяет повысить мотивацию студентов, ускорить изучение английского языка, улучшить качество знаний, способствует глубокому пониманию грамматики и лексики. Игровые технологии помогают учителям организовать и провести интерактивные интересные занятия.
Цель статьи заключается в освещении преимуществ применения игровых технологий в обучении английскому языку.
В научной и справочной литературе понятие «игровая технология» объясняется по-разному. Наиболее полное определение дается Л. В. Семушиной, которая рассматривает её как «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий̆ в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым, обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей» [1].
Игровая технология в обучении английскому языку выполняет следующие функции:
1) обучающая: развивает память, внимание, облегчает восприятия информации;
2) воспитательная: формирует такие качества как вежливость, внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; развивает чувство взаимовыручки;
3) развлекательная: создает благоприятную атмосферу на уроке, превращает его в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир;
4) коммуникативная: создает атмосферу иноязычного общения; способствует объединению коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке;
5) релаксационная: снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку;
6) психологическая: формирует готовность у обучающихся к эффективной деятельности, перестройке психики для усвоения больших объемов информации;
7) развивающая: направлена на гармоничное развитие личностных качеств обучающихся.
Использование игровых технологий в обучении английскому языку позволяет создать комфортную психологическую обстановку для учащихся, что способствует более эффективному усвоению материала [2]; повышению уровня знаний, развитию социальных и межличностных навыков [3].
В практике работы в школе иностранных языков «LingWin» г. Ханты-Мансийск применяются следующие виды игр: сюжетно-ролевые (имитационные), деловые, и игры-драматизации. Остановимся на их описании.
Одной из познавательных и интересных является сюжетно-ролевая (имитационная) игр «В кабинете врача». Она применяется для систематизации лексических единиц по теме «Body parts», развития навыков диалогической речи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Её суть заключается в том, что учитель выступает в роли доктора. Он ведет прием пациентов, которыми являются обучающиеся. Они подходят к доктору и на английском языке вступают с ним в коммуникацию: тренируют разговорные фразы приветствия, описывают свои «симптомы» болезни, используя изученную лексику). По аналогии с данной игрой можно организовать игру на «Продукты», имитируя посещение магазина, выбор и покупку продуктов, беседу с кассиром. Помимо обозначенных выше задач в рамках сюжетно-ролевой игры происходит знакомство с нормами этикета. Таким образом, реализуются обучающая, воспитательная, коммуникативная, психологическая и развивающая функции.
Другим эффективным средством обучения выступает игра-драматизация. Это неотъемлемый компонент преподавательской деятельности, который имеет свои правила, цели и задачи. Она развивает мышление, заставляет творчески подойти к решению проблемы и найти более быстрый и точный способ решения поставленной задачи, требует напряжения эмоциональных и умственных сил. В процессе игры-драматизации проявляются полно и порой неожиданно срытые творческие способности ребенка. На уроках английского языка она формирует языковые навыки, тренирует речевые умения, оказывает положительное влияние на психику студентов, помогает лучше и быстрее запомнить материал.
Так, игра-драматизация может быть использована для знакомства с культурой англоязычных стран, улучшения коммуникативных навыков, развития социокультурной компетенции. В ходе игры студенты могут представить себя в роли иностранцев, которые приехали в Россию и пытаются познакомиться с местными жителями. Они выбирают роли и обыгрывают их на изучаемом языке. Например, один может быть туристом из России, который пытается найти информацию о городе, а другой — иностранным туристом, который хочет узнать о местных достопримечательностях. В ходе игры можно использовать жесты и мимику, чтобы показать свои эмоции и чувства. Это поможет лучше понять язык и культуру, улучшить коммуникативные навыки.
Кроме того, игра-драматизация может помочь студентам преодолеть языковой барьер, почувствовать уверенность в общении на английском языке, почувствовать себя комфортно. Таким образом, данная игра может также рассматриваться в качестве эффективного средства обучения английскому языку, реализует воспитательную, коммуникативную, развивающую функции. Подобные игры могут помочь обучающимся понять культуру и традиции англоязычных стран [4].
Самой популярной игрой у студентов школы иностранных языков «LingWin» является «Корпорация», которая успешно применяется в течении нескольких лет для сплочения коллектива и развития навыков командной работы. Суть игры состоит в том, что каждая учебная группа образует компанию, придумывает ее название и эмблему. Компании соревнуются между собой в дисциплинированности, выполнении домашних заданий, качестве знаний по английскому языку, командном взаимодействии. Они накапливают баллы, которые можно получить за оценку и активность на уроке и внеурочное время, которые суммируются.
Каждый месяц «компания», набравшая максимальное количество баллов, награждается руководством школы. Таким образом повышается не только внешняя мотивация к изучению языка, но и внутренняя. Каждый студент школы стремится повысить свой уровень знаний, набрать как можно больше баллов в личном и командном зачете. Развивается чувство ответственности за совместно выполняемые дела. Дети контролируют выполнение домашнего задания друг у друга, помогают и объясняют сложные задания, поскольку одним из лучших способов усвоения материала является его объяснение другому человеку [5].
За годы применения игры «Корпорация» преподавателями школы было отмечено улучшение дисциплины на уроке, что, в свою очередь, влияет на внимание детей и качественное усвоение материала, желание обучаться в данной школе. Руководство школы предоставило статистические данные, согласно которым, до начала применения данной деловой игры (до 2017 года), ежегодно договор об обучении расторгали 30 % учеников, что соответствует среднему показателю по России. На настоящий момент количество учеников, желающих прекратить обучение, снизилось до 7 %, что свидетельствует об эффективности игры «Корпорация» как важного фактора в развитии мотивации к изучению английского языка. Она является не только средством обучения, но и организации досуга студентов школы, тем самым выполняя все обозначенные выше функции.
Заключение. Применение игровых технологий в обучении английскому языку в школах дополнительного образования имеет множество преимуществ. Игры позволяют ученикам более эффективно усваивать языковой материал, развивать коммуникативные навыки и повышать мотивацию к изучению языка. Кроме того, игры помогают ученикам справляться с возможным стрессом, создают благоприятную атмосферу для обучения. Использование игровых технологий позволяет не только индивидуализировать обучение и адаптировать его к потребностям каждого ученика, но создать командный дух, развить работу в команде, ответственность каждого за выполнение общей задачи. В целом, применение игровых технологий в обучении английскому языку является эффективным и увлекательным средством повышения качества знаний студентов учреждений дополнительного образования.
Литература:
- Семушина, Л. Г., Ярошенко, Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. — М.: Высшая школа, 1990. — 191 С. 91.
- Николаева, Е. В. Игровые технологии в обучении английскому языку в школах дополнительного образования // Молодой ученый. № 5, 2018. С. 142 -144.
- Левченко, О. В., Шульгина, Е. А. Применение игровых технологий в обучении английскому языку в школах дополнительного образования // Инновационные технологии в науке и образовании. — № 2, 2019. С 60–64.
- Широкова, Е. А. Игровые технологии в обучении английскому языку в школах дополнительного образования // Инновационные технологии в науке и образовании. — № 1, 2019. С. 54–58.
- The Effectiveness of Computer-Assisted Instruction in Second Language Acquisition: A Meta-Analysis. Journal of Educational Computing Research, 43(2), 2015, pp. 137–161.